Филиал №1
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад».
Верхнекетского района Томской области
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.
Провела:
Воспитатель
Подготовительной группы
Колчанова Елена Викторовна.
р. п. Белый Яр
2014 год.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе
«Беседа о доброте»
Программное содержание: Формировать у детей понятия «добро, доброта». Воспитывать желание помочь сказочному герою, дружеские взаимоотношения между детьми. Обогащать словарь формулами словесной вежливости. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать самостоятельность, развивать умение творчески применять разные усвоенные способы изображения в рисунке.
Ход занятия.
Психогимнастика.
Игра «Солнечный круг».
Утро доброе у нас, добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера,
«И откуда спросишь, ты в доме столько доброты? »
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о доброте. Как вы думаете. Что такое добро?
А знаете, добро бывает разное: одно добро – это сокровища, книги, картины, игрушки. Драгоценности. такое добро можно потрогать, увидеть. Другое добро можно услышать. Это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и наши родные, и все люди на планете. Как вы думаете, что это за добро? (доброе сердце, добро души, сопереживание, тепло, ласка, внимание) .
А, как вы думаете. Какого цвета доброта? А как говорят о людях, которые имеют доброе сердце, добрую душу? Они какие? (добрые. Внимательные, ласковые, нежные0.
Воспитатель. А добрые дела добрых людей как называются? (добрые поступки) .
Давайте вспомним пословицы о доброте.
Добро желаешь – добро делай.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово, лучше мягкого пирога.
Давайте заглянем в наш волшебный сундучок добрых дел и вспомним наши добрые поступки.
Вот видите, сколько добрых поступков мы совершили. Ребята, какие поступки приносят радость, а какие огорчения?
Воспитатель. Я хочу рассказать вам одну историю про одного злого волшебника. Послушайте, что с ним произошло.
Однажды, злому волшебнику надоело быть злым, и он подумал:
«А смогу ли я стать добрым? ».
Посмотрел он на солнце, которое его совсем не радовало, и вспомнил, что у него сегодня день рождения. Но от этой мысли ему стало особенно грустно. И он тихо сказал: «Пусть сюда явится тот, кто поможет стать добрым и веселым». Вдруг перед ним оказались сказочные герои. Как вы думаете какие? (красная шапочка, крошка енот, крокодил гена, Чебурашка.
Волшебник очень удивился и спросил: «Кто вы такие? А что вы умеете делать? » (петь песни, дружить, играть, танцевать) .
И они запели. Злой волшебник слушал, и казалось, что звуки песни проникают в самое сердце, и с ним стало. Что- то происходить. «А что такое улыбка? »- спросил волшебник.
«Улыбка – это когда у нас хорошо на душе. Когда есть друзья. Посмотрим на солнце, оно тоже улыбается».
Посмотри на солнце, оно тоже улыбается.
И волшебник тоже улыбнулся, и превратился в прекрасного юноша, доброго волшебника.
Я хочу пригласить вас на мое день рождение, будем все вместе петь и танцевать.
Почему волшебник стал добрым? (с ним разговаривали по доброму, пожалели, спели ему песню) .
Вот видите, добрые слова тоже помогают в жизни и делают нас добрее.
Давайте вспомним. Какие добрые слова помогают нам в жизни.
Давайте никогда не забывать добрые слова и говорить их почаще.
Давайте скажем друг другу добрые слова.
Игра с мячом. «Добрые слова».
Воспитатель.
А сейчас я буду показывать картинки с разными ситуациями, а вы должны показать свое отношение к этой ситуации с помощью нужной пиктограммы.
Я надеюсь, что вы будете совершать только добрые поступки.
Физминутка.
«Дружно за руки беритесь, друг за другом становитесь.
Будем весело прыгать и кружиться,
Много радостных людей, добрых, верных нам друзей.
Хмуриться не будем, про печаль забудем,
Станем улыбаться, весело смеяться,
Улетели все печали, лица радостными стали.
Воспитатель. Ребята, сегодня не все дети пришли в детский сад Саша и Ира заболели. Как вы думаете, как нам их поддержать, какое доброе дело мы можем совершить.
(нарисовать рисунок, проведать, позвонить) .
Воспитатель. Ребята, я предлагаю нарисовать нашим друзьям рисунки.
Что можно нарисовать?
Возьмите все, что вам необходимо и приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель. У вас получились рисунки, те, что вы задумали?
Я думаю, Саша, и Ира очень обрадуются.
Рефлексия.
Какое доброе дело мы сегодня сделали?
Кому вы об этом расскажете?
Беседа «Что такое доброта»
Цель:
Закрепить знание и представление детей о таких понятиях как: доброта, отзывчивость, чуткость
Развивать способность к эмпатии, уметь дать нравственную самооценку своему поведению
Упражнения на коррекцию мышления, речи, сообразительности
Ход занятия
Воспитатель : Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях мы с амии беседовали о том, что человек живя среди людей (семья, школа,детск.дом и т. д)постоянно испытывает на себе внимание, заботу, доброту других окружающих людей, и как бы находится в долгу перед ними.
И каждый, кто осознаёт этот долг,чувствует и понимает его, старается и сам отдавать окружающим свою заботу, внимание,тепло.
Постоянно задавая себе вопрос «А что я могу?»- и ищет на него ответ в конкретных делах. Но дело в том,что каждый по разному это понимает и чувствует, а следовательно и по разному себя ведёт с окружающими.И в результате по разному судим по людям, о их доброжелательности, доброте. Давайте все вместе попробуем разобрать разницу таких суждений о человеке: он добр и гостеприимен, доброжелателен, щедр.
Ответы детей.
Воспитатель : и так мы с вами выяснили что же означают эти слова ля каждого из вас, и что же у нас получилось? У каждого человека своё мнение и представление об этом. Какое же место занимает доброта в жизни человека? В чем она проявляется?
Как вы думаете,что имел в виду поэт Гамзатов когда писал такие строки:
«Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был.
Как вы думаете,ребята,что же такое быть человеком? По отношению к себе, окружающим
Ответы детей.
Воспитатель : а сейчас я предлагаю послушать отрывок из книги Маркуши «Азбука мудрости».
Однажды пришёл ко мне старый приятель, назову его Сергеем Петровичем, и произошёл между нами такой диалог:
Он- Слушай, что с Эдькой делать,В школе еле-еле тянет, а ругать его нельзя. И сказать нельзя…
Я -А почему,собственно ругать нельзя?
Он- А понимаешь, растёт жутко,тянется, нервный какой-то стал: слово скажешь –плачет.
Я- Сводил бы его к врачу, посоветовался.
Он- Мать водила. Врач говорит: нормальное явление,переходный возраст. Советовал к спорту приобщить. Да только не хочет Эдька ни по какой спорт ничего слышать. Хиляк Эдька и самолюбивый. Вообще то я его понимаю, он ведь как рассуждает: дескать приду на стадион или там на секцию, а надо мной смеяться будут.Как ни внушаю парню: чепуха, перемелется, мука будет, пустой звук, ни какого впечатления. И смотрит на меня Сергей Петрович тоскливыми глазами.Уходит расстроенный,вздыхая и бормоча:»А может обойдётся ещё…Лишь бы вырос здоровым, нервы бы наладились.»
В другой раз явился ко мне сосед: «Генка, сыночек мой уу совершеннолетний прохвостом стал! Курит – раз. Мать родную..ни во что не ставит. Она ему слово, он ей –десять. Это –два.А на прошлой неделе изволил у меня из кармана всю мелочь выгрести. Это- три. Но учится в нормальной пропорции –на «4» и «5». И отсюда у меня сомнения6может,не притеснять?
Как полагаете,ведь образование-главное дело?
Воспитатель: Давайте,ребята,представим себе человека здорового (о чем мечтает Сергей Петрович),образованного(сосед считает,что нет ничего важнее образования)и попробуем решить –достаточные ли этот условия, чтобы.получился « хороший, настоящий человек?
Высказывания детей
Воспитатель : Какие ещё качества нужны,чтобы быть настоящим человеком? Ответы детей.
Воспитатель: Как видите,ребята,здоровье, образование- сами по себе превосходные качества, к сожалению,ещё ничего не гарантируют.»Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо,чтобы люди тебя любили».Я надеюсь,что из нашей беседы каждый из вас сделает правильный вывод для себя.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7 »
БЕСЕДА О ДОБРОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Разработала воспитатель: Михеева Л.А.
Рязань 2018 год
Задача: Дать воспитанникам понятие, что такое доброта. Что доброта является одним из лучших качеств человека.
развивать чувство радости за добрые дела;
направить детей совершать добрые поступки бескорыстно,
научить приходить на помощь;
воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете - доброму или злому?». (Дети отвечают)
Воспитатель: послушайте стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым - значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым - значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
(Л. Полякова)
Воспитатель: А как вы думаете, что такое «добро»?
А что такое «доброта»? (это когда помогаешь кому-то, заботишься, не обижаешь и т. п.) Можно ли её увидеть, услышать, потрогать? (ответы детей)
Посмотрите на экран и если вы увидите добрый поступок, тогда улыбнитесь и покажите добрый смайлик, а если увидите плохой, тогда нахмурьтесь и покажите грустный смайлик.
Вот здесь на столе разные предметы, какие добрые поступки можно с ними совершить? (на столе лежат разные предметы: зёрнышки, цветок, сломанная машинка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер)
(зернышки посадить или покормить птиц, цветок подарить или полить, машинку починить, книгу подклеить, чашку помыть, на листе бумаги нарисовать подарок другу)
Воспитатель:
Ребята, в чем еще проявляется доброта? (любовь ко всему живому).
Доброта - это и нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле. Доброта ребенка проявляется в его ласке к кошке или щенку, в его уходе за цветами, доброте нужно учиться с самого детства.
А что дает доброта человеку? (уважение, любовь)
Конечно, уважение и любовь близких, хорошие отношения с друзьями. Но доброта часто проявляется настолько бескорыстно, что человек, совершивший добрый поступок, даже остается неизвестным. Например: «Неизвестный человек перевел большую сумму денег на лечение больного ребенка.»
Давайте с вами поиграем в игру «Вежливо-невежливо»
Игра вежливо-невежливо.
Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши
Если считаете, что поступок не вежливый, то топайте ногами:
Поздороваться при встрече
Толкнуть, не извиниться,
Помочь поднять упавшую вещь
Не уступить место пожилому человеку
Защитить девочек, и маленьких детей.
Уступить место в автобусе пожилым людям.
Помочь донести сумку пожилому человеку
Молодцы ребята, вы все правильно определили: какой поступок хороших, а какой нет.
Русский народ придумал много пословиц о доброте, добре. Давайте вспомним их. (Если дети не вспомнят, тогда взрослый начинает говорить, а дети их заканчивают).
А я ещё знаю одну пословицу. «Добрым быть - Родину любить». Что это значит? (Делать все, что бы наша Родина становилась лучше и краше, беречь природу)
Каждый из вас должен выработать у себя доброе отношение к людям Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают)
Воспитатель: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех люби
Наша встреча подошла к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка, с помощью жестов поблагодарим и скажем все вместе друг другу (спасибо).
Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), беседа по пословицам о добре, коллективная творческая работа «Дерево доброты».
Оборудование и материалы: мольберт с контуром в виде сердца; большая плотная звезда, разрезанная на 3 части, со словами «улыбка», «поступок», «спасибо», столы для рисования, краски, кисточки, стаканы с водой, бумага в форме звездочек; разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.
Ход занятия
Дети сидят в кругу.
Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают )
Педагог: послушайте стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
(Л. Полякова)
Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?
(Дети отвечают ).
Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают )
Педагог: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить.
– Ребята, посмотрите, что у меня в руках!
(Под музыку воспитатель достает красивый ларец)
– Это добрая волшебница подарила нам ларец с дарами доброты. Как вы думаете, что там может лежать?
Дети: Игрушки, книжки, другие подарки…
Педагог: Ребята, а что может быть добрым.
Дети: Добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд…
Педагог: Правильно, именно такие дары там и лежат. Но посмотрим на них мы потом. Неслучайно добрая волшебница подарила этот ларец именно сейчас, когда все люди живут в ожидании Нового года и Рождества. В это время всё словно превращается в добрую сказку, а сегодня ночью был сказочный звездопад, и одна из звездочек упала недалеко от нас. Об этой звёздочке я сейчас расскажу.
(Педагог рассказывает сказку «Звёздная девочка» (А. Лопатина, М. Скребцова))
Сказка «Звездная девочка»
«Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. С котомкой за плечами, в которой она несла небесные искорки, девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она ни на кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с ней случалось много удивительного.
Когда в ее котомке не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять.
Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле, потому что исполнялись самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».
Педагог: Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям?
Дети: Наверно, это были доброта, радость, любовь…
Педагог: Отлично, ребята. Одна звезда отзвёздной девочки упала недалеко от нас. Но, к сожалению, она была такая хрупкая, что рассыпалась. Посмотрите на эти частички, давайте соберем их вместе и посмотрим, что получится.
(Дети переходят к коврику и собирают рассыпанные частички, на них написаны слова)
– Давайте прочитаем, что здесь написано.
Дети (читают) : «Спа-си-бо», «пос-ту-пок», «у-лыб-ка».
Педагог: Как вы думаете, почему звездочка подарила нам эти слова, что они означают?
(Дети разделились на 3 группы, по количеству частичек, и обсуждают значение написанных слов, и какое отношение они имеют к слову «доброта»)
Педагог: Давайте еще раз зачитаем слова и расскажем, что они означают.
Дети 1-й группы: «Спа-си-бо». Добрые люди всегда говорят спасибо, за все благодарят, и вообще говорят больше добрых вежливых слов.
Дети 2-й группы: «Пос-ту-пок». Чтобы быть добрым, надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки, дела.
Дети 3-й группы: «У-лыб-ка». У доброго человека всегда доброе выражение лица, он часто улыбается и от этого другим становится лучше. Человек как бы светится изнутри.
Педагог: А вас в жизни вы встречали добрых людей или добрые поступки? Расскажите о них.
(Дети приводят примеры из своей жизни. Например: Моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится игрушками. Моя мама добрая, она заботится о нас, ласкает и обнимает, когда плохо или просто так и т.п.)
Педагог: Как здорово, что нас окружают такие замечательные добрые люди.
Физкультминутка (под музыку)
Педагог: Встали в круг, взялись за руки. Представьте, что мы одна большая звезда. Сердце у звёздочки доброе, как оно может стучать? (Отбивание хлопками ритм биения сердца).
Как звездочка может дышать? (На вдох – присели, на выдох – встали).
Как она может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими). Молодцы ребята.
Педагог: Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и самим нарисовать волшебные «звезды доброты». Но что нам для этого потребуется?
Дети: Волшебные краски!
Педагог: А где же мы их возьмем?
(Рассуждения детей)
Педагог: Конечно, ребята, мы добавим в них улыбок, доброты, радости, солнечного света и перемещаем. А я научу вас как можно быстро и необычно нарисовать наши волшебные «звезды доброты». Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.
Педагог: Листы бумаги сложить пополам, развернуть– капнуть краску разного или одно цвета на середину, друг под другом.
(Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)
Педагог: Ребята, вы подарили волшебный цвет своим звёздочкам, молодцы! Но теперь ее надо оживить. Давайте прикрепим свою звёздочку к мольберту назовем добрые дела, которые мы можем сделать для своих друзей и близких.
(Дети подходят к мольберту, говорят пожелания, вешают свои звёздочки на контур в форме сердца.
– Я буду слушаться свою бабушку, и она сможет играть со мной в куклы.
– А я буду помогать моей мамочке, чтобы она поменьше уставала.
– А я больше никогда не буду ссориться со своим братом и поделюсь с ним своими игрушками и т. п.
Педагог: Какое красивое созвездие у нас получилось! Как мы его назовём?
Дети: Доброе сердце!
Педагог: Ребята, помните о ларце волшебницы с дарами доброты? И мы назвали, что там может находиться? Как вы думаете, мы сможем воспользоваться ее подарками? Что для этого надо сделать?
Дети: Поможем волшебнице оживить её дары!
Педагог: Что для этого нужно?
– Просто улыбнуться друг другу.
– Подарить друг другу добрый взгляд
– Сказать доброе слово.
– Помочь тому, кто в этом нуждается и ничего не ждать взамен и т. п.
Педагог: Оказывается, совсем нетрудно быть добрым. Доброта это качество, без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.
(Под музыку дети открывают ларец, а в нём подарок от звёздной девочки – разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.)
Педагог: Я желаю вам, ребята, чтобы вы тоже в сердцах людей зажигали искорки доброты. А дома я предлагаю нарисовать «Солнце доброты», у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. А потом принесете в группу ваши рисунки и расскажите о своем «Солнце доброты».
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
(А. Лопатина, М. Скребцова)