Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Посетители интернет-сообществ и форумах знакомств иногда дискуссируют на тему, какой можно назвать «бальзаковским». Обычно представительницы прекрасного пола настаивают на том, относится к периоду 30-40 лет.

Большинство мужчин, в свою очередь, считает, что даме « » от 40 лет и старше. Разница в объяснении смысла этого выражения во многом определяется тем, как люди понимают понятие «зрелость».

Некоторые современники, знакомые с зарубежной прозой и биографией классиков, уверены, что в этом вопросе нужно исходить из того, сколько лет было первой любовнице юного Бальзака. Однако на этот счет также нет единого мнения. Дело в том, что в различных публикациях статей о личной указываются разные факты.

Одни авторы настаивают на том, что у Оноре был роман с 42-летней женщиной, а другие утверждают, что ей было 53 года. Поэтому в попытках понятия «бальзаковский возраст» возникает путаница. Так сколько же ей было лет: 42 или же 53? В действительности обе версии неверны.

«Бальзаковский возраст»: немного истории

В 1842 году французский писатель Оноре де Бальзак опубликовал свой роман - «Тридцатилетняя женщина». В этом произведении повествуется о возвышенном чувстве «запретной любви», противопоставляемом примитивному сосуществованию в браке. Роман, вызвав в обществе отклик, сделал автора еще более популярным.

Сегодня мало кто назвал бы 30-летнюю женщину старой. Последние статистические исследования подтверждают, что именно в этом возрасте представительницы прекрасного пола становятся наиболее сексуальными. Кроме того, умение ухаживать за своей внешностью в сочетании с активным образом жизни делают современных дам неотразимыми и в намного более зрелом возрасте.

Однако не следует забывать, что женщина в бальзаковскую эпоху была бесправным существом. Ее жизнь проходила в ограниченном пространстве между детьми, кухней и церковью. Лишь удачный брак был способен сделать ее счастливой. Девушку считали перспективной невестой только до 18-19 лет. Уже в 20 лет и старше ее шансы выйти замуж значительно уменьшались.

Незамужняя 30-летняя женщина мало кого интересовала, и ее существование тянулось весьма однообразно.

Но и семейная жизнь в то время тоже редко у кого была благополучной. Поскольку при заключении брака наиболее важным вопросом был финансовый, юная невеста обычно оставалась всего лишь дополнительным приложением к . Жена, лишенная права на собственное мнение, становилась в руках мужа живой игрушкой.

Замужняя женщина 30 лет в бальзаковскую эпоху считалась старухой. Однако она могла блистать на балах в элегантных нарядах, подчеркивая высокий статус своего мужа.

Замужней женщине позволялось быть привлекательной для других мужчин, но с одним важным условием: она должна была для них быть недоступной.

Прекрасное воспитание, природный ум, широкий кругозор, образованность и грустная необходимость быть собственностью мужа в годах, который совершенно не заботится об удовлетворении эмоциональных, сексуальных и своей жены – такова печальная участь героини Оноре.

Таким образом, правильный ответ на вопрос «бальзаковский возраст - ?» - после тридцати. Женщины такого возраста особенно нравились этому французскому писателю. По мнению Бальзака, дама в возрасте 30 лет созревала духовно и телесно для семейных гармоничных отношений. Однако в условиях буржуазного общества она была вынуждена стариться раньше времени и увядать в браке с нелюбимым мужем или же вести двойную жизнь под страхом разоблачения. К счастью, те времена давно канули в лету.


Выражение «бальзаковский возраст» и «бальзаковская женщина» появились в языке с лёгкой руки французского писателя Оноре Бальзака после выхода его романа «Тридцатилетняя женщина».

Героиня романа «Тридцатилетняя женщина» виконтесса д’Эглемон была абсолютно независима, самостоятельна в суждениях и свободна в проявлении своих чувств. Первоначально бальзаковскими женщинами называли дам, которые подражали героине бальзаковского романа. Выражение имело явный иронический оттенок. Со временем значение термина изменилось и сегодня выражение «бальзаковская женщина» приобрело в основном указание на возрастной ценз и означает женщину от 30 до 40 лет.


Чем сегодня привлекают бальзаковские женщины? Они самодостаточны и это основное их качество.


Женщины за тридцать уже всё себе и окружающему миру доказали, они приобрели уверенность, которая рождает спокойствие.


Женщины после 30 лет становятся не просто умны, они приобретают бесценный жизненный опыт.


Им не бывают скучно, и они не страдают от одиночества. Они не ревнуют к подругам или у них нет подруг, потому что они в них не нуждаются.


Женщины в тридцать лет хорошо разбираются в мужчинах, видят их насквозь.

Но в этом нет ничего страшного, потому что с такими женщинами легко. Просто не надо их обманывать, всё будет хорошо.


Женщины в 40 лет уверены в себе и доверяют своим партнерам. Это уже проверенные партнёры, которые никогда не предадут. А если случится предательство, то современная бальзаковская женщина не станет впадать в депрессию. У неё достаточно ума и сил, чтобы продолжать жить дальше.


Сорокалетние женщины обладают большим чувством собственного достоинства. Они не закатывают истерики по пустякам, но если партнёр виноват, он будет наказан по полной. Причина заключается в том, что женщины много пережившие полны ответственности и ожидают в ответ, по меньшей мере, благодарность.

Женщины в бальзаковском возрасте знают цену успеху, поэтому они всегда готовы отметить чужой успех и воздать должное победителю. Они знают, что успеха хватит на всех. Они знают, как переменчива фортуна. Поэтому они не слишком радуются случайным удачам.


За сорокалетних женщин надо крепко держаться, потому что они обладают невероятной интуицией. Будущее принадлежит им, но не меньше, чем будущее, они ценят настоящее.


У них взрослые дети и если вы хотите им понравиться, то надо понравиться их детям.


Наконец, женщины в возрасте после сорока лет надёжны во всем. Они уже достаточно экспериментировали и теперь хорошо знают, что им надо. Судить об этом можно хотя бы по макияжу. Молоденькая девушка может вульгарно выглядеть с красной помадой, взрослая женщина – никогда.


Бальзаковские женщины могут позволить себе яркий макияж, а могут явиться на светский прием, едва тронув губы помадой.

А фотографии специально оставлены без подписей, потому что этих женщин знают все.

А что произойдёт, если незнакомец вдруг назовёт Вас дамой бальзаковского возраста? Вы мгновенно обидитесь на нахала, явно не воздержанного на язык, или расцените данное Вам определение как комплимент, машинально втянув живот и кокетливо поведя плечами?

Выражение «бальзаковский возраст» обязано своим появлением роману «Тридцатилетняя женщина», вышедшего из-под пера знаменитого французского писателя. Главная героиня – виконтесса де Боссеан – была описана как женщина самостоятельных взглядов и независимых суждений, отличающаяся свободой в выражении собственных чувств и впечатлений.

По утверждению историков, первоначально формулировка «бальзаковский возраст» с некоторой долей иронии применялась к дамам, стремящимся своими вольнолюбивыми воззрениями казаться похожими на героиню романа. И лишь спустя годы это выражение стало использоваться в прямом, более узком смысле, обозначая исключительно возраст женщины – от двадцати пяти до тридцати пяти лет.

Наталья: «Безусловно, бальзаковский возраст сегодня – это возраст женщины между сорока и пятьюдесятью годами. Суровый девятнадцатый век – время творчества писателя – от тридцати лет и старше и в плане замужества, и в плане деторождения. А сегодня, в начале века двадцать первого, у многих представительниц прекрасного пола в тридцать лет ещё только всё начинается. Да и не только в тридцать – в сорок ещё масса планов и вагон желаний».

Светлана: «Мне кажется, что само название возраста как бальзаковского – это чистая условность. С таким же успехом возраст зрелой женщины можно было бы назвать «толстовским» или «пушкинским». Со школьных времён у меня в памяти запечатлелась фраза об Анне Павловне Шерер, которая, «несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов». Как будто в сорок лет нужно уже укладываться в гроб! В современном обществе сорок лет – это возраст самого расцвета женского ума и обаяния»

Григорий: «Я бы не рискнул назвать ни одну знакомую дамой бальзаковского возраста, разве что шестидесятилетнюю Степаниду Африкановну, нашу старшую по подъезду. Да и то сделал бы это с изрядной оглядкой на её любовь к зарубежной литературе, химическую завивку и непременные . В самой формулировке «бальзаковский возраст» даже я, мужчина, явно слышу прощальные нотки уходящей молодости. И не только молодости, а даже женственности и всего, что с ней связано: любви, возможности иметь детей, стройности, яркому макияжу и смелым экспериментам в одежде. Обидное какое-то словосочетание, по-моему.

Мне кажется, что не нужно делать акцент на формулировках: бальзаковский то возраст или возраст последней . Искать и находить позитив можно в любом возрасте».

Елена: «Бальзаковский возраст – это время самодостаточных, сильных и уверенных в себе женщин. Время, когда давно окончен университет и всякие курсы по повышению квалификации, когда уже не только ты сама, но и твои коллеги воспринимают тебя как крепкого профессионала.

Время, когда бесследно канули в Лету разборки, притирки и войны с супругом за главенство в семье.

Время, когда навсегда закончились бессонные ночи, связанные с прорезыванием у ребёнка зубов или тяжело протекающей ветряной оспой.

Это прекрасное время делать карьеру, путешествовать по всему миру, дружить со своими подросшими умными детьми, встречаться с подругами, баловать себя посещением косметических салонов и экспериментировать с новыми цветами волос.

Это возраст, когда уже можно подводить первые итоги и ещё выстраивать самые . Это канун золотой женской осени – тёплое и благодатное бабье лето со спелыми яблоками, свежим пахучим мёдом и яркими звёздными астрами».

Анжела: «Конечно, осознание себя дамой бальзаковского возраста – это, прежде всего, повод задуматься о сохранении собственной природной красоты. В этом смысле на первый план для женщины выходят проблемы здорового образа жизни и правильного питания. Решения здесь простые: соблюдать водный режим, выпивая в сутки до двух литров воды, принимать все необходимые витамины и микроэлементы, не увлекаться алкоголем и никотином, высыпаться досыта.

Не изнуряя организм ежедневными напряжёнными физическими нагрузками, всё же нужно находить время для нескольких упражнений для укрепления мышц груди или брюшного пресса. Для пеших прогулок, для походов в бассейн, для утренних пробежек. Вроде бы прописные истины, знакомые многим с детства, но как немного женщин следуют им, будучи загружёнными работай или домашним хозяйством. А зрелость – как раз то время, когда уже нельзя забывать о себе».

Анна: «Хоть выражение «бальзаковский возраст» прямо подразумевает под собой французские корни, именно в странах, бывших когда-то республиками Советского Союза, эта формулировка воспринимается женщинами как намёк на уходящую молодость. Я бы даже сказала так: бальзаковский возраст – это чисто постсоветская примочка.

Поясню свою мысль: а только начинает подбирать себе пару. Она увлечена карьерой, поездками, образованием, литературой, театром и живописью и планирует создать настоящую семью и стать матерью лишь спустя несколько лет. Западная дама так называемого бальзаковского возраста – это молодой перспективный кадр в любом отношении.

А в России? Старая дева или пожилая первородящая – это самые мягкие определения для женщины, лишь вступившей одной ножкой на первую ступеньку лестницы, ведущей к эпохе элегантности. Российская женщина бальзаковского возраста зачастую воспринимается на любом рынке, от ярмарки невест до биржи труда, как товар четвёртого сорта. Поэтому если западная дама игриво улыбнётся на слова о ней как о женщине бальзаковского возраста, то российская женщина на эти же слова моментально напряжётся и начнёт суетливо вспоминать, выключила ли она утюг после того, как погладила мужу рубашку, и перекрыла ли газовый кран на кухне после того, как накормила детей перед школой горячим завтраком».

Татьяна: «Передо мной никогда не стояла проблема возраста - возраста вообще, ни бальзаковского возраста конкретно. Так же, как и проблема детей. Ни своего, ни чужого возраста не замечаю и удивляюсь, когда мне говорят, что я уже немолода. Но поскольку опять же для меня это не актуально, то ни порадовать, ни огорчить меня упоминанием о моем возрасте нельзя. Одинаково равнодушно воспринимаю высказывания, что выгляжу моложе своих лет, и что с возрастом я изменилась.

Наверное, почувствую возраст,
когда утрачу легкость походки и способность , типа возможности разглядеть оленя в лесу за полкилометра, расслышать шепотом сказанные по-русски слова среди разноязыкой шумной толпы чужого города, читать круглосуточно при любом освещении и самостоятельно засадить обе террасы цветами, включая перетаскивание мешков с землей и цветочных горшков».

Михаил: «Мне очень хочется пожелать всем нашим милым дамам научиться гордиться своим возрастом, сохранив самое главное — душевную красоту и способность улыбаться каждому наступившему утру!»

«За ночь любви не жаль отдать жизнь», «Любовь – наше второе рождение», «Кто в силах управлять женщиной, может править государством» – так говорил Оноре де Бальзак, которого по праву величают «знатоком женского сердца» и которому мы обязаны такими понятиями, как БАЛЬЗАКОВСКИЙ ВОЗРАСТ и БАЛЬЗАКОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ. А был ли сам он счастлив в любви? Насколько обширен его «донжуанский список»? Что за роковые женщины разбивали ему сердце, заставив написать эти горькие слова: «Любовь – фальшивомонетчик, превращающий не только медяки в золото, но зачастую и золото в медяки», «Никто не становится другом женщины, если может быть ее любовником», «Чтобы высечь огонек страсти из женщины-кремня, нужен мужчина с характером твердым, как сталь». Удалось ли самому Бальзаку раздуть этот огонь любви? Завоевал ли он руку и сердце своей избранницы? И кто она, та единственная, за ночь с которой «не жаль отдать жизнь»?

Из серии: Роковые женщины

* * *

компанией ЛитРес .

Предисловие, или что такое женщина бальзаковского возраста

Бальзаковский возраст – это когда замуж уже не зовут, а в гроб еще рано.

Неизвестный автор

Возраст для женщины не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца своих дней.

Коко Шанель

Как видно из подобранных эпиграфов, отношение к бальзаковскому возрасту может быть самым разным. Так что же это такое и откуда появился этот весьма неоднозначный термин?

Любой филолог вам скажет, что термин «бальзаковский возраст» стал общеупотребительным после появления в 1831 году романа Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина». Героиня этого романа отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств. В результате в первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню бальзаковского произведения.

К сожалению, позднее это значение термина забылось. Более того, термин приобрел какое-то шутливо-ироническое звучание, порой очень даже обидное для женщин. В результате бальзаковским возрастом стали называть возраст от 30 до 40 лет. Причем употреблялся этот термин не только по отношению к независимым женщинам, свободным в своих чувствах, но и ко всем женщинам примерно этого возраста.

Это выражение активно используется в кино, книгах и СМИ. Достаточно назвать популярный телефильм «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», который содержит около сорока серий. Но в настоящее время многое изменилось со времен Бальзака. Прежде всего, если в XIX веке к 30 годам женщина уже должна была иметь детей юношеского возраста, то сейчас 30 лет – это для многих только возраст вступления в брак. Да и современная косметология стала творить такие чудеса, что понятие «бальзаковский возраст» еще более сдвинулось – в сторону 40–45 лет. Типичный пример – известная поговорка: «В сорок пять – баба ягодка опять!»

Разные люди вкладывают в эту фразу совершенно различный смысл. Одни считают, что женщина бальзаковского возраста – это женщина, имеющая жизненный опыт и свое собственное суждение о многих житейских и не только ситуациях. Другие уверены, что это женщина в самом расцвете, уже не девочка, но еще не начавшая увядать.

А что же Бальзак? Он прекрасно умел использовать женщин, которые любили его и были старше по возрасту. Сам он родился 20 мая 1799 года. Его первая женщина, Лора де Берни, родилась 23 мая 1777 года, то есть была на 22 года старше.

Герцогиня Лора д’Абрантес родилась в 1784 году, и она была на 15 лет старше Бальзака.

Зюльма Карро родилась в 1796 году, и она была всего на 3 года старше Бальзака.

Маркиза де Кастри тоже родилась в 1796 году, и она была на 2,5 года старше Бальзака.

Эвелина Ганская родилась в 1801 году, и она была моложе Бальзака.

А графиня Гидобони-Висконти вообще родилась в 1804 году.

Что это за женщины? Это вы узнаете, прочитав книгу. Но одно точно – все они сыграли очень важную роль в жизни великого писателя. Более того, именно они помогли ему стать великим писателем.

Как видим, разница в возрасте Бальзака и его очередной женщины снижалась. Но все они были типичными женщинами «бальзаковского возраста». Самый типичный пример – Лора де Берни. Когда они познакомились, Бальзаку было 23 года, а ей – 45 лет.

Лора д’Абрантес была моложе Лоры де Берни. Но с Бальзаком они познакомились, по разным данным, в 1825 или в 1829 году. То есть герцогине тогда был или 41 год, или все те же 45 лет.

Анриетта де Кастри была еще моложе, но когда Бальзак начал встречаться с ней, ей было 36 лет. С Зюльмой Карро он начал переписываться, когда той исполнилось 33 года, Эвелине Ганской, ставшей потом женой Бальзака, когда писатель повстречался с ней, было 32 года, да и графине Гидобони-Висконти, когда они познакомились, был 31 год.

Итак, мы видим, что и в биографии самого Бальзака значимым для него женщинам было от 31 года до 45 лет. И это в момент, когда они знакомились, ибо потом, в процессе общения, все они становились только старше. И это удивительно, ведь в те времена женщины старше 30 лет уже просто обязаны были быть замужем (тогда девушки выходили замуж в 14–18 лет). Поэтому считалось, что 30-летняя женщина уже вроде бы как и не имеет права на любовь…

Впрочем, как уже говорилось, к середине прошлого столетия временные рамки бальзаковского возраста уверенно сдвинулись к 40 годам, а потом и еще дальше.

Почему все эти женщины так привлекали Бальзака? Потому что они были взрослыми, опытными, вполне сложившимися натурами. Ему нужно было что-то брать от них, и он брал. У кого-то – деньги, у кого-то – полезные советы или знакомства. Короче, он их использовал в своих собственных интересах. А что возьмешь с 18-летней дурочки? Да, она может быть прекрасной, как цветок, но чем она может помочь, поддержит ли в трудную минуту

Ну а с чисто социальной точки зрения сегодня бальзаковский возраст женщины означает для нее полную свободу. Она уже многое имеет, дети (если они есть) подросли, и женщина может вновь подумать о себе. Она может распределять день по своему собственному усмотрению и посвящать больше времени своим любимым занятиям. Женщина в этом возрасте становится мудрее, она уже научилась разбираться во многих вопросах. Ведь в ее распоряжении – огромный жизненный опыт, которого просто не может быть у 18-летних.

И главное, женщину бальзаковского возраста уже меньше беспокоит плохое поведение мужа, ведь в 40–50 лет многие мужчины уже имеют приличный животик и злоупотребляют алкоголем. А порой и гуляют на стороне… И если для 18-летней девушки это катастрофа, то женщина бальзаковского возраста на это смотрит уже совсем по-другому. Она же личность, ее жизненные интересы давно обрели четкость, и она способна радоваться жизни самостоятельно. Как говорится, «что-нибудь из двух: вас любят или не любят. В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной». Кстати, знаете, кто это сказал? Между прочим, Оноре де Бальзак.

Американские психологи, проводившие опрос среди женщин бальзаковского возраста относительно их жизнеощущения, с удивлением для себя узнали, что почти все женщины в этот период жизни живут беззаботнее и свободнее, чем раньше, и только теперь могут по-настоящему наслаждаться жизнью.

Да и опросы в нашей стране показывают, что женщины бальзаковского возраста более уверены в себе и более независимы. В большинстве своем они не думают о старости, не записывают себя в старухи. Пока здоровье позволяет, они наслаждаются окружающим миром и жизнью. Ведь человеку именно столько лет, на сколько он себя ощущает.

Сейчас даже русские женщины, которым давно надоело останавливать на скаку коней и входить в горящие избы, научились любить себя. И посмотрите, кто сейчас в основном заполняет тренажерные залы, посещает выставки и ездит на экскурсии… Закрасить седину сейчас – не проблема. Сбросить пяток лишних килограммов – тоже. И нормальная женщина бальзаковского возраста уже не позволит себе быть «разведенной» каким-то юнцом из провинции, она сама кого угодно «разведет», особенно молодого и неопытного. И использует она его так технично, что мужчина при этом будет уверен, что это он ее использовал…

А, кстати, вы заметили, что термин «бальзаковский возраст» не употребляется в отношении мужчин? И это потому, что современные мужчины в 40–50 лет в большинстве своем представляют собой весьма жалкое зрелище. А на некоторых и в 30 лет без смеха не взглянешь. Это и понятно, ведь путь к их сердцу лежит через желудок, и молчаливы они лишь потому, что им нечего сказать, и от мальчишек они отличаются лишь стоимостью своих игрушек. И пусть вести здоровый образ жизни модно, но они-то за модой не гонятся…

И что удивительно, именно такие вот мужчины очень любят говорить про женщин бальзаковского возраста с оттенком презрения, связывая его с физическим и психологическим увяданием и развивая в женщинах комплексы по поводу собственного возраста.

А что тут комплексовать? Ведь «женщина всегда на семь лет моложе, чем утверждают ее подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины». Это Джина Лоллобриджида сказала, одна из красивейших женщин на свете, секс-символ 50-х гг. Она, кстати, родилась в 1927 году, и ей сейчас далеко за восемьдесят…

Правда, есть и иные мнения. Например, вот такое:

«И вот, нежданно-негаданно, ты становишься женщиной среднего возраста. Никто не замечает тебя. Ты обретаешь удивительную свободу – свободу человека-невидимки».

А это слова английской писательницы Дорис Лессинг. Но она, между прочим, родилась в 1919 году, а Нобелевскую премию по литературе получила в 2007 году, то есть в 88 лет. Так что правы те, кто считает, что в пятьдесят жизнь только начинает заканчиваться. Ну и, конечно, «каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает». А это уже слова знаменитой Коко Шанель, которая умерла в 1971 году в возрасте 87 лет.

А что же Бальзак? Да, он использовал женщин бальзаковского возраста. Он стал тем, кем стал, во многом именно благодаря им. Но, кстати, последняя его женщина, Эвелина Ганская (практически наша, между прочим, соотечественница), когда Бальзак умер 18 августа 1850 года, печалилась недолго. Сначала она нашла утешение в объятиях молодого литератора Жюль-Франсуа Шамфлёри, изучавшего жизнь и творчество Бальзака, а затем, в 1852 году, стала любовницей художника Жана Жигу. Ей тогда был 51 год, а умерла она в возрасте «за восемьдесят», прекрасно подтвердив тезис о том, что хороши женщины, не скрывающие своего возраста, но еще лучше те, которым и незачем это делать.

И кто после этого скажет, что после пятидесяти женщина оказывается на излете своей сексуальной привлекательности, за порогом своего женского счастья

А вот Лора де Берни умерла в 1836 году в возрасте 59 лет. Она так и продолжала любить Бальзака, а он в это время веселился с другой женщиной. Да, он любил Лору, но по-своему. Слишком уж «по-своему». Она стала ему больше чем матерью. Она всегда поддерживала его словом и делом. Она думала о нем даже в последние минуты своей жизни.

В психологии это называется «якориться». Под этим подразумеваются события или люди, когда-то вызвавшие у человека сильные эмоции, а потом зафиксированные его бессознательным и многие годы спустя вызывающие схожую эмоциональную реакцию.

«Якориться» неправильно, а порой и весьма опасно. «Заякоренную» эмоцию можно и нужно перебивать другой сильной эмоцией или, в конце концов, каким-то делом. Недаром же меньше всего депрессий бывает у людей в деревне, ведь им надо и корову подоить, и дрова наколоть, и печь растопить, и за водой сходить – короче, куча дел, переживать некогда. А в городе «не якориться» женщинам помогает карьера, а также такое универсальное средство, как дети и внуки, в которых многие, став мамами и бабушками, растворяются практически полностью.

Но проблема Лоры де Берни была гораздо сложнее, ведь Бальзак был на 22 года ее моложе. Это для женщин бальзаковского возраста нередко становится вопросом непреодолимым. Тут очень часто происходит трансформация ума и характера, ибо увядающая женщина проецирует на значительно более молодого партнера свою, как ей кажется, последнюю любовь.

Дело в том, что молодая женщина всегда сексуально одаривает молодого мужчину (я молода и красива, и тем самым я уже есть счастье) и требует за это благодарности. А вот женщина бальзаковского возраста уже понимает, что и ее возлюбленный в равной мере осчастливливает ее. Если он намного моложе, то он дарит ей свою мужскую силу, свое тело, свое внимание. И она учится принимать этот дар, учится быть за него благодарной. Она становится мудрее…

И хорошо, когда между молодым мужчиной и женщиной бальзаковского возраста в главном имеет место некий паритет: она – ему, а он – ей. И плохо, когда этот паритет нарушается. К сожалению, большинство мужчин откровенно не ценят опыт и душевное богатство той, которая «уже достигла вершины своей горы жизни и начала спуск в долину женского забвения». Их этому просто не научили. А ведь любовь уже стареющей женщины может стать исключительным счастьем для мужчины. У таких женщин любовь – как лебединая песня. И тут ценится все… Как в последний раз… И любой пастушок может показаться принцем. А если женщина бальзаковского возраста опытна и мудра, она, конечно же, видит, что никакой это не принц, но… она так рада обманываться…

О первой любви много всего написано. О последней – гораздо меньше. А между тем именно последняя любовь женщины, женщины мудрой и опытной, – это любовь исключительная, ибо стареющая женщина умеет мужчину любить. Умеет его ценить. Умеет быть ему благодарной. Жаль только, что не все мужчины понимают это. Вот и Бальзак сменил женщину, которая была на 22 года его старше, на ту, что была старше «всего» на 15 лет. А потом – на два-три года… А потом нашел себе тех, кто помоложе. Но вот стал ли он от этого счастливее…

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бальзаковские женщины. Возраст любви (С. Ю. Нечаев, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Художники и скульпторы воспевают ее красоту. Писатели и поэты пытаются постичь глубину ее души. Простые обыватели, руководствуясь личным опытом, делают собственные выводы. В современном обществе прижилось немало стереотипов о женщинах. Мужчины классифицируют «прекрасный пол» по различным критериям: возраст, характер, жизненный опыт, стиль и манера поведения. Наиболее ранние из сложившихся стереотипов: романтичная «тургеневская девушка» и умудренная опытом «»

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

Типичная героиня произведений Ивана Тургенева: скромная, замкнутая, чувствительная девушка. Тургеневская героиня хорошо образованна и весьма рассудительна. Она плохо ладит с людьми, предпочитая жить в своем собственном мире. Искренность и честность - вот что отличает ее от прочих женщин. «Тургеневская барышня» не отличается яркой внешностью, скорее ее можно назвать «дурнушкой». Лоск и элегантность внешнего мира для нее не более, чем декорация, гораздо важнее-истинные, не показные достоинства и стремление служить идее. Вопреки стереотипу о слабости ее натуры, она обладает сильным характером. Уверенно идет к своей цели, не сворачивая с намеченного пути. Упорство, решительность, упрямство - черты характера, позволяющие этой мечтательной девушке добиваться немалых высот (иногда гораздо больших, чем мужчина). Ей присуща жертвенность, взрывная экспрессивность и неотступное желание следовать за любимым. Такие девушки любят не «за что-то», а «несмотря на…». Зачастую ее избранник оказывается недостойным, однако она бесконечно ему верна, несмотря на сопротивление родителей и прочие преграды.

ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

Зрелая женщина «в самом соку», опытная, мудрая, с устоявшимися взглядами на жизнь. Она абсолютно точно знает свои сильные и слабые стороны, как внешности, так и характера. С возрастом женщина становится более раскрепощенной, она начинает ценить удовольствия и перестает отягощать себя лишними предубеждениями и комплексами.

В силу того, что биологические часы бальзаковской женщины набирают обороты, она не просто живет, она умеет находить прелести в каждом прожитом дне.За последние полвека женщины прошли нелегкий путь, чтобы доказать, что после сорока она - отнюдь не унылая и ворчливая мегера. Начиная с 60-х годов, вместе с сексуальной революцией и рок-движением, женщины отвоевали право на уважительное к себе отношение и убедили мир, что они отнюдь не являются мужской тенью. Однако понятие «женщина бальзаковского возраста» далеко не синоним «феминистки». Они вовсе не стремятся к полному равноправию с мужчинами во всех сферах общества. Эти дамы лишь знают себе цену.

ИСТОРИЯ

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

Обобщенный образ нескольких героинь произведений Тургенева 1850-1880х годов. Во многом следуя пушкинскому образу русской женщины, Иван Сергеевич показывает естественность и яркость чувственного восприятия тургеневской девушки, ее нравственность, чистоту и превосходство над прочими представителями дворянской интеллигенции.

Образ «тургеневской девушки» не был статичным. С каждой новой повестью типическое обобщение этого образа становилось все более глубоким и современным. В повести «Ася» Тургенев ярко описывает натуру русской девушки, преисполненной «крылатых надежд».

Впоследствии этот образ встречается в произведениях многих знаменитых писателей, таких как Чехов и Аверченко. Однако, последний горько шутит о недостижимости подобного женского идеала.

ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

После выхода в свет произведения «Тридцатилетняя женщина» Оноре де Бальзака женщинами бальзаковского возраста стали называть дам от 30 лет и старше. Причем, в исконно бальзаковском понимании, старше ровно настолько, насколько это угодно самой женщине, чтобы любить и ощущать себя любимой.

В то время девушек рано выдавали замуж. К двадцати пяти годам они уже обзаводились многочисленным потомством, а к тридцати считались вполне состоявшимися замужними женщинами.

Бальзак же продлил возраст женщины, в котором она способна любить. Он взял на себя смелость воспеть зрелую женщину, которая до него была обречена на пассивную жизнь и одинокое существование.

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

Ныне представление о тургеневской девушке немало изменилось. В современном обществе данный эпитет ошибочно ассоциируют с девушкой несовременной, старомодной и слабой. Идеалистка по своей натуре, она сентиментальна, не приспособлена к жизни и оттого плаксива и очень ранима. В представлении подавляющего большинства обывателей «тургеневская барышня» - романтичная, хрупкая, трогательная особа, как правило, в скромном платье, с длинной девичьей косой и возвышенными мечтами о любви и смысле жизни. Она мгновенно смущается, краснеет и неизменно следует за своим возлюбленным, невзирая на все преграды. Этакий образ «идеальной жены», созданной для семейной жизни, ибо она никогда не пойдет «налево», будет стоически выносить все жизненные перипетии, воспитывая детей и боготворя своего мужа.

ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

По нынешним меркам «женщиной бальзаковского возраста» считается женщина немного после сорока. На этот возрастной период приходится истинный расцвет женщины, ее внутренний ренессанс. Потому поговорка «В сорок пять - баба ягодка опять» весьма оправдана и возникла не на пустом месте.

Современные женщины бальзаковского возраста активны, успешны, целеустремленны. Они нередко занимают высокопоставленные должности, курируют серьезные проекты. Они следят за своим внешним видом, при этом, имея за плечами огромный жизненный опыт. В наши дни женщины бальзаковского возраста сами решают, любить ли и быть ли им любимыми, разводиться с уже опостылевшим мужем или хранить супружескую верность во имя собственной репутации и доброго имени.

«ЗНАМЕНИТЫЕ ТУРГЕНЕВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ВЫЗЫВАЮТ ЛЮБЫЕ ЧУВСТВА, КРОМЕ ЖЕЛАНИЯ С НИМИ ПОЗНАКОМИТЬСЯ…» СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВИЧ.

«ЮНОСТЬ ЛЮБИТ ЛАКОМИТЬСЯ ЗРЕЛЫМИ ПЛОДАМИ, А ИМИ ИЗОБИЛУЕТ ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ ЖЕНЩИН…» ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК.

В ПОВЕСТИ «АСЯ» ТУРГЕНЕВ ЯРКО ОПИСЫВАЕТ НАТУРУ РУССКОЙ ДЕВУШКИ, ПРЕИСПОЛНЕННОЙ «КРЫЛАТЫХ НАДЕЖД».

БАЛЬЗАК ПРОДЛИЛ ВОЗРАСТ ЖЕНЩИНЫ, В КОТОРОМ ОНА СПОСОБНА ЛЮБИТЬ. ОН ВЗЯЛ НА СЕБЯ СМЕЛОСТЬ ВОСПЕТЬ ЗРЕЛУЮ ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ ДО НЕГО БЫЛА ОБРЕЧЕНА НА ПАССИВНУЮ ЖИЗНЬ И ОДИНОКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ.

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ДАННЫЙ ЭПИТЕТ ОШИБОЧНО АССОЦИИРУЮТ С ДЕВУШКОЙ НЕСОВРЕМЕННОЙ, СТАРОМОДНОЙ И СЛАБОЙ.

ПО НЫНЕШНИМ МЕРКАМ «ЖЕНЩИНОЙ БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА» СЧИТАЕТСЯ ЖЕНЩИНА НЕМНОГО ПОСЛЕ СОРОКА. НА ЭТОТ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД ПРИХОДИТСЯ ИСТИННЫЙ РАСЦВЕТ ЖЕНЩИНЫ, ЕЕ ВНУТРЕННИЙ РЕНЕССАНС

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь