Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Плюсы грудного вскармливания

Итак, вы давно и с удовольствием кормите ребенка грудью, однако со временем к вам в голову все чаще и чаще приходит вопрос: как и когда отлучать ребенка от груди? В период возраста ребенка от года до двух лет наше общество начинает подталкивать мать к тому, чтобы разорвать тесную связь с младенцем. Связано это с установками предыдущего поколения, в жизни которого не было реальной возможности кормить ребенка грудью долго. Если мама попала под влияние идей длительного кормления, то она часто будет вынуждена защищаться от нападок окружающих и опираться на опыт людей, близких по мировоззрению.

На мой взгляд, отлучение ребенка от груди в год и ранее достаточно тяжело переносится ребенком, потому как связь с матерью в этом возрасте и грудное вскармливание как подкрепление этой связи еще очень важно для ребенка и мамы.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, уверен в себе и самостоятелен. Материнское молоко и процесс кормления дает ребенку здоровье и уверенность в себе. Потому что молоко насыщено полезными микроэлементами, а процесс кормления снимает тревогу ребенка, страх быть покинутым и обеспечивает ощущение близости и контакта с матерью, от которой зависит все существование ребенка. И надо сказать, что без этих двух составляющих (здоровье и уверенность в себе) трудно становиться самостоятельным в этом мире.

Когда мы говорим о завершении кормления грудью, мы подразумеваем, что настал период, когда ребенок должен стать более самостоятельным в этой жизни и оторваться от той тесной связи, которую обеспечивает грудное вскармливание. Однако именно грудное вскармливание обеспечивает то основание, опираясь на которое ребенок может стать самостоятельным.

Когда заканчивать грудное вскармливание?

Каждая диада мать и малыш решают этот вопрос по-своему, и важно отметить, что очень ценно решение, выбранное самой парой. Что-то начинает происходить между мамой и малышом, что в результате либо ребенок отказывается от груди, либо мать принимает решение о том, что она больше не хочет кормить грудью. На мой взгляд, именно это решение, принятое в паре, а не социальные установки, делают процесс завершения менее травматичным для ребенка и более естественным для матери.

Я понимаю, что читателю важно узнать от специалиста информацию о четких ориентирах (например, «После 1 года и 6 месяцев не кормим» или «Точно не кормим после двух лет»). Однако мой опыт завершения кормления и общение с другими родителями как специалиста показывает, что четкий ориентир только мешает родителю, вызывает недовольство собой и чувство вины. Поэтому вопрос «когда?» задайте сами себе и прислушайтесь к ответу внутри - когда вы сами, как мать, хотите завершить столь тесные отношения с ребенком.

Единственный важный момент, который может помешать естественному отказу от кормления, - это отсутствие в жизни женщины близкого мужчины и интимной связи с ним. В этом случае каждый этап взросления ребенка, а следовательно, отделения от нее, может бессознательно тормозиться матерью. Если ребенку скоро три, а вам не захотелось остановить грудное вскармливание, задайте себе вопрос: что получаете вы сами от этого процесса?

Как завершать грудное вскармливание?

Здесь есть два аспекта: физиологическое состояние самой женщины, связанное с накоплением молока в грудных железах, и построение нового взаимодействия с ребенком, исключающее кормление грудью.

По поводу физиологии маме важно проконсультироваться у гинеколога или консультанта по грудному вскармливанию. Важно помнить, что вы можете облегчать свое состояние, сцеживая молоко, и что молоко перестает вырабатываться приблизительно через неделю. Однако при сильном дискомфорте обязательно обратитесь к врачу.

Как правило, к полутора годам ребенок уже получает полноценный рацион питания, не связанного с молоком матери, в этом случае кормление грудью происходит либо в случаях укладывания спать, либо как докорм после еды, либо как успокоительное средство. Ваша задача перестроиться в общении с ребенком и предложить ему другой способ контакта в этих ситуациях. Например, укладывая спать, можно петь простую колыбельную, после еды предложить сладкое питье, успокоить ребенка объятиями и поцелуями. Таким образом вы не лишаете ребенка контакта с вами и делаете этот переход наименее болезненным для малыша.

Ну и самый важный момент: ребенку надо объяснить причину, по которой вы больше не кормите его грудью. Эта причина должна быть весомой для вас и понятной для ребенка. Например, можно сказать, что «сися болит» (и это будет недалеко от правды), и поэтому вы больше не можете ее дать ребенку.

Ребенку спокойнее и понятнее, если вы, один раз приняв решение, стоите на нем твердо и вместе с ребенком переживаете горе потери, не возвращаясь назад к кормлению. То есть, приняв решение, вы твердо придерживаетесь его в течение всего времени. Надо сказать, что через два-три дня ребенок и ваши отношения с ним перестраиваются, и малыш уже не вспоминает о груди.

Удачи вам на этом непростом, но важном пути.

Анна Смирнова, психолог

Ответ психолога:

Здравствуйте, Ольга!

Причина, возможно, в том, что во время второй беременности токсикоз совпал с кормлением грудью. В голове отложилось плохое самочувствие и это связалось с ГВ. Также негатив от родственников закрепил в Вашем понимании связь кормления грудью и нервный стресс.
Все это исправимо.
Первое, Вам надо отделить родственников от вашей семьи. Их влияние, их мнение не должно мешать Вам и мужу строить свою семейную систему. Вы не должны ориентироваться на их мнение, даже если оно вроде как правильное. Запомните, любое человеческое мнение - субъективно, а каждая семья, каждая пара мама-младенец - уникальны, то есть, неповторимы и живут по своей индивидуальной схеме.
Второе. ГВ - обоюдный, двусторонний процесс. Оно должно быть нужным и полезным, не наносить вред обоим его стороным, как маме, так и ребенку. Все мы знаем, что грудное вскармливание полезно для здоровья малыша. Но еще полезнее для ребенка и всей его семьи - это спокойная, уверенная в себе мама.
Третье. Я бы посоветовала обратиться к гинекологу и эндокринологу, чтобы сдать кровь на гормоны. Не желание супружеских ласк, как и бунт против ГВ могут быть признаками нарушения гормонального фона.
Четвертое. Очень важен психологический настрой. Чем больше ваши родственники будут вас "учить", тем больше ваш мозг будет бунтовать против. Поэтому, постарайтесь минимизировать общение и их знание о новой беременности. Сами же найдите школу будущих родителей, курсы для будущих мам и т.п. Посещайте эти курсы. Они очень здорово помогают осознать и принять ребенка и все, что с ним связано.
Пятое. Вы должны быть уверены в том, что делаете. И что делаете это для блага ребенка (детей). Вот тот самый настрой очень часто помогает в ситуации, когда, например, с первым ребенком не получилось наладить ГВ, Одна мама была так уверена, что у нее не будет молока, что оно и пропало в месяц. Зато со вторым ребенком я ее настроила на то, что она будет кормить столько, сколько захочет. Главное, верить в это.
Очень важно при ожидании ребенка принять беременность и самого ребенка таким, какой он есть. Многие мамы так разочаровываются в несоответствии пола своим желаниям, что вообще пропадают материнские чувства, а с ними появляется и отрицание малыша, и не желание кормить его. Это также касается и планов мамы. Например, мама совсем не хотела второго ребенка, она планировала выйти на работу, вернуть красивую фигуру, сохранить форму груди. А "добрые" подруги подливают масла в огонь - кому ты будешь нужна с такой грудью, с животом, ты станешь не красивой ит.п. Гоните таких подальше. Самая красивая женщина это мать! Форма груди, фигура все это вернется. То есть, важно проанализировать свое желание быть мамой, что ему мешает, и откуда оно берет свое начало.

Вообще, конечно, такие проблемы не решаются за один он-лайн ответ. Тут нужно работать и искать причину. Но Вы большая умница, что написали психологу, это значит, Вы видите проблему и хотите решить ее. А значит, у Вас все получится. Удачи!

Период грудного вскармливания сам по себе может стать ответом на вопрос, от чего может быть психическое расстройство у молодой мамы. По мере наблюдения за тем, как проявляются психические расстройства, врачи выявили, что послеродовой период, сопровождающийся кормлением грудью, может стать причиной появления изменений в психоэмоциональной сфере.

Такие психоэмоциональные нарушения называют послеродовыми. Также, они известны, как психозы периода лактации. Частота таких психозов составляет от 6-ти до 16-ти случаев на каждые 10000. По мнению других специалистов, этот диапазон шире - 10-50 случаев.

Послеродовые психозы являются наиболее серьёзной формой расстройства и с трудом поддаются лечению. Их могут вызвать:

  • гормональные проблемы,
  • недостаток или нарушение витаминного баланса,
  • проблемы со здоровьем малыша,
  • материальные сложности,
  • появление на свет ребенка в результате нежеланной беременности и т. д.

В отдельных случаях психозы и прочие психические расстройства периода лактации представляют собой не выявленные ранее отклонения врождённого или приобретенного характера.

Симптомы

Наиболее распространенный вид психических расстройств у кормящих мам - это психоз. Он проявляется в период с 4-й по 6-ю неделю после появления на свет ребёнка. Психозы периода лактации могут протекать в рамках трех вариантов синдромов, а именно:

  • аментивного,
  • кататонического,
  • астенодепрессивного.

Первые признаки нарушения - это астенические проявления расстройств. Кормящая мама рассеяна, не способна сконцентрировать внимание. У женщины начинаются сложности с принятием решений, ориентировкой как в сложных, так и в обычных бытовых ситуациях. Кормящая мать не справляется с простейшими повседневными задачами и, понимая это, старается компенсировать недостаток времени, сокращая часы, выделенные на сон и отдых. Одновременно с этим можно распознать признаки фиксационной амнезии, которая выражается в том, что женщина забывает, зачем пришла в ту или иную точку, куда положила нужные вещи, когда последний раз кормила ребёнка и т. д.

Аметивный синдром характеризуется серьёзными нарушениями интегративных функций. Кормящая мама не различает окружающие её предметы, людей, даты, события и др. В то время как эта стадия заболевания только начинается, состояние кормящей мамы может улучшаться после качественного отдыха. Такие периоды стабилизации проявляются с определенной периодичностью и, в дальнейшем, становятся короче, приводя к расстройству сознания, вплоть до субкоматозного.

В некоторых случаях, в период кормления грудью, у молодой мамы можно определить депрессивный синдром. У женщины отмечается вялость, быстрая утомляемость, резкие перепады настроения, расстройства режимов сна и приема пищи. Кормящая мама может обвинять в себя в неспособности выполнять роль матери и супруги. Ребёнок кажется ей чужим, но, вместе с тем, она по-прежнему ощущает ответственность за малыша. Безразличие к ребёнку больше является искусственным и усугубляется из-за постоянного самообвинения.

Диагностика психического расстройства у кормящей

Для того чтобы диагностировать заболевание, необходимо изучить клиническую картину и провести динамическое наблюдение за кормящей мамой. Лабораторные анализы, как правило, не назначаются, за исключением случаев, когда расстройства вызваны гормональным дисбалансом. Для постановки точного диагноза обязательно ознакомление с историей болезней и психологических травм.

Осложнения

Первое, чем опасно психическое расстройство - это изменение поведения, нарушение психоэмоционального состояния кормящей мамы, риск перетекания в глубокий психоз. В случае, когда речь идёт о затяжной депрессии, расстройство может привести к суициду.

Лечение

Что делать с психическими расстройствами периода грудного вскармливания зависит от вида и формы заболевания. Если рёчь идет о реактивных психозах, первая помощь заключается в устранении психогенного раздражителя. В некоторых случаях лечить психоэмоциональные нарушения можно только в стационарных условиях.

Что можете сделать вы

Нельзя относиться с пренебрежением к симптомам заболевания, считая их ленью, капризами и др. Уже при обнаружении первых признаков расстройства, нужно обратиться к специалисту для назначения медикаментозной или иной терапии.

Что делает врач

Задача врача - полностью вылечить психические расстройства у кормящей мамы и не допустить усугубления ситуации. Для этого назначаются:

  • Консервативная медикаментозная терапия. Врач определяет комплекс психотропных препаратов в соответствии с состоянием пациентки. Дополнительно используются общеукрепляющие средства.
  • Психотерапия. Крайне желательно проведение психотерапии не только с кормящей мамой, но и с остальными членами семьи в целях укрепления отношения внутри семьи, создания комфортных бытовых и психогигиенических условий.
  • Физиотерапия. В случае, когда речь идёт о расстройствах умеренной степени выраженности, могут назначаться физиотерапевтические процедуры. Например, массаж, ЛФК, плавание, групповые занятия и др.

При наличии подозрения на депрессивный синдром, врач госпитализирует пациентку и обеспечивает ей строгий постоянный контроль, чтобы предотвратить суицид.

Профилактика

Предотвратить психическое расстройство можно, используя комплекс мероприятий по подготовке женщины к периоду ухода за ребёнком и грудному вскармливанию. Важно окружить кормящую маму заботой, оказывать ей необходимую поддержку. Огромное значение имеет соблюдение режима сна и питания.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании психическое расстройство у кормящих мам. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг психическое расстройство у кормящих мам, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как психическое расстройство у кормящих мам. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга психическое расстройство у кормящих мам, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить психическое расстройство у кормящих мам и не допустить осложнений. Будьте здоровы!

Есть много разных точек зрения по поводу грудного вскармливания и «правильной» длительности этого важного в жизни каждого человека периода.

В своей практической психотерапевтической работе – как со взрослыми, так и с детьми я как правило стараюсь достаточно подробно узнать о том, как происходил процесс грудного вскармливания. Ведь само по себе грудное вскармливание – это очень важные первичные взаимоотношения, в которых новорожденный знакомится с самым первым и на начальном этапе своей жизни самым важным внешним объектом своей психологической жизни. Я говорю о внешнем объекте – ведь до своего появления «на белый свет» ребёнок находился в чреве матери и его «потребности» «удовлетворялись» на биологическом и физиологическом уровне. И как правило потенциальные проблемы возникают как при недостаточном по времени, так и излишне длительном по месяцам процессе грудного вскармливания.

Женское молоко само по себе так же уникально сбалансировано по питательным веществам и минералам и приспособлено исключительно для ребёнка, как коровье – для телёнка, а молоко слонихи – для маленького слонёнка. И я не просто двумя руками «голосую за полезность и важность грудного вскармливания», а практически соглашаюсь со многими врачами по поводу крайней важности грудного вскармливания до полугода с минимальным возможным лишь по мере необходимости использованием других продуктов (хотя по некоторым современным рекомендациям ввод прикорма может осуществляться с 4-5 месяцев).

Сразу же должен уточнить, что все ситуации безусловно разные, и всегда необходимо учитывать и принимать во внимание различные факторы. И в каждом случае может быть логичным и обоснованным как сокращение срока грудного вскармливания, так и его увеличения.

С точки зрения многих подходов в норме грудное вскармливание должно постепенно сворачиваться к тому времени, когда ребёнок может постепенно научаться есть другую пищу, то есть примерно после года, до этого времени грудное вскармливание играет очень значимую роль в формировании связи в диаде (паре) мать-дитя. Хотя не надо забывать и о том, что молоко матери - не единственный эквивалент «любви», который может предложить своему ребёнку любящий родитель.

Излишне длительное грудное вскармливание приводит к тому, что нарушается нормальное течение процесса сепарации-индивидуации младенца, излишне «привязывая» его к маме. Причём хочется обратить внимание, что не «может приводить», а именно «приводит» - из-за нарушений на этом пути постепенного в рамках современной культуры отделения. И здесь свою роль очень часто играют бессознательные конфликта самой матери ребёнка, формирующие её чувства в отношении своего малыши, которые могут подталкивать женщину к выбору «наиболее правильной» (с её точки зрения) стратегии вскармливания.

Есть в психологии развития такое понятие, как «сензитивные периоды» (времени, развития).
Например речь - если в определённом возрасте ребёнок слушает человеческую речь, пробует говорить сам - это активизирует определённые участки головного мозга, приводя к росту и развитию конкретных «полей» (областей). Если такой стимуляции не происходит - не происходит «развития нейрометаболического субстрата психики» - то есть «не вырастают и не развиваются должным образом зоны головного мозга».

В частности именно по этой причине – «пропущенных сензитивных периодов» - дети-маугли практически не могут овладеть человеческой речью, в лучшем случае они могут «механически копировать», и такая «речь» ближе к «речи» например попугая, чем к человеческой речи - ведь человек при помощи «слов» («словесных понятий», «символических обозначений») не только «говорит», но и «структурирует собственную психику» - думает, рассуждает, «снит себе сны и придумывает фантазии».

Чего лишают ребёнка, который до 2 лет считает, что «грудь, полная молока, всегда будет появляться по его первому требованию», насколько он будет адекватно контактировать с реальностью (ведь в психологической норме процесс сепарации-индивидуации должен начинаться в 6-8 месяцев и к 2 годам уже заканчиваться) - с таким «особым образом воспитываемым ребёнком» - сказать сложно.

Ребёнку ОЧЕНЬ важна материнская поддержка и любовь, и конечно же ни в коем случае не стОит использовать «садистические метода дрессуры» (например горчицей грудь мазать), но тем не менее постепенно ребёнка надо «подводить» к тому, что не всю жизнь у него будет возможность «всегда в случае тревоги, проблем, переживаний подбежать к маминой груди и пару раз к ней приложиться для успокоения». Ведь говоря с психологической точки зрения – неизвестно, как будут сформированы зоны мозга у такого ребёнка и как это отразится на его психике и на его способностях к установлению и поддержанию здоровых взаимоотношений с другими людьми.

Кстати важно также понимать психологическую концепциею «достаточно хорошей матери». Ведь мать, которая излишне длительно удовлетворяет уже не «потребности», а скорее «пожелания» ребёнка, из «достаточно хорошей матери» - превращается в мать «избыточно хорошую»; а сама по себе польза любой «избыточности» всегда находится под большим вопросом. Хотя конечно это и вопрос границы, где – «достаточно», а где уже – «избыточно».

Зачастую на внутренние конфликты человека оказывает его собственное развитие, детство, воспитание, полученное им в родительской семье. И если по каким-то причинам получилось так, что человек сам в собственном детстве не отделился от своей мамы, наример потому что собственная мама когда-то «бессознательно использовала» своего ребёнка для удовлетворения своих опять же бессознательных потребности в «близости»), то совершенно естественным образом и в своих собственных детей такой родитель будет «вкладывать» идею о том, что "самое главное счастье в жизни - это когда мама рядом".

Существует одна очень психологически правдоподобных гипотез – «с чем может быть связано появление активного движения «матерей, доказывающих пользу и необходимость длительного грудного вскармливания» в развитых странах западной Европы и Америки. Дело в том, что в «странах развитого капитализма» как правило послеродовый период нахождения матери с ребёнком дома работадателем и/или государством оплачивался и оплачивается в минимальном количестве. А «женская эмансипация», желание женщин активно участвовать общественной, экономической и производственной сфере жизни общества подталкивали женщин к раннему переводу на исскуственное вскармливание. И таким образом выросло целое поколение родившихся в 50-60-70 годах прошлого века женщин, которые были в силу вышеуказанных причин отлучены своими своими матерями от грудного вскармливания в достаточно раннем возрасте. И далее – отчасти это чувство вины «родительниц» этого «недокормленного поколения», движимые чувством вины, стали убеждать своих дочерей «кормить их внуков как можно дольше», отчасти это сами женщины, живущие с такой психологической травмой собственной «ненакормленности» стали пытаться не просто компенсировать, а – «гипер(сверх)компенсировать» это в процессе ухода за собственными малышами. И хорошая в своей основе идея – идея о том, что нельзя просто так слишком рано и/или слишком резко прерывать грудное вскармливание, превратилась в «идею» о том, что «надо дать ребёнку возможность использовать материнскую грудь без каких-либо границ, пусть он сам скажет, когда ему надоест молоко».

Возникло много идей по поводу проведения исследований, которые могли бы подкрепить идею необходимости и важности грудного вскармливания. Ну а если люди чего-то хотят доказать – они конечно же будут находить максимум подтверждений и доказательств, а собственные чувства будут приводить к полному отрицанию какой-либо разумной критики. Появились целые ассоциации, пропагандирущие грудное вскармливание. Это конечно же дело хорошее – но фанатизм как минимум бессмысленен, а иногда и опасен во многих сферах жизни.

Также мировое сообщество всё чаще обращалось к проблемам развивающихся стран, где детская смертность как правило чрезвычайно высока, и где порой грудное молоко матери является единственной адекватной пищей для младенцев и малышей.

Как результат в 2003 году Всемирной Организацией Здравоохранения и ЮНИСЕФ была опубликовали совместную Глобальную стратегию по кормлению детей грудного и раннего возраста

Все остальные последующие ВОЗовские документы по своей сути являются лишь перепиской этого документа с теми или иными вариациями. Но дело в том, что ориентирована эта стратегия в основном на развивающиеся страны, которые отстают по своим социально-экономическомим показателям и развитию даже от России. Об этом говорится практически с первых строк:

С самого начала цель заключалась в том, чтобы сформулировать обоснованный подход к облегчению трагического бремени, лежащего на детях мира, а именно тех 50-70 процентов диарейных болезней, кори, малярии и инфекций нижних дыхательных путей в детстве, которые тем или иным образом связаны с недостаточным питанием, и содействовать устойчивому уменьшению нищеты и лишений.

Так что речь в документах ВОЗ, на которые часто любят ссылаться приверженцы максимально длительного грудного вскармливания, идёт в первую очередь о питании, обеспечивающем хоть какую-то часть защиты от детских инфекций. То есть – «да, для голодающих детей бедных африканских стран» - эта концепция действительно весьма актуальна.

Все дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании с момента рождения до возраста примерно 6 месяцев, но, во всяком случае, в течение первых 4 месяцев жизни.
Предпочтительно продолжать грудное вскармливание и после первого года жизни, а в группах населения с высокой распространенностью инфекций пользу ребенку может принести продолжение грудного вскармливания в течение всего второго года жизни и даже дольше.

То есть «почему-то» многие женщины, агитирующие максимально продолжительное грудное вскармливание, забывают – и о нижней границе, и о том, что продолжение грудного вскармливания после первого года жизни как-то оправдано лишь в «группах населения с высокой распростанённостью инфекций», к которым Россию всё-таки я бы никак не стал относить.

Поэтому как некоторое резюме можно сказать следующие слова. Грудное вскармливание – дело нужное и замечательно. Для грудничка грудное молоко - своего биологического вида, состав которого стабилизировался в процессе эволюции - полезно, да и сам процесс в норме приятен матери и ребенку, он действительно помогает установить устойчивую психологическую связь в диаде мать-дитя. И эта нормальная психологическая связь благотворно влияет практически на все последующие стадии развития ребёнка. Соответственно точно также это положительно влияет в норме на установление нормальных взаимоотношений в общей семейной системе/структуре, которая меняется с появлением малыша.

Но вот в том случае, если эта жизнь не превращается в фанатичную «борьбу за грудное вскармливание любой ценой» с максимальным сроком вскармливания, который порой измеряется в годах – это уже наверное всё-таки как-то выходит за рамки как минимум «среднестатистической нормы». И очень важно понимать, что даже отсутствие молока никоим образом не является каким-либо поводом наполнять женщину, мать – огромной кучей комплексов и приклеивать к ребёнку «лейбл» «неправильно вскормленного» и поэтому «какого-то неполноценного». Ведь это не есть какая-то «трагедия» а является лишь один из вариантов нормы.


В данной статье я вероятно несколько меньше акцентировал внимание на положительных аспектах грудного вскармливание и на важность образования положительной связи в диаде «мать-дитя», надеюсь что многие, что даже – «большинство» читателей и читательниц это прекрасно понимают.
Как резюме – вновь повторю – «до года – да, очень желательно, а после года по возможности постепенно сворачивать». Причём инициатива должна происходить именно от матери – ведь должен же кто-то «один из двоих» в этой самой диаде взять на себя нормальную «взрослую», «осознанную» ответственность.

Пётр Юрьевич Лизяев

Если вам понравился этот материал - дайте возможность ознакомиться с ним другим людям, например - поделитесь на него со знакомыми, в социальных сетях или на других сайтах / форумах.
Таким образом вы сможете выразить вашу благодарность и помочь этому проекту.
Прямой перепост, особенно без указания активной ссслки на источник - запрещён.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь