Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

УДК 37.01:373 ББК 68.91.2

Семенищева Марина Геннадьевна

аспирант

кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Semenishcheva Marina Gennadievna Post-graduate Chair of Social Pedagogy and Psychology Astrakhan State University Astrakhan

Критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств Criteria and Levels of Junior Schoolchildren’s Aesthetic Education

Determined by Arts Synthesis

В данной статье раскрываются основные критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств, дана оценка уровней эстетической воспитанности обучающихся.

The article is devoted to the basic criteria of junior schoolchildren’s aesthetic education determined by arts synthesis; the levels of the pupils’ aesthetic education are evaluated.

Ключевые слова: синтез искусств, эстетическая воспитанность, критерии и уровни эстетической воспитанности.

Key words: arts synthesis, aesthetic education, criteria and levels of aesthetic education.

Все функции синтеза искусств (познавательная, мотивационная, гедонистическая, социализирующая, развивающая, формирующая, толерантности, коммуникативная, креативная, эстетическая, синкретивность) определены в отношении к воспринимающей личности младшего школьника и утверждают влияние синтеза искусств на его эстетическое сознание, подсознание, эмоции, вкусы, на формирование его творческих начал.

Результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность младших школьников. В педагогическом смысле под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие .

Анализ научных трудов (Б.Т. Лихачев, Е.Н. Таллин, А.В. Тутолмин, И.И. Трубина и др.), позволил сделать заключение, что сегодня нет единого оп-

ределения эстетической воспитанности учащихся. В результате обобщения рассмотренных научных подходов, мы пришли к выводу о том, что эстетическую воспитанность младших школьников следует определять как комплексное свойство личности, представляющее собой многоуровневую развивающуюся интегративную структуру, характеризующуюся наличием и степенью сформированное™ у нее общественно значимых качеств, в обобщенной форме отражающих единство художественно-эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, эстетических сознания, идеала, потребностей, вкуса и чувства и эстетического действия. Уровень эстетического воспитания младшего школьника повышается при организации поэтапного процесса накопления его эстетического опыта, полученного на основе синтеза искусств.

Исходя из выделенных И.И. Трубиной, этапов эстетического воспитания и определения эстетической воспитанности, мы выделяем следующие критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств: развитость эстетических отношений (чувства, восприятие, воображение, эмоциональное переживание); широта эстетических знаний (сознание, потребности, идеал, вкус); устойчивость проявления художественноэстетических способностей (способности и действия).

Критерий широта эстетических знаний характеризуется созданием определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений о различных видах искусств, представленных в синтезе, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Эстетические знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях. При этом, говоря об эстетическом воспитании младшего школьника, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно, что приведет к верной, аргументированной интерпретации художественных произведений, представленных в синтезе искусств.

Этот критерий характеризуется рядом показателей: эстетическим сознанием, эстетическим вкусом, эстетическим идеалом, эстетическими потребностя-

ми. В совокупности эти показатели представляют собой глубокие разносторонние знания о том, что такое эстетика, культура и личность, сущность и функции культуры, типология культур, история культуры, эстетика поведения, быта. Это накопление элементарных эстетических знаний, начиная с создания запаса разнообразных колористических, звуковых, пластических впечатлений, способствующих появлению у учащихся эмоциональной отзывчивости. Это наличие запаса определенных конкретно - чувственных впечатлений, позволяющих сделать естественный переход от чувственно-эмоционального к абстрактнологическому способу получения информации.

Достаточность эстетических знаний это также знание содержания необходимых в повседневной жизни требований умения жить "по законам красоты", понимание их сути. Это способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями этих "законов", а также оценивать факты "эстетичного" и "неэстетичного" поведения, находить в окружающей действительности объективное подтверждение этих требований.

Следующим критерием эстетической воспитанности младших школьников выступает критерий развитости эстетических отношений, который позволяет выявить богатство и яркость эмоциональных проявлений, устойчивые эмоционально-оценочные переживания младших школьников, особенности их эстетического восприятия, эстетической оценки явлений действительности и произведений искусства с позиции эстетического идеала (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.п.). Он позволяет также выявить отношение школьников к эстетическому объекту, которое может проявляться как в ситуативном выборе эмоциональных оценок, так и в форме эмоциональнооценочного отношения к эстетическим объектам.

Показателями этого критерия являются: эстетические чувства, эстетическое восприятие, творческое воображение, эмоциональное переживание.

Этот критерий определяется отношением к искусству, культуре, эстетическим восприятием, высоким уровнем духовной эмоциональной жизни. Этот критерий характеризуется потребностью в обращении к различным видам ис-

кусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа, наличием разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребностей систематически следить за развитием различных видов искусства, общаться с различными видами искусства, творчески применять полученные эстетические знания.

Этот критерий направлен на оценку способности творческого восприятия, усвоения и индивидуальной переработки любой поступающей эстетической информации, самостоятельного создания собственного синтеза искусств, отличающегося неординарностью, новизной, нестандартностью.

Другим критерием эстетической воспитанности младших школьников является его устойчивость проявления художественно-эстетических способностей, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой, созидательной личности младшего школьника, умеющей выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств.

Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Он заключается, например, в формировании эстетического мотива деятельности (наряду с другими мотивами), в постановке цели создания не просто практически значимого продукта, но и эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного; в выборе эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, в получении эстетически ценного результата.

Эстетическая активность проявляется в деятельности младшего школьника, совершаемая по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только по тому, что это входит в круг его обязанностей.

Эстетическая активность младшего школьника проявляется также в его непримиримости к фактам бездуховности, безобразного, в его эстетическом отношении к собственному поведению: эстетический облик манер, жестов, мимики, одежды, речи. Эстетическое чувство слова - одна из важнейших предпосылок гармоничного развития личности.

Показателем вовлеченности в эстетическую деятельность является развитие эстетических способностей личности, которые превращают младшего школьника, в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".

Для оценки уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников, детерминированной синтезом искусств, нами были приняты следующие уровни: низкий, средний и высокий. При этом мы исходили из этапов эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, выделенных И.И. Турбиной: 1) пробуждение эстетических чувств личности (созерцание - ощущение - эстетическое удовольствие - радость); 2) формирование эстетического сознания (восприятие - эстетический вкус - эстетические суждения, взгляды - интересы - потребности - эстетические идеалы); 3) развитие эстетических способностей, включенность личности в эстетическую деятельность.

На низком уровне эстетической воспитанности оценка младшего школьника ограничивается словами: "нравится", "не нравится". Проявляется его нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий, отсутствие знаний и умений эстетического характера явления произведения искусства, наличие ошибок в изложении и оценке эстетического объекта. Отсутствует способность воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Не сформирован эстетический идеал. Младший школьник не понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он мало заинтересован в приобщении к различным видам искусств, эстетическим ценностям, усваивает эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к различным видам искусств и художественной деятельности. Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления. Слабо проявляет интерес к произведениям различного вида искусств. Младший школьник не может выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее творческое воображение художествен-

ные способности практически не развиты, отсутствие образных ассоциаций, воображение носит пассивный воспроизводящий характер. Отсутствие внимания при восприятии художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации обуславливает отсутствие эмоциональности, и как следствие, нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий. Существует недостаточное развитие эстетического восприятия, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, отсутствие образных ассоциаций. Эстетическая творческая деятельность практически отсутствует, желание участвовать в ней не проявляется. Репродуктивно- исполнительское выполнение учебных заданий.

На среднем уровне эстетической воспитанности младшего школьника, проявляется частичная сформированность эстетических представлений, понятий и умений, художественные интересы у младшего школьника проявляются ситуативно, слабо развиты эстетические вкусы, потребности. Эстетические знания ограничены, характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности и недостаточным уровнем аналитического подхода. Младший школьник не всегда способен отличить прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. В целом младший школьник имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он заинтересован в усвоении эстетических ценностей различных видов искусств, однако ему требуется педагогическая помощь и руководство. Ребенок стремится к приобщению к эстетическим ценностям различных видов искусств; проявляет интерес к художественной деятельности с использованием различных видов искусств. В целом достаточно эмоционально реагирует на эстетические объекты и явления. Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства в синтезе, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога. Не всегда способен самостоятельно сформулировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее. Прибегает к помощи педагога или ав-

торитетных для него людей (родителей, товарищей). Слабо развиты художественные способности, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания, проявляется активный, творческий характер воображения. Нестабильность внимания во время просмотра или слушания художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации, у младшего школьника, приводят к тому, что эстетические чувства подвержены настроению, а эмоциональность проявляется при восприятии знакомых художественных произведений. Наблюдается частичная сформированность эстетических умений, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания. Эстетическая творческая деятельность носит временный характер, желание участвовать в ней возникает лишь под влиянием поощрения со стороны взрослых или сверстников. Активно-исполнительское отношение к учебным заданиям.

На высоком уровне эстетической воспитанности младшего школьника сформированы эстетические представления, понятия, эстетический взгляд на мир, целостное восприятие. Младший школьник способен дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Верно и аргументировано интерпретирует художественные произведения, представленные в синтезе. Имеет достаточно полно и четко сформированный эстетический идеал. Умеет выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств. Младший школьник заинтересован в усвоении эстетических ценностей, активно проявляет себя в художественной деятельности, стремится к созданию эстетических ценностей. Обладает потребностью в обращении к различным видам искусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа. Самостоятельно создает собственный синтез искусств, отличающийся неординарностью, новизной, нестандартностью. Обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаи-

вать свою позицию. Младший школьник проявляет самостоятельные, оригинальные эстетические взгляды, способность переноса образных ассоциаций с известных произведений искусств на новые. Эстетические оценки младшего школьника с опорой на художественные знания различных видов искусств, воображение носит активный преображающий характер. Внимательное, сосредоточенное состояние во время просмотра, слушания художественного произведения, экскурсии. Богатство эмоционально чувственных переживаний при восприятии красоты природы, произведений искусства. Эстетическая творческая активная деятельность присутствует постоянно в различных видах художественно-эстетической деятельности младшего школьника. Развитость эстетической воспитанности, готовность ее совершенствовать. На этом уровне у младшего школьника инициатива, интерес и желание участвовать в творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), перекликаются с самостоятельным креативным выполнением учебных заданий.

Библиографический список

1. Вержибок, Г. В. Воспитанность учащихся как критерий эффективности воспитания Г. В. Вержибок Социальная педагогика и практическая психология: Мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10-11 апреля 2001 г. М-во образ. РБ. -Минск, 2001. - С. 242-247.

2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.-175 с.

3. Трубина, И. И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы / И. И. Тру-бина // Информатика и образование, 2005. - N 5.. - С. 122-123. - Библиогр.: с. 123

4. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников Глазов. гос. пед. ин-т. - Глазов, 2003. - 212 с.

1. 2. Likhachev, B.T. Theory of Schoolchildren’s Aesthetic Education. - M., 1985 -175 p.

2. Trubina, I.I. Education Quality Monitoring: Problems and Approaches / I. Trubina // Information Technology and Education, 2005. - N 5. - P. 122-123.

3. Tutolmin, A.V. Moral-and-Aesthetic Education of Schoolchildren. - Glazov: Glazov State Pedagogical University, 2003. - 212 p.

4. Verzhibok, G. V. Pupils’ Upbringing As a Criterion of Education Effectiveness / G.V. Verzhibok // Social Pedagogical and Practical Psychology: Mat. of Scient. and Pract. Conf. "Specialists’ Training in the Sphere of Socio-Educational and Psychological Support: Experience, Problems, Prospects", Minsk, 10-11 April, 2001, Ministry of Education. - Minsk, 2001. - P. 242-247.

  • Тема 4. Основы деятельности классного руководителя
  • 1. В таблице названы признаки коллектива. Охарактеризуйте их
  • 2. Обоснуйте воспитательное значение ученического коллектива
  • 3. Охарактеризуйте стадии (этапы) развития коллектива
  • 1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания»
  • 3. С целью формирования более полного и четкого представления о содержании направлений воспитательной работы составьте ряд ключевых терминов
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры
  • 5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса
  • Тема 7. Диагностика воспитанности
  • 1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:
  • 2. В табл. 1, 2 определены критерии гражданского воспитания в двух аспектах - воспитание патриота и культуры межнационального общения. Дополните список соответствующих показателей.
  • 3. Руководствуясь содержательными критериями, сделайте выводы о воспитанности школьников по их характеристикам:
  • 4. В соответствии с оценочными критериями оцените уровень воспитанности подростка в аспекте физической культуры как высокий, средний или низкий:
  • 6. Ознакомившись с методиками диагностики, содержащимися в разделе «Дополнительные материалы»:
  • Тема 8. Формы организации воспитательного процесса
  • 1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей?
  • 2. Напишите, какие условия необходимо соблюдать, для того чтобы игра выполняла воспитательную функцию:
  • 3. Назовите обязательные признаки шоу-технологии:
  • 4. Укажите отличия в организации состязательных форм воспитательной работы.
  • Тема 9. Методы воспитания
  • 1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся:
  • 2. Приведите примеры предъявления требований в разнообразных формах.
  • 3. Продемонстрируйте владение методами объяснения и рассказа на примере одной из актуальных для подростков тем.
  • 4. Составьте систему вопросов, в качестве подготовки к групповой беседе с подростками с целью формирования у них негативного отношения к вредным привычкам.
  • 5. Для освоения технологии организации диспута подготовьте программу диспута с подростками (или старшеклассниками) на актуальную для данного возраста тему и подберите соответствующую литературу.
  • 6. Опишите алгоритм применения похвалы:
  • 7. Составьте рекомендации для применения метода наказания.
  • Тема 10. Современные технологии воспитания
  • 1. Опишите содержание этапов (алгоритмов) традиционной технологии воспитательной работы:
  • 2. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» , раскройте содержание этапов (алгоритмов) технологии организации коллективной творческой деятельности:
  • 3. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» (??), охарактеризуйте компоненты технологии индивидуального рефлексивного воспитания, разработанной н.П. Капустиным:
  • 4. Раскройте ключевую идею технологии воспитания н.Е. Щурковой, ответив на вопросы:
  • 4. Сформулируйте задачи воспитания экологической культуры

    1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

    2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

    3. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

    5. Для уточнения содержания эстетического воспитания дайте определение эстетического вкуса

    Эстетический вкус - это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности.

    Выявите сущность и специфику художественного воспитания (в отличие от эстетического):

    Художественное воспитание - эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Формирует художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов.

    ____прекрасное____ и безобразное,

    трагическое и _____комическое___,

    ___возвышенное___ и низменное.

    6. Ознакомившись с содержанием приоритетных стратегий воспитания, рассмотрите правомерность и целесообразность реализации комплексного подхода к определению содержания воспитания

    Например, каким образом «сочетаются», «переплетаются», «складываются» различные направления воспитательной работы при организации следующих дел:

    а) в конце апреля уборка и благоустройство учащимися пришкольного участка: личностный - самосознание; ценностный - нравственность; деятельностный - трудолюбие, экологическая направленность.

    б) подготовка и показ школьниками кукольного спектакля по мотивам сказок Г.Х. Андерсена и Ш. Перро для детей детского дома: гуманистический, художественно-эстетический, комплексный, духовно-нравственный.

    в) ко Дню именинника девочки приготовили для одноклассников следующие холодные закуски: культурологический, деятельностный, ценностный, комплексный.

    Тема 7. Диагностика воспитанности

    1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:

    внешние - связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, - суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

    внутренние - связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями;

    оценочные - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества, отражают конкретные задачи воспитательного процесса;

    «жесткие» - в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании среди молодежи и другие показатели;

    «мягкие» - применяются для характеристики школьного воспитания, помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать в глубь, надежно диагностировать скрытые качества.

    "

    ыл проведен повторный констатирующий эксперимент. Используя разнообразные методики, мы снова произвели срезы по изучению уровня сформированности эстетической воспитанности. Поскольку методики диагностики были аналогичны тем, что и на первом этапе констатирующего эксперимента. Опишем лишь новые. Нами были выбраны следующие методики: недописанный тезис и методика ранжирования.

    Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).

    Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

    Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

    1.Хорошая жизнь - это ….

    Лучше всего я чувствую себя, когда ….

    Мне хорошо, когда вокруг….

    Мне нравится смотреть на ….

    Я люблю ходить в ….

    Мне нравиться на уроках ИЗО….

    Мне нравится, когда мои работы….

    Я вижу прекрасное (красивое) в….

    Анализ детских работ показал, что на момент проведения диагностики у 8 (44,5%) детей имеют ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности; 9 (50%) детей со среднем уровнем, которые имеют не достаточно высокое выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности, и один ребенок (5,5%) с низким уровнем, у которого данные характеристики находятся на приметном уровне. Эти результаты представлены диаграмме.

    Диаграмма 2.4

    Также была проведена методика ранжирования , которая предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

    Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.

    Наше исследование поставило школьников перед выбором значимых для них понятий. Испытуемые расставляли из предложенного списка слов (музей, кино, театр, зоосад, картинная галерея, концерт хорового пения, столовая, дискотека, улица ) в поочередности согласно степени личной значимости. Эта методика позволила нам выявить ценностные предпочтения каждой личности.

    Обобщив итоги данной методики, мы выявили, что 8 (44,5%) детей предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты хоровой музыки, 7 (38,9%) - театр, кино, зоосад; 2 (11,1%) - столовую, дискотеку, улицу. Изобразим полученные данные на диаграмме.

    Диаграмма 2.5

    По итогам этих и ряда других методик, мы выяснили, что у учащихся 1 «В» класса сформированность эстетической воспитанности находится на следующих уровнях. Приведем данные в таблице (Табл. 2.6) и диаграмме.

    Уровень сформированности эстетической воспитанности

    Условные группыУровниКоличество учащихсяАбсолютное соотношениеПроцентное соотношение, %1 группаВысокий844,5%2 группаСредний844,5%3 группаНизкий211,2%

    Диаграмма 2.6

    По итогом контрольного эксперимента произведем сравнение с первоначальном результатом в констатирующим эксперименте. Приведем таблицу (Табл. 2.7) сравнений и покажем качественное отличие на диаграмме.

    Условные группыУровниНа началоНа конецКол-ое соотн-иеПроц-ое сотн-ие, %Кол-ое соотн-иеПроц-ое соотн-ие, %1 группаВысокий735,5844,52 группаСредний838,5844,53 группаНизкий326212

    Диаграмма 2.7. Уровень сформированности эстетической воспитанности на начало и на конец исследования

    Из этой диаграммы видим, что после формирующего эксперимента показатели эстетической воспитанности повысились. Эстетическая культура у учащихся стала на много выше, тогда как до эксперимента этот уровень был низкий.

    Заключение

    При написании курсовой работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили критерии воспитанности детей школьного возраста, выделили основные методы диагностики воспитанности школьников и дали им теоретическое обоснование, применили на практике несколько из методик диагностики воспитанности детей школьного возраста.

    Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

    vпоказателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;

    vпоказателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

    vпоказателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

    Для диагностики эстетической воспитанности мы использовали комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, ранжирование, метод «Недописанный тезис» и др.

    Многие из методов не только позволили выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказали воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

    Диагностические методики были подобраны нами с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня эстетической воспитанности школьников целесообразно использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

    Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

    Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

    Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

    Литература

    1.Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2./ М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2004 - 104 с.

    2.Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.

    Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01 / Кемер. гос. ун-т, - Кемерово, - 2002

    Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.

    Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006-2010 года. - Минск: НИО, 2007. - 64 с.

    Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания/Г.С. Поддубская. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2010 - 52 с.

    Петушкова, Е.В. Культура мира как предмет воспитания/ Е.В. Петушкова // Праблемы выхавання, - 1998 - №4 - С. 30-32

    Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе, М.: Просвещение, - 2006 - 178 с.

    Паздников, М.А. Реформа школы и художественно-эстетическое образование в Республике Беларусь / М.А. Паздников // Педагогическое образование и наука: История и современность: материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 21 окт., 2009 г. В 2 ч. Ч. 1/ Бел. гос. пед. ун - т им. М. Танка; редкол. П.Д. Кухарчик, В.В. Бурщик, А.И. Андарало [и др.]. - Минск: БГПУ, 2009. - С. 13 - 14

    Сысоева, Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание/ Томс. политехн. инст- т С.М. Кирова; под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск. Издательство Томского университета, 1989 -

    Черникова, Н.В. Проблема формирования эстетической культуры личности в белоруской педагогике в современном образовательном контексте/ Н.В. Черникова // Пазашкольнае выхаванне. - 2010 - №3 - С. 5-9

    Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики., М., Педагогическое общество России, - 2001 - 104 с.

    Эстетическое воспитание школьников: сборник статей/ редкол.: С.А. Аничкин (отв. ред) и др.; Свердловский пед. Институт. - Свердловск - 1974 -

    Эстетическое сознание и процесс его формирования/ АН СССР. Ин-т философии. М.: Искусство, 1981 - 255 с.

    Эстетическое воспитание школьников/А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, - 1974 - 304 с.

    Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов/ Г.А

    Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление сформированности эстетической воспитанности у младших школьников. Именно выявление влияния средств искусства на формирование эстетической культуры, как основного показателя проявления воспитанности у младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

    Эстетическая воспитанность личности основывается на органическом единстве природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления художественного-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируются творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, к самому себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и к труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности. Эстетический идеал обусловлен обществом и выражает преставления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений, труда.

    Изменение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев, которые были выявлены в ходе исследований.

    Эстетическая воспитанность школьника немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание, произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения - любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств.

    В эстетическом воспитании и образовании школьников особое место занимает литература, музыка и изобразительное искусство. В процессе изучения этих предметов дети, знакомясь с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, композиторов, художников, приобщаются к их творчеству. На уроках музыки школьники изучают музыкальные произведения русской и зарубежной классики, разучивают песни, что расширяет их кругозор, формирует эстетическое отношение к нему. На это и следует обращать внимание в процессе преподавания таких предметов, как музыка, литература, изобразительное искусство, которые действительно должна стать средством эстетического образования учащихся. Этому должны соответствовать и структура, и содержание школьного курса этих предметов.

    В процессе изучения музыки, литературы, изобразительного искусства у детей расширяется их кругозор, творчество, развивается интерес к искусству. Это способствует их наиболее быстрому и разностороннему развитию. Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного сознания.

    Чтобы управлять процессом эстетического воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих диагностических методик. В зависимости от степени сформированности эстетических качеств, культуры поведения будет строиться наша дальнейшая работа.

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в СОШ №23 города Могилева. В исследовании были задействованы дети первого класса: 1 «В» - экспериментальный класс.

    Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:

    § В музыкальной деятельности;

    § В изобразительной деятельности;

    Весьма продуктивной в изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, на наш взгляд, является методика Л.В. Школяр «Выбери музыку».

    Цель - выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

    В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

    1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;

    2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;

    Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

    Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались:

    высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

    средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

    низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

    Результаты диагностики занесены в таблицу данных и показаны на диаграмме. (Табл. 2.2)

    Диаграмма 2.1. Уровень сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту

    По результатам исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (1 «В») 7 детей (это 38%) имеют высокий уровень, 7 детей (это так же 38%) имеют средний уровень и 4 детей (это 24%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности был использован художественно-экспрессивный тест, который позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагались репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны:

    Серов В.А. Девочка с персиками.

    Ренуар О. Читающая девочка.

    Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

    На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

    Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности.

    Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

    Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:

    3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

    2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

    1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

    Результаты диагностики приведены в таблице (Табл. 2.3) и показаны на диаграмме

    Диаграмма 2.2. Уровень сформированность эстетической воспитанности по изобразительному компоненту


    В результате анализа результатов исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (1 «В») 4 ребёнка (17%) имеют высокий уровень, 12 детей (53%) имеют средний уровень и 7 детей (30%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство.

    Итогом этих диагностик явилось анкетирование каждого учащегося.

    Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.

    Нами была разработана анкета, которая дала возможность получить сведения о сформированности воспитанности на тот момент. Ниже приведена анкета (Табл. 2.4).

    «Сомневаюсь»

    1. Ложась спать, вспоминаете места, где вам понравилось?

    2. Любите ли вы выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?

    3. Нравится ли вам вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев и др.

    4. Можете ли вы рассматривать картину, зеленый листок и др.

    5. Нравится ли вам рассказывать родителя о чем-то взволновавшим вас.

    6. Нравится ли вам ходить в лес.

    7. Вам удобно, комфортно, когда вы чисто одеты.

    8. Общаясь с одноклассниками, ты грубишь, обзываешься, дерешься.

    В ходе обработки результатов анкеты были определены следующие уровни развития эстетической воспитанности детей:

    высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);

    средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

    низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным вида художественной деятельности.

    Деление было выделено на основе выше указанных показателей.

    Распределение учащихся по уровню сформированности эстетической воспитанности (Табл. 2.5)


    Диаграмма 2.3

    Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ анкеты и проведенных методик, показали, что у школьников уровень эстетической воспитанности находится на среднем уровне. Дети посещают заведения культуры (но редкого ходят в библиотеку), и в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос: «Ложась спать, вспоминаете места, которые вам понравились (музеи, театры, выставки, концерты)?». «Да» - ответило 14 человек, «не очень» - 2 человека, «нет» - 2 человека. Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Вы любите выдумывать несуществующих героев или придумывать рассказы о них?» честно признались «нет» - 8 человек, «да» - ответили 6 человек, «сомневалось» - 4. Это говорит о том, что ребенок младшего возраста, в силу своих психических особенностей не может иметь сформированных эстетических идеалов. Но они называют различных сказочных персонажей, сопереживают им и оценивают их поступки. Называя разные музыкальные произведения, предпочтение отдают не только развлекательной музыке, но и вслушиваются в звуки природы, пение птиц, шум листьев. О чем свидетельствуют следующие цифры: «да» - 10, «нет» - 4, «сомневаются» - 4.

    По результатам исследования было выявлено, что в 1 «В» классе 18 обследованных школьников 7 детей (35,5%) имеют высокий уровень эстетической воспитанности. 8 детей (38,5%) продемонстрировали средний уровень развития воспитанности, остальные же 3 детей (26%) имеют низкий уровень эстетического развития.

    Таким образом, проведя анкетирование и ряд других методик, мы выяснили, что интерес к искусству у младших школьников есть. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу.

    2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста

    Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление возможностей средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Именно выявление возможностей искусства, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

    Эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления художественного-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируются творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и к труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и выражает преставления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений (этика), труда, (техническая эстетика, дизайн).

    Изменение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждение вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребёнок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведенья и собственное психологическое состояние.

    Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей: в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, единённое с импровизацией, созиданием нового образа.

    Социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и художественного подлинного вкуса, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству .

    Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание, произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения – любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств.

    В эстетическом воспитании и образовании школьников особое место занимает литература, музыка и изобразительное искусство. В процессе изучения этих предметов дети, знакомясь с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, композиторов, художников, приобщаются к их творчеству. На уроках музыки школьники изучают музыкальные произведения русской и зарубежной классики, разучивают песни, что расширяет их кругозор, формирует эстетическое отношение к нему. На это и следует обращать внимание в процессе преподавания музыки, которая действительно должна стать средством эстетического образования учащихся. Этому должны соответствовать и структура, и содержание школьного курса музыки.

    В процессе изучения музыки, изобразительного искусства у детей расширяется их кругозор, творчество, развивается интерес к искусству. Это способствует их наиболее быстрому и разностороннему развитию. Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного сознания.

    Чтобы управлять процессом эстетического воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих диагностических методик. В зависимости от степени сформированности эстетических качеств, культуры поведения будет строиться наша дальнейшая работа.

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в МООУ «Санаторная школа-интернат № 64» города Прокопьевска. В исследовании были задействованы дети четвертых классов: 4«Б» - экспериментальный класс и 4«А» - контрольный класс.

    Согласно выдвинутой гипотезе мы организовали опытно-экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа:

    1 этап – констатирующий эксперимент;

    2 этап – формирующий эксперимент;

    3 этап – контрольный эксперимент.

    Констатирующее обследование предполагало проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств в двух четвертых классах.

    Изучение эстетического опыта школьников осуществлялось через анкетирование каждого ребенка, в процессе которого появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих ребенка направлениях современного искусства (музыки, изобразительного искусства). Для анкетирования были составлены вопросы, которые касались художественно-эстетических вкусов детей и их эстетического опыта (Приложение А).

    В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:

    § высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);

    § средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

    § низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.

    Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ анкеты и результат проверки показали, что уровень эстетического опыта и художественно-эстетических предпочтений школьников преобладает средний и ниже среднего. Дети почти не посещают заведения культуры (кроме редкого похода в библиотеку), хотя в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи, выставки, концерты?» «да» - ответило 20 человек, «не очень» - 3 человека. 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком. Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» - 13 человек, «много» - ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 5 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: «Искусство - это когда человек творит картины, рисует их», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». Они называют виды искусств, но их знания поверхностные, неконкретные, «размытые». Однако большинство детей любят петь, рисовать, танцевать и хотели бы себя совершенствовать в этом. Среди музыкальных предпочтений называют разные музыкальные произведения, но большее предпочтение отдают все-таки развлекательной музыке и эстрадно-развлекательным телевизионным программам («Две звезды», «Золотой граммофон», «Танцы со звездами» и др.). На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса - 12 человек, 2 человека написали «не очень» и «нет» – 9 человек.

    В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 9 человек ответивших «нет» большинство – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом. с

    Главное же нам удалось выявить мотив – вызывает ли любая художественная деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственному желанию или потому, что его заставляют родители; ходит в музыкальную школу, танцевальный кружок, художественную студию потому, что любит петь, рисовать, танцевать, или потому, что получает удовлетворение от коллективной деятельности с другими ребятами, и т.д.

    Результаты диагностики отражены в таблице 1 и 2 (Приложение Б).

    Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что в 4«Б» классе (экспериментальном) из 23 обследованных школьников 6 детей (26%) имеют высокий уровень эстетического развития. Десять детей (44%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 7 детей (30%) имеют низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.1). Данные результаты указывают на преобладание детей экспериментального класса со средним и низким уровнем эстетического развития.


    Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальном классе

    Результатами диагностики в 4 «А» классе (контрольном) стали следующие показатели: из 23 обследованных школьников 8 детей (35%) имеют высокий уровень эстетического развития. Одиннадцать детей (48%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 4 ребёнка (17%) имеют низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.2). Данные результаты указывают на преобладание детей в контрольном классе с высоким и средним уровнем эстетического развития.

    Рис. 2. Результаты констатирующего этапа исследования в контрольном классе


    Сравнивая результаты уровня эстетического развития детей в обоих классах, мы выяснили, что в 4 «А» (контрольном) классе он немного выше. Это связано с тем, что в данном классе пятеро детей получают дополнительное эстетическое образование (три ребенка учатся в музыкальной школе, один посещает художественную школу и еще один ребенок занимается в танцевальной студии).

    Рис. 3. Сравнительные результаты констатирующего этапа исследования в контрольном и экспериментальном классах

    Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес к искусству у младших школьников есть. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, образовательные передачи по телевидению для детей, как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны, так как их просто нет. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу. Кроме того, необходимо использовать внеклассные формы работы по формированию эстетического опыта младших школьников.

    И анализ проблемы по литературным источникам. Анализ научной и специальной литературы осуществлялся с целью изучения состояния проблемы влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста и актуальности данной проблемы. В основе литературного анализа рассматривались: проблемы и перспективы активного применения разнообразных средств гимнастики для...

    Предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной болезненной ситуации в школе). 1.3 Особенности использования сказки в коррекции отклонений в поведении младших школьников Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сказкотерапия - ...

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь