Викторова Елена Олеговна- воспитатель
Тюменцева Ирина Егоровна - учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад№197"
Алтайский край город Барнаул поселок Южный
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Вместе с радугой идем мы в школу»
Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности
Задачи:
Обучающие:
Закрепление счёта количественных и порядковых числительных в пределах 10, знание цифр.
Упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
Закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели, сутки; обж в лесу в весенний период;
Упражнять подбирать к существительному несколько прилагательных;
Развивающие:
Расширение словарного объёма детей, диалогической речи;
Развивать логическое мышление;
Развивать конструктивную деятельность;
Развивать моторику рук.
Воспитывающие:
Воспитывать любознательность, наблюдательность;
Воспитывать взаимовыручку, самостоятельность;
Форма работы - фронтальная, индивидуальная
Ход НОД:
Стулья стоят полукругом на паласе. Дети входят в группу, становятся перед стульями.
Воспитатель : Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный весенний день, природа просыпается ото сна, настроение веселое. Посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - Солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
И доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель надевает накидку, берет и сумку.
Художник: Ребята, вы догадались, кто я?
Дети: Художник.
Художник: Правильно я художник, и хотел создать картину, а о чём картина
догадаетесь, если отгадаете загадки.
(Дети стоят в кругу)
Загадки про весну. Отгадки появляются на проекторе.
1.Журчит, бурлит и льётся,
Заливисто смеётся.
На своей спине несёт
Кораблики отважные
Лодочки бумажные. (Ручей ).
1 Слайд.
2.В высоком доме
квартиры новые.
В каждой квартире -
По одному жильцу.
Солнышко пригреет -
Жильцы осмелеют.
Выйдут на балконы
В зелёных балахонах. (Почки и листья ).
3. Встаёт румяно,
Садиться багряно. (Солнце).
4. Стоит старичок -
Зелёный бочок,
Молод был - кудри жёлтые носил.
А постарел - враз побелел.
Ветер придёт -
Белы кудри унесёт. (Одуванчик ).
4 Слайд
Художник: Молодцы, ребята. А теперь угадайте, где я беру цвета для своей картины.
Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно, …(радуга)
5 Слайд (Появляется радуга на экране).
Художник: Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет - тот играет,
Много знает, всегда красиво говорит,
В школу перейти спешит!
Художник: Ребята, давайте я помогу вам перейти в школу по радуге? Вы хотите учиться в школе?
Дети: (да)
Художник : Радуга поможет вам перейти в школу.
(Радуга гаснет)
Художник: Что-то произошло?
Дети: Радуга исчезла!
Художник: Как же мы теперь перейдем в школу?
Дети: Нарисуем новую радугу. Сфотографируем радугу на улице.
Художник : Ребята смотрите, у меня в сумке цветные конверты. Давайте посчитаем, сколько их? (7 конвертов) Интересно, что это означает?
Дети: Это цвета радуги.
Художник: Правильно. В каждом конверте задания, которыенеобходимо выполнить, тогда дорожки радуги вновь появятся на небе. Назовите цвета радуги.
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Художник: Какой конверт мы откроем первым?
Дети: Красный.
Художник: Почему?
Дети: Потому что в радуге он стоит первым.
(открывают 1 конверт красный)
Художник: (Читает задание)
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: Это время года весна.
7 Слайд картинка о весне
(Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг проектора).
Беседа о весне .
Художник: Давайте опишем словами, какая бывает весна?
Дети: Весна бывает долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая, мокрая, грязная, праздничная
Художник: Сколько месяцев у весны?
Дети: 3 месяца.
Художник: Как называется первый месяц?
Дети: Первый месяц называется март.
Художник: Как называется второй месяц?
Дети: Второй месяц называется апрель.
Художник: А как называется третий месяц весны?
Дети: Третий месяц называется май.
Художник: После, какого времени года наступила весна?
Дети: После зимы пришла весна.
Художник: А какие пословицы вы знаете про весну?
Дети: Грач на горе - весна на дворе.
Весна красна цветами, а осень пирогами. САША
Весною сверху печет, а снизу морозит. НИКИТА Т.
Кто спит весною - тот плачет зимою. ТИМОФЕЙ
Художник: Скажите, а весной в лес как надо ходить? МАРИНА
Дети: В лес надо ходить осторожно, потому - что клещи. Одевать одежду, которая будет закрывать всё тело.
Художник : Молодцы, ребята.
8 Слайд Появляется 1 красная дорожка радуги.
Художник: Давайте немного отдохнем. Маша проведет с вами физминутку «Ветер дует нам в лицо».
Художник: А теперь какой конверт нужно нам выбрать?
Дети: Оранжевый конверт.
(выбирают 2 конверт оранжевый).
Художник: Для того чтобы выполнить задание, нам нужно пройти за столы. Ребята, посмотрите у вас в коробочках лежат числа. Возьмите их и выложите все четные числа до 10 в ряд. Выложили? А теперь проверьте Теперь выложите нечетные числа. Проверьте, пожалуйста.
Выложите все числа от 1 до 10 по порядку.
Решите задачи и покажите цифрами ответы на карточках.
1. Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
2. На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
3. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Художник: Молодцы, ребята!
9 Слайд. Появляется вторая оранжевая дорожка радуги .
Художник: Ребята, а каким будет следующим цветом дорожка радуги?
Дети: Желтым.
Художник: Чтобы появилась следующая дорожка радуги, нам нужно сыграть в игру «Что из чего сделано». На магнитной доске вразброс расположены картинки, им надо найти подходящую пару.
10 Слайд. Появляется третья желтая дорожка радуги .
Художник : «Юные волшебники» приглашают нас на отдых. Мы
немножко отдохнем, и я думаю, должна появиться следующая дорожка радуги. Какая дорожка по цвету? (Зеленая дорожка)
Солнце, солнце посылает
Лучик, лучик, лучик.
(скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
(плавно покачивают руками вверху)
Летом нежно согревает
Щёчки, щечки, щечки
(потирают щёчки)
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки.
(пальчиками ставят точки)
Золотят веснушки деток
Очень нравиться им это.
(Весело прыгают).
9 Слайд. Появляется четвёртая зелёная дорожка радуги.
Художник: Вот у нас осталось уже только 3 цветных конверта, какой цвет
выбираем?
Дети: Голубой.
Художник: У нас «Задание на сообразительность». Если услышите правильный ответ, то нужно хлопнуть в ладоши.
(Дети стоят по кругу).
Солнышко встает утром
Нельзя умываться по утрам
Днем светит луна
Утром дети идут в детский сад
Ночью люди обедают
Вечером вся семья собирается
В неделе семь дней
За понедельником следует среда
После субботы наступает воскресенье
Перед пятницей был четверг
Всего пять времен года
У 2 мышей 4 уха,
У 3 котов три хвоста
Художник: Молодцы. Ребята.
11 Слайд. Появляется пятая голубая дорожка радуги.
Художник: Какой следующий конверт открываем??
Дети: (Синий конверт)
Художник: Правильно синий конверт. Давайте пройдем на свои места за столами. Сядем ровно, спинки прямые, ножки вместе. Какое же задание внутри? Поиграем с пальчиками.
Вырос цветок на весенней поляне
(дети соединяют плотно ладони и поднимают их перед собой)
Ветер подул - он качнулся немного
Он испугался, затрепетал.
(Покачивают ладонями медленно, быстро).
Ветер бутоны качает упрямо
Вперёд и назад, налево, направо.
(Наклоняют ладони соответственно вперёд, назад, налево, направо).
12 Слайд Появляется шестая синяя дорожка радуги
Художник: Вот появилась синяя дорожка радуги. Остался у нас последний фиолетовый конверт. Нам нужно создать «Весеннюю картинку».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Художник: Я предлагаю вам на время стать художниками и создать картину «Ромашки». Чем можно нарисовать картину? А мы будем рисовать ластиками. Перед вами лежат листы бумаги, заштрихованные простым карандашом. Намечаем на этом фоне овальные середины ромашек более темным фоном. Уголком ластика «рисуем» (потрем) лепестки ромашек. Пририсуем к ромашкам стебли. (дети выполняют свои работы, звучит «Шутка» Баха)
Художник : Предлагаю объединить наши рисунки в поле из ромашек (дети на мольберте раскладывают свои рисунки, рассматривают). Вам нравиться наше ромашковое поле?
13 Слайд Появляется седьмая фиолетовая дорожка радуги
Художник: Вновь светится радуга в небе. Теперь вы сможете смело перейти в школу. Звучит музыка (Н.Овсейчик «Радуга»)
Художник:
Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли.
В школу нам идти пора, до свидания друзья!
14 Слайд Школа.
Художник снимает накидку, берет, сумку.
Воспитатель: Кто приходил к вам в гости?
Дети: К нам приходил Художник.
Воспитатель: Зачем художник приходил в гости?
Дети: Мы вместе с ним выполняли задания, чтобы перейти в школу.
Воспитатель: Какие задания вы выполнили вместе с художником?
Дети: Беседовали о весне, решали задачки, играли в игру «Что из чего сделано», выполняли физминутку, пальчиковую гимнастику, рисовали ластиком.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично поработали. Я желаю вам учиться в школе на «хорошо» и «отлично». И я хочу подарить вам подарки, которые пригодятся в школе.
Данная публикация представляет собой план – конспект итогового занятия по логопедии для детей подготовительной к школе группе. Это занятие объединило в себе некоторые приемы обучения грамоте. К занятию приложены презентации.
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе.
Цели: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам.
Образовательные: повторить и обобщить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать и корректировать память, слуховое внимание; развивать связную речь.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии; воспитывать самостоятельность, активность, чувство коллективизма; воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Коррекционные: автоматизация звука р.
Оборудование:
Здравствуйте, ребята, посмотрите, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Здравствуйте.
Ребята, сегодня я пригласила вас сюда не просто так. Я получила письмо от Королевы Грамматики, которая узнала, что вы скоро пойдете в школу. Она приглашает нас в путешествие по ее стране и приготовила задания, чтобы посмотреть, готовы ли вы к школе или нет. Хотите попутешествовать.
Да, хотим.
Здесь в конверте задания, которые мы будем выполнять в пути, пора отправляться. Скажите, ребята, а на чем можно путешествовать?
На машине, автобусе, самолете, поезде.
А как все эти средства передвижения называются одним словом.
Транспорт.
Молодцы. А давайте мы сегодня попутешествуем на нескольких видах транспорта.
Давайте.
В путь. Я прошу вас закрыть глазки и прислушаться. Угадайте, что же это за звук?
Фонограмма 1: Звук поезда.
Итак, на чем мы поедем, угадайте.
На поезде.
Откройте глазки, посмотрите, угадали вы или нет. Дети смотрят на изображение вида транспорта.
Угадали.
Тогда едем (делаем круг по залу, имитируя звуки поезда), а теперь присядем в наш поезд и едем.
Итак, пока мы едем, скажите мне, кто ведет поезд, как называется эта профессия.
Машинист.
Пока машинист ведет поезд к следующей станции, мы поиграем нашими язычками. Займите свои места в поезде и начнем.
Артикуляционная гимнастика:
Вот так незаметно мы подъехали к станции Грамотейка.
Задание 1.
На доске изображение поезда, рядом предметные картинки, в названиях которых есть звук р, я попрошу вас определить место этого звука в слове (начало, середина, конец), и положить свою картинку в соответствующий вагончик.
Молодцы, вы справились с заданием. Пора отправляться дальше. Закрывайте глазки, слушаем. Что это за звук?
Фонограмма 2 Автобус.
Итак, что это за звук?
Это машина, автобус.
Откройте глаза, что же это? Дети смотрят на изображение вида транспорта
Автобус
Поедем на автобусе. Заводим мотор, тррррр. Поехали. (Делаем круг по залу, имитируем поездку на машине). Останавливаемся. Присаживаемся на стульчики.
Скажите, ребята, а как называется человек, который водит автобус или машину, как называется такая профессия.
Водитель или шофер.
А пока мы едем, давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Веселая старушка»
У веселенькой старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом и показать избушку.)
Десять сыновей. (Показать десять пальцев.)
Все без бровей (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднесены к ушам.)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».)
На старушку все глядели, (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.)
И все делали вот так… (Ребенок показывает любые загаданные им действия.)
Молодцы. А пока мы играли, автобус привез нас в деревню Внимательность.
На столе лежат приготовленные картинки.
Задание 2.
И вот первое задание.
Послушайте скороговорки и угадайте, какой звук в скороговорках встречается чаще всех остальных.
Я по камушкам пошел – шубу шелкову нашел.
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему Бока.Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал, но не мелел Байкал.Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
Итак, ребята, мне кажется, вы хорошо справились с заданием. Молодцы.
Ппосмотрите, здесь еще одно задание.
Задание 3. Составь слово по картинке.
Посмотрите на картинку, нужно определить первый звук в названии картинки и составить слова из этих звуков.
(Дети выполняют задание).
Молодцы, и здесь вы справились. Пора ехать дальше.
Закрываем глазки, слушаем. Что за звуки вы слышите?
Фонограмма 3.
Это же море.
Капитан, матросы.
Правильно. Плывем, а море шепчет шшшшш. (идем по кругу, делаем плавные движения, имитируя раскачивающийся корабль).
А пока мы плывем, давайте поиграем. (Игра с мячом)
Тем временем, мы оказались в порту Звуковом.
Вот какое задание нас поджидает здесь.
Задание 4.
Доска с приклеенными корабликами.
Перед вами вот такие кораблики с разным количеством иллюминаторов (что такое иллюминатор?) Дети отвечают.
А на столе картинки, вам нужно взять картинку, назвать ее и посчитать количество слогов и положить в корабли с соответствующим количеством окошек. Вам понятно задание?
Тогда приступаем. (Дети выполняют задание).
Молодцы, очень хорошо справились с заданием нашей королевы Грамматики.
Фонограмма 4.
Это же гул самолета.
Кто же управляет самолетом?
Верно, молодцы. Летим на самолете.
Стихи с движениями.
Самолет, самолет. Разводят руки в стороны.
Тут и там самолет. Повороты в стороны.
Самолет далеко, Руки вытянуты вперед.
Самолет близко, Руки прижаты к груди.
Самолет высоко, Руки подняты вверх.
Самолет низко. Дети приседают.
Ну вот мы и приземлились. И здесь нас ждет новое задание. Посмотрите на картинки, нам предстоит разгадать ребусы.
Задание 4.
Присядем на острове прямо на песочек(садимся на ковер).
Разгадываем ребусы.
Молодцы. Я думаю, мы хорошо потрудились. Ой, смотрите, а что это, какая-то коробка и письмо.
Текст письма:
Дорогие ребята, если вы нашли мой подарок, значит вы достойно прошли все испытания и можете спокойно пойти в школу, значит вы стали совсем большие. Ну а чтобы вернуться в детский сад просто закройте глаза.
Ну что ж, ребята, пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глаза.
Дети слышат звуки детского сада. Возвращаются.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Тогда попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.
Тип занятия – обобщающее.
Вид занятия – итоговое.
Форма проведения – подгрупповое.
Интегрирование областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
Занятие разработано для детей подготовительной к школе группы.
Занятие проводилось с детьми из двух подготовительных групп, посещающих логопункт — с подгруппой детей из 5 человек.
В процессе занятия использовались следующие методы:
Деятельностный подход на занятии осуществлялся через такие формы, как совместная деятельность педагога и ребенка. Данная форма осуществлялась на занятии в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной.
Интеграция образовательных областей: коммуникации, социализации, познания позволяла рационально распределять материал в ходе занятия, максимально использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечивать комфортное пребывание детей на занятии.
Мотивация к деятельности определена побуждением детей к выполнению заданий Королевы Грамматики.
Задача по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа решалась с помощью вопросов, работы с картинками, деление слов на слоги, определение звука в слове, разгадывание ребусов.
Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных.
Особое внимание уделялось формированию коммуникативных навыков воспитанников – сотрудничество, межличностные отношения друг с другом.
Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.
На занятии дети были активны. Каждый ребенок был включен в работу.
У детей проявлялся устойчивый интерес к содержанию занятия. Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребенка: индивидуальный подход осуществлялся с учетом уровня его особенностей (темп речи, интонация, взгляд).
Для реализации занятия использовался разнообразный демонстрационный материал. Материал рационально расположен, использовался оптимально. Гигиенические требования к помещению, длительность занятия и нагрузка на детей соответствуют санитарным нормам и психофизическим особенностям детей.
В целом занятием довольна, как показал опрос детей во время занятия, запас речевых знаний для дальнейшего обучения в школе у большинства детей сформирован.
Е.С.Колычева,
учитель-логопед,
с. Майма
Среди форм обучения в детском саду организованные занятия играют важную роль. Для закрепления материала воспитатели часто используют комплексные занятия, которые позволяют решить сразу несколько образовательных и воспитательных задач. Они имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении, чтобы они могли принести максимум пользы, запомниться детям как интересные и вызвать желание заниматься снова. Большое значение имеет такая деятельность в подготовительной группе, где воспитанники уже не малыши и должны уметь сочетать разные виды работы.
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками является занятие или непосредственная образовательная деятельность (НОД). Она позволяет вести образовательный процесс систематизировано, организованно, с учётом программных требований. В современном детском саду наиболее популярны такие виды НОД:
Многие воспитатели выбирают в качестве обобщающих занятий по какой-либо теме именно комплексное занятие, потому что оно, в силу своих особенностей, позволяет решить несколько образовательных задач и в то же время даёт возможность проверить, как дети усвоили материал и владеют навыками не в одной, а в ряде образовательных областей.
Комплексное занятие позволяет детям подготовительной проявить свои знания и умения в полной мере
Комплекс - система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.
Основные признаки комплексного занятия:
Некоторые педагоги, особенно молодые, путают интегрированные, комбинированные и комплексные занятия. Между тем у них существуют весьма значительные отличия.
Во время косплексного занятия воспитанники могут как сидеть за столами, так и свободно передвигаться по группе
Комплексные занятия проводятся практически во всех группах детского сада, но в старшем возрасте они приносят наибольшую пользу. Количество комплексных НОД в течение месяца может быть заложено в образовательной программе ДОУ, но обычно сам педагог решает, когда проводить его, ориентируясь на степень овладения детьми знаниями и навыками, которые необходимо закрепить.
Комплексные занятия удачно используются в практике воспитателей подготовительных групп по таким причинам:
Формирование готовности к школе в подготовительной группе - одна из главных задач
Как и на других занятиях, педагоги используют на комплексных разнообразные методические приёмы:
Чтобы подчеркнуть важность «мозгового штурма», воспитатель использовал бумажные «профессорские» шапочки
Чтобы комплексное занятие прошло успешно, воспитателю необходимо помнить о таких важных моментах:
Снять напряжение и усталость на занятии поможет танцевальная пауза
Чередование различных видов деятельности, в том числе исследовательской, делает занятие интересным и насыщенным
Время года | Тема НОД | Задачи НОД |
Осень | Скоро в школу. (Экскурсия в школу, чтение рассказа К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб») | Расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе; учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев; способствовать развитию связной речи. |
Путешествие в осенний лес. | Учить наблюдать за деревьями, кустарниками, выделять и описывать объекты природы, рисовать по памяти любимое животное леса, передавая отчётливо форму основных частей тела и характерные детали; формировать экологически грамотное поведение в природной среде; закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги; развивать воображение. | |
Поиграем в магазин (Количество и счёт. Лепка «Овощи и фрукты»). | Учить считать (на основе наглядности), пользуясь приёмом счета, относить последние числительные ко всем пересчитанным предметам; выполнять сравнение предметов; закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; учить добиваться большей точности в передаче формы, создавать выразительную композицию (красиво размещать овощи и фрукты на подставке). | |
Осенью в парке. (Рассказ по картине. Рисование «Ветка рябины») | Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). | |
Зима | Как звери к зиме готовились (Жизнь животных в лесу. Рисование «Белочка»). | Расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме; учить украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий); использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки); развивать координацию движений, пространственную ориентировку (украшать ветку элементами слева и справа); воспитывать эстетические чувства. |
Транспорт (Безопасность на дороге. Заучивание стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»). | Закреплять знание о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный); повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора; углублять знания о правилах пользования общественным транспортом; обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, лётчик, машинист; выяснить, какие стихи дети помнят, как их читают; заучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Про зайца». | |
«Один дома» (Игра«Опасно-неопасно». Рисование «Придуманный запрещающий знак»). | ||
«Наша поездка в зоопарк» (Коллективный рассказ. Рисование «Зоопарк»). | Развивать речевые умения; активизировать словарь по теме «Зоопарк»; учить составлять предложение из двух слов; закреплять умения оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги; развивать эстетические чувства. | |
Весна | Бегут весенние ручьи (Количество и счёт, цифры. Кораблик из природного материала). | Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры; познакомить с цифрой 0; учить соотносить цифру и количество предметов, рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры. |
Природа и мы (Лекарственные растения. Рисование «Лесная полянка»). | Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. | |
Цыплята вышли на лужок (Количественный счёт, сравнение групп предметов. Оригами «Цыплёнок»). | Учить считать (на основе наглядности) пользуясь приёмами счета, называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всем перечисленным предметам; уравнивать неравные группы предметов; выкладывать определённое количество предметов в соответствии с заданиями. Закрепить навыки изготовления оригами по знакомой схеме. | |
Игры в нашем дворе (Количество и счёт Девочка играет в мяч). | Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить с цифрами 1, 4 и 7; обратить внимание на конфигурацию этих цифр; учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр; закреплять умение лепить фигуру человека в движении (подняты, вытянутые вперед руки и т. д.), передавать форму и пропорции частей тела; упражнять в использовании разных приёмов лепки; закреплять умение располагать фигуру на подставке. |
По своей структуре комплексное занятие мало чем отличается от обычного:
Задачи | Закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах их использования; об опасных для жизни и здоровья предметах и ситуациях, которые встречаются в жизни, правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. Развивать самостоятельность в принятии правильных решений и ответственность за своё поведение, внимание, логическое мышление, быстроту реакции в непредвиденных ситуациях; развитие активную речь и память. Воспитание ответственности за свое поведение. |
Материалы | CD-проигрыватель, костюм вороны, две маски с надписью «Опасик» и «Безопасик», знак «Опасно!» на ватмане, дидактическое пособие «Электроприборы», спички, спица, розетка, ножницы, моющее средство, гвоздь, таблетки, бусины, 2 корзины. Для рисования: заготовки кругов диаметром 12см по количеству детей, цветные карандаши, клей или скотч. |
Вступительная часть | Воспитатель: Ребята, представьте, что взрослые ненадолго ушли из дома, а вы остались одни. Давайте закроем глаза и попробуем услышать звуки происходящего вокруг. Какие звуки вы услышали? Дети: Скрип, стук, голоса, где-то проехала машина и т.д. (раздаётся стук). |
Воспитатель: - Слышите, в дверь кто-то стучится. Что же нам делать? Можно ли сразу открыть дверь, скорее всего это пришла мама? Почему? (ответы детей). Ребёнок:
Воспитатель:
Летит ворона Каркуша:
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель: |
|
Заключительная часть | Дети устраивают выставку запрещающих знаков и поясняют, что они означают. Теперь мы запомним, как нужно вести себя, если остался дома один. Нужно беречь своё здоровье и свой дом, ведь вы уже совсем большие, умные ребята. |
Итоговые занятия проводятся в конце учебного года, их главная цель - обобщить и систематизировать информацию, полученную детьми за год. Такая глубокая и обширная цель позволяет совместить несколько (но не все, конечно) видов деятельности в одном занятии. Поэтому чаще всего в итоговом занятии сочетают ФЭМП, экологию или обучение грамоте с рисованием (аппликацией), музыкальной или физической деятельностью, не упуская социально-морального аспекта.
На занятии с преобладанием ФЭМП закрепляют такие навыки:
Если преобладающим видом деятельности является обучение грамоте, то во внимание берут:
Итоговое занятие не должно быть длиннее или сложнее по материалу комплексного занятия, которое проводится в середине года. Проводить его лучше в конце апреля, чтобы воспитатель имел время для корректирующей индивидуальной работы с детьми, которые имеют трудности в некоторых видах деятельности.
Комплексные занятия необходимы в работе с самыми старшими воспитанниками детского сада. Этот вид образовательной деятельности помогает воспитателю сделать обучение будущих школьников интересным, разнообразным, и в то же время закрепить и обобщить знания и умения по нескольким образовательным областям сразу. А присутствие игр и динамичных пауз благотворно влияет на физическое и психическое здоровье ребят.
Детский сад №14 «Чайка»
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ ЗНАЙКИ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №8
ВОСПИТАТЕЛИ:
ПРОСКУРЯКОВА К.В.
Кокшетау-2015
Цели:
1. Обобщить знания, полученные в течение года: закрепить счёт и порядок чисел (до 10 и обратно), закрепить умение проводить звуковой анализ, умение читать простые слова, продолжить работу по развитию речи.
2. Развивать логическое мышление, умение решать простые математические задачи, умение ориентироваться на листе бумаги, развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитывать любознательность, любовь к природе, желание учиться.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята! У сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. А вот мне интересно, когда приходят гости, это хорошо или плохо? Как вы думаете? (Игра «Хорошо - плохо» ТРИЗ)
Дети: Хорошо, потому что когда приходят гости - это всегда весело и интересно.
А здороваться с гостями это хорошо или плохо?
Дети: Хорошо! Это говорит о том, что мы воспитанные дети.
Тогда давайте мы сейчас и поздороваемся с нашими гостями!
Дети: Салеметсызбе! Здравствуйте!
А теперь давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие «Солнышко»
С добрым утром глазки!
Мы проснулись!
С добрым утром ушки!
Мы проснулись!
С добрым утром ножки!
Мы проснулись!
С добрым утром ручки!
Мы проснулись!
С добрым утром детки!
С добрым утром!
Ребята, с минуты на минуту, к нам должен прийти еще один гость.
Стук в дверь, вбегает Знайка
Здравствуйте ребята! Меня зовут Знайка! Я очень хотел попасть к вам в детский сад, поиграть с вами, но мне нужно срочно улететь. Но вы не унывайте, для вас я приготовил сюрприз. Это волшебная карта, пройдите по ней, и вы узнаете, куда я улетел. Удачи!
Ну что же, отправимся в путь.
Первая остановка – буква «П» «Познавательная»
1. Назови весенние месяцы?
Дети: называют месяцы.
2. Что длиннее месяц или неделя?
Дети: называют, объясняют почему.
3. Назовите дни недели, начиная с понедельника?
Дети: перечисляют.
4. Сколько слогов в слове карандаш?
Дети: Три слога.
5. Что лишнее: квадрат, круг, треугольник, пятница?
Дети: называют лишнее, объясняют почему.
6. На какие две большие группы делятся звуки и буквы?
Дети: гласные и согласные
7. Чем отличается звук от буквы?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.
8. Чем отличаются звонкие и глухие согласные звуки?
Дети: Звонкие - произносим с голосом, а глухие без голоса
9. Назовите буквы, не имеющие звукового обозначения.
Дети:
Ь,Ъ.
Вторая остановка – буква «Е» «Елочка»
На елочке кружочки с цифрами. Дети снимают с елочки по одному кружочку, называют соседей числа.
Третья остановка – буква «Р» «Ребусы»
Четвертая остановка – буква «В» «Весёлая математика».
На доске фигурки из картона, на них – задачки. Дети выбирают фигурку, решают задачку и выкладывают решение при помощи цифр и знаков на магнитной доске.
1. Яблоко: Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, три с кислинкой. Сколько всего их? (8).
2. Цыплёнок: Три цыплёнка стоят и на скорлупки глядят. Три цыплёнка в гнезде у наседки сидят. Отвечай поскорей-сколько цыплят у наседки моей? (6).
3. Гриб: Вова и Саша пошли за грибами. Вова собрал семь грибов, а Саша на один меньше. Сколько грибов собрал Саша? (6).
4. Рыбка: Коля и Андрей ловили карасей. Коля поймал два карася, Андрей на два больше. Сколько рыбок поймал Андрей? (4). Сколько рыбок поймали мальчики вместе? (6).
Пятая остановка – буква «Ы» «Состав числа»
Работа у доски.
Шестая остановка – буква «Й» Физминутка «Скажи, наоборот» (с мячом)
Холодный – теплый, - зима – лето, - громко – тихо, - быстро – медленно,
Белый – черный, - день – ночь, - длинный – короткий, - широкий – узкий,
Светлый – темный, - острый – тупой, -веселый – грустный, - высокий – низкий, - маленький – большой, - плачет – смеётся.
Седьмая остановка – буква «К» «Кроссворд»
Знайка предлагает нам разгадать кроссворд.
1. Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход! (Карандаш)
2. Грамоты не знаю,
А весь век пишу. (Ручка)
3. Кулик невелик, трем сотням велит:
То сядь да учись, то встань, разойдись. (Звонок)
4. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю. (Линейка)
5. По черному - белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница. (Доска)
Восьмая остановка – буква «Л» «Лес»
Ребята, А вы бывали в лесу?
Дети: - Да.
А как нужно вести себя в лесу?
Дети: Называют правила поведения в лесу.
А какие животные живут в лесу?
Дети: Называют животных леса.
Показываю картинку с изображением белки на дереве. Что вы видите на этой картинке?
Дети: дерево и белку.
Давайте мы сейчас с вами хлопнем в ладоши, столько раз, сколько слогов в слове белка.
Дети: Хлопают 2 раза.
А сейчас присядем столько, сколько слогов в слове дерево.
Дети: Приседают 3 раза.
Ребята, а скажите мне белка она какая?
Дети: пушистая, рыжая, зимой серая, прыгучая, быстрая и т.д.
Где живет белка?
Дети: в дупле.
А где живут её лесные друзья?
Дети: лиса – в норе, медведь – в берлоге, у волка – логово, зайчик под кустом, муравей – в муравейнике, птицы – в гнезде.
Составим рассказ, о белке используя схему.
Дети: Составляют рассказ по схеме.
«Это белка. У нее рыжая и пушистая шуба. Уши у нее треугольные, а на кончиках кисточки. Хвост у белки большой и пушистый. У белки 4 лапы. Они очень цепкие, поэтому белка может прыгать по деревьям. Живет белка в дупле на дереве. Питается она шишками, грибами и орехами».
Девятая остановка – буква «А» «Анализ»
Сделать звуковой анализ слова, составить схему.
моряк
[м] -согласный, звонкий, твердый.
[о] -гласный
[р"]-согласный, звонкий, мягкий.
[а] -гласный
[к] -согласный, глухой, твердый.
Цель:
Закрепить знания дошкольников о плоскостных фигурах, закрепить навыки счета в пределах 10, развивать умение ориентироваться на плоскости, закрепить названия времен года, дней недели;
Закрепить навыки звукового анализа и синтеза;
Вспомнить любимые сказки, учить описывать любимого сказочного героя.
- развивать мышление, воображение, память, диалогическую речь детей .
Воспитывать организованность, усидчивость, настойчивость.
Материал к занятию: искусственная елка, конверты с заданиями, волшебная шкатулка, плоскостные сундуки для каждого ребенка, карточки для игры «Создай рисунок», карточки и раздаточный материал для игры «Волшебные клеточки», демонстрационный и раздаточный материал для звукового анализа, медали «Самому мудрому»
1. Организационный момент.
Воспитатель: Все мы знаем, что и взрослые, и дети любят сказки. Они учат нас быть умными, добрыми. Чтобы войти в мир сказок нам надо открыть волшебную шкатулку. Но замок закодирован (у каждого ребенка на столе плоскостной сундук с номером в геометрической фигуре).
2. Дидактическое упражнение «Раскодируй замок»
Назвать цифру и геометрическую фигуру, в которой она находится. Прямой и обратный счет от этой цифры.
Игра «Найди соседей числа»
3. Сюрпризный момент «Открытка».
Воспитатель: Вот мы и открыли ящик сказок. Посмотрите в нем открытка, давайте прочитаем, что в ней написано:
«Дорогие дети, если вы справитесь со всеми задачами, то станете мудрыми, сообразительными как герои сказок. За это вас ждет вознаграждение. Готовы к испытаниям?»
Вы готовы к приключениям? Мы должны выполнить все задачи, которые находятся в конвертах.
4. Упражнение «Создай рисунок» (первый конверт).
Воспитатель: На этом рисунке спрятана сказка. Соединяя точки с номерами по порядку вы получите рисунок. Сначала соединяем цифры над волнами, а затем под волнами.
Что получилось? (Лодка, рыбка) Как вы считаете что это за сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке») А вы знаете, что Золотая рыбка умеет исполнять желания? Давайте вспомним сказки, в названиях которых есть число три, семь, двенадцать. («Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев»)
А рыбка приготовила для нас логическую задачку: «Шли трое поросят. Один впереди двух, один - между двумя, а один - позади них. Как шли поросята. (Один за другим).
Скажите, сколько дней в неделе? Назовите их. Сколько рабочих? Сколько выходных?
А вот еще одна задача о героях сказки «Репка»: «Дед и бабка тянули рыбку. Сколько глаз смотрели на нее? (Четыре глаза)
5. Гимнастика для глаз.
Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд.
Быстрое мигание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.
Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту.
Сомкнутые веки слегка прижимают пальцами и опускаются.
6. Упражнение на ориентацию на плоскости «Волшебные клеточки» . (Второй конверт)
Воспитатель: Другая история будет о холодном времени года. Наши сказочные герои хотели предупредить людей, животных о зиме. Даже ковры-самолеты взяли, но ветер пошутил и разорвал их. Нам нужно залатать их, чтобы все живое к холодам подготовилось. Я буду называть вам, что и куда нужно класть.
В левую верхнюю ячейку - то, что плавает.
В правую верхнюю - четырехугольник.
В левую нижнюю - что на небе.
В правую нижнюю - цифру, меньше 5.
В левую среднюю - фигуру без углов.
В правую среднюю - цветок.
В среднюю верхнюю - то, что летает.
В среднюю нижнюю - фигуру с тремя углами.
В центральную клетку - фрукт.
Наконец, мы справились с задачей. Люди, животные, растения успели приготовиться к холодам. И если бы зима не сердилась, люди все равно ее не боятся.
7. Физкультминутка
8. Мирилки. (Третий конверт)
Воспитатель: Ой, что же это здесь? Что же это за клубок сказочных персонажей? Но это же злой колдун поссорил всех героев. А мы знаем, что добро всегда побеждает зло. Так давайте помирим их. Давайте произнесем нашу любимую мирилку:
Хватит ругаться и злиться.
Ну, давай скорее мириться.
Эй, обида, отойди,
Ждет нас дружба впереди.
9. Звуковой анализ слова «Зима». (Четвертый конверт)
Воспитатель: А эта сказка об одном справедливом дедушке, который двум девочкам дал понять, что по труду - и подарки. Какая это сказка? (Марья-искусница) А сколько времен года вы знаете? А какое сейчас время года? Давайте сделаем звуковой анализ слова зима. (Один ребенок делает звуковой анализ на доске, другие за столами)
10. Игра «Назови сказку» (Пятый конверт)
Воспитатель: Давайте вспомним сказки, которые мы с вами знаем. Я буду начинать название сказки, а вы закончите.
Гуси- ... Доктор- ..., Красная..., Лиса и..., Муха- ...,
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот мы и открыли для себя этот чудесный сказочный мир. Я знаю, что вы хотите быть похожими на некоторых сказочных героев. А на кого и почему сейчас послушаем. (Дети выходят к искусственной елке и по очереди рассказывают о своих мечтах. Дошкольники украшают елку своими рисунками со сказочными героями, которые были нарисованы заранее дома с родителями.)
Эта елка - волшебная. Она выполнит все ваши пожелания. Вы справились со всеми задачами и, поэтому, я хочу наградить вас медалями «Самому мудрому».