Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

1. Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе.

У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:

✓ социально-экономический;

✓ социально-психологический;

✓ социокультурный;

✓ ситуационно-ролевой.

Социальная адаптация семьи включает в себя следующие компоненты:.

✓ первый - материальное положение. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, используется несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи;

✓ второй - психологический климат семьи - представляет собой более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности; степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с

✓третий. Определяя общий уровень культуры семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи;

✓ четвертый - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением в семье к ребенку. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем ситуационно-ролевой статус семьи высокий: если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то -средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, что, как правил о, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.

Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):

благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития;

семьи "группы риска"- характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (например неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.), и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за их состоянием;

неблагополучные семьи - имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно). Они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены; процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога;

асоциальные семьи - нуждаются в коренных изменениях. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными; отстают в развитии; становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Семья - это "дом", объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первичная социализация личности.

Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе. У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:

✓ социально-экономический;

✓ социально-психологический;

✓ социокультурный;

✓ ситуационно-ролевой.

Социальная адаптация семьи включает в себя следующие компоненты:

✓ первый - материальное положение. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, используется несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи;

✓ второй - психологический климат семьи - представляет собой более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности; степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с миром;

✓ третий - образовательная адаптация. Определяя общий уровень культуры семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи;

✓ четвертый - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением в семье к ребенку. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем ситуационно-ролевой статус семьи высокий: если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, что, как правило, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.


Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):

благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития;

семьи "группы риска" - характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (например неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.), и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за их состоянием;

неблагополучные семьи - имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно). Они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены; процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога;

асоциальные семьи - нуждаются в коренных изменениях. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными; отстают в развитии; становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Воспитательный процесс в семье - это целенаправленное взаимодействие родителей и детей, ведущее к взаимному обогащению, развитию культуры отношений, в целом к формированию личности растущего человека.

Членом семьи, этого разновозрастного коллектива, ребенок становится с момента рождения и испытывает его влияние многие годы. Именно поэтому семья - это важнейший институт социализации ребенка. В семье формируется восприятие окружающей действительности и отношение к ней, приобретаются знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. От семейного климата зависит развитие интеллектуальных и творческих способностей, нравственной и эмоциональной культуры. Именно родители не только учат детей, как преодолевать трудности, адаптироваться в современных условиях, но демонстрируют это на собственном примере. Определенным образом сказывается на ребенке совместное ведение хозяйства, досуг, увлечения членов семьи. Под влиянием семьи осуществляется выбор профессии. Суммируя сказанное, функции семьи можно сформулировать следующим образом: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, релаксационная (организация досуга и отдыха).

Специфика воспитательной функции заключается в особом отношении к детям в семье, создании условий для их развития, постоянном воздействии семейного коллектива на всех членов семьи и влиянии детей на родителей, стимулирующем их совершенствование.

Воспитательный потенциал семьи создается нравственной, эмоционально-психологической и трудовой атмосферой жизни, опирается на образовательный уровень и профессиональные качества родителей. Определенным образом он зависит от развитости семейного коллектива, характера отношений между членами семьи.

Семейное воспитание невозможно без родительской любви к детям и ответного чувства со стороны детей. Именно это чувство лежит в основе семейного счастья и стимулирует расцвет личности благодаря переживанию ребенком такого состояния, как эмоциональная удовлетворенность, нужность окружающим, защищенность и др.

Воспитание в семье предполагает включение взрослых и детей в различные виды деятельности: бытовой труд, игру, спорт, художественное творчество и др.

Качество семейного воспитания определяется социально-культурными, экономическими, технико-гигиеническими, демографическими показателями. Но в немалой степени развитие личности зависит от стиля воспитания в семье. Наиболее типичны:

Семья с высокой ответственностью за ребенка . В такой семье есть любовь и доброжелательность, дисциплина и стремление понять другого человека.

Семья отчужденная, незаинтересованная в ребенке . Такая семья - пример безразличия к ребенку, выражение желания держать его на расстоянии.

Семья с попустительским отношением к ребенку . Принцип вседозволенности - основа жизни такой семьи.

Семья с повышенным вниманием к ребенку . Для такой семьи характерна гиперопека, растворение родителей в ребенке, не позволяющее развиваться в нем самостоятельности.

Перечисленные выше стили воспитания в семье свидетельствуют о том, что так или иначе родители пытаются заниматься воспитанием. Но, делая это не всегда разумно и деликатно, они порождают психологические барьеры, нейтрализующие эффективность общения с ребенком.


К числу психологических барьеров следует отнести следующие.

Барьер «занятости» . Сущность его определяется невозможностью из-за загруженности работой, домашними делами, а то и просто нежеланием общаться со своим ребенком. Это тормозит эмоционально развитие ребенка, вызывает у него навязчивые мысли о ненужности в семье, вследствие чего ребенок, особенно в подростковом возрасте, полностью отчуждается от родителей и пытается найти взаимопонимание в далеко не идеальной среде.

Барьер «стереотипа» , который возникает при отсутствии у родителей способности «каждый день смотреть на ребенка новыми глазами», то есть способности учитывать динамику развития личности. Поэтому если слащаво-заискивающий характер общения, который нередко «обслуживает» взаимоотношения родителей с дошкольниками, перенести на отношение к подростку, то это вызовет у ребенка взрыв, категорическое неприятие и станет одной из причин семейной конфронтации.

Барьер «дидактизма» , связанный с установкой родителей к постоянному поучению и опеке своего ребенка. Дидактизм чаще всего является следствием самореализации авторитета личности, претендующей на роль благодетеля. Однако, проявляясь в довольно жестких назиданиях, дидактизм не оставляет ребенку права на самоопределение, ограничивает его свободу и, в конце концов, вызывает у него резкий протест.

Наконец, барьер «семейных традиций» . Он приводит одновременно к положительным и отрицательным последствиям, поскольку родители используют подходы и средства воздействия на ребенка, которые дублируют отношения их детства. Поэтому, с одной стороны, таким образом сохраняется традиционная система народной педагогики, но, с другой стороны, применяясь без достаточной гибкости (вне учета социокультурных изменений среды) эта система может вступить в противоречие с потребностями современного ребенка.

Учет особенностей семейных отношений между родителями и детьми поможет устранить из семейного воспитания такие недостатки и трудности, как:

· дефицит общения родителей с детьми;

· наличие отрицательных примеров из жизни родителей;

· система запретов как основа семейного воспитания;

· опоздание в принятии решений;

· неумение организовать труд и отдых детей;

· бессистемность воспитательных воздействий родителей;

· несогласованность действия со школой и т.д.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся.

отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;

слепая любовь к ребенку;

чрезмерная строгость;

перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;

ссоры родителей;

отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;

применение физических наказаний и др.

Семья и школа - это два воспитательных института общества, без активного взаимодействия которых невозможен полноценный процесс воспитания юного человека. Поэтому профессиональной обязанностью педагога является установление непосредственного контакта с родителями своих учеников. Правда, отношения между семьей и школой могут складываться на разных уровнях: формально-административном, культурно- просветительском, терпимо-дружеском, товарно-денежном, партнерско-деятельностном, конфликтном и т.д. Но какими бы ни были эти отношения, воспитатель должен помнить, что педагогический такт - основное условие успешного взаимодействия с родителями.

Особое значение во взаимодействии школы и семьи имеет процесс повышения педагогической культуры семьи, оказание ей педагогической помощи.

Формы проведения педагогического всеобуча разнообразны:

Оценивая современное состояние работы с родителями, необходим подчеркнуть ведущую роль в ней индивидуальных контактов, позволяющих учитывать специфику и избегать стереотипов, формализма в общении.

Существуют еще одна линия связи между семьей и школой: включение родителей в учебно-воспитательный процесс школы. Работа родителей в родительских комитетах, общественных советах, помощь в ведении факультативов, кружков, клубной работы, содействие в хозяйственных делах, в организации коллективной деятельности сближает родителей, воспитателей и воспитанников. Сплочению семей помогают практикуемые в последнее время встречи, семейные праздники, торжества, спортивные состязания, творческие выставки, проводимые в школе.

Семья и школа могут конструктивно сотрудничать, делать общее дело, создавая условия для развития личности ребенка. Организуя это сотрудничество, воспитатель должен соблюдать следующие условия:

· не жалеть времени на диагностику воспитания в семье;

· опираться на положительный опыт семейного воспитания;

· целенаправленно повышать педагогическую культуру родителей;

· искренне интересоваться взаимоотношениями родителей и детей и предлагать квалифицированные советы, педагогически оправданную помощь;

· относиться с уважением к детям и их родителям вне зависимости от конкретных обстоятельств;

· рассматривать родителей как соучастников специально организованного воспитательного процесса;

· стимулировать нравственные качества школьников, проявление заботы о родителях.

В нашей стране школе отводится ведущая роль в развитии личности детей и подростков. Такое положение представляется спорным, поскольку только семья со своими сложившимися ценностными ориентирами является детерминирующей средой индивидуального развития ребенка и становления его как личности. К тому же современная школа переживает не лучшие свои времена и, следовательно, вряд ли способна фундаментально определять ценностные установки учащихся.

Между тем образовательные учреждения достаточно успешно используют воспитательные функции семьи, выражающиеся, прежде всего, в подготовке школьников к семейной жизни. Эта работа основывается на формировании качеств личности будущего семьянина (мужественность, женственность, ответственность, чувство долга, хозяйственность). Многие выдающиеся педагоги (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) считали центральной линией в этом процессе - развитие чувства уважения и любви к родителям, особенно к матери. В последнее время школа становится инициатором изучения истории своей семьи, фамилии, семейных традиций. Определенное место в этом процессе занимает изучение художественной литературы, примеров из жизни различных семей (Л. и С. Толстых, Л. и Б. Никитиных, Н. Гарина-Михайловского, К. Паустовского и др.). Большое значение в процессе подготовки к семейной жизни имеет половое и гигиеническое просвещение, встречи с врачами, социологами, психологами. Довольно широко воспитатели используют в этом процессе диспуты, конкурсы, семейные праздники, тестирование, просмотр фильмов, игры-имитации, ролевые игры, тренинг.

Но подготовка к семейной жизни - процесс сложный и многоаспектный. Без участия семьи он протекает ущербно. Поэтому нужно всячески поощрять и приветствовать беседу отца с сыном, матери с дочерью. Практические советы школьник может получить в литературе по вопросам семейной жизни. Правильно подобранные книги, специфика семейных отношений, профессиональная помощь учителей, врачей, психологов помогут современному школьнику осмыслить роль и назначение семьянина и родителя.

В «Конвенции о правах ребенка » признается, что растущему человеку для полного и гармоничного развития его личности необходимо воспитываться в атмосфере счастья, любви и понимания. При этом семья определяется как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов. Отмечается и еще одна деталь - общество должно предоставить семье необходимые защиту и содействие прежде всего для полноценного воспитания детей. Но это, так сказать, в идеале.

В действительности и существование семьи, и ее взаимосвязь с обществом отягощены множеством проблем. Современная экономическая, социальная, культурная нестабильность жизненного уклада России провоцирует кризис семьи как таковой.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

Социальный статус представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. При этом в числе индивидуальных характеристик членов семьи следует назвать социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых и особенности развития ребенка (возраст, интересы, способности, поведенческие отклонения, патологические привычки, речевые и психические нарушения, уровень интеллектуального, психического и физического развития в соответствии с возрастом ребенка, успешность общения и обучения и др.).

Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса:

  • - социально-экономический,
  • - социально-психологический
  • - социокультурный,
  • - ситуационно-ролевой.

Структурные характеристики семьи:

  • * наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
  • * стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
  • * порядок заключения брака (первичный, повторный);
  • * количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
  • * количество детей (многодетная, малодетная).

Социальный статус семьи как критерий классификации семей

Современная моногамная семья может иметь несколько видов, которые отличаются между собой по определенным критериям:

  • 1. По родственной структуре семья может быть нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих с ними в одном домохозяйстве).
  • 2. По количеству детей: бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная семья.
  • 3. По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) с детьми; с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками; прочие семьи.
  • 4. По составу: неполная семья, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья нескольких поколений), большая семья.
  • 5. По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах и в районах Крайнего Севера).
  • 6. По однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) семьи (имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации.
  • 7. По семейному стажу: молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары.
  • 8. По типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы, выделяют семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления.
  • 9. По характеру проведения досуга: семьи открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).
  • 10. По характеру распределения домашних обязанностей: семьи традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди).

При изучении такого вопроса, как социальный статус семьи, виды которого поддавались детальному анализу многими исследователями за последние столетия, нужно осознавать, насколько важна семья как социальный институт, какие функции она выполняет в нашем обществе. Без понимая того, что такое семья по антропологии и психологии, нельзя понять, почему государство обращает столько внимания на ее социальный статус, а еще на укрепление брачных отношений в стране.

Особенности данного института

Семья — это один из древнейших социальных институтов. Сложно достоверно узнать, когда она впервые возникла. Вероятно, данная группа в основе своей является продолжением обычным для многих животных отношений. Ведь не только человек, но и некоторые другие виды живых существ выбирают себе партнера на всю жизнь. Возможно, человек взял подобный обычай с собой, эволюционируя в разумное существо.

У разных народов и цивилизаций ячейка общества занимала разное положение и выполняла различные функции. Где-то она была лишь небольшой частью общего рода, даже не имея зачастую собственного отдельного дома. Но единым было всегда одно — она выступала средством защиты индивидуума. А еще нужна была для воспитания детей.

Именно социализация подрастающего поколения, то есть детей, — основная функция, которой семья наделена с незапамятных времен до сегодняшнего дня. Как показывает практика, именно в семье дети лучше всего усваивают необходимые им для жизни в обществе знания, умения и навыки.

Это связано с тем, что основным средством познания мира для человека на первых этапах жизни является подражание. Наблюдая за своими родителями, ребенок учится на их примере, усваивает необходимое — от элементарных действий вроде ходьбы до сложного невербального общения, то есть с помощью мимики и жестов.

Вернуться к оглавлению

Сегодняшнее состояние института

В последние годы возникла тенденция к снижению роли семьи в современном обществе. Особенно это заметно на примере развитых постиндустриальных стран, где воспитание детей уходит на второй план, а на первый — строительство собственной успешной карьеры, которой семья может быть часто не столько опорой, сколько помехой. Но вряд ли в ближайшие столетия семье грозит полное исчезновение. Не будем забывать о том, что данная тенденция затронула далеко не все страны мира, и говорить, что это устоявшееся движение, пока рано.

Семья как социальная ячейка общества обладает определенным юридическим статусом.

По Семейному кодексу данный институт представляет собой добровольный союз мужчины и женщины. В рамках данного союза они получают определенные имущественные и иные права, которыми не могут обладать по отношению друг к другу лица, брак никогда не заключавшие. В последние годы широко распространилась практика, при которой такой союз никак официально не оформляется. Если говорить применительно к России, — не был составлен акт гражданского состояния с оформлением свидетельства о браке. Некоторые молодые люди полагают, что это пустая трата времени. Однако без этой процедуры будет очень сложно доказать, что вы состояли в семейных отношениях.

В случае расставания не произойдет раздела имущества, а в случае смерти одного из супругов, второму будет практически нереально стать наследником, если не было составлено завещание. Кроме того, такая пара не может претендовать на льготы и тому подобные меры социальной поддержки, предоставляемые семьям во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации.
В современном обществе это не только добровольный союз (прошедший официальную регистрацию) взрослых людей, но еще их дети. Такой союз служит средством социализации детей, создает имущественные и иные связи между супругами.

Вернуться к оглавлению

Социальный статус

Теперь, когда вы знаете, что такое семья, перейдем к такому вопросу, как социальное положение семьи, разберемся, какие положения современного законодательства служат для определения формулировок социального статуса брачного союза.

Под социальным статусом семьи понимается то положение, которое она занимает в обществе. Это могут быть критерии разного вида, включающие в себя все аспекты семейного статуса. Например, материального положения. Далее мы постараемся разобраться, что же именно понимается под социальным статусом, под каким бы видом ни подавался этот термин.

Состав семьи является одним из определяющих факторов ее социального статуса. Нередко употребляется такой термин, как полная и неполная семья. Он связан с тем, сколько в семье родителей — один или двое. Когда речь идет о неполной семье, учитывается состоят ли родители в разводе, заключали ли брачный союз. В данном случае семьей считаются дети и тот родитель, который занимается их воспитанием (чаще всего мать).

Традиционно считается, что социализация детей, выросших в неполных семьях, нарушена. Но некоторые современные исследователи говорят о том, что в постиндустриальном обществе полные семьи встречаются уже далеко не так часто, как прежде, но дети все равно показывают неплохую степень социализации благодаря другим институтам общества — школе и тому подобным. Поэтому полагать, что неполные семьи в каких-то параметрах уступают полным не совсем верно. Тем не менее, полнота семьи является одним из основополагающих параметров социального статуса семьи, хотя бы потому, что полноценная ячейка общества является более надежной опорой государству и в целом обществу. Поэтому в школах регулярно проводят исследования, сколько детей живет в полных, а сколько в неполных семьях. Таким образом, государство может следить о социальном здоровье общества.

Еще одним важным параметром, который помогает определять положение семей в обществе, является их финансовый достаток.

Особенности материального положения заключаются в том, что семейный бюджет формируется работающими членами семьи, а расходуется на всех ее членов, в том числе и детей, конечно. Существует определенный прожиточный минимум, который рассчитан государством как сумма, достаточная для того, чтобы прокормить 1 человека в течение года.

Основные функции семьи

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Выделяют различные функции семьи.
Репродуктивная функция (от лат. самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.
Функция первичной социализации . Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.
Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.
Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Социальный статус семьи и ее типология

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.
Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.
Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи :
наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
порядок заключения брака (первичный, повторный);
количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
количество детей (многодетная, малодетная).
В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.
Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса :

социально-экономический,

социально-психологический,

социокультурный,

ситуационно-ролевой.

Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.

Структура социальной адаптации семьи представлена на схеме:
Первый компонент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи . Для оценки-материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.
Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.
В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие:

степень эмоционального комфорта,

уровень тревожности,

степень взаимного понимания,

уважения, поддержки, помощи,

сопереживания и взаимовлияния;

место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи - социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень - показатели взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.
Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация , которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.
На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.
Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи , имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Деятельность социального педагога по работе с семьей

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи : образовательную, психологическую, посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.
Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
- педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
- значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
- взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;
- воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
- социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
- сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
- поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
- трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;
- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
- подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
- нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
- развитие представлений об общении в детском возрасте;
- причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.
Наряду с передачей родителями такого рода знаний, социальные педагоги могут организовать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.
Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.
Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог должен показать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.
Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Социальный педагог также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включаете себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Психологическую поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое-насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьей и обществом.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие:

помощь в организации,

координации,

информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов но ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы социально-педагогической помощи семье
Выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. Кризис трех лет, связанный с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств; 7-8 лет - адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, установление отношений с учителем, детским коллективом; 12-17 - период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом, 18-21 - социальное самоопределение.
Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога - путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.
Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, которые могут быть полезны и в будущем.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, т. е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, которые препятствуют контролю над ситуацией.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, иди хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога - создать такие условия. Особенности диагностического этапа в рамках этой модели в том, что социальный педагог сосредотачивает внимание не столько ни внутренних особенностях семьи, сколько на ситуации, породившей проблему. Совместно с семьей формулируются конкретные, достижимые цели. Работа с семьей необходима в том случае, если проблема связана с особенностями взаимодействия между ее членами. К таким проблемам относятся: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и пр.
Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и Семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль семьи - определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога - определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и осуществлении целей. Следует подчеркнуть, что соглашения между социальным педагогом и семьей не аналогичны контрактам в бизнесе или брачным договорам. В данном случае стороны несут не правовые, а моральные обязательства, которые закрепляются официальным документом, что повышает эффективность взаимодействия.
Составление контракта - это один из способов, каким реализуется на практике важный этический принцип о самоопределении клиентов, заимствованный социальной педагогикой из социальной работы. Совместная работа над договором поощряет семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений. В работе с подростками и юношеством составление контракта играет положительную роль еще и тем, что придает их отношениям со специалистом « взрослый », деловой характер.
Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию - другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В рамках данной модели могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы и социального педагога.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам ребенка, а в ряде случаев, представляет опасность для его жизни. В этом случае социальный педагог, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования : эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги .
Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Надо отметить, что в настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, системе образования. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в отношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психического, физического, социального отклонения от нормы.
Образовательные тренинги, пока не получившие должного распространения в нашей стране, должны быть направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
- коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку приема «Я-сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.;
- психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.;
- психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее
страны.
Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья
- система гомеостатическая, т. е. сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья - система закрытая, не
каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.
Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
Организация социально-педагогической деятельности с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь