Откуда взялся естественный и искусственный смех, почему ребенок смеется от щекотки, опасно ли смеяться без звука и как отличить нервный смех от «смешинки».
Смех – врожденная человеческая способность. Его первые проявления видны на 17 дне жизни ребенка. Смех – это что? С физиологической точки зрения это непроизвольные движения мышц лица, которые не обязательно могут сопровождаться звуком. Многие ошибочно принимают смех без звука за нервный смех. Нет, это, скорее, можно назвать особенностью, при которой эта реакция происходит без подключения голосовых связок. То есть своеобразная естественная манера. Нельзя научиться естественному смеху. Нельзя искусственно вызвать смех.
Конечно, это сигнал удовольствия и радости. Смех многомерен и может рассматриваться и как физиологический процесс, и как эмоциональная реакция, как коммуникативный жест, как уровень культуры человека. Смех имеет свою историю развития и культурное содержание. Он появился около 10 миллионов лет назад, и первоначально служил сигналом, указывающим на отсутствие опасности. Ученые высказывают мнение, что смех как физиологическое явление наблюдался еще у приматов – с помощью смеха они выражали победу и удовольствие. Также во время борьбы они использовали смех как оружие для нейтрализации опасности.
С точки зрения физиологов, смех является проявлением определенных эмоций и служит для разрядки эмоционального напряжения. Смех как компенсаторный механизм противопоставлен страху и серьезности обыденной жизни. По этой же причине – смех от щекотки, например. «Щекотка» досталась человеку от животных – это сигнал к обнаружению насекомых на коже. А смеется человек при щекотке как раз из-за генетической опасности – это рефлекторный смех, и вызван он очень высоким уровнем нервного напряжения.
Ребенок, по мере взросления, учится пользоваться смехом как механизмом социализации. На начальном этапе жизни ребенка смех свидетельствует о хорошем настроении, что, несомненно, радует родителей. Дальнейшее овладение этим навыком может настораживать или даже огорчать родителей.
Почему?
Родители могут наблюдать намеренное привлечение к себе внимания посредством смеха, намеренное «выдавливание из себя» смеха, подстройку под другого ребенка или группу детей. Ребенок может посмеяться над неприятностью другого ребенка, - все это вопросы, связанные с воспитанием. Решаются они разъяснением поведения, принятого в данной семье и обществе.
Смех – это культурное явление.
Английские или, например, японские дети, не засмеются над тем, над чем засмеется русский ребенок. И наоборот.
По мере взросления, дети наряду с естественным смехом
(выражение радости, приятного удивления, реакции на неожиданность) овладевают навыком искусственного смеха
– смеха над шутками. Сначала дети подражают взрослым – слышат их смех над шутками, приносят взрослые шутки в детский сад или школу, смеются сами и приучают или вынуждают смеяться других детей. Как правило учатся у лидера: засмеялся лидер – засмеялись все остальные.
Смех – это сложное, многофункциональное явление.
С точки зрения культуры и коммуникативных жестов,на смех оказывают влияние возраст, пол, образование, язык и культурные ценности: что смешно для одних – может вызывать грусть у других.
Смех, выполняя социальные функции помогает человеку стать частью общества:
Бывает состояние «смешинка в рот попала» - дайте ребенку просмеяться. Если это происходит в неподобающем месте – пусть выйдет. С кем не бывало таких ситуаций?
Как родителям различать состояния «смешинка в рот попала» и «нервный смех»? Первое явление достаточно редкое, эпизодическое. «Нервный смех» имеет другие оттенки: он резкий, может сопровождаться «першением в горле» и он постоянный. «Нервный смех» сопровождает повышенное возбужденное состояние ребенка. Если вы наблюдаете комплекс симптомов, то нужно обратить внимание на свое поведение, может быть вы резки или грубы с ребенком; может быть, у ребенка не складываются отношения с ровесниками, и он нуждается в помощи взрослых, психолога; может быть,нужна консультация невролога.
Так же у ребенка может наблюдаться следующее:
Веселье и радостное настроение, которое невозможно остановить.
Обычно оно переходит в повышенную двигательную активность, которая заканчивается физической травмой (ребенок падает, с кем-то или чем-то сталкивается) и слезами (сбросом нервного возбуждения).
Внезапные слезы. Повышенный положительный эмоциональный фон неожиданно для всех начинает сопровождаться слезами, так называемый «смех сквозь слезы». Подобное поведение ребенка свидетельствует о том, что в центральной нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. При появлении таких моментов в поведении, необходимо обратиться за помощью к психоневрологу.
Процесс беременности и появление малыша на свет является маленьким чудом для каждой женщины. Первое УЗИ, роды и такие родные глазки крохи - это самые яркие воспоминания на всю жизнь. Трудно не согласиться, что самое интересное начинается с зачатия и длится всю жизнь для родителей.
Знаете ли Вы какие тайны хранит в себе Ваш маленький человечек? Существует огромное количество интересных фактов о младенцах. О большей части из которых вы даже не догадывались!
Ваш кроха - уникальное создание и является самым-самым для своих родителей. Заведите дневник развития ребенка. Поверьте, самые интересные факты о младенцах будут собраны именно в нём, благодаря неординарности Вашего малыша.
Крепкое здоровье ребенка – заветное желание каждого любящего родителя. Мамы и папы покупают своим детишкам всевозможные витамины, периодически водят их на медицинские осмотры, закаливают малышей, беря с собой в отпуск на море. Однако процесс воспитания не ограничивается одним только здоровьем. Для гармоничного развития маленького человечка огромное значение имеет практически всё, что его окружает с первых дней жизни. Поэтому для многих родителей по-прежнему очень актуальным остается вопрос: что полезно для ребенка?
Среда обитания ребенка должна быть организована таким образом, чтобы он мог полноценно развиваться, как личность. С момента рождения малыша место его проживания должно содержаться в чистоте. Выполнение гигиенических требований – залог здоровья всех членов семьи. Также необходимо позаботиться о позитивном цветовом оформлении детской комнаты. Важнейшими предметами детского обихода являются игрушки. Первые погремушки, каталки, резиновые яркие шарики, разноцветные кубики необходимо регулярно обрабатывать горячей водой с мылом. Малыши часто тянут игрушки в рот и могут занести в неокрепший организм инфекцию.
По мере взросления ребенка игрушки следует периодически менять, расширяя детский кругозор. Чтобы развить логическое мышление и творческие наклонности малыша, полезно собирать пазлы, мозаику, конструкторы. Игровые наборы, состоящие из множества отдельных частей, способствуют выработке внимательности и терпеливости, а также развивают мелкую моторику детских пальчиков. Детям нравятся творческие занятия, они любят рисовать, лепить, вырезать ножницами, клеить и т.д., надо поощрять такие занятия.
Безусловно, необходимо уделить особое внимание пище ребенка. Детский стол должен быть разнообразным, сбалансированным, отличаться от рациона питания взрослых членов семьи, включать достаточное количество витаминов и не содержать вредные для растущего организма пищевые добавки, консерванты, ароматизаторы, красители. Для роста и развития ребенка очень полезны каши, кисломолочные продукты, нежирные мясные и рыбные блюда, а также овощи, фрукты и самостоятельно приготовленные из них соки. Родители должны осознавать насколько вреден фаст-фуд, газированные сладкие напитки и конфеты.
Немаловажное значение имеет физическое развитие малыша. С раннего возраста нужно приучать ребенка делать утреннюю гимнастику, которая способствует развитию мышечной и костной ткани. Во время прогулок следует предлагать ребенку поучаствовать в различных подвижных играх. Любящие родители должны знать, что крепкий тренированный ребенок легче адаптируется к режиму детского сада и школьным нагрузкам. Активный образ жизни, занятия физкультурой, закаливание помогут подготовить детский организм и к последующей взрослой жизни. А лучше всего, когда ребенок вовлечен в спортивную жизнь семьи.
Несомненную пользу для социального развития малыша приносит общение. Конечно, ребенок должен больше общаться с членами семьи, однако не стоит ограничивать его контакты с друзьями и знакомыми. Общение со сверстниками поможет ребенку более полно усвоить общественные нормы поведения, научит жить в коллективе и легче справляться с жизненными проблемами. Широкий круг социальных контактов – это гарантия хорошего здоровья, душевного равновесия и уверенности в себе.
Помимо бодрости тела и духа, необходимо с самого раннего возраста малыша подумать о его эстетическом воспитании. Безграничным миром эмоций, звуков и чувств является музыка. Нужно обязательно приучать ребенка слушать музыку, поскольку она оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, абстрактного мышления и воображения. Правильно подобранная музыка научит ребенка переживать: плакать и смеяться, отрицать зло и принимать добро.
Только для музыкального воспитания ребенка следует подбирать мелодии с учетом его природного темперамента. Например, спокойным и медлительным детишкам полезно слушать маршевые темпераментные композиции или музыку в ритме «аллегро». Если ребенок быстро возбуждается, целесообразно включить классические сонаты Чайковского, Моцарта, Гайдна, Вивальди. Слушая музыку признанных классиков всемирного музыкального искусства, ребенок в дальнейшем сможет понимать всю ценность таких произведений.
Любой родитель задумывается о том, каким человеком станет его ребенок. Формировать нравственный облик, прививать этические нормы нужно с детства. Но в этом воспитании самое главное пример, слова не должны расходиться с делом. Девиз: «Делай как я говорю, но не делай так, как делаю я» в деле воспитания не подходит. Для того, чтобы ребенок прислушивался к вашему мнению и вашим советам, необходимо уважать и слышать его тоже, надо стать другом своему ребенку.
Конечно, это не всё, что полезно для ребенка. Будущее детей – в руках их родителей!
Они такие же, как мы, взрослые? Порой кажется, что они — особенные существа с другой планеты. Удивительные открытия, связанные с малышами, ученые делают так часто, что скоро количество самых невероятных фактов о них достигнет семизначной цифры. А пока — 40 наиболее ярких из них.
Даже если во время беременности вы прочитали все книги о детях, до которых смогли дотянуться, всё равно по возвращении из роддома вы наверняка будете чувствовать себя так, будто в квартире внезапно поселился инопланетянин. Сегодня мало у кого есть опыт общения с грудными детьми до появления собственных детей. Главное - помните, что , скоро вы научитесь понимать ребёнка чуть лучше. Отдыхайте, когда есть возможность, следите за своим питанием и позвольте себе относиться к этому странному существу как к нормальному, крепкому и здоровому человеку с очень маленьким жизненным опытом. Не нервничайте по пустякам!
Хорошенько помявшись в родовых путях, дети бывают опухшие, с кровоподтёками, с красными глазами; тощие, с тонкими и длинными ручками и ножками; с шелушащейся красной кожей, россыпью прыщиков или с чёрными шелковистыми волосами на ушах. Не волнуйтесь, через пару месяцев малыш разгладится, наест жирок, лишние волосы выпадут. К трёхмесячному возрасту большинство детей наконец похожи на образцовые младенческие фотографии. Впрочем, некоторые прекрасны сразу же, но будьте готовы ко всему.
Первые 2–3 недели своей жизни ребёнок проводит во сне 16–20 часов, прерываясь на еду, пачканье подгузников и попытки понять, что происходит вокруг. Готовясь к с ребёнком, вы можете быть удивлены. Используйте эту возможность, чтобы восстановиться после родов, спите сами! К третьей неделе у многих начинаются колики, с которыми все борются с переменным успехом, и вот тогда-то начинается всё веселье.
Они чихают, сопят, скрипят, копошатся. Чаще всего причиной чихания является слишком сухой воздух в квартире, вызывающий засыхание слизи в носу и появление всем нам знакомых козявок. Ребёнок с козявками может стать настоящим тираном, потому что носовые ходы новорождённого узки и извилисты, а без носового дыхания становится сложно есть и спать, о чём ребёнок честно сообщает единственным доступным в этот период средством - криком. Выход - увлажнители воздуха и закапывание в нос физраствора или его аналогов «с водой какого-нибудь моря», коих в любой аптеке тьма.
Самая явная причина икоты новорождённого - попадание воздуха в желудок при кормлении или . Полный желудок давит на диафрагму, нервные окончания которой раздражаются, отправляют в мозг импульс и тут же получают назад ответ - диафрагма начинает часто-часто сокращаться, при этом лёгкие хватают воздух, производя специфический звук. Можно подержать ребёнка «столбиком», чтобы он отрыгнул. Сам же ребёнок от икоты не страдает, хотя иногда она длится очень долго и мешает ему заснуть.
Конечно, купание младенца - процесс приятный для всех, но именно в период новорождённости он осложняется пупочной ранкой, которую не рекомендуется мочить. Тут можно выкрутиться: купать в маленькой детской ванне, в кипячёной воде, а можно просто подмывать его после дефекации под краном или протирать влажной детской салфеткой, пока не зарастёт пупочная ранка. Потом - полная свобода, купайте сколько угодно.
Зрелище плывущего в ванне младенца может полностью перевернуть ваши представления о приспособленности ребёнка к внешнему миру. Это действительно впечатляет. К сожалению, пупочная ранка сильно осложняет знакомство ребёнка с водой. Впрочем, через 3–5 недель он всё ещё будет уметь плавать, позже способность утратится без тренировки. Если возьмете на себя труд приучить ребёнка к надувному кругу или свободному плаванию, его можно будет пускать в большую ванну, а самим сидеть рядом и умиляться. Оставлять ребёнка в ванной без присмотра нельзя категорически ни с кругом, ни даже в целом надувном скафандре.
Все нужные на данный момент микроэлементы ребёнок получит, даже если вы будете плохо и нерегулярно питаться. Ресурсов вашего организма хватит, чтобы компенсировать недостатки вашей диеты первые 2–3 месяца. Кальций ребёнок получит обязательно, вы должны выбрать откуда: из ваших зубов или из съеденного вами творожка.
Конечно, вы должны мыть руки с мылом и по возможности ограничивать общение ребёнка с сопливыми родственниками. Но ежедневно кипятить, стерилизовать и мыть всё вокруг с хлоркой - это лишнее. С элементарными бытовыми бактериями детский организм должен научиться справляться сам.
Её можно просто сполоснуть, протереть влажной салфеткой, обдать кипятком, если уж очень боитесь микробов, но неужели кому-то действительно приходит в голову, что ваша слюна способна нейтрализовать что-то, кроме видимого мусора? Если вы абсолютно уверены в здоровье зубов своих и вашего партнера, не курите, пьёте достаточно жидкости - ладно, облизывайте (я всё равно против!).
Не нужно есть сметану вместо кефира во время кормления грудью. Большая часть калорий, скорее всего, осядет на ваших боках, а жирное молоко ребёнку будет сложнее высосать и намного сложнее переварить. В первый месяц ребёнок должен набрать всего 600 граммов. Несмотря на то, что у нас традиционно принято хвастать упитанными младенцами, вам же самим будет сложно его таскать, да и вся двигательная активность пухлому ребёнку даётся с большим трудом.
Всего их около 75, совершенно необязательно знать все, но следующие выглядят довольно забавно:
Если у вашего ребёнка нет раздражения, многоступенчатые схемы смены подгузника (снять, помыть попу, просушить, посыпать присыпкой, намазать кремом, надеть новый подгузник) можно и нужно упростить. Действительно необходимо только сполоснуть попу или протереть влажной салфеткой и просушить. Если есть раздражение, причин может быть великое множество: слишком много одежды, под которой ребёнок банально потеет, слишком много детского крема, который закупоривает поры подгузника и мешает быстрому впитыванию выделений, некачественный подгузник, погрешности в диете мамы. Самый простой способ успокоить небольшое раздражение - почаще оставлять ребёнка проветриваться с голой чистой попой. Если у ребёнка кожа подмышек и под подгузником заметно краснее остального тела, проблема в перегреве. Не нужно переставать использовать подгузники, лучше уменьшить температуру в квартире или надевать поменьше одежды.
Этот факт нужно просто принять. Пока ребёнок ест, растёт и спит (то есть делает всё, что положено делать новорождённому), содержимое его памперса может быть каким угодно. Любого цвета и консистенции. Если вы кормите грудью, стула может не быть вообще 2–4 дня, и это тоже норма: молоко усваивается полностью. Материнское «мне не нравятся наши какашки», пожалуй, хлеб с маслом для производителей пробиотиков. Не нравятся - не ешьте.
Сравнивать своего ребёнка с чужим - не самое лучшее занятие. Сравнивайте его с нормами развития в текущем возрасте, этого хватит вполне. Ребёнок рождается с характером, обычно это характер ближайших родственников. Быть может, у вас наконец-то появится возможность в чём-то посмотреть на себя со стороны. Расслабьтесь и получайте.