Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Красочные, многослойные, своеобразного фасона традиционные японские наряды удивляют, восхищают и завораживают. Но, обычно, под всем нагромождением тканей, особенно в длинных церемониальных одеждах, совсем незаметна обувь. Но ведь они-то во что-то обуты – не босые же ходят. И действительно, у жителей Японии в процессе формирования традиций костюма параллельно складывались обувные обычаи.

Нам сложно было бы судить, как выглядела одежда и обувь в те далекие времена до изобретения и распространения фотографии, если бы не изобразительное искусство. Благодаря серии гравюр с изображением самураев известного японского художника Утагава Куниёси можно увидеть, что благородные господа самурайского рода обували в нечто, похожее на наши лапти, – варадзи.

Варадзи и варадзори

Главной особенностью является способ ее удерживания на ноге – при помощи петли, которая выходит из подошвы между первым (большим) и вторым пальцами ноги, и продетыми через эту петлю ремешками ханао (яп. 花緒), закрепленными обратно в подошве по обе стороны ступни. Точно также удерживаются на ноге плетеные варадзори (яп. 草履, «соломенная обувь»).Передняя петля для ханао размещена по центру овальной подошвы, из-за чего обе подошвы одинаковые и не делятся, как мы привыкли, на правую и левую. Традиционное размещение петли близко к краю подошвы, обусловливало, что пальцы ног нависали спереди над носком варадзори, а стандартная длина обуви – что аналогично могла свисать и пятка. Изготовлялись варадзори из льняных волокон, рисовой соломы, лубяных волокон, полосок хлопковой ткани и др. Такая обувь очень быстро изнашивалась. Срок ее жизни был – несколько дней, поэтому приходилось всегда иметь достаточный ее запас. Утешали лишь легкость и простота изготовления и доступность и дешевизна материала. В основном, варадзори носили простые люди. Их было легко и удобно одевать и снимать, что было очень важно в условиях японской традиции не входить в обуви в дом.

Путешественники, монахи, самураи, торговцы, в общем, те, кому приходилось много передвигаться, предпочитали другой вариант обуви – соломенные сандалии варадзи (яп. 草鞋). У них подошва более надежно крепилась к стопе при помощи боковых двух или трех пар петель ти , дополнительной петли на пятке с бантом каёси и длинных ремешком о вместо ханао, которые продевались в петли и пяточный бант и шнуровались вокруг ноги. Варадзи с четырьмя петлями (двумя парами) назывались ёцудзи , с шестьюмуцудзи . Способы завязки у разных слоев населения были различны, и по ним можно было отличить социальный статус владельца.

Для увеличения срока службы соломенной обуви, ее подошву часто подшивали кожей или сложенным жгутом из соломы или пеньки, который, в свою очередь, тоже мог быть усилен куском кожи в задней пяточной части или даже металлической накладкой.

Носить такую обувь было не очень приятно. Чтобы добавить комфорта, носочная петля и ремешки ханао обворачивались бумагой, хлопковой тканью, бархатом и даже кожей. Женщины использовали для ханао-футляров красный или другие яркие цвета. Мужчины – приглушенные (синий, коричневый, черный). Но лучше всего защищали кожу ступней от трения ремешков носки.

Таби

Совершенно понятно, что для обуви, у которой крепление к ноге проходит между пальцами, нужны специальные носки с отдельно выделенным большим пальцем, что-то вроде варежек для ног. Такие носочки, с дополнительно уплотненной нижней частью, называются таби (яп. 足袋). Их носят не только с соломенной обувью, но и с другими традиционными видами.

Шьют их с хлопковой, атласной или шелковой ткани. Подкладка их делается из хлопка или фланели (утепленный вариант). Изначально они неплотно обхватывали ногу у щиколотки и завязывались сверху веревочками, но впоследствии сложилась современная форма с разрезом и креплением сзади для плотной посадки на ноге.

Мужчины используют таби белого, синего, черного цвета. Белые шелковые – непременный атрибут самого строгого дресс-кода, кстати, не только мужского, но и женского. Цветные таби носят в неофициальной обстановке, но с белой нижней частью. А вот полностью черные предназначены для профессионального использования – артистами в традиционном японском театре, будока (занимающиеся боевыми искусствами, будо) на тренировках, рабочими в особо загрязненных условиях.

Женские таби, за исключением белых официальных, могут быть всевозможных расцветок, с узорами, рисунками, вышивкой или с использованием нетрадиционных материалов – кружева, велюра, кожи.

Для ношения совместно с соломенной обувью существуют таби с дополнительно защищенными областями под пальцами ног и под пяткой.

Существует еще один вариант таби – джика-таби (яп. 地下足袋, англ. Jika-tabi, "соприкасающиеся с землей таби "). Их уже нельзя назвать носками, поскольку прикрепленная мягкая резиновая подошва делает их обувью для улицы. Раньше они использовались как удобная рабочая обувь, но в последнее время на них распространилась мода в молодежных кругах.

Гэта

Следующий вид традиционной японской обуви – , на высоких каблуках или платформе. Вообще-то, нельзя сказать, что они – чисто японское изобретение. Еще в Древней Греции актеры театра выступали на сцене в обуви на высокой платформе, котурнах . Позже в турецких гаремах тоже использовались высокие платформы, полностью напоминающие гэта. А в Китае привязанные к ногам дощечки на высоких ножках использовались для работы на затопленных рисовых полях. Именно через Поднебесную и попали гэта в Японию. Но только здесь они широко распространились и используются до сих пор.

Сначала они применялись как рабочая обувь на тех же рисовых полях. Высокие гэта оказались удобны при сборе плодов с деревьев или морских водорослей на побережье. Также оказалось, что и в ненастную погоду в них очень даже неплохо – и ноги не промокают, и подол кимоно остается чистым. В результате, хотя гэта в Японии и относятся к неофициальной обуви, но они до сих пор пользуются здесь популярностью и представлены в разных видах.

Самым традиционный вариант - хиёри-гэта . Прямоугольная дощечка на двух других тонких дощечках-каблуках ха (яп. 歯, «зубах», как принято их называть). Передний зуб отстоит от края гэта значительно дальше чем задний от своего края. Подошва прямоугольной формы, у стариков могут быть округлены углы. Дополняются специальными съемными колпачками на носок для защиты от ненастья. В основном, используются мужчинами.

Мужчины также носят кири-гэта той же прямоугольной формы, но или полностью без зубов или с маленьким вырезанным каблуком. Сукэроку-гэта без зубов с толстой наклоненной вперед подошвой округленной формы используются актерами театра Кабуки.

Юкон-гэта – это уже почти обычная обувь, овальной формы и с небольшим цельнорезным каблуком.

Гейши и их ученицы майко используют поккури-гэта на высокой до 20 см платформе и срезанным передним нижним углом.

В японии существую и другие, более экзотичные, разновидности гэта, например, на очень высоких зубах (выше 30 см) нибонха-аши с двумя зубами и самбонха-аши с тремя. В них гейши передвигаются уже только с посторонней помощью.

Или тэнгу-гэта с одним зубом по центру стопы. Они требуют особой сноровки при использовании.

Деревянные гэта украшают не только ремешками ханао, но и покрывают лаком, разрисовывают, обтягивают кожей или парчой. Их очень часто используют на босую ногу с летним неофициальными кимоно юката .

Дзори

Японские дзори (яп. 履, обувь) традиционно на плоской подошве без каблука, овальной или прямоугольной формы (в женских подошва может быть в виде платформы). В них используется покрытие камышовое или тканевое. Удерживаются на ступне при помощи ремешков ханао, белого или черного цвета у мужских дзори и красного у женских. Производят их из разных материалов – от дешевых (ткань, солома) и до дорогих (лакированное дерево, парча). Или от традиционно используемых (бамбук) и до современных (пластик). Дзори из дорогих материалов вместе с белыми таби входят в комплект официальной одежды. Кимоно одевается только с дзори. Их обувают не только вместе с вафуку («традиционная одежда»), но и с современной одеждой, особенно если в обуви использованы неформальные элементы и материалы.

В отличие от гэта, которые вне пределов Японии признаются неудобными, дзори такой дурной славы не имеют. Их разновидность, пляжные дзори с каучуковой подошвой, после второй мировой войны американскими солдатами была вывезена в США, где, сначала там, а затем и в остальном мире, завоевала популярность и сейчас известна у нас как «вьетнамки».

Япония. Камакура. Молодожены в традиционных костюмах.

Давайте посмотрим на традиционную японскую, китайскую обувь. Она оригинальна - для европейца, конечно. Что у нее общего с обувью европейцев - она говорит о статусе и роде занятий владельца.
Универсальными считались гэта-сандалии. Деревянная платформа могла опираться на одну, две или три рейки и достигать в высоту 20 см, в зависимости от назначения.

Гэта имеют множество различных вариаций.

Например, престарелые мужчины и священнослужители могли носить гэта только с закругленными углами, в то время как мужчины средних лет носили строго четырехугольные.

Большим изяществом и разнообразием отличались женские гэта. Их украшали резьбой, драгоценными камнями и позолотой, обивали дорогими тканями. Гэта кажутся совершенно неудобными, но люди на них ходили, бегали, а гейши даже танцевали. Однако сделать широкий шаг в такой обуви все же не удавалось, поэтому приходилось передвигаться маленькими шагами. Такая походка напоминала парение в воздухе


Еще одним видом традиционной японской обуви являются окобо - высокие туфли со скошенной под носком подошвой. Они были предназначены для майко (гейш-учениц). Чтобы научиться ходить на окобо девушки тратили немало времени, но такие туфли, средняя высота которых составляла 14 см, спасали их дорогие кимоно от уличной грязи. Рекордно высокие окобо носили элитные гейши. Они были настолько неудобными, что женщинам приходилось опираться на плечо специального слуги. Зачастую под гэта и окобо одевали на специальные белые носки с отделением для большого пальца. Хотя считалось, что женская ножка, обутая без носка, выглядит очень эротично.



Если в Японии создавали причудливую, но все же практичную обувь, то в Китае мода порой рождала нечто совершенно невероятное. Ярким примером могут служить туфли-лотос, не потерявшие свою популярность вплоть до XVII века. Появились они еще в Х веке. В то время считалось что главным украшением женщины, является миниатюрная ступня, длина которой не должна была превышать 10 см. Поэтому маленьких китаянок заставляли туго перевязывать ноги, чтобы их форма и размер не менялась. После этого они одевали крошечные туфельки в форме лотоса.


Такая традиция была популярна в основном среди знатных семей, так как заниматься какой-либо работой или без труда передвигаться девушки не могли. Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Китайцы большое значение придавали значение придавалось цвету, форме и украшению обуви. Цвета были четко регламентированы. Так, красные туфли были предназначены исключительно для торжественных мероприятий, белые для траура.


Не менее интересны туфли, появившиеся в XVII веке в Маньчжурии (Северо-Восточный Китай). Об их происхождении даже сложена легенда. Жители одного городка, который удерживали враги решили одолеть их хитростью. Чтобы не утонуть в болотах, окружавших город, они создали деревянные башмаки с каблуком в середине, напоминающие конское копыто. Воинам удалось вернуть свой город, а в память об их славной победе женщины стали постоянно носить такие башмаки, максимальная высота платформы которых достигала 25 сантиметров.

Тэцу-гэта - железные гэта, смертоносные. Использовались для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). «Они но гэта» иногда называются - «гэта демонов». Скреплены между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались. Даже трудно представить, как можно поднять ногу, крепление при этом только между большим и указательным пальцем, зато это объясняет, как ниндзя, научились летать, ибо в такой обуви ходить невозможно)

Гэта - сукээто - гэта на железной проволоке или на лезвии для катания на льду.


В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта.

Очень необычна исконно японская обувь, так же как и сама Страна Восходящего Солнца.
Вот, например, гэта - сандалии из древесины павлонии в форме скамеечки. Они делаются одинаковыми для обеих ног и состоят из дощечки-платформы, которая опирается на два бруска, расположенных поперек. В зависимости от размеров этих брусочков-опор гэта могут быть различной высоты. Два ремешка помогают гэта держаться на ноге. Они протянуты между двумя первыми пальцами ног. Обутые в гэта японки передвигались очень маленькими шаркающими шажочками. Такая походка являлись предметом особой гордости женщин этой страны.

Модели гэта

Глядя на ту или иную модель гэта, можно легко определить статус ее владельца или владелицы.

  • Каку гэта - модель, которую носят японцы среднего возраста, имеют прямоугольную платформу;
  • Гэта с закругленными углами предпочитают японцы почтенного возраста или священники;
  • Номэри гэта - обувь японских актеров (эта модель имеет чуть заметный наклон вперед).

Разнится отделка мужских и дамских гэта. Для мужчин Японии важно, из какой породы дерева изготовлена эта обувь, изящество нанесенной на гэта резьбы и качество лака. Нарядные гэта японских красавиц, как правило, обтягивались парчой с позолотой. Они выглядят зачастую как знакомые всем нам шлепанцы, хотя их зимний вариант имеет довольно высокие опоры. По женским гэта можно довольно легко определить, к какой возрастной категории принадлежит их хозяйка.

Японцы до сих пор свято чтут традиции. Это, конечно, касается и культуры ношения одежды и обуви: гэта надевают на праздник совершеннолетия (у японцев - это достижение двадцати лет), во время брачной церемонии, их носят гейши и все те представители японского общества, которые одеваются в кимоно.

Дзори - мягкие сандалии

В настоящее время костюм очаровательных японок обычно дополняют дзори - комфортные сандалии со стелькой из ткани. Каблуков дзори не имеют, но снабжены уплотнением в области пятки. Дзори - многофункциональны: их надевают на праздники с традиционным кимоно, но их хозяйкам хорошо в них и в каждодневной суете большого города. На ноге дзори поддерживают с помощью лямок между первым и вторым пальцами ног. Этот вид обуви изготавливается отдельно для левой и правой ноги. Материал для дзори может быть как натуральным (тростник и кожа), так и синтетическим (винил), что позволяет быть этим сандалиям еще более комфортными.

По давно укоренившейся японской традиции жители этой страны меняют обувь удивительно часто. Вне дома они обувают дзори, а, может быть, гэта (обычай ношения такой обуви веками культивировался в японской истории). Но немедленно снимают их, входя в помещение. Там они обувают суриппа (мягкие тапочки). А вот при входе в душевую или туалетную комнату в японских домах стоят тоирэ суриппа. По обычаю, входя в ванную комнату или туалет, следует переобуваться в стоящую перед дверью специальную обувь. Прежде всего, это делается из гигиенических соображений. И для японцев обязательно не забыть совершить обратное, покидая эти помещения.
Еще одним из важнейших правил поведения в японском обществе является требование снимать обувь при входе в храм синтоистов.

Японская обувь может похвастаться достаточно богатой историей. Несмотря на то, что сейчас большинство жителей Страны восходящего солнца носят туфли, кроссовки и прочие европейские предметы обуви, традиционная обувь никуда не пропала.

Началось же все с того, что некоторые виды обуви были заимствованы из Китая. Пару тысяч лет назад именно Китай был самым развитым азиатским государством. Нет ничего удивительного, в стремлении японцев воспользоваться местными технологиями в своих интересах. Тогда же обувь начали строго делить на: открытую и закрытую.

Ниже представлен список японских традиций, связанных с обувью:

Японцы, как и россияне, очень сильно удивляются, когда видят европейцев и американцев, которые могут не снимать обувь практически целый день и перемещаться в ней по жилому помещению. Для чистоплотных жителей Страны восходящего солнца такое неприемлемо, в результате чего обувь принято оставлять у двери.


- Чистота и опрятность - это важно . Вам придется сильно постараться, чтобы найти в Японии человека, который готов ходить в грязной или откровенно потрепанной обуви. Как правило, местные жители регулярно чистят предметы своего гардероба и заменяют их чем-то новым, когда требует ситуация.

- Обуви должно быть много . У японцев достаточно много обуви. Например, в гостях человеку могут предложить мягкие тапочки (суриппа), но идя в уборную, он должен будет переобуться в специальные шлепанцы. Также не принято приходить на торжественные мероприятия в повседневной обуви, а для посещения священных храмов и вовсе имеется отдельная пара, которую не надевают в иных случаях. В итоге, в гардеробе среднестатистического японца может быть не один десяток пар обуви.


- Национальная обувь актуальна только по праздникам . Учитывая тот факт, что традиционная японская обувь (о ней речь пойдет чуть ниже) не очень-то удобна, ее принято одевать только во время праздников. В сочетании с кимоно и другой аналогичной одеждой, она выглядит крайне привлекательно.

Примеры японской обуви

Хочется выделить три наиболее популярных модели японской обуви:

- Гэта . Такая обувь представляет собой доску, подобранную под размер ступни, в основании которой крепятся два бруска. Для закрепления на ноге используется тесемка/веревочка, продеваемая между большим и указательным пальцем. Именно благодаря постоянному ношению такой обуви, у японских женщин на протяжении многих веков была специфическая «летящая походка». Дело все в том, что гэта не позволяет сделать широкий шаг без дополнительных усилий, в результате чего, женщины двигались очень плавно, и со стороны казалось, будто бы они парят над поверхностью земли.

- Поккури . Обувь такого типа обращает на себя внимание благодаря высоте платформы (от 7 до 12 сантиметров) и экстравагантному по европейским меркам дизайну. Вообще, поккури никогда не были особо популярной обувью. Их носили исключительно майко - девушки, которые в будущем должны стать гейшами. Подобная обувь все еще производится в Японии, но стоит очень дорого и используется исключительно во время разнообразных церемоний. Следовательно, встретить на улицах Токио или любого другого города девушку в поккури практически невозможно.

Эта модель не подразумевает наличие брусков-каблуков. Тем не менее, подошва здесь не прямая - в области пятки присутствует ощутимое утолщение. Было решено отказаться и от использования древесины в процессе производства обуви. Ей на смену пришла кожа, а в дальнейшем резина и прочие синтетические материалы. А вот техника крепления к ноге осталась без изменений. Сейчас японцы не носят такую обувь каждый день, но надевают, когда проходят обряд посвященный совершеннолетию.


На заметку: приобретайте недорогую и удобную обувь на сайте

Гэта – один из самых древних видов японской обуви. Когда именно “скамеечки” вошли в обиход – сказать сложно, но остатки деревянных обувок и каменные модельки находят в некоторых захоронениях периода Кофун, т.е. III-VI в.в.


Вот, например, вырезанная из камня модель гэта (примерно 12 см длиной), найденная в захоронении Кагамияма на территории нынешней префектуры Киото.

Утверждают, что изначально гэта использовали для работы в полях. Но потом приспособились и просто гулять в этом, а также красоваться и выпендриваться.

За прошедшие века и даже тысячелетия дощечка с поперечинами многократно видоизменялась под разные нужды и потребности носителей.

Раз уж гэта были придуманы для работы в поле, то вот вам несколько вариаций так называемых “тагэта” (полевых гэта).


Хлюпать по рисовому полю и не тонуть в жидкой грязи – основная цель подобных конструкций.


Вариация на ту же тему.

Поскольку “тапочки” эти не отличались изяществом и лёгкостью (особенно в сочетании с налипшей на них грязью), частенько к ним прилагались верёвочки для управления.


Примерно так.


Так называемые “нори-гэта” (нори знаете, да? суши в них заворачивают, водоросли такие). Камешки на нижней части, чтобы не всплывали.

Такие же конструкции использовались и при строительстве мостов, тем более, что высоту можно было сделать практически любой (в пределах разумного, конечно).


Обувь со встроенной стремянкой. Утверждают, что высота “стремянки” варьировалась от 30 см до 1 метра. Как на них забирались, неизвестно. Наверное, лестница прилагалась.


Вариация на тему нори-гэта. Если у вас прохудилась пара вёдер – не выбрасывайте, пригодится.

Ну, а обычные прогулочно-общецелевые гэта выглядят так (вдруг кто не знает?):


Дощечка либо прямоугольной, либо овальной формы с двумя поперечинами-“каблуками” и лямками, в которые и вставляются ступни.

Интересно, что древние гэта делались на правую и левую ноги отдельно:


Остатки деревянных гэта из захоронения времен Нары (8й век).

Но уже к периоду Хэйан перестали этим баловаться и вырезали одинаковые дощечки на обе ноги с симметричными дырками для лямок.

Новые гэта не различаются на правый и левый тапок, но в процессе носки лямки слегка вытягиваются по форме ног, а “каблуки” стачиваются в зависимости от особенностей походки, и гэта начинают различаться.

Верхняя прямоугольная двухкаблучная модель – наиболее универсальна. Такое носят и девочки, и мальчики всех возрастов. И на работу, и на праздник.

Высота “каблуков” вариьироваться может очень широко. От полного отсутствия (как на тагэта) до полуметра и выше. “Каблуков” также может быть и два, и один, и три.


“Однозубые” гэта, также называемые “тэнгу-гэта” (тэнгу – это такой очень длинноносый герой местной мифологии).


Вариации высоты однозубых гэта. Это, так сказать, среднее, для обычного потребителя.

А вот модели для духовно-развитых:


Обувь буддийских монахов. 60 см, говорят, для особой духоподъёмности.

Кстати, о монахах. Образец обуви, хранящийся в храме Кйомизу-дэра в Киото:

Утверждают, что это принадлежало монаху Бэнкэю, герою времён очень позднего Хэйана. Железные гэта, весом 12 кг каждая тапочка. Желающие ныне могут попробовать примерить и походить.

Тоже для духовно-развитых, но в другой области:


Трёхкаблучная вариация гэта для высокоранговых проституток типа таю и ойран. До 30 см высотой.

Более скромная вариация женских гэта, для молодых знатных девочек и девушек:


Это, конечно, современная модель, но мало отличающаяся от более ранних. Такое обычно носят девочки на праздновании 3-5-7.

Побогаче модель:

Модели примерно такой же высоты, но без рисунка и с бубенчиком, встроенным в носовую часть, носят майко (ученицы гейш) Киото. Такое называется “поккури” (имитация издаваемого при ходьбе звука) или “окобо”.

Вот ещё модель рабочих гэта, хотя и довольно специфическая:


Коробочкой и с оплёткой из рисовой соломы, чтоб не стучало. Это “бутай-гэта”, в которых ходят по сцене головные артисты кукольного театра бунраку. Те, которые носят куклу и исполняют её роль. Всякие вспомогательные артисты, заведующие движениями ног-подолов-хвостов и прочих второстепенных деталей носят на сцене плетёные из рисовой соломы вараджи, чтобы быть заведомо ниже головного артиста.


Примерно так это выглядит изнутри.

Обратите внимание: традиционные японские гэта имеют строго горизонтальную ровную поверхность. Но в начале XX-го века европейские тенденции проникли и в эту область. И гэта начали приобретать плавные изгибы по форме ступни.


Это уже европейское влияние. Хотя тапки по-прежнему “на одну ногу”.

Затейливая вариация столетней давности:


Гибрид, так сказать. И такое было.

В начале 20го же века гэта принимали участие в зимних олимпийских играх. В качестве беговых коньков, да.


Чтобы не терялись в процессе, их ещё и верёвочками подвязывали к ногам.


Тоже коньки. Видимо, особо сбалансированные.

Более практичная и удобная модель гэта на мокрое и холодное время:


С покрышкой на носовую часть и меховой оторочкой.

Это тоже, говорят, появилось под европейским влиянием:


Основа – как у гэта. Но лямок уже нет, одна перемычка через всю ступню. Такие тут очень популярны в онсэнах и в качестве туалетных тапок.

Ну, а в наше время гэта бывают всякие. Традиционные по-прежнему в ходу, за исключением разве что тагэта и нори-гэта. Сейчас для работы в поле и в море есть способы и поудобнее. И коньки с гэта тоже мало кто пользует.

Фотографии современных гэта разных видов и дизайна.


Вот такая художественно-зубчатая красотень.


Подобное тоже с какой-то стороны может считаться гэта. Вполне себе в рамках традиции, только более нарядненькое и со стразиками.


Это – так и вовсе почти традиционное.


Тоже практически никакой экстравагантности.


Модификация туалетных тапок, но с изгибом. Говорят, для здоровья полезно.

Вообще, тема ортопедических гэта чрезвычайно популярна.


Вот таких, например.

Говорят, это растягивает мышцы задней поверхности ног, что способствует их (ног) стройности и здоровью. Профилактика варикоза, опять же.


Вариация на ту же тему.


Модель “кролик”.


Поперёк тоже можно. Из бамбука.


На все пять пальцев тоже, говорят, полезно. Врастопырочку.


Модификация на тему. Модель называется “Кяри”. Явно инспирировано стилем популярной поп-певицы Кяри Памю-Памю.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь