Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Министерство образования и науки Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Рубцовский индустриальный институт

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

ТЕМА: «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Выполнила студентка

гуманитарно-экономического

факультета, группы ЭиУ-91з

Костенникова М.А.

Проверила:

Ханцева Г.Г.

Рубцовск 2010

Введение………………………………………………………………………3

1. Права ребенка……………………………………………………………...4

2. Воспитание правового сознания, правовой культуры – неотъемлемый процесс правового воспитания………………………………………………5

3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции…………..10

4. Правовое воспитание в школе…………………………………………...17

5. Памятка для родителей…………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………..19

Список использованной литературы………………………………………21

Введение

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна. Основные международные акты о защите прав детей отражены в Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка, Семейном кодексе Российской Федерации. К сожалению, сегодня с положениями Конвенции о правах ребенка знакомы только 1% родителей, о существовании Семейного кодекса знают 58%, а об остальных документах Российской Федерации имеется смутное представление.

    Права ребенка

ПРАВА РЕБЕНКА - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Впервые вопрос о правах ребёнка был поставлен такими известными педагогами, как К.Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребёнка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Деклараций прав ребёнка» (1917г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и прочее. Много позже, провозглашённые им идеи права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребёнка на уважение» (1929г.) отстаивал право ребёнка на индивидуальность, человеческое достоинство. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». А 26 января 1990г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной. Верховный СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13.06.1990 г., а 14.07.1990 года она вступила в силу для Российской Федерации. Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух - Сомали и США.

Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

1. Выживание;

2. Развитие;

3. Защита;

4. Обеспечение активного участия в жизни общества.

В нём заложены два основополагающих принципа:

1. Ребёнок - самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

2. Воспитание правового сознания, правовой культуры – неотъемлемый процесс правового воспитания

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.

Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины.

В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.

Любые проявления так называемого «беспредела», т.е. игнорирование права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле «Хочу, чтобы было то, что захочу», образуют завалы на пути формирования гражданского общества, правового государства. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания.

В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан.

В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям.

Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит своё завершение в правовой активности личности, в её правовой культуре.

Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убеждённости в том, что он найдёт у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодёжь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Формой общественного сознания, отражающего моральные отношения, которые проникают во все сферы жизни общества, является мораль. Моральное сознание – это система норм, принципов, ценностей, идеалов, регулирующих отношения людей друг к другу, к семье, народу, обществу. Эти нормы, принципы, ценности, идеалы сложились в ходе истории развития цивилизации, они развиваются и наполняются новым содержанием в современный период жизни человечества, готовящегося к вступлению в двадцать первый век.

Моральное сознание – особый способ социальной регуляции, который имеет некоторые общие черты с правовой регуляцией, но в то же время имеет существенные отличия от права. Мораль представляет собой «противоречиво- напряжённое соотношение понятий сущего и должного».

Мораль как форма общественного сознания и вид общественных отношений стимулирует утверждение и развитие достоинства человека, его стремление к содержательной и счастливой жизни.

В регулировании общественных отношений мораль взаимодействует с правом. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учётом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

Принципы морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определённых жизненных ситуациях.

Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом.

Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления. Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важнейшей составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Отличие норм права от морали проявляется в характере гарантий выполнения этих норм. Требования права и морали выполняются большинством людей сознательно, добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убеждённости, привычки человека.

Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех», - утверждал Цицерон. Различия между правом и моралью проявляются и в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего преступление. Но с юридической точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определённого поведения, являющегося правомерным. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призваны укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, справедливым и законным интересам личности, общества и государства.

3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются следующие его особенности.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги "взяты" для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания - правосознание.

Правовое воспитание - это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в) активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышение правовой культуры родителей и педагогов.

Педагогами выделяются следующие основные требования к организации правового воспитания школьников:

* наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;

* стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

* активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

* связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

* обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

* учет психологических особенностей школьников.

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата - одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать?вое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой - у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Известно, однако, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятельность, а только такая, которая организована педагогически правильно.

Одно из важнейших условий педагогически правильной организации правоохранительной деятельности - создание положительного эмоционального отношения к ней учащихся. Этому способствуют следующие обстоятельства: раскрытие ее общественной значимости и интересное содержание самой деятельности.

Другим важным условием является обеспечение каждому школьнику активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызывает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.

Следующее важное условие организации правоохранительной деятельности - систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению организации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нравственного и правового сознания подростков.

Существует еще одно важное требование к организации правоохранительной деятельности: она должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопорядка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, микрорайоне школы и во внешкольных детских учреждениях, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых (А. Е. Тарас).

Выделяют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды юных друзей милиции, так называемые "зеленые" или "голубые" патрули по охране природы, отряды юных инспекторов дорожного движения, добровольные детские пожарные дружины, а также активное участие в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде правовых знаний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей являются университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию школьников, но пропаганде правовых знаний среди населения.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышении) правовой культуры родителей учащихся, которые, СОГЛАСНО Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Однако родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы для самостоятельного изучения.

От того, как организовано правовое воспитание школьников, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества; в процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание несовершеннолетних.

4. Правовое воспитание в школе

В наше время с пугающей частотой говорят о подростковой преступности. От части это происходит потому, что дети зачастую не понимают силу молодости и горячности, не понимают тяжесть содеянного. Для этого можно создать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, например, можно социальному педагогу создать такую программу, куда входит:

Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности.

Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации.

Создание клуба юного юриста.

Работа школы правовых знаний под девизом "Молодежь - не проблема, а ресурс общества".

Проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации; прав ребенка и др.

Создание правовой игры "Обязан и имею право" "Воспитай в себе гражданина".

Организация мероприятий социальной направленности с участием подростков и молодежи, благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.

Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными праздниками.

Организация "дней открытых дверей" в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.

Организация детей и подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др.

Проведение конкурса рисунка по антинаркотической тематике среди школьников старших классов.

Организация походов и поездок детей по историческим местам. Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты детей, спартакиады "Быстрее, выше, сильнее".

Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.

5. Памятка для родителей

Ребенку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и, он мог реализовать себя, развиваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – именно о нем.

Напомним Вам мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые Вы ему прививаете».

1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.

2. Как можно больше времени проводите вместе со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.

3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка, это только сблизит Вас.

4. Старайтесь, чтобы друзья Вашего ребенка обязательно бывали в Вашем доме, - Вы должны их хорошо знать.

5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда Ваш ребенок ничего не будет от Вас скрывать.

6. Не заставляйте ребенка доверять свои тайны: «Мы все должны знать» этим Вы ничего не добьетесь.

7.Доверять Вам будут, если Вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.

8.Будьте примером для ребенка: ведь как Вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к Вам будут относиться в старости.

9.Помните, что ребенок – это гость в Вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал своего родного дома.

10. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

Заключение

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, работа в органах внутренних по правовому воспитанию - это сложная система применения различных средств и методов, направленных на установление порядков, отвечающих интересам людей. Правопорядок означает, что все нормы права строго соблюдаются всеми, правильно соблюдаются должностными лицами, государственными органами и организациями. Следовательно, правопорядок – результат точного соблюдения и осуществления норм права на практике, в жизни. Но так как всё ещё нарушаются нормы права, совершаются в обществе преступления, то органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью, будут и дальше совершенствовать методы работы по правовому воспитанию.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.

Список использованной литературы

Источники

1. Конституция РФ

2. Уголовный Кодекс РФ

Литература

1. Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. - 1994. - № 2. - С.2-5.

2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.

3. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.

4. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. - М. - Ставрополь: Ставропольсерваисшкола,1998. - 228 с.

5. Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного - М.: Юрист, 2005-

6. Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации. М.: Бератор-Пресс, 2003. 496 с.

учащихся в духе ненасилия и мираКонтрольная работа >> Педагогика

И программ, разработанных в ООН, которыеопределяют морально-правовую основу педагогики ненасилия; знакомство с работами... развивающих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания школьников , которые содействуют деятельностному освоению учащимися...

Правовое воспитание

Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.

Право - совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.

ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Школа должна добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.
  2. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.
  3. Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
  4. Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.

Содержание правового содержания в школе.

Педагогический коллектив школы, каждый учитель должны готовить подрастающее поколение к выполнению гражданских функций по отношению к государству, семье, труду и личной, частной и общественной собственности.

Каждый выпускник школы должен твёрдо знать нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, законодательство о здравоохранении…

В школе применяются единые требования к учащимся. Знакомство с правовыми нормами и правилами поведения начинается от 1до 3лет.

Ребёнок должен:

Слушаться родителей,

Выполнять их советы и распоряжения,

Соблюдать правила дорожного движения,

Беречь и охранять природу,

Не обижать младших и помогать старшим,

Заботиться о своём здоровье.

Правовое образование учащихся в процессе обучения.

В целом учебный процесс создаёт возможные для правового просвещения учащихся, и организовать условия для проведения различных внеклассных мероприятий.

Основную заботу о правовом воспитании берёт на себя классный руководитель и коллектив учителей. В школах данная работа начинает осуществляться с первого класса.

  1. Младшие школьники получают представления о правах и обязанностях при изучении «Правил для учащихся». На конкретных примерах детям даётся возможность анализировать положительные и отрицательные поступки.
  2. Среднее звено (5-8) - с ними необходимо провести цикл бесед на правовые темы.

Основные задачи классного руководителя:

    • Довести до сознания детей такие понятия как значение закона в жизни общества.
    • Научить подростков понимать свои права и обязанности, по отношению к сверстникам родителям и другим людям.
    • Выработать у школьников привычку уважительного отношения к правилам общественного поведения.
    • Старшеклассники (9-11) - желательно познакомить старшеклассников с деятельностью правоохранительных органов (милиция, суд, прокуратура).

Рассказать об ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления, делая акцент на то, что за свои поступки необходимо отвечать.

В помощь классному руководителю

Школьный возраст — время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель — сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Задачи воспитания

Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

  • добиваться усвоения учащимися правовых знаний;
  • воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение;
  • формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
  • формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.

— организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Правовое воспитание — совокупность мероприятий, которые направлены:

  • на повышение личностного уровня правовых знаний;
  • формирование уважения к праву;
  • соблюдение правомерного поведения;
  • развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.

Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

  • знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
  • уважение к праву, законности;
  • умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
  • выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
  • невосприимчивость к любого рода противоправным формам.

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

  • обучение — передача, накопление знаний;
  • пропаганда — распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
  • наглядная информация;
  • воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
  • профилактика противоправного поведения, коррекция;
  • самовоспитание.

Наиболее применяемые формы:

  • Тематические классные часы;
  • Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
  • Встречи с сотрудниками государственных структур;
  • Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
  • Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
  • Игры;
  • Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
  • Агитбригады;
  • Театрализованные представления, форум-театр;
  • Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
  • Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
  • Консультации учащихся по различным вопросам;
  • Просвещение родителей;
  • Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность — она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

Правовая воспитанность — основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.

Главной задачей правового воспитания школьников является формирование правового сознания и культуры учащихся. Организацию правового воспитания могут проводить как социальные работники, так и обычные учителя. Можно сказать о том, что немаловажную роль в формировании правового сознания играют сторонние личности. Сюда можно отнести влияние родителей, одноклассников и дворового окружения ребенка. Поэтому необходимо знать, присутствуют ли в классе дети из асоциальных семей, и какое влияние они оказывают на других учащихся.

Формы правового воспитания

Правовое воспитание школьников может быть реализовано посредством различных форм работы. Наиболее популярными являются викторины и ролевые игры, например «Суд над Королевой». Чтобы обсудить права и обязанности человека отлично подойдут такие формы работы как беседа или дискуссия. Наиболее спорные вопросы можно оставить на диспуты.

Изучение Конвенции о правах ребенка

Особое внимание следует уделить Конвенции о правах ребенка. В настоящее время существует множество разработок и упражнений, чтобы дети запомнили свои права и обязанности. Наиболее интересный вариант информирования младших школьников об их правах и обязанностях представляет собой «конвенция ». Детям гораздо проще запомнить права в виде визуальных образов, чем на словах. Отличным вариантом формирования правовой грамотности можно назвать такое упражнение как «Нарушение прав в сказках». Дети, обсуждая тот или иной сюжет всеми известной сказки, вдруг понимают, что права героя были нарушены. Это довольно забавная форма правового воспитания, которая надолго запомнится всем школьникам.

В книге Ларисы Смагиной «100 уроков по правам ребенка» приведен довольно интересный проект, который могут осуществить не только педагоги, но и родители. «Игрушечный паспорт» - это то, что ожидает юных школьников в подростковом возрасте. Ребята оформляют паспорт так, каким хотели бы его видеть. В документе также можно указать свои права и обязанности. В какой-то степени, он может служить своеобразной памяткой на все случаи жизни.

Правовое воспитание школьников включает в себя и такую задачу как формирование активной гражданской позиции ребенка. Для успешного становления мировоззрения личности рекомендуется приглашать на открытые уроки людей, чья профессия тем или иным образом связана с обеспечением прав человека. Это могут быть сотрудники полиции, ГИБДД, работники суда или юристы.

С необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовое воспитание школьников.

«Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от

Достоинства образующих его личностей»

Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века

Паспорт программы правового воспитания

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Наша школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство учащихся из благополучных семей. В настоящее время состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних-1 уч-ся, ОпДН – 2 уч-ся, на внутришкольном учете – 6 уч-ся.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.

С 2008 года школа ведет системную работу по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений. Школа находится на окраине города, рядом Центр образования №1 (вечерняя школа) и учащиеся могут оказаться объектом правонарушений. Наша цель - дать учащимся знания, как вести себя в подобных ситуациях .

Цели нашей работы :

Изучение уровня знаний учащихся о правовой культуре и информированности и оценить их электоральную активность;

Формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.

В соответствии с целями мы поставили следующие задачи :

формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;

целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;

формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;

Определение уровня правовой и политической культуры учащихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;

проведение анализа полученных данных и анализ своей деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования правовой и политической культуры учащихся.

Объект исследования: уровень правовой и политической культуры учащихся.

Методы исследования: сбор, анализ и систематизация информации, опрос, анкетирование, интервью.

В своей работе мы использовали следующие источники :

1. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан и др.

2. Закона РФ «Об образовании»;

3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.;

4. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

5. Семейный кодекс РФ : ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми);

6. Уголовный кодекс РФ : ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках);

7. Избирательный Кодекс России - регулирует процесс выборов на территории нашей области;

8. Материалы из сети Интернет;

9. Учебные пособия по праву.

Основные направления системы правового воспитания в школе

осуществление правового образования учащихся;

работа Совета профилактики правонарушений;

профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;

пропаганда здорового образа жизни;

индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете;

правовое образование родительской общественности ;

взаимодействие с органами системы профилактики;

школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

Работа Совета профилактике правонарушений и социального педагога

по правовому воспитанию.

В школе действует Совете профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних один раз в месяц. На Совете профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.

Социальным педагогом проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классных руководителей, составляется социальный портрет каждого класса.

К социальному педагогу обращаются ученики, учителя при возникновении между ними конфликтных ситуаций. Социальный педагог не наказывает и не выносит «приговор» ученикам, а пытается нормализовать возникшую ситуацию. Если ситуация требует, то социальный педагог связывается с родителями ученика, инспекцией по делам несовершеннолетних другими различными социальными службами и проводит соответствующую работу.

Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

Социальный педагог проводит индивидуально-воспитательную работу, беседы, работает совместно с психологом, классными руководителями по правовому воспитанию.

Социальный педагог исследует занятость детей «групп риска», направляет в различные кружки и секции.

Социальный педагог проводит активную работу в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков, регулярно участвует в заседаниях КПДН, готовит ходатайства в инспекцию о принятии мер к родителям уклоняющихся от воспитания.

В школе регулярно проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.

Ежегодно в школе проводятся мониторинги: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки» и т.д.

Социальный педагог выявляет интересы и потребности учащихся, трудности и проблемы, отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; устанавливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой.

Научно-методическое обоснование преподавания права в средней и старшей школе

В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм.

Наши учителя широко используют нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

Основы правовых знаний изучаются и на других предметах. В начальной школе основы правовых знаний учащиеся приобретают на уроках «Окружающего мира» и классных часах, на уроках ОБЖ учащиеся много говорят о проблеме профилактики наркомании, участвуют в конкурсе “Осторожно, наркотики!”, пишут рефераты по этой проблеме, на уроках информатики учащиеся готовят презентации по пропаганде ЗОЖ, работают над созданием социальных плакатов.

Изучение права на уроках обществознаний в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта.

Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

Совет школы (Республика «Альтаир») существует в школе как орган школьного самоуправления уже 12 лет. Его структура и система вовлечения учащихся в работу по решению общешкольных проблем и задач достаточно хорошо отработаны и коррелируются с системой правового воспитания в школе и воспитательной работы в целом.

Каждый штаб привлекает к проведению конкретных акций и мероприятий множество учащихся, таким образом давая им осознать, что жизнь школы – государства в миниатюре – зависит от каждого из них. Это неоценимый опыт для воспитания гражданского самосознания учеников.

Немаловажна также роль Совета школы в профилактике правонарушений и зависимостей: создается образ положительного лидера, занятого полезным делом и именно за это уважаемого сверстниками, помогает учащимся осознать, что девиантное поведение – не единственный и не лучший способ завоевания популярности. Более того, именно учащиеся с задатками неформальных лидеров порой осознают, что общественная работа на благо школы и района – хороший путь самореализации.

Также важную роль в профилактике правонарушений играет работа Службы правопорядка. Его деятельность по поддержанию общей и учебной дисциплины в школе, по соблюдению чистоты оценивается самими учащимися как очень важная и нужная. Старшеклассники, работающие в этом Совете, стараются воспитывать сознательность и ответственность у младших учащихся, в том числе и своим примером, и беседами, проведением рейдов-проверок и субботников.

В школе налажен тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной милиции. Раз в неделю инспектор проводит консультации и беседы с учащимися по правовой тематике, регулярно принимает участие в работе Совета по профилактике правонарушений.

Большую роль играет Школьный Совет в проведении ролевых игр «Выборы в республику «Альтаир»» Эта работа развивает знания учащихся по избирательному праву, способствует социальной активности подростков, социализации подрастающего поколения.

Правовое образование родительской общественности

Правое образование родительской общественностью носит систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.

Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с многодетными, социально незащищенными, проблемными и деформированными семьями. Вместе с родительским активом школы разрабатываются методики диагностирования и помощи учащимся из таких семей, способы деликатного улучшения сложных ситуаций.

Школа тесно сотрудничает с отделением полиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с учащимися и группы риска и стоящими на внутришкольном учете и их родителями. Работа по предупреждению правонарушений и профилактике асоциального поведения ведется постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Школьный психолог и социальный педагог ведут работу по разрешению конфликтных ситуаций в семье. В ходе реализации данной программы используются современные технологии:

технология уровневой дифференциации ;

технология исследовательской и проектной деятельности учащихся;

игровые технологии;

информационные компьютерные технологии, правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс»;

личностно-ориентированная технология в воспитательном процессе

Внешние связи школы по правовому образованию:

студенты филиала РГСУ и инспектор проводит юридические консультации, занятия и беседы с учащимися по правовой тематике;

посещают с лекциями работники ИДН и ГАИ, специалисты из Наркологического центра, Психологического центра «Семья» и т.д.

проводятся заседания КПДН в администрации;

члены юридического клуба участвуют в школьных, городских, республиканских олимпиадах и конференциях ;

проводятся ролевых игры и олимпиады в филиале РГСУ и т.д.

организуются посещения музея УФСИН, инспекции по делам несовершеннолетних, Центра Занятости населения, юридические консультационные пункты;

проводятся встречи с интересными людьми.

Почему возникла идея возникновения юридического клуба в школе ? В школе была необходима новая форма работы с подростками - социальные проекты, направленные на включение учащихся в социально-ориентированное творчество, на развитие гражданской ответственности, формирование правовой культуры, морально-нравственных основ личности. Возникла необходимость разработки новых оригинальных активных форм и методов гражданско-правового образования учащихся. Это связано со слабой информированностью подростков в правовой сфере.

Название клуба «Союз правосудия» – Союз единомышленников - правоведов, которые изучают законы, защищают свои права, творят правосудие.

На подготовительном этапе межу школой и филиалом РГСУ

заключено соглашение о сотрудничестве между филиалом РГСУ и МБОУ «СОШ №53»,

издан приказ директора школы об открытии юридического клуба (от 27.11.2008 №235),

разработана программа юридического клуба на каждый учебный год,

составлен календарно-тематический план работы.

На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные.

В ходе составления плана распределяются обязанности между участниками клуба, учитывая принцип добровольности, а также их индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности.

Достижения и результаты деятельности клуба:

- снижение количества правонарушений;

Формирование правового сознания ;

Сокращение обучающихся на учете ВШУ, КПДН, ИДН;

- воспитание сознательных , активных граждан, хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;

Победы учащихся на республиканских и городских олимпиадах, конференциях и конкурсах по праву;

- поступление выпускников школы в профильные юридические ВУЗы.

Участие юридического клуба в номинации «Школа - профессиональная карьера»

2 место в городской научно - практической конференции «Открытия юных» в 2008 г.

1 место в правовой игре в филиале РГСУ «Конституция РФ» 2009 г.

2 место в Нижегородском областном конкурсе исследовательских и инновационных проектов талантливой молодежи РОСТ в 2010 г.

2 место в Республиканской межпредметной олимпиаде по праву в филиале РГСУ в 2012г

Нами используются такие формы работы в школе как:

формы психологического просвещения (исследование, тренинг-упражнение, тестирование)

изучение нормативно правовых актов , кодексов, федеральных законов Российской Федерации (об административных правонарушениях, уголовный, трудовой, семейный);

использование в работе ролевых игр, проведение лекций членами юридического клуба, дискуссии, «мозговой штурм» и др.

игровые формы (сюжетно-ролевые игры «Суд над вредными привычками», разбор проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение правовых фильмов)

вовлечение молодежи в добровольчество (создание органов самоуправления, выборы президента в республике «Альтаир», создание «Министерства правопорядка» «Министерства труда и занятости» и т.д.)

работа на массовых мероприятиях по пропаганде правового воспитания (правовых игр по станциям, школьных конкурсов, правовых турниров «Закон и прядок» и т.д.)

Творческие формы работы (представление проектов, правовые информационные листы, выпуск газеты, проведение правовых конкурсов, игр по станциям, конкурсы рисунков и плакатов «Права человека»)

Дискуссионные формы (диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашёнными людьми)

В своей работе мы применяем различные принципы работы в правовом воспитании:

Технология педагогики ненасилия , доброжелательности;

Принцип «своевременного» воспитания;

Принцип групповой работы;

Отказ от запугивания (создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискуссии);

Не перегружать информацией и специальными терминами.

« Пластичность и системность» при проведении занятия.

Проведение работы с учетом возраста и социального статуса подростков.

Предоставление объективной информации в доступной форме.

Использование принципа «равный – равному».

Правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение стало приоритетным направлением работы в нашей школе, оно проводится по нескольким направлениям:

обеспечение доступа к актуальным информационно-правовым системам;

сканирование и копирование фрагментов правовых документов;

пользование книгами , периодическими изданиями, компакт-дисками в режиме читального зала;

организация и проведение мероприятий по правовой тематике ;

оказание бесплатных консультационных услуг студентами-волонтерами 5 курса юридического факультета РГСУ.

Массовое правовое информирование в школе осуществляется с помощью:

· стенда «Закон и порядок», на котором еженедельно вывешиваются информационные сообщения о новых нормативных актах;

· книжных выставок (например: «Знаешь ли ты свои права», «Знай закон смолоду» др.);

· буклетов, закладок, информационных листовок «Твои права избиратель», «Знатоки законов», «Права, обязанности и ответственность детей» и др.;

· круглые столы, викторины, правовые игры, презентации и т.д.

Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, мы обращаем внимание на практическую направленность проводимых мероприятий.

Наибольший интерес в этом году вызвали такие формы работы:

1. Беседы в классах с показом презентаций: “Конвенция ООН о правах ребенка», « Виды соучастия в преступлении”, «Гражданином быть обязан», «Допрос несовершеннолетних», «Как сказать «нет» негативному влиянию», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» подготовленные учащимися 9-11х классов

2. Конкурс рисунков учащихся 1 – 6-х классов “ Права ребенка”

3. Викторина “Права ребенка-права человека”

4. Составление “ Альманаха родительских наставлений и учительских нотаций” - 5-6 классы

5. Акция “Ребенок – тоже человек!”. Мнения учащихся по различным правовым ситуациям.

6. Социологическое исследование “Измерение температуры” соблюдение прав человека в школе”

7. Проект: “Создаем иллюстрированную книгу “Мы и наши права” - 8 класс

8. “Родители! Наше будущее – в ваших руках!” изготовление листовок, призывающих взрослых принять участие в выборах. Распространение лучших листовок среди взрослых.

9. Юридическая консультация “Спросите у знатоков”. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и социальным педагогом.

10. Конкурс агитбригад “ Мы за ЗОЖ и правовую культуру”

11. Турнир правоведов .

Основными формами привлечения молодежи к участию правовой активности являются:

Семья . Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей.

Школы и высшие учебные заведения . Необходимо создавать школьные кружки. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень правовой и политической грамотности и активности.

Волонтерские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различного рода общественных проектах.

СМИ . Значительная часть информации молодое поколение получает через СМИ, поэтому необходимо просматривать и обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан и т.д.

Партии и общественные движения . Наибольшее внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.

Используемые дидактические материалы:

Разработки бесед с учащимися : « Права человека и гражданина» « Права ребенка», «О причинах правонарушений» и т.д.;

Разработки бесед с родителями : « Как воспитать ребенка без физического наказания», «О причинах правонарушений», « Что делать, если Ваш ребенок попал в милицию» и т.д.;

Разработки интеллектуально- правовых и деловых игр;

Видеофильмы, музыкальные видеоклипы и т.д. ;

Раздаточный материал « Дееспособность несовершеннолетних», «Правоспособность»;

Комплект правовых задач;

Разработки тестов по темам «Конституция РФ», « Трудовое право», «Уголовное право»;

Разработки презентаций по праву: « Права ребенка», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Гражданином быть обязан», «Как не стать жертвой правонарушений», «Виды соучастия преступления» и т.д.;

Материалы к проектной деятельности: «Трудоустройство молодежи в России», «Права потребителей», «Социально-психологические аспекты допроса несовершеннолетних», «Карманные деньги - за и против».

В целях самообразования мы составили юридический словарь необходимых терминов и понятий. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 )

Мы попытались выяснить отношение к правовой культуре у молодёжи в нашей школе и провели социологический опрос -анкетирование в 5-11 кл. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 )

В ПРИЛОЖЕНИЕ №3 даны знания, умения и навыки правового самосознания, которые необходимо сформировать к концу учебного года у школьников.

В ПРИЛОЖЕНИЕ №4 определена примерная тематика лекций для родителей.

В заключение можно выявить, что для повышения правовой и политической культуры необходимо использовать все имеющиеся средства:

повышение общей правовой культуры молодёжи через СМИ , художественную литературу, кинематограф, и.т.д.

введение обязательных факультативных или элективных курсов по праву, наличие в школе юридических кружков;

массовое просвещение, личный пример взрослых, т.е. семьи.

Государство должно заниматься политическим воспитанием своего молодого населения. Как говорится, молодежь-это будущее страны. Сейчас правительство должно позаботиться, чтобы будущее страны было прекрасным… Наш девиз:

Мы верим в справедливость на планете!

Мы хотим жить в правовом государстве!

Мы хотим процветания России!

Мы – это светлое будущее России, и нам его строить!

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Юридический словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

АДВОКАТ - лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

ПРОКУРОР - должностное лицо в системе прокуратуры России, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - вид юридической ответственности, применение к лицу, виновному в совершении преступления и способному нести уголовную ответственность, меры государственного принуждения в форме наказания.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это особый вид юридической ответственности, которой присущи следующие признаки: она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм; конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов; связана с государственным принуждением;

это ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения;

применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - устройство) - писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.

СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ традиционно принято рассматривать в двух значениях:

действия суда для завершения судебного разбирательства и подведения итогов

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Анкета на правовую грамотность.

Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята из школы. Из них 5 - 8 классы - 11%, 9 - 11 классы - 89%.

Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?

Большинство опрашиваемых (60%) ответили что знают свои права, настораживает второе число - 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере.

Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ (третье рейтинговое место).

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках правоведения и учителей - 36% (только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!).

Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают 26%.

Есть респонденты, которые читают, наверное с увлечением, тексты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знаю, где взять информацию и живут в незнании, таких 12%!

Знаете ли вы свои права и свободы?

Имеют представление о своих правах 73% опрашиваемых. 27% и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. В анкетах ребята более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести. Многие считают, что обладают политическими правами, право избирать и быть избранным, но это возможно только с 18 лет. В результате анкеты отмечены и такие "права": создание семьи, защита детей, право достойно умереть, оставив след в истории человечества.

Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.

Считают, что имеют обязанности 70% опрошенных респондентов. Среди несовершеннолетних высока ответственность перед государством, так как были отмечены обязанность платить налоги и служба Отечеству. Ребята говорят о необходимости соблюдать законы. Большинство же говорят об обязанности учиться в школе, слушаться родителей и учителей, защищать природу, делать уроки, не курить в школе, тихо сидеть на уроках, не хулиганить!

В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?

52% по всей видимости, не проявляют уважения прав и свобод, либо никогда об этом не задумывались - что скорей всего близко к действительности.

Из тех, кто ответил положительно, чаще всего отмечают, что все люди свободны и равны. Каждый должен уважать свободу другого. Этого можно достичь через понимание проблем ближнего, не вмешиваясь в чужую жизнь, не нарушать правовые и общественные нормы, воспитание хороших манер.

Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?

С помощью опрашиваемых представляем вам оригинальное определение, хотя сказать что-то вразумительное смогли всего 43% опрашиваемых.

Правовая культура человека - это поведение человека на основе знания законов и прав других. Человек, пользуясь данными ему правами не должен нарушать ничего. Это уровень воспитанности человека, когда он думает, о чем говорит и что делает. Наличие правовой культуры вызывает желание быть законопослушным, ходить на выборы и платить налоги.

Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?

Чувство солидарности отсутствует у каждого второго, ничего не предпримут

50% респондентов, пройдут мимо, не заметят, будут молчать.

Остальные же поступят следующим образом:

23% позовут на помощь правоохранительные органы;

19% вступятся, объяснят, что так делать нельзя, познакомят обидчиков с правами.

Несколько ребят пожертвуют своим учебником права и подарят обидчикам.

Каковы у вас недостатки в правовой культуре?

58% считают, что не имеют недостатков в силу отсутствия таковой.

Также отмечали незнание законов, своих прав.

Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?

21% не считают себя свободными, или не совсем. Остальные вполне свободны.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Знания, умения и навыки правового самосознания, которые необходимо сформировать к концу учебного года у школьников.

Знать - сущность преступления и правонарушения;

Отличие правовых норм от норм морали;

Как государство может защитить права ребенка?

Какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь