Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Стирание личной истории - одна из толтекских техник. У людей, знакомых с книгами Кастанеды, могло сложиться впечатление, что стирание личной истории заключается в том, чтобы окружить свою личную жизнь туманом таинственности. Однако, игры в шпионов не имеют отношения к этой технике. В чём же она заключается и какая от неё польза?

В первую очередь, хочу отметить, что стирание личной истории относится к левой, иррациональной стороне сознания. Я долгое время не понимал, что же такое вообще техники для левой стороны. Пока, в один прекрасный момент не обнаружил, что у меня появились некие навыки, которые я могу применить и которые действуют, но я совершенно не способен объяснить, как они действуют.

Такое открытие, конечно, напугало меня, вернее, мой рациональный ум. Ведь левая сторона - это область за границами ума и разумных объяснений.

Хорошо, что же такое стирание личной истории? Технически говоря, это остановка внутреннего диалога. И всё. Вот так просто.

На самом деле, конечно, ни фига не просто, тут есть некие тонкости. С понятием внутреннего диалога, наверное, знакомы многие. Мы постоянно описываем сами себе окружающий мир. И делаем это настолько упорно и целеустремлённо, что сами начинаем верить в своё же описание.

Другими словами, мы создаём и жёстко фиксируем картину мира, а в результате наше восприятие теряет гибкость и мы уже не способны замечать ничего нового. Способность к обучению падает, и мы уже не можем правильно проходить свои жизненные уроки, поэтому попадаем в унылый замкнутый круг существования, постоянно наступая на одни и те же грабли.

Личная история - это и есть наша картина мира. Накопленный тяжеленный чемодан жестких представлений, которые мы к тому же постоянно подтверждаем себе с помощью внутреннего диалога. Или, такой образ: жесткая скорлупа, почти не пропускающая свет, которой мы себя окружили, и которая продолжает нарастать и утолщаться. Она отгораживает нас от истинной жизни и лишает наше существования радости и новизны.

Поэтому и говорится, что внутренний диалог нужно остановить, тогда картина мира станет более гибкой, а вместе с ней - и подход к жизни в целом будет более творческий и дарящий радость.

Однако, внутренний диалог не так прост, как кажется. Та внутренняя болтовня, которую легко заметить, немного понаблюдав за собой - только вершина айсберга. Это словесное выражение внутреннего диалога, которое достаточно просто задавить волевым усилием. Но подобный акт не является остановкой внутреннего диалога. Наши представления о себе и о мире гораздо глубже въелись в наше восприятие, и это не только внутренний разговор, но и образы, и эмоциональные шаблоны и много чего ещё.

Например, однажды я обнаружил у себя кусочек личной истории, который назвал «комплекс гуру». Началось это ещё в те времена, когда я стал пробовать себя в роли инструктора по даосским практикам . Я убедил себя, что моя миссия - нести знания. И сам не заметил, как глубоко эта идея проникла в моё подсознание и оттуда начала давить на всё моё восприятие. Что называется, встал на разрыв: с одной стороны, постоянно свербит мысль: «нужно проводить семинары, читать лекции, что-то делать наконец!» С другой стороны, идёт сопротивление, не получается двигаться в этом направлении. С третьей, появляется чувство вины, как будто что-то не сделано. С четвёртой, если всё таки какой-то семинар планировался, я начинал чрезмерно волноваться о том, как он пройдёт, будет ли достаточно народу и т. д.

Хочу обратить внимание: этот «комплекс гуру» почти не был выражен словесно во внутреннем диалоге, я не бухтел сам себе постоянно «проводи семинар, проводи семинар, проводи семинар». Но, вместе с тем, смотрел на мир сквозь вот это искажающее цветное стёклышко, к которому настолько привык, что не замечал его. И не понимал, откуда весь этот ворох негативных эмоций , в чём источник?

Когда я осознал этот кусочек личной истории и отпустил его, было такое ощущение, что гора с плеч свалилась. Представьте, что раз за разом Вас заставляют делать что-то не очень Вам приятное, а Вы как можете, сопротивляетесь, но всё равно вынуждены подчиниться. И вдруг в один момент Вас перестали заставлять, и Вы вдруг поняли, что у Вас есть выбор: делать или не делать, Вы можете выбрать, как воспринимать эту ситуацию и т.д. Короче, глоток свободы в истинном смысле слова.

Вот и у меня было примерно такое чувство. С той лишь разницей, что я заставлял себя сам. Мы действительно тратим, даже не замечая, огромные объёмы энергии на поддержку своей картины мира, которая нас же и ограничивает!

Стирание личной истории как раз состоит в кропотливой разборке своей картины мира на такие вот фрагменты, осознание их и стирание всего, что является слишком жестким и тормозит эволюцию.

Стирание личной истории представляет собой самое, пожалуй, обобщенное из неделаний собственного «я». Оно объемлет все техники неделания и подразумевает ликвидацию причинно-следственных связей между прошлым и настоящим.

Дон Хуан предлагает Карлосу заняться стиранием его личной истории. При этом он ссылается не только на необходимость для Карлоса изменить свой образ жизни и способ бытия, но и на то, что подобное изменение может иметь результатом разрушение предопределенности прошлым, тем, что маг назвал «личной историей».

Идея кажется нам странной не только потому, что нам привычно думать о прошлом как о фундаменте, на котором зиждется здание настоящего, но и потому, что мы привыкли считать свое прошлое чем-то неизменным, - что дает нам прекрасный повод ничего в нем не менять. Работая с группами, я не перестаю удивляться, как люди вновь и вновь заявляют, что хотят измениться, и в то же время делают все возможное, чтобы остаться теми же. Большую часть времени они тратят на оправдание собственного прошлого: «Это потому, что я так и не научился дисциплинировать себя» , «Это потому, что я всегда был слабым» , «Это потому, что родители всегда слишком сильно опекали меня» . Это потому, это потому... И «это потому» всегда оказывается как-то связанным с прошлым.

Стирание личной истории представляет собой магическую возможность, которая с трудом поддается объяснению рациональным логическим мышлением. Сотрите прошлое - не пытайтесь преодолеть его, просто сотрите. Это не означает, что мы можем стереть сами события, которые когда-то в прошлом случились в нашей жизни. Скорее это разрыв связей, которые мы с ними установили и которые наиболее очевидным образом проявляются в нашем способе бытия и образе жизни.

Если личная история - главное препятствие на пути к изменению, то возможность стереть ее открывает дверь к свободе.

Пытаясь освоить новые способы поведения, мы ощущаем сопротивление - оно проистекает из убеждения в своей неспособности сделать что-то, выходящее за рамки списка когда-либо совершенных нами действий. Мы сопротивляемся переменам. И когда мы пытаемся изменить себя, то обнаруживаем, что главное препятствие, стоящее на этом пути, - наша личная история. Семья и друзья также сопротивляются происходящим в нас изменениям; они хорошо знакомы с нашей личной историей и не позволяют нам действовать за пределами налагаемых ею ограничений. Встреча с неизвестным ставит их лицом к лицу с проблемой - они не знают как вести себя в ситуации, правилам поведения в которой они не обучены, и потому стараются избегать такой ситуации.

На память приходит довольно драматический пример. Несколько лет назад в моем практикуме принимала участие 19-летняя женщина. Ее жизнь была полна проблем - пристрастие к наркотикам, алкоголизм, отсутствие работы, плохие отношения в семье и так далее. Я застал ее погруженной в самоубийственную депрессию, совершенно ослабленную разрушительными привычками. Со временем, приложив усилия, она смогла преодолеть свои проблемы. Она боролась за изменения, отказалась от алкоголя и наркотиков, нашла работу, и мало-помалу ее энергия восстановилась. Однако в результате происшедших с ней изменений ее проблемы с домашними начали усиливаться. Конфликты в семье становились все острее. Однажды она рассказала о ссоре со старшим братом, который обрушился на нее за ее поведение, показавшееся тому весьма странным. Семья не знала, где она проводит свободное время, кто ее новые друзья и каковы причины случившихся с ней неожиданных перемен. Они настолько привыкли считать ее «неисправимой», что нежданно-негаданно и таинственно происшедшее изменение очень встревожило их. Они не могли ее простить. Брат сказал ей: «Что с тобой происходит? Ты сошла с ума, я просто не могу тебя понять! Раньше ты была лучше; будь уж лучше алкоголичкой и наркоманкой, только не сумасшедшей» . В конце концов, она выбрала независимость и стала жить собственной жизнью.

Борьба за стирание личной истории - это борьба не только против некоторых въевшихся в сознание элементов нашего бытия: тех, что дают ощущение безопасности, поддерживая тем самым существование эго в той реальности, которая может быть приятна или не очень приятна, однако, по крайней мере, нам знакома. Это борьба с историей, ставшей частью нашего сознания в результате действий наших близких, кому она также дает ощущение безопасности. Нет ничего опаснее для эго, нежели общение с кем-то, кто не поддается классификации. Личная история снабжает нас несколькими ярлыками, с помощью которых мы определяем собственную персону, что позволяет нам свести себя всего лишь к нескольким характеристикам. Точно так же мы классифицируем всех, кто нас окружает, используя для этого аналогичные ярлыки, предоставляемые нам прошлым этих людей, истинным или воображаемым. Коль скоро мы не можем иметь дело с таинственным, мы предпочитаем иметь дело с ярлыками. Поэтому нас никто не удивляет. Чем быстрее мы способны классифицировать людей, тем больше мы уверены в себе.

Утрата основанной на нашей личной истории уверенности относительно того, кем мы на самом деле являемся, вполне согласуется и взаимно дополняется утратой уверенности в том, что мы считали реальным миром. Мы вновь обнаруживаем, что и реальность эго, и внешняя реальность - всего лишь описания. Таким образом, процесс стирания применим не только к личной истории, но и к нашему обычному описанию мира.

Лежащее за пределами описаний поле битвы - это область неизвестного, область, где ничего не известно заранее; это не наше «я» и не внешний мир. Это место, где мы можем творить, выбирать и быть всем, чем захотим. Это область свободы.

Эго: словесный портрет (22)

Данная техника представляет собой одиночное упражнение, которое полезно для вас, и, кроме того, может быть с успехом использовано как подготовительное упражнение к различным видам неделаний собственного «я», таким как индивидуализированные неделания. Она предполагает составление возможно более схожего с оригиналом письменного портрета вашей личности и образа жизни - но составлен он должен быть в третьем лице, как будто вы говорите о ком-то другом. Описание должно содержать следующие позиции:

  • Возраст
  • Физические характеристики
  • Манера одеваться
  • Способ бытия
  • Состояние здоровья
  • Часто посещаемые места
  • Избегаемые места
  • Часто испытываемые настроения
  • Тип людей, к которым вы испытывает влечение
  • Тип людей, которых вы избегаете
  • Виды работ, выполнявшихся в прошлом; какую работу вы делаете сейчас
  • Характеристики эмоциональной жизни
  • Вид имиджа, проецируемого на внешний мир
  • Повседневно повторяющиеся события
  • Структура внутренних повторяющихся событий (циклические повторения)
  • Манера говорить
  • Излюбленные темы разговоров
  • Способ проведения свободного времени
  • Подход к сексуальности
  • Материальное положение
  • Основные достоинства
  • Основные недостатки
  • Лучшие из поступков
  • Худшие из поступков
  • Лучшее, что с вами случилось
  • Худшее, что с вами случилось
Комментарий к технике

Очень важно вести описание от третьего лица и выполнить эту работу, оставаясь настолько холодным и скрупулезным, насколько окажется возможным. Следует сохранять совершенно беспристрастное отношение, как будто речь идет о человеке, к которому вы не испытываете ни симпатии, ни неприязни. Если подойти к этой работе с полной ответственностью, то можно без особого труда получить описание нашего эго; вне всякого сомнения, эго представляет собой лишь описание, поддерживаемое нашими поступками. С того момента как мы углубимся в практику неделания, то, что было нам известно как «я», предстанет в своем истинном обличий: как всего лишь описание - подобное тому, что мы зафиксировали на бумаге, - которое вполне можно изменить или просто отбросить.

Начинаем стирание самих себя (23)

Первые указания дона Хуана относительно стирания личной истории можно использовать в качестве вводных упражнений для всех, кто заинтересован в освобождении от ограничений личной истории:

1. Не рассказывайте без осознанного намерения о своих занятиях другим людям, поскольку это побуждение основано на желании эго самоутвердиться, что укрепляет личную историю.

2. Начните общаться не только с теми, кто хорошо вас знает, но и с теми, кто еще не подверг вас классификации в соответствии с общим для вас прошлым.

3. Избегайте ситуаций, в которых от вас могут потребоваться объяснения и оправдания; тактично отказывайте всем, кто станет требовать каких-либо объяснений.

4. Никому не открывайте своих замыслов. Вряд ли стоит что-то скрывать, если все знают, что вы что-то скрываете.

Лгать самому себе (24)

Данная техника сознательного обмана самого себя как формы неделания доказала свою высокую эффективность, особенно в случаях, когда требуется освободить собственное «я» от саморазрушающих аспектов личной истории, - тех, которые создают ваш «ужасный» облик. Я рекомендовал эту технику тем, кто проявлял высокий уровень самоосуждения., полагая, что они самые худшие люди в мире.

1. Начните с составления инвентарного списка своих мыслей за период в восемь дней. Если вы переживаете что-то вроде кризиса самоуничижения, будет вполне достаточно и трех дней.

2. Напротив самых характерных для вас отрицательных мыслей напишите прямо обратные по смыслу комплименты в свой адрес, например:

3. В течение периода длительностью от одной до трех недель (в зависимости от тяжести случая) как можно чаще повторяйте себе эти лживые комплименты. Относитесь к ним так, как если бы они были правдой. Если представится случай, повторите что вы думаете о себе, кому-нибудь еще, не сообщая, разумеется, что все это ложь. Первое, что вы будете делать, поднявшись с кровати утром, и последнее, что вы станете делать перед тем, как лечь в кровать вечером, - повторяйте вслух эти лживые комплименты, стоя перед зеркалом и глядя на свое отражение. И то, что все это ложь, не должно иметь для вас ни малейшего значения.

Есть такая шутка: «Россия - это страна с непредсказуемым... прошлым». Эта шутка выдаёт незнание сущности такой науки, как история. Она (шутка) - неглубока и поверхностна.Дело в том, что испокон веков история (то есть, прошлое) переписывалось и переписываться будет. Всеми государствами и всеми отдельными... людьми. Ведь у людей, как и у государств и у частных компаний, есть тоже своя история, своё прошлое.

Как только в стране сменяется политический курс, как только к власти приходит новая партия, сразу же в школах появляются новые учебники истории, с новыми толкованиями старых событий, а то и с новыми (вытащенными из запасников) событиями вообще!

Дело в том, что наше прошлое прямо влияет на наше будущее. И чтобы спланировать себе дорогу в «нужное» нам будущее, приходится зачастую начинать с... переписывания своего прошлого.

Тот, кто этого не знает, тот никогда не найдёт дороги в немного лучшее будущее, как бы он ни старался. Его всегда будет тянуть вниз какой-то неведомый груз.

Иногда говорят так: «Разберитесь со своими тараканами». Это тоже верно. Это всего лишь переформулированный призыв переписать своё прошлое, дав ему иную интерпретацию.

Та же суть у знаменитой техники: «Письмо Благодарности». Что такое Письмо Благодарности? Это попытка написать свою биографию (описать своё прошлое вплоть до настоящего момента) в позитивном ключе.

Это хорошо знали те люди, которых раньше принято было называть АВАНТЮРИСТАМИ. Калиостро, граф Сен-Жермен, Казанова и многие другие...

Из более современных персонажей - знаменитая Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг. Женщина-загадка, суперагент (двойной, между прочим), английская шпионка, «его и многих верная жена»... Обратите внимание на хотя бы один только факт: сколько у неё фамилий!

Писательница Нина Берберова написала о ней очень поучительную и любопытную книгу - «Железная женщина».

Вот такие люди всегда пользовались техникой, которую мы назвали здесь «Переписать историю». У них не было прошлого - они его выдумали. Документы - уничтожили. Ни один архивист-историк не может поручиться за подлинность тех или иных своих догадок.

Обратите внимание и на то, КТО пользуется и пользовался этой техникой: люди нестандартные, люди, пытавшиеся вырваться из своей среды, люди, которые добились невиданных вершин, создали себе биографию своими руками.

Почему же они так поступали? Почему придумывали себе, например, «дворянские корни»? Зачем им был весь этот маскарад? Дело в том, что все эти люди поняли одну очень важную вещь - не имеет никакого значения, каковы подлинные факты твоего прошлого. Всё это - мишура, и если эта мишура не помогает, а мешает жить, строить будущее, то эту мишуру - отбрасывают, с ней - расстаются.

Самым красочным образом об этом пишет Карлос Кастанеда в цикле своих книг об учении дона Хуана, особенно в книге «Путешествие в Икстлан» - наиболее, кстати, популярной.

Там Кастанеда вводит термин «стирание личной истории». Запомните его.

Зачем стирать (в смысле - удалять) свою личную историю? Затем, что обрывая ниточки, мы обрываем нити в руках кукловода. Теперь никто не скажет нам: «Ты не можешь сделать этого потому, что ты тот, кто ты есть!». Никто теперь не знает, «кто ты есть». Теперь ты сам выбираешь, кем тебе быть!

Но переписывать личную историю нужно с умом.. переписывая свою личную историю, нельзя забывать «переписывать» одновременно и себя самого.

Ведь никто ещё не отменял пословицу: «Можно вывезти девочку из деревни. Но вот деревню из девочки вывести нельзя...»

Поэтому, работая над своей историей, работайте и над собой, чтобы все поверили в то, что Вы утверждаете.

То же и с бизнесом. У Вашей компании должна быть обязательно написана история того, как она создавалась. Как писал Пелевин: «У каждого бренда - своя легенда!»

Не надо пожимать плечами и мямлить: «Ну, как оно всё было? Да так как-то всё...» Нужно сесть и написать историю о том, как собрались... и как начали... и чтоб история эта брала за душу.

Заметьте, что каждое мало-мальски уважающее себя государство, едва окрепнув, начинало выдумывать себе мифическое волшебное или просто героическое прошлое.

Каждый народ, каждый город возводил себя к Прародителю - богу, полубогу, герою, святому.Это очень древняя традиция, и над ней не посмеёшься. В поздние времена каждая европейская страна и её правители считали именно себя потомками римлян и наследниками римской империи.

Любой уездный город гордится тем, что в нём «ночевал Пушкин, ехавший на Кавказ» или кто-нибудь ещё из великих, и город спешит обустроить по этому поводу дом-музей, чтобы было чем гордиться и что показывать заезжим гостям... Я повторюсь, тут нет ничего смешного - это очень древняя мистическая традиция - придумать себе сильного покровителя, сильный тыл...

Не надо, кстати, менять сразу всё прошлое, достаточно переставить, передвинуть в нём одну деталь, поверить в это самому или посмотреть на событие из прошлого другими глазами - и Вы отправитесь в своё прекрасное будущее от совсем других, более выигрышных исходных позиций!

Кстати говоря, совершенно необязательно и обнародовать свою легенду. Пусть она остаётся тайной, известной только Вам. Она-то и нужна, в первую очередь, только Вам самим. Остальных волнуют Ваши поступки.

30.03.2010

Трендовый продукт 2019

Тысячи идей быстрого заработка. Весь мировой опыт в твоем кармане. Разработано порталом openbusiness.ru специально для предпринимателей.

Уникальная техника троекратного изменения взгляда, которая позволит быстро и качественно переосмыслить возникшую проблему. Идеальный прием для мгновенной смены стратегии действий.

Какие самые распространенные ошибки допускают организаторы обычных мозговых штурмов, и как без усилий многократно повысить количество идей с одного мозгового штурма? Руководство к действию.

Как бы это заезжено ни звучало, но главный тренд современного бизнеса - это креатив. А в основе этого явления лежит не умение “выдавать что-то эдакое", а умение задавать. Умение задавать вопросы.

Что делать, когда под рукой нет креативной команды? Модифицируем всемирно известную техники креативности “Шесть шляп мышления” так, чтобы придумывать новые идеи можно было в одиночку.


Эффективность использования аффирмаций зависит от нескольких факторов. Ваш беспокойный и неконтролируемый ум за много лет изрядно заполнил вашу голову разными идеализациями и ошибочными убеждениями. Значит, чтобы вытеснить их побыстрей вам нужно как можно более интенсивно и энергично насыщать себя положительными мыслями. Многократное и длительное повторение аффирмаций дает устойчивый эффект, позволяя вам поверить в содержащуюся в аффирмаций идею. И чем более энергично и эмоционально вы будете ее повторять, тем больший эффект она вам даст. Если попробовать поискать образный аналог того, как работает аффирмация, то можно привести следующее сравнение.Представьте себе, что ваше ошибочное убеждение - это грязное пятно на чистом листе бумаги. Это пятно мешает вам жить, поскольку вызывает различные негативные переживания. Чтобы успешно функционировать, от него нужно как-то избавиться. Здесь возможны варианты.
Можно, например, взять ножницы и вырезать часть листа вместе с пятном. Тогда лист бумаги будет чистым, но в нем останется дырка - выпадение из вашей памяти какого-то события (или множества событий), вызвавшего появление этого пят¬на. Примерно так работают техники гипноза, когда пациенту в состоянии глубокого гипнотического сна дается команда, чтобы он навсегда забыл какого-то человека и все связанные с ним события жизни. Затем пациент возвращается в нормальное со¬знание, но он уже совершенно не помнит о негативном событии. В его памяти специально сделана «дырка», связанная с некоторым событием.
Если для вытеснения ошибочного убеждения мы используем аффирмаций, то более точной будет следующая аналогия. Аффирмация - это положительное, то есть нужное нам утверждение. Это похоже на белую краску, которая сверху покры¬вает грязное пятно. Если она будет закрывать все пятно толстым слоем, то грязи не будет видно - она исчезнет, и лист опять будет чистым. В итоге в нашей жизни не будет проблем, вызванных этим ошибочным убеждением.
Чем толще слой краски, тем надежнее мы защищены от проявлений наших ошибочных убеждений. Если слой краски тонкий, то пятно может проступить сквозь нее и опять испортить нам жизнь. Именно поэтому аффирмаций нужно повторять достаточно долго и максимально эмоционально. Вложенные в аффирмацию время и энергетика пропорциональны тому количеству краски, которая покроет грязное пятно.

Техники стирания.

Каждое наше переживание сопровождается определенным набором мыслей. В итоге каждая сильная эмоция образует соответствующую мыслеформу (некие сгусток энергии и информации), которая в виде пятна храниться в нашем теле эмоций. Чем сильнее обида или осуждение, тем больше и плотнее соответствующая мыслеформа.
Со временем острота переживаний стирается, обиды и осуждения вроде бы проходят. Во всяком случае, так это представляется, поскольку эти события и связанные с ними переживания выпали из нашей памяти. Но на деле это, к сожалению не так. Негативное переживание детства может выпасть из нашей памяти, но из тела эмоций без специальных процедур не может.
В принципе, инструментов для стирания негативных переживаний придумано множество. Это известные техники, когда с помощью специальных упражнений человек мысленно наполняет себя фиолетовым цветом, который стирает все негативные переживания. Это холодинамика, когда с помощью специальных процедур специалисты выявляют самое острое негативное переживание и заменяют его на положительную эмоцию. Это дианетика, когда в процессе специальной процедуры одитинга вы вспоминаете и многократно проговариваете все ваши негативные переживания, в результате чего они теряют свою силу. Она включает четыре этапа.
1.Представление. Необходимо, как можно ярче, вспомнить ситуацию связанную с негативными переживаниями. Почувствовать те ощущения, которые были в тот момент.
2.Отстранение. На этом этапе необходимо увидеть эту ситуацию со стороны. Вы должны обезличить данное событие, т. е. оставить сам факт происшествия без эмоциональной окраски и без конкретных действующих лиц.
3.Обобществление. Необходимо взглянуть на произошедшее событие в свете мировой истории человечества. Попробуйте поставить вашу проблему в один ряд со стихийными бедствиями, наводнениями, войнами, пожарами. Поймите всю мелочность ситуации. Почувствуйте, что у вас не болит больше чем у других.
4. Стирание. Представьте ситуацию в виде фотографии одного из ярких моментов данного инцидента. Мысленно опустите снимок в морскую воду. Наблюдайте как медленно исчезает изображение. Выпустите из рук чистый белый лист.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь