Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Джин Ван’т Хал – мама двух дочек и автор мега-популярного блога Artful Parent наконец-то выпустила книгу, в которой собрала все свои основные наработки и мастер-классы по творческому воспитанию детей. Книга так и называется – «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье ».

В книге Джин объясняет, как развить в ребенке творческие способности, заложенные в нём с рождения, и наполнить креативом повседневную семейную жизнь. Она рассказывает, как выкроить время для творчества в течение дня, помогает подобрать занятия, которые понравятся и подойдут именно вашему ребенку, учит, как обустроить место для занятий и хранения детских работ, как выбрать необходимые материалы и инструменты, как грамотно поощрять и развивать творческое мышление и корректно говорить с ребенком о его «творениях».

Книга состоит из двух частей: теоретической, с массой полезных советов из личного опыта Джин; и практической, включающей в себя целых 60 мастер-классов для занятий с детьми разного возраста.

Джин утверждает, что творческим можно назвать «любое занятие, наполненное красотой и созиданием», и у современных родителей есть масса способов и возможностей, как привнести искусство в повседневную жизнь. Также она настаивает на том, что наполнить креативом можно практически любое дело. Рисование и лепка – самые популярные околотворческие занятия. К ним также можно отнести:

  • научные опыты и эксперименты – они развивают творческое мышление;
  • прогулки – красота природы настраивает на креативную созерцательность;
  • приготовление еды и выпечки – питает не только желудок;
  • ролевые игры с игрушками – развивают воображение.

Психологи утверждают, что творчество помогает детям постигать мир, способствует избавлению от страхов и пробуждает эмоции. Креативные дети учатся нестандартно мыслить, искать решения сложных проблем и делать открытия. Все это способствует личному успеху детей.

Кроме того:

Творчество выстраивает нейронные связи.

Творческие занятия развивают мелкую моторику.

Каракули – предшественники письма. Больше каракулей – быстрее и безболезненнее ребенок научится писать.

Творчество развивает способность самостоятельно решать задачи, помогает познать себя и окружающий мир, а также общаться с другими.

Джин видит два варианта внедрения творческого начала в повседневную жизнь: постепенное, дозированное или революционное, когда всё, сразу и много. Также она отмечает, что важен настрой и своеобразный старт новой креативной жизни. Для этого Джин предлагает «пообещать себе творить». Но чтобы это не было из категории «всё, с понедельника новая жизнь!», она придумала писать на доске или бумаге специальное соглашение следующего содержания (его, разумеется, можно варьировать):

Обязуемся сделать творчество важной частью нашей повседневной жизни. Мы будем стараться поощрять и уважать то, что создает каждый из нас, наслаждаться экспериментами с художественными материалами, свободно выражать себя и свои идеи, а также добавлять в нашу жизнь больше цвета и радости.


Автор «Творческого воспитания» предлагает позволять детям больше экспериментировать и проявлять самостоятельность. Задания, собранные в книге, направлены на исследование способностей ребенка, изучение различных материалов и техник. Они не ориентированы на результат, как в большинстве других изданий, а фокусируются на процессе.

Задача взрослого – дать детям свободу творчества, помогать, направлять, а не руководить. Вам нужно восхищаться и проявлять интерес, помочь оформить готовое произведение искусства и повесить на стену или завернуть в подарок.

Творчество и возраст

Около года дети всё тянут в рот. Но уже в этом возрасте им можно предлагать бумагу и карандаш. Если малыш захочет карандаш грызть, мягко направьте его ручку к бумаге, проговаривая: «Поводи карандаш по бумаге, нарисуй что-нибудь». Повторяя эти действия раз за разом, вы научите малыша тому, что карандаши можно не только мусолить во рту.

В год дети рисуют пальчиками и кистями, а к двум годам интересуются наклейками и скотчем. Важно использовать нетоксичные материалы, неопасные в том случае, если малыш попробует их на вкус. Не усаживайте ребенка за стол, в этом возрасте ему удобно творить стоя. И не рассчитывайте на длительность занятия: 5-15 минут – достаточное время концентрации на работе для этого возраста.

2-3 года

Дети могут дольше концентрироваться, создавая более реалистичные работы. Теперь они могут не только рисовать, но и лепить червячков из пластилина, резать бумагу ножницами, склеивать ее с помощью клея.

4 года

Дети этого возраста очень эмоциональны и инициативны, их работы более сложные и полны символизма. 4-летние малыши понемногу осваивают буквы, степлер, скотч.

5-7 лет

Для этого возраста характерна особая техника: 2 линии – землю и небо – и уже вдоль них выстраивают все объекты. Также в этом возрасте для них типично воздействие других детей и их «творческих манер».

8 лет и старше

Если раньше ребенок мог заниматься всем понемногу, то теперь у него формируются приоритеты и любимые занятия. Периодически они будут меняться, но каждый раз ребенок будет уходить в них с головой. Теперь перед вами творческая единица, художник – наслаждайтесь общением с ним!

Как поощрять творчество

  1. Позволяйте детям изучать различные материалы.
  2. Отведите специальное место для творческих занятий, оборудуйте его так, чтобы ребенок имел свободный доступ к нужным ему материалам.
  3. Предоставьте ребенку для работы кисти, краски и пластилин.
  4. Уважайте – ставьте на видное место его любимые поделки.

Раздел «Творческого воспитания» с мастер-классами посвящен непосредственно творческим занятиям с подробными инструкциями. Все они не похожи на традиционные задания, направленные на результат. Джин предлагает детям исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, экспериментировать, пробуя каждый раз что-то новое, самостоятельно принимать решения и действовать. Она концентрируется на процессе и старается сделать его максимально интересным для детей и их родителей. Среди заданий и рисование пеной для бриться, и цветными брызгами в манере Поллока, и обычными игрушечными машинками или мухобойкой, и автопортрет на зеркале, и сооружение скульптур из камней, и самодельные магниты, и коллажирование, и изготовление пластилина, различных масс для лепки, красок, а также многое-многое другое.

Вот пример занятия, которое идеально подойдет для веселого детского праздника.

Музыкальные стулья

Когда зазвучит новая музыка, меняйтесь местами за столом.

Для детей от 3 лет.

Материалы

Краска в чашках, по одному цвету для каждого участника

Кисточки

Инструкция

1. Приготовьте стол, достаточно большой, чтобы за ним поместились все участники (в этом варианте участники не выбывают). Положите каждому ребенку лист бумаги, краску и кисточку.

2. Рассадите детей по местам.

3. Объясните правила игры. Расскажите, что они должны рисовать, пока звучит музыка. Когда мелодия заканчивается, им нужно прекратить работу, взять свою краску и кисточку и пойти вокруг стола по часовой стрелке. Когда же музыка зазвучит снова, надо сесть на ближайший стул и продолжить рисование на новом месте.

4. Попробуйте каждый раз ставить разные мелодии, чтобы дети передали свое впечатление от них.

Или, например, рецепт приготовления самодельного пластилина от Джин. Вы точно будете знать, из чего он состоит и не станете переживать из-за его токсичности.

Невареный пластилин

Текстура этого пластилина совсем другая, и он не хранится так долго, как вареный. Но его быстрее и проще приготовить.

Для детей от 1 года.

Материалы

2 стакана муки

1 стакан соли

2 столовые ложки винного камня (гидротартрата калия)

2 стакана кипятка

2 столовые ложки растительного масла

Пищевой краситель или акварель

Инструкция

1. Смешайте все сухие ингредиенты в миске среднего размера.

2. Сделайте в центре выемку, добавьте туда масло и краситель.

3. Налейте в миску кипяток и хорошо перемешайте.

4. Сначала смесь покажется вам слишком вязкой и жидкой. Оставьте ее на несколько минут, она остынет и затвердеет.

5. Выложите тесто на стол и вымесите, скатайте в шар. Можете добавить блестки или эфирные масла.

6. Поместите смесь в герметичный контейнер.

Наполните жизнь вашей семьи творчеством, и мир преобразится для вас!

По материалам книги Джин Ван’т Хал «ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Искусство и творчество в вашей семье ».

Также вам могут быть интересны следующие материалы.

Ярче всего внутренний мир ребенка, особенности его мышления и воображения раскрываются перед нами в творчестве. Всякий раз, когда ребенок рисует, лепит, вырезает и клеит, он не просто проводит время. Он воспитывается и растёт.

1. Освобождение внутренней энергии. Всем нам, и особенно детям, через творчество можно решать разные психологические проблемы, давать выход эмоциям, которые в реальной жизни порой трудно выразить. Например, если ребенок переживает этап возрастного консерватизма, пусть крокодил будет именно зеленым и злым; а если у малыша период разрушения правил, то крокодил может быть розовым, жить на облаке и быть добрым. Через творчество дети освобождаются от неприятного и утверждают позитивное. Динамичные дети с помощью рисования могут снимать внутреннее напряжение, а заторможенные преодолевают трудности в самопроявлении.

2. Раскрытие визуального восприятия. Дети – чаще всего кинестетики. Проще говоря, они всё познают через прикосновение и движение. Занятия творчеством развивают иной аппарат восприятия – визуальный. Человек, ориентированный на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь эффективнее. Таким людям бывает легче принимать и находить решения, запоминать что-то. Поэтому важно уделять внимание развитию визуального канала восприятия, образного мышления.

3. Развитие фантазии и воображения. Рисование, лепка и другие виды творчества развивают воображение через механизмы творческого преобразования и способствуют развитию символического мышления. Сначала ребенок что-то переживает, получает впечатления и опыт реальной жизни, а потом преобразует его с помощью творчества и на основе полученных знаний конструирует свою, уникальную творческую реальность. Таким путем обогащается его внутренний мир – фантазиями, мечтами, картинами желаемого и представлениями способов их достижения.

4. Расширение кругозора. Ребёнок во время занятий творчеством начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие. Он замечает, что отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. В творчестве ребенок учится видеть бесконечное количество вариантов, а в перспективе – становится толерантным и внимательным к проявлениям окружающих. Путешествуйте, ходите в гости, в детские театры, на концерты, берите детей на выставки – всё это станет потом отличным материалом для совместного творчества, а ребенок будет чувствовать себя полноправным участником большой жизни.

5. Развитие познавательной деятельности. Занятия творчеством дают мощный толчок в процессе познания окружающего мира. Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, следовательно развивается ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать. Чем успешнее познавательная деятельность, тем адекватнее человек к природному и социальному окружению, что является залогом его стабильного существования в мире.

6. Укрепление связи с ребенком. Занимаясь творчеством вместе с ребенком, не относитесь к этому как к очередной трате времени. Используйте это время, чтобы наладить и укрепить с ним связь, будьте внимательны к тому, что он делает. Старайтесь задавать открытые вопросы, чтобы побольше узнать о его «творении» - что он нарисовал, почему выбрал такие цвета, как зовут его пластилиновых героев, кого они напоминают. Детские игры и в частности – творческие занятия, это очень хорошая возможность посмотреть на ваши отношения и на отношения в семье глазами ребенка. При желании, можно показать детские рисунки специалисту-психологу и обсудить, что радует ребенка, а что может его беспокоить или травмировать.

Все дети уверены в своей уникальности, каждый свой рисунок (каляку-маляку) они с гордостью дарят мамам-папам-бабушкам и дедушкам. Порой и сами взрослые мечтают о том, чтобы их любимые чадушки стали знаменитыми художниками, артистами или музыкантами. А некоторые родители, не заканчивавшие школ искусств, опасаются, что не смогут организовать творческое воспитание своего малыша. Что же нужно, чтобы развить в ребенке чувство прекрасного?

Об этом нас сегодня расскажет наш гость — очаровательный профессионал книжного мира — Александра Шляхова (сотрудник любимого многими издательства «Манн, Иванов и Фербер «).

Творчество и детство - почти синонимы. Нет ничего, что сказывалось бы на развитии детей лучше творческих занятий. Но как найти для таких занятий время, силы и вдохновение? Джин Ван’т Хал , автор книги «Творческое воспитание» , много лет посвятила работе над этой темой. Советы из её книги помогут вам организовать занятия.

  • запланируйте
  • начните с малого
  • говорите с ребенком о его творчестве
  • наполните творчеством каждый день
  • запаситесь быстрыми занятиями

1. Запланируйте

Вы хотите заниматься с детьми, но не знаете, как включить еще один параграф в ваш распорядок дня? Все родители - занятые люди, но если вы запланируете занятия заранее, вы улучите для них минутку между делом.

Запланируйте порисовать с малышом, пока вы пьете свой утренний кофе. Дайте ребенку пластилин, чтобы он слепил что-то, пока вы моете посуду. Стратегически распределите материалы для творчества по дому: возможно, найдя на столе лист черного картона и мелки, ребенок придумает для себя занятие сам.

Найти хоть пять — хоть пятнадцать минут в день - уже хорошо.

2. Начните с малого

На полках магазинов такое разнообразие материалов для творчества, что велик соблазн потратить на них целое состояние.

На самом же деле для начала нужно лишь это:

  • запас бумаги,
  • краска (в идеале - красная, желтая, синяя, белая и черная),
  • карандаши или фломастеры,
  • ножницы,
  • клейкая лента,
  • простой пластилин
  • и баночка клея.

Остальное - лишь приятные дополнения. Вскоре материалов станет больше.

3. Говорите с ребенком о его творчестве

Творческое занятие - повод к коммуникации, а не уловка, чтобы оставить ребенка в одиночестве. Ваше общение с ребенком поддержит его в том занятии, за которое он взялся.

Описывайте все, что делает ваш ребенок:

  • Я вижу, сегодня ты рисуешь с размахом.
  • Ты выбрал самый яркий пластилин!
  • Ты рисуешь всем телом!

Попросите ребенка рассказать о своей работе:

  • Что ты рисуешь?
  • Расскажи мне о своей поделке.
  • Что это за синие точки по краям? А что насчет этих фигурок?

Не следует говорить:

  • Как красиво!
  • Что это?
  • Это похоже на грузовик.
  • Закрась пространство между линиями (или любая другая критика).
  • Нарисуй мне красивую картинку.

Нужно говорить:

  • Ого, сколько красок ты использовал!
  • Расскажешь о своем рисунке?
  • Похоже, тебе понравилось это рисовать.
  • Я смотрю, здесь тонкие линии, а тут - толстые.
  • Что бы тебе хотелось нарисовать сегодня?

Если сомневаетесь или не знаете, что сказать насчет детского рисунка, промолчите.

4. Наполните творчеством каждый день

Как не забросить благое дело через неделю и даже через год? Как сохранять вдохновение?

Ответ прост: абсолютно все повседневные дела можно делать с фантазией и долей причуды.

Готовите еду? Купите фартук для ребенка. Заведите каждому из детей кулинарную книгу. Дайте ребенку кусочек теста, чтобы он слепил фигурки.

Гуляете? Природа - лучший источник вдохновения. Организуйте мини-экскурсию. Возьмите на прогулку лупу или бинокль. Изучайте прожилки на листьях. Рисуйте на камнях. Собирайте букеты или гербарии.

Идете в музей? Устройте охоту за сокровищами. Заранее придумайте, какие вещи вы будете искать в музее (роботов, синие круги, медведей) и обсуждайте каждую найденную такую вещь. Если правила музея позволяют, фотографируйте свои находки.

5. Запаситесь «быстрыми занятиями»

Нет ничего постыдного в том, чтобы предлагать одни занятия по нескольку раз - дети учатся, повторяя. Имейте в запасе несколько упражнений, которыми быстро можно занять ребенка.

А я подскажу Вам еще несколько идей:

Делайте мозаику из фасоли или макарон. Сегодня ребенок выложит рожицу, а завтра - целое дерево.

Займитесь рисованием точками (пуантилизмом). Для этого нужны лишь краски, бумага и ватные палочки. (Об этой технике рисования смотрите статью « «)

Придумайте миллион занятий с бумагой: рисуйте, делайте гармошки, вырезайте фигурки. Добавьте к занятиям дырокол, цветные ленточки или клей - и дети моментально увеличат свой творческий диапазон.

Самое важное в творчестве - впустить его в свою жизнь . Не имеет решающего значения ни количество времени, ни количество материалов, ни способы организации занятий. Как сказал Ходдинг Картер: «В наследство детям мы можем оставить детям две нужные вещи. Первая - это глубокие корни. Вторая - это летящие крылья».
Удачи Вам и счастливого творческого воспитания !

В современном обществе все чаще возникает проблема раннего развития ребенка. «Воспитание творчеством»- так назвал свою методику Синити Судзуки, известный японский скрипач, основатель собственной методики по обучению игры на скрипке, участник квартета Сузуки, основатель Института воспитания талантов (Япония). В основе его методике погружение в творческую среду, привлечение для создания этой среды родителей, мотивация желания ребенка реализовывать свои творческие способности.

«Если бы Эйнштейн, Гете или Бетховен родились в каменном веке,

то их образовательный уровень был бы не выше,

чем у большинства людейтого времени.

Справедливо и обратное:если бы мне поручили

воспитание и обучение ребенка из каменного века,

то он был бы способен сыграть на скрипке

сонату Бетховена не хуже,чем любой современный ребенок»

Синити Судзуки

Новая парадигма образования обусловлена требованием времени и базируется на гуманистических идеалах, провозглашая становление «человека культуры». Мы говорим, что личность расцветает в коллективе. Это правда, но при условии, что коллектив творческий. Для детского коллектива это правило и вовсе непреложно. Детский коллектив - это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творческого труда и для обучения творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе дети вырастают, не приспособляясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Синити Судзуки разработал уникальную систему гармоничного развития личности, в основе которой игра на скрипке. Будучи сам всемирно известным скрипачом, Синити Судзуки на примере игры на скрипке раскрыл принципы воспитания таланта в целом, и назвал свой метод «методом воспитания творчеством».

В 1931 году, когда Судзуки был преподавателем по классу скрипки в Императорской консерватории, знакомый попросил научить его четырехлетнего сына игре на скрипке. Опыта работы с такими маленькими детьми у Судзуки не было. Какая методика нужна четырехлетнему ребенку? Ответ пришел сам собой, когда он сделал открытие: «Все японские дети говорят по японски!» Раз они все легко и свободно говорят на сложном японском языке, то в этом есть какой-то секрет, и он заключается в тренировке. Все дети в мире учатся на самом совершенном языке- языке матери. Почему бы не применить этот метод и к другим областям знаний!

До сих пор многие люди полагают, что талант является врожденным и передается по наследству. Синити Судзуки убежден, что наследуются только физиологические особенности организма, с момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Человек- это продукт своего окружения. Жизнь заставляет его приспосабливаться. Дети живут, видят и чувствуют в соответствии с окружением. Нельзя воспитать в ребенке качество, отсутствующее в окружающей культурной среде. Идея должной среды в методике Судзуки воплощается как тщательный подход к выбору учителя; наличие в кругу общения ребенка порядочных и благородных людей, ориентирующих еще невзрослого человека на нравственные образцы; активная нравственная позиция родителей в воспитании; чтение книг и мотивация желания ребенка раскрывать свои способности.

Дети по методу Судзуки начинают играть на скрипке в 3-4 года. Скрипку малышу сразу не дают, ее получает, как правило, мама. Сначала маму учат, как правильно сыграть простенькую пьесу, чтобы она могла учить ребенка в домашних условиях. Ребенку дают запись пьесы, которую он будет разучивать. Основное место обучения ребенка- это семья. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. В классе ребенок наблюдает как играют другие дети, как играет его мама, ему тоже хочется присоединиться. Таким образом, удается пробудить в нем желание: «Я тоже хочу поиграть».

Профессор Судзуки был духовным и нравственным человеком, воспитать таким же детей- это главное, к чему он стремился посредством игры на скрипке. Он не требовал от ребенка быть профессионалом и непременно в будущем зарабатывать деньги игрой на скрипке. Главная забота педагога и родителей- воспитать ребенка честным человеком с чистыми и благородными помыслами.

Через детскую скрипичную школу прошло более 200 тысяч детей. Подобного больше нет нигде в мире. В 1964 году Синити Судзуки с девятнадцатью детьми провел турне по 16-ти городам Америки. Детям было от 5 до 13 лет. Было дано 26 концертов и лекций. Дети играли без дирижера и нот. Это стало оглушительной сенсацией.

Хотя около пяти процентов учеников Судзуки сделали успешную музыкальную карьеру, профессор настаивал: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если с момента рождения ребенок слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмется за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войн»

Двадцать шесть лет назад, 17-тилетней девочкой, организовывая свою первую театральную студия, я совершенно не была знакома с методикой Судзуки, начала работать с детьми с 5-ти лет. Но видимо творческие люди, в какой бы части земного шара не находились, мыслят одинаково. Через 6 лет в студии появились малыши от 3-х лет, сформировалась основа моей авторской программы «Театр, где играют дети», в основе которой совместные занятия детей и родителей первого года обучения. Ведь родитель только тогда может помочь своему ребенку в процессе обучения, когда сам имеет необходимый багаж знаний и умений. И дальше год за годом родители воспитанников так же бывают подготовлены к самостоятельной работе с ребенком дома. Еще одной особенностью программы является погружение в творческую театральную среду и на занятиях- постоянное взаимодействие детей младших годов обучения со старшими, которые уже что-то могут, которые увлекают малышей за собой в мир творчества! И уж конечно, все 26 лет я не рощу профессиональных актеров, а формирую у детей потребность творчески реализоваться и попытаться изменить к лучшему мир вокруг.

Список литературы:

1.Взращение с любовью: классический подход к воспитанию талантов. С. Судзуки.- ООО «Поппури»,СПб, 2005,189с.

2. Воспитание творчеством. В.Степановская. «Внешкольник» № 6, 2007, Москва.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, многие исcледования наоборот говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема - часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребёнка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.

Но можно быть талантливым человеком, но при этом нетворческим. И тогда талант не реализуется полностью. Человек с радостью занимается любимым делом, работа спорится в его руках, но при этом он не способен придумать что-то новое в своей области и остаётся лишь исполнителем. И, наоборот, в деле, не требующем особого таланта, человек творческий способен совершить переворот. Именно поэтому развитие таланта и творческих способностей - это разные вещи.

Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем вы. Обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт "именно такого" обучения. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

Игры и игрушки

Ребёнок играет, это его главное и самое важное занятие в детстве, он использует все предметы, которые найдёт в своей игре. Может быть, это прозвучит и странно, но чем меньше у ребёнка игрушек, тем более развито будет его воображение. Нет, я не призываю устроить своим детям тяжёлое детство с деревянными палочками вместо солдатиков. Но избегайте игрушек, где уже всё придумано за ребёнка. Например, книжек-раскрасок, в которых даны образцы. Конечно, разные мозаики и игры типа "сложи узор" развивают внимание, усидчивость и творческие способности, но часто много внимания уделяется складыванию картинок по образцу, просите ребёнка самостоятельно придумывать картины, узоры, сюжеты.

Маленьких детей нужно учить играть, показывать, что делать с той или иной игрой. Но никогда не препятствуйте их самостоятельному освоению игр, слова "не правильно" вообще не применимы к творчеству, особенно детскому.

Делайте игрушки вместе с ребёнком, придумывайте сюжеты для игр. Самостоятельно сшитая кукла гораздо более интересна ребёнку, чем купленная.

Творческие игры-фантазии могут помочь не только в развитии ребёнка, но и изменят взрослого. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы с годовалым малышом - всё это фундамент творческой активности. Всем известны игры, в которых взрослый изображает движения и звуки различных животных, предлагают покататься ребёнку, любой предмет может превратиться в любое сказочное существо, стать одушевлённым, любая домашняя работа может стать интересной игрой с захватывающими приключениями. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества. Если уж говорить честно, это вообще ничего не означает, кроме того, что каждый ребёнок-уникальная личность.

Предоставляя малышу, возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите ребёнку на выбор большие и маленькие листы, путь он выберет сам, как любой художник выбирает формат будущей картины. Идеальными материалами для раннего творчества являются также глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, солёное тесто, камушки, пёрышки, макароны и крупы...Список можно продолжать до бесконечности.

Сначала происходит знакомства с материалом, ребёнок изучает то, что ему дали, тянет в рот. Он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка - это само по себе ценный опыт. Затем он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребёнка с общением и обучением, которое призвано ему помогать.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Третий этап - школа. Здесь на развитии творческих способностей в 70% случаев можно поставить крест даже в самой хорошей школе. Остальные 30% либо имеют богатую творческую жизнь вне школы, развиваясь в студиях и кружках, либо имеют очень высокую мотивацию учёбы в школе. Почему? Есть дети, для которых школьная программа слаба, им её недостаточно для развития, никогда не напрягаясь, они многое теряют не по своей вине. Среднему ребёнку всё нормально в программе средней школы, но обычно к моменту туда попадания ему УЖЕ неинтересно учиться, он выполняет требования, но не больше. Слабому ученику всё даётся с трудом, ему просто не подходит программа, но формируется комплекс неполноценности (даже если он делает вид, что ему всё равно), который никак не поможет в будущем.

Возникает резонный вопрос - что делать? Избегать школы и детского сада совершенно не обязательно. Есть очень простой и действенный способ развивать ребёнка творчески:

не ругаться ребёнка по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навёл жуткий бардак, упал в лужу...)
не ругаться, если он чего-то не понимает (иначе он просто больше не попытается что-то понять)
не ругать за плохие оценки (оценки - это условность, вы всегда лучше знаете способности вашего ребёнка)

Если ребёнка ругают - он начинает бояться, а страх - это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребёнка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений и всегда принимайте его таким, какой он есть.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь