Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Вместе с Роше мы отправимся из Вергена в Лок Муинне, следуя по пятам Саскии, Филиппы, Шеалы и Детмольда. Переход завершится на горном плато, неподалеку от города . Дальше нас поведет Вернон.

По пути придется несколько раз отбиваться от гарпий. [Бой] Чтобы победить крылатых хищниц, надо сбивать их на землю Знаком Аард и добивать серебряным мечом. Неожиданно Роше заметит рыцарей Ордена Пылающей Розы — те будут стоять на страже у городских ворот .

Если мы прошли первого Ведьмака за Орден, то сможем спокойно войти в лагерь рыцарей. Если же нет, за нас замолвит словечко капитан специального отряда. Роше сумеет убедить стражу в том, что мы не виновны в смерти Фольтеста. В лагере рыцарей нам встретится Зигфрид. К счастью, Великий магистр не верит в нашу причастность к убийству короля. Он вкратце описывает сложившееся в городе положение и объясняет, почему Орден послал в Лок Муинне своих рыцарей.

После беседы с Зигфридом Роше предлагает нам прогуляться по городу. Сам же капитан тем временем заглянет в Реданский лагерь, где и будет нас ждать. У нас останется время побродить по улицам, а потом пойти на главную площадь и вновь встретиться с Роше. Теперь самое время навестить Радовида .

Мы поведаем королю про убийц и их связь с Шеалой де Тансервилль. Взамен король Редании поделится с нами своими соображениями о Темерии: страну собираются поделить королевства Редания и Каэдвен. Впрочем, сам монарх предпочел бы посадить на темерский трон принцессу Анаис — сестру Ариана Ла Валет. Так он получит возможность не делить страну. К сожалению, девочка была похищена и теперь находится в руках Детмольда. Радовид просит нас забрать принцессу у чародея (Плоть от плоти). Кроме того, он обещает нам заняться делом Шеалы и сообщает, что в Лок Муинне находится чародейка Трисс Меригольд — она взята в плен нильфгаардцами. (Где же Трисс?).

После аудиенции у монарха мы покидаем лагерь реданцев и по пути перекидываемся парой слов с Роше. Прагматичный Вернон считает, что жизнь одной чародейки не значит ничего по сравнению с судьбой целой Темерии. Между тем, у нас есть все основания описаться за жизнь Трисс. В итоге Роше оставляет выбор за нами и сообщает, что если мы решим спасать принцессу Анаис, он будет ждать в стоках — по ним можно пробраться к лагерю Каэдвена .

[Выбор] Нам предстоит решить, кого спасать: [A] Трисс (Где же Трисс?) или [B] надежду Темерии (Плоть от плоти).

Плоть от плоти

Если после беседы с Радовидом мы решаем, что нужды страны выше нужд отдельного человека, придется спасать принцессу Анаис из лап чародея Детмольда. Для этого спускаемся в канализационные стоки и встречаем там Роше: он проводит нас в лагерь каэдвенцев . Мы сообщаем Вернону, что готовы драться на его стороне, и вместе с ним расшвыриваем каэдвенскую стражу, охраняющую вход в лагерь.

Двигаясь по коридору, мы в конечном итоге выберемся на воздухе . Роше умело избавится от стрелков на стене, а нам предстоит перебить солдат внизу. [Бой] При столкновении с несколькими врагами одновременно надо помнить о блоках и уклонении, не забывая и о ведьмачьих Знаках Аард, Ирден, Квен.

Роше открывает нам ворота. С другой стороны ворот нас ждет еще больше каэдвенских солдат. [Бой] Стальной меч, мощные удары и Знак Ирден помогут с ними разобраться. Вскоре на Геральта нападают люди Детмольда. К счастью, Роше снова помогает нам. [Бой] Снова задействуем Знак Ирден: он позволит выводить противников из строя, а затем добивать их мощными ударами. Под конец сражения мы сможем добраться до чародея: уклоняемся от огненных стрел и движемся к нему. Если просто подойти поближе, он телепортируется, поэтому надо быстро подкатиться и сбить чародея с ног Знаком Аард.

Разобравшись с охраной, мы спешим в башню . Отыскать Анаис легко, однако ее темница запечатана магией. Придется искать комнату Детмольда. Идем налево, добираемся до залы и становимся свидетелями крайне жестокой сцены… Если не вдаваться в детали, чародей испускает дух не без помощи Роше. Со смертью Детмольда все магические преграды рушатся.

Возвращаемся к темнице, в которой держат Анаис. Мы вспоминаем о словах Радовида и говорим Роше, что теперь судьба всей Темерии в наших руках. Теперь Вернон должен действовать не как воин, но как дипломат. [Выбор] Мы либо соблюдаем наш договор с королем Радовидом [A], либо отдаем девочку темерской делегации [B].

[A] Если мы решим отдать девушку Радовиду, около башни нас будут ждать рыцари Ордена. Если Зигфрид все еще жив, придется с ним поговорить. В любом случае, после этого надо будет идти в реданский лагерь . Дойдя вместе с нами до ворот на главную площадь, Роше остается там и предупреждает, что отправится вместе с рыцарями к королю Радовиду. Мы встретимся с капитаном уже на переговорах.

[B] Если мы убедим Роше в том, что Анаис лучше отдать темерцам, на выходе из башни нас все равно будут ждать рыцари Ордена. Если Зигфрид жив, он проявит снисхождение и даст нам уйти без боя. Но если мы прошли первого «Ведьмака» на стороне скоя’таэлей, то с рыцарями придется драться. [Бой] Лучшей тактикой в борьбе с латниками станет сочетание Знака Ирден и мощных ударов. После рыцарей Ордена мы так или иначе направимся к выходу из лагеря Каэдвена . Затем Роше попрощается с нами и отправится вместе с Анаис ко двору коннетабля Темерии Наталиса.

Где же Трисс?

Встреча с королем Радовидом и сведения, которые он нам сообщает, ставят перед нами нелегкую задачу. Мы должны выбрать, вызволять ли вместе с Роше принцессу Анаис, или заняться спасением Трисс Меригольд. Мы решаем спасать Трисс, а значит, самое время напомнить нильфгаардцам о себе. У выхода из переходов нам удачно попадутся Шилярд и пара его телохранителей. Во время разговора мы убиваем одного из солдат и берем посла в заложники. После этого мы идем в сопровождении Шилярда.

Выйдя на поверхность, мы оказываемся в лагере нильфгаардцев , и нас тут же окружают солдаты. Командир нильфгаардской гвардии заложников не боится: он сам убивает Шилярда, после чего нам приходиться сражаться сразу с множеством противников. [Бой] В борьбе с превосходящим числом врагов, как всегда, нам помогают Знаки Аард и Квен. Сбивая противников с ног и парализуя их, мы можем легко расправляться с целыми группами солдат. Чтобы одолеть арбалетчиков, нужно приблизиться к ним на длину клинка и убить мощными ударами еще до того, как они успеют достать мечи. Помогаем себе Знаком Аард.

Уничтожив врага, мы узнаем, что ворота в город закрыты. Придется искать другой выход из лагеря. На сей раз перед нами только двое противников. Мы блокируем их атаки и контратакуем мощными ударами. Этого должно хватить. После смерти стражников нам придется побегать, уничтожая всех остальных встреченных солдат. Рано или поздно мы доберемся до площади , на которой ведьмака поджидают свежие силы Матсена.

[Бой] Противников много, и передохнуть между первой и второй волнами недругов не удастся. Нам следует активно ставить блоки и увертываться от ударов солдат, не забывая наносить мощные ответные удары. Знаки Аард и Игни дадут нам серьезное преимущество. Вскоре мы скрестим клинки с самим Матсеном , но перед этим успеем поговорить с ним о Трисс и Ложе. После разговора нильфгаардец ринется в бой. [Бой] Впереди еще одна битва с подчиненными императора Эмгыра. Со щитниками мы разбираться уже умеем: уворачиваемся от удара щитом и наносим в ответ мощные удары. Здесь не помешают Знаки Аард, Игни и Ирден. Убив Матсена, мы обыскиваем его труп и находим ключ от камеры Трисс.

Теперь мы в шаге от спасения Трисс: остается только спуститься вниз по лестнице и открыть камеру . Затем происходит долгий разговор с Меригольд, и чародейка многое нам объясняет: она рассказывает о создании и значении Ложи, о роли Филиппы и Шеалы в смерти Демавенда, об их планах создания нового государства в долине Понтара… Нам предстоит сущая безделица – вырваться с этими знаниями из лагеря нильфгаардцев. Идем к выходу из тюрьмы . Здесь Трисс предлагает разделиться: по ее мнению, порознь действовать легче, а встретиться снова можно будет уже на месте сбора чародеев (Встреча чародеев).

Встреча чародеев

После спасения Анаис (Плоть от плоти) или Трисс (Где же Трисс?) мы направимся к амфитеатру Лок Муинне. Там пройдут переговоры, на которой будут вершиться судьбы Северных Королевств. В зависимости от прошлых действий, у входа в амфитеатр нас будут ожидать либо Трисс, либо Роше и Анаис. События на переговорах тоже зависят от наших прошлых действий.

Поговорив с Роше перед амфитеатром, мы решаем внести в дебаты свою лепту. Коннетабль Наталис заявит, что Темерия разделена. Пусть он формально и представляет эту страну на встрече, через неделю его слова перестанут что-либо значить. В целом, он готов к тому, что Темерия распадется. Радовид и Хенсельт (или другой представитель Каэдвена, если король был убит) в один голос заявляют о недопустимости разделения. Разделенная Темерия не сможет противостоять армиям императора Нильфгаарда, если те вдруг выступят в поход. Следовательно, вся Темерия должна стать протекторатом Редании… Именно в этот момент в зал совещаний входят Роше, Геральт и Анаис. Наши герои передают девочку под опеку короля Радовида, который объявляет, что войдя в возраст, Анаис станет королевой Темерии. Если же в первом «Ведьмаке» мы убили Адду, король скажет, что возьмет принцессу в жены, как только это будет возможно.

Поговорив с Роше перед амфитеатром, мы решаем внести в дебаты свою лепту. Коннетабль Наталис заявит, что Темерия разделена. Пусть он формально и представляет эту страну на встрече, через неделю его слова перестанут что-либо значить. В целом, он готов к тому, что Темерия распадется. Радовид и Хенсельт (или другой представитель Каэдвена, если король был убит) в один голос заявляют о недопустимости разделения. Разделенная Темерия не сможет противостоять армиям императора Нильфгаарда, если те вдруг выступят в поход. Следовательно, вся Темерия должна стать протекторатом Редании… Именно в этот момент в зал совещаний входят Роше, Геральт и Анаис. Наши герои передают девочку под опеку Яну Наталису, который тот час меняет свое мнение и представляет принцессу как законную наследницу темерского трона.

Следующая тема дебатов касается создания нового Совета и Капитула чародеев. Ход этого спора не зависит от того, кому мы отдали Анаис. Маги требуют создания Совета по образу и подобию учреждения, существовавшего до бунта на Танедде. Но тут на встрече появляется посол Нильфгаарда Шилярд. Он утверждает, что сумел захватить убийцу Фольтеста и Демавенда. Нильфгаардские солдаты вводят в зал Лето, который рассказывает собравшимся о тайной Ложе, за которой стоят Филиппа и Шеала. Радовид посылает за рыцарями Ордена Пылающей Розы, чтобы арестовать чародейку Шеалу. Но им мешает дракон…

Если мы не стали помогать Роше в спасении принцессы Анаис и отправились в нильфгаардский лагерь на помощь Трисс Меригольд, у входа в амфитеатр нас будет ждать чародейка. После беседы с ней мы решаем внести в дебаты свою лепту. Коннетабль Наталис заявит, что Темерия разделена. Пусть он формально и представляет эту страну на встрече, через неделю его слова перестанут что-либо значить. В целом, он готов к тому, что Темерия распадется. Радовид и Хенсельт (или другой представитель Каэдвена, если король был убит) в один голос заявляют о недопустимости разделения. Разделенная Темерия не сможет противостоять армиям императора Нильфгаарда, если те вдруг выступят в поход. Следовательно, вся Темерия должна стать протекторатом Редании… Радовид представляет собравшимся принцессу Анаис и заявляет, что войдя в возраст, Анаис станет королевой Темерии. Если же в первом «Ведьмаке» мы убили Адду, король скажет, что возьмет принцессу в жены, как только это будет возможно. Следующая тема дебатов касается создания нового Совета и Капитула чародеев. Ход этого спора не зависит от того, кому мы отдали Анаис. Маги требуют создания Совета по образу и подобию учреждения, существовавшего до бунта на Танедде. В этот момент появляются Геральт и Трисс. Последняя просит слова и обвиняет Шеалу в организации покушений на Фольтеста и Демавенда. Трисс утверждает, что тому есть свидетели. Радовид приказывает арестовать де Тансервилль. Рыцари Ордена Пылающей Розы окружают чародейку, но та призывает дракона.

Явление дракона

Обратившись в дракона, Саския забирает Шеалу и переносит ее в башню неподалеку от амфитеатра. Пока драконица кружит над городом, нам предстоит отправиться в эту башню и покончить с чародейкой. Идти можно только к башне — все прочие пути отрезаны пламенем…

Мы бежим к башне и по пути стараемся не погибнуть от нападений дракона. Де Тансервилль находится на самом верху. Шеала признается, что за смертью Демавенда стоит Ложа, а Лето всего лишь удобно попался под руку. Но при этом чародейка считает, будто Ложа не несет ответственности за гибель Фольтеста и покушение на Хенсельта. Мол, тут Лето всех провел и действовал в интересах императора Нильфгаарда Эмгыра вар Эмрейса. Более того, Шеала рассказывает нам о донесении агента Ложи в Цинтре: незадолго до начала Встречи имперские войска переправились через реку Яруга. Де Тансервилль делает нам ручкой и исчезает, оставив наедине с очень злым драконом... [Бой] Защищаем себя от струй пламени с помощью знака Квен. Нападать лучше в тот момент, когда Саския выдыхает огонь, потому что именно в такие моменты подобраться к дракону проще всего. Когда наше сопротивление измотает летучую тварь, пол не выдержит веса драконицы и та упадет вниз. Чтобы спастись, нам придется карабкаться на крышу здания. Но бой продолжится и там: нам все еще предстоит разобраться с Саэсинтессис.

[Бой] Победить Саскию будет тяжело. Придется уклоняться от атак драконицы и выжидать, пока не представится возможность нанести серию мощных ударов серебряным мечом. Ближе к концу схватки начинается QTE-сцена, в результате которой мы покидаем город на спине дракона. После следующей QTE-сцены драконица неудачно опустится на лесную опушку и пропорет себе живот обломанным древесным стволом. Судьба Саскии окажется в наших руках. [Выбор] [A] Если ранее мы освободили не Трисс, а Филиппу, то в наших вещах лежит разрушающий чары кинжал. С помощью этого зачарованного оружия можно спасти Саскии жизнь. [B] Если мы перебили нильфгаардцев ради спасения Трисс, спасительного кинжала под рукой не окажется. Останется только бросить драконицу на произвол судьбы или добить.

Убийцы королей

Принятые в Лок Муинне решения приведут к тому, что после сражения с Саскией и возвращения в город мы встретимся с Лето. Если ранее мы спасли Трисс от нильфгаардцев, она будет ждать нас у городской черты . Если мы не стали ее спасать, на том же месте окажется Роше. После короткого разговора Трисс или Вернон сообщит нам о Лето, который сидит в бывшем лагере темерцев и, похоже, хочет с нами повидаться.

По дороге мы видим солдат, которые громят город. [Бой] Проще всего блокировать их выпады, затем останавливать с помощью Знаков Аард и Ирден, а затем добивать мощными ударами. Меч, разумеется, стальной.

Рано или поздно мы добираемся до места, на котором стоял темерский лагерь, и видим самого Убийцу Королей. Он открыто стоит на площади, и перед нами вновь возникнет проблема выбора. [Выбор] Можно дать ему шанс объясниться, а можно броситься в атаку. Если последует разговор, мы узнаем о взгляде на недавние события с несколько иной точки зрения. Если Лето сумеет нас убедить, драки можно будет избежать. Если же нет, на смену словам придет звон мечей. [Бой] Если мы по-прежнему будем уверены, что Лето заслуживает смерти, он должен получить заслуженное. Победить опытного убийцу можно, главное – не забывать про блоки, мощные удары и Знаки Игни и Ирден. За этим последует финальная сцена.

Пролог | Глава I [

Схватка с огромным драконом — одна из самых сложных в игре. Кроме того, это последний монстр, с которым вам придется столкнуться лицом к лицу. Начинается все внутри башни, где Геральт выясняет отношения с чародейкой Шеалой. Как только она исчезнет (уйдет восвояси или погибнет при телепортации — решать вам), дракон проломит стену башни и нападет на вас. Максимально оперативно ставьте «Квен» и бегайте по помещению, уворачиваясь от ближних атак чудовища. Как только он проведет свою атаку, подбегайте и наносите короткую комбинацию ударов. Учтите, что огонь, изрыгаемый чудовищем, наносит не очень большой урон, поэтому вполне можно прорваться сквозь пламя и быстро атаковать. В случае чего отбегайте подальше и пополняйте «Квен». Когда вы отнимете у дракона примерно половину жизней, он окончательно разломает стену и улетит. У вас появится достаточно времени, чтобы подготовиться к последней схватке: сварить зелье нельзя, но можно просто постоять и подождать, пока восстановится здоровье. Как только будете готовы, залезайте на крышу, где вас уже ожидает дракон. С этого момента вы должны постоянно поддерживать магическую защиту, иначе любая атака монстра будет наносить вам сильные повреждения. Ваша задача — постоянно уворачиваться от когтей и зубов и осторожно подбегать к дракону для нанесения одного или максимум двух ударов. Это будет длиться очень долго, но выбирать не приходится. Комбинации ударов неэффективны, так как дракон пробьет вашу защиту, а после этого ему ничего не стоит добить вас. Лучше всего атаковать сразу после того, как чудовище попытается достать вас лапой. Получив свое, дракон начнет прятаться за башней и изредка бить вас хвостом. Следите за его передвижениями и держитесь на противоположной стороне крыши. Иногда дракон взлетает и нападает с воздуха. От пламени и воздушных «налетов» довольно легко увернуться, если бегать по кругу. Как только вы измотаете чудовище, начнется QTE-сцена, после которой вам предоставят выбор — убить дракона или оставить умирать в лесу. Если вы выбрали путь Иорвета, то у вас также будет возможность освободить поверженного гиганта от чар при помощи волшебного кинжала.

Во время прохождения компьютерной игры "Ведьмак 2" вы несколько раз встретитесь с древним драконом. В первый раз он представляет для вас угрозу, а во второй раз уже главный герой должен решать судьбу противника. Давайте разберемся, как убить дракона в "Ведьмаке 2" и стоит ли это делать.

Первая встреча

Впервые вы увидите этого могущественного дракона в самом начале игры. В прологе Геральт должен защищать короля Фольтеста от нападения. Спустя некоторое время на горизонте появляется крылатый огнедышащий зверь, который начинает крушить на своем пути все подряд. В этот раз вам не придется с ним сражаться, а лишь убегать куда подальше. Для этого игра услужливо предлагает укрытия и проводит игрока буквально по сюжету. После этой встречи у вас не возникнет вопроса о том, убивать ли дракона в "Ведьмаке 2". С этим врагом вы встретитесь только в самой финальной части прохождения.

Вторая встреча

Дракон будет служить финальным боссом (если вы не решите подраться с Лето в завершении игры). Как окажется при прохождении сюжета, зверем управляет чародейка Шеала. Действие разворачивается на верхнем этаже башни, где Геральт выясняет отношения с волшебницей. Та собирается телепортироваться подальше от угрозы, но от ваших рук зависит ее судьба (отпустите ее с миром, либо испортите телепорт, в результате чего чародейку разорвет на тысячи кусков). После этого момента стену сломает тот самый дракон и начнется финальная битва из нескольких стадий. Но, чтобы убить дракона в "Ведьмаке 2", сначала нужно подготовиться.

Подготовка к бою

При должной сноровке и терпении вы сможете победить врага практически с любым снаряжением и прокачкой. Однако мы рассмотрим несколько полезных советов. С их помощью вы сможете убить дракона в "Ведьмаке 2" гораздо проще и быстрее.

На финальный бой лучше всего подготовить два меча - Деитвен и Забытый меч Вранов. Оба оружия увеличивают урон по крупным чудовищам, что нам отлично подходит.

Второй совет: обязательно запаситесь зельями. В приоритете будут Гром и Зелье Раффарда. В совокупности с прокачкой катаклизма до второго уровня и смазанными мечами вы сможете убить дракона в "Ведьмаке 2" очень быстро.

К слову, о смазке оружия. Вам понадобится кровь Фальки, которую лучше всего нанести на меч заранее. Теперь вы полностью готовы к сражению!

Первый этап

После того, как дракон проломит стену башни, наложите на себя знак Квен и уклоняйтесь от пламени. Во время перерыва подбегайте к голове чудовища и наносите несколько ударов. Такую процедуру нужно повторять до момента, когда у врага останется половина здоровья. Сложность увеличивает то, что комнатка на вершине башни крайне маленькая, из-за чего уворачиваться становится практически нереально. После этого игра покажет вам небольшой ролик.

Второй этап боя

Действие переносится на саму крышу башни. У дракона остается половина очков ХП, поэтому дело за малым. Чудовище будет летать через всю крышу, пытаясь вас сбить. Достаточно уворачиваться с помощью кувырка. Периодически враг будет приземляться на край и дышать на вас огнем. Чтобы убить дракона в "Ведьмаке 2", необходимо уворачиваться от огня и наносить по несколько ударов сбоку. Также враг будет атаковать хвостом по всей площади крыши. Геральту желательно находиться на противоположной стороне. Когда здоровье дракона спустится до нуля, начнется кат-сцена, в которой вам придется пройти QTE (нажимать вовремя кнопки на клавиатуре).

Заключительный этап

Чтобы убить дракона в "Ведьмаке 2" на третьем этапе, необходимо всего лишь правильно пройти QTE-сцену. Вы запрыгнете на зверя и нанесете несколько смертельных ударов, после чего вместе с драконом упадете на землю. Далее у Геральта появится выбор - убить дракона или уйти. В "Ведьмаке 2" данное решение не значительно влияет на общую концовку сюжетной линии.

Если вы проходили игру по стороне Йорвета, то у вас появится кинжал, с помощью которого можно вылечить дракона и освободить его от оков Шеалы. Если вы примкнули на сторону Роше, то у вас остается вариант оставить зверя в покое и уйти. Впоследствии вы узнаете, что монстр выжил и улетел.

Третий вариант - добить врага собственноручно, что приведет к каким-либо последствиям в "Ведьмаке 2". Убить дракона или уйти - решать вам. В целом, все зависит от ваших предпочтений и позиции по ходу прохождения игры. На концовку во время разговора с Лето данный момент никак не влияет.

Вот уже в течение нескольких лет, одна из легендарных игр по роману Анджея Сапковского не даёт покоя геймерам по всему миру. Возвращаясь домой после работы или школы, они незамедлительно включают свои компьютеры и отправляются в мир новых приключений, где им предстоит помочь Геральту разобраться в интригах и обманах, а также выйти "чистым из воды", доказав, что он не причастен к убийству короля. А благодаря новым технологиям, которые стали доступны за счёт использования современного графического движка RED Engine, вы насладитесь мелкой и очень чёткой прорисовкой каждой черты лица, снаряжения и окружающего мира.

Если вы только начинаете своё исследование игрового мира, вы обязательно должны хотя бы ознакомится с игрой "The Witcher 2". Возможно, она и не затянет вас своим сюжетом и вы так и не узнаете как убить дракона в , но всё же будете иметь представление о легендах геймерского мира и всегда сможете поддержать беседу с друзьями.

Итак, суть заключается в следующем: вам необходимо проходить квесты, дополнительные побочные задания, решать головоломки, играть в мини игры, собирать новые предметы, карты, чертежи, рецепты и подсказки, для успешного прохождения последующих миссий. Игра довольно увлекательна, но не стоит думать, что вы запросто всё пройдёте.

Заядлые игроки, выбирая средний или тяжёлые уровни прохождения, не раз запасались силами и терпением, чтобы покорить врагов, путешествуя по таким городам как Вызима или Лок Муинне.

К тому же, благодаря продуманному сюжету, по ходу которого вам необходимо всё таки выяснить, кто убил короля Темерии, вы, наверняка, с головой уйдёте в игру и уже никто не сможет оторвать вас от игрового действия.

Для успешного прохождение одной из главных миссий игры, каждому пользователю ПК следует набраться определённых навыков ведения боя, обзавестись хорошей магической защитой, ловкостью, зельями, и, конечно, иметь соответствующий уровень, т.к. в рваной одежде и со сковородкой в руках, вряд ли вы одолеете огнедышащее чудовище. Поэтому, не стоит спешить побыстрее проскочить определённые уровни, в погоне за скоростью, вы не сможете пройти дополнительных квестов (побочных заданий), в которых вас могут ждать уникальные артефакты. С их помощью у вас могут подняться определённые характеристики, которые не будут лишними в борьбе со злом.

Итак, на что следует обратить внимание при прохождении "The Witcher 2":

  • проходя главное задание, вам самим придётся принимать решения. От этого будет зависеть дальнейшее развитие сюжетной линии. Это очень увлекательно, т.к. позволяет проходить игру не один, а несколько раз и всегда узнавать что-то новое, быть настороже и отыскивать уникальные вещи.
  • в побочных заданиях, разработчики также предлагают всем игрокам решать самостоятельно, что делать с тем или иным предметом. Например, в квесте "Сердце Мелитэле" один из наёмников по прозвищу Мелкий побился об заклад. Он уверят, что сможет выжить при помощи одного магического амулета во время штурма без использования каких либо доспехов. Ваша роль в этой истории следующая: вы можете как подтвердить, что вещь действительно заколдована и обладает некой силой, или же опровергнуть это высказывание. О последствиях своего выбора вы узнаете по ходу игры. Но, забегая наперёд, отмечу, амулет в итоге окажется в наших руках и поможет при выполнении более сложных заданий.

Если пройти ещё один побочных квестов, который носит название "Горе побежденным", вы сможете в конце миссии (во Флотзаме) получить в награду доспехи и деньги. В задании "Дикая Охота и возвращение памяти" у вас будет шанс не только узнать уникальную информацию о прошлом Геральда, но и заполучить дополнительные очки опыта, которые прибавят вам силу, ловкость или выносливость. В любом случае, проходя основные миссии или побочные квесты, каждый игрок приближается в финальной главе, где ему предстоит поединок с самым опасным чудовищем этого мира.

Как убить дракона в Ведьмак 2 некоторые нюансы и тонкости успешного боя

Проведя не один час за компьютером и потратив немало сил, наконец-то вы добрались до башни, где вам придётся выяснить отношение с коварной чародейкой Шеалой. После того, как она таинственным образом куда пропадёт с экранов ваших мониторов, незамедлительно появится огнедышащий монстр, с которым, как вы уже поняли, вам предстоит нелёгкая схватка.

Если поэтапно рассмотреть стратегию, как убить дракона в , то выглядеть она будет следующим образом:

  1. как только заметили появление данного персонажа, незамедлительно ставьте "Квен".
  2. не забывайте всё время перемещаться и уворачиваться от ближних атак.
  3. контратакуйте после того, как дракон махнёт своими когтями. Эффективнее будут использовать простые удары или короткие комбо и сразу же отбегать. Хоть и кажется, что урон наносится небольшой, но такая тактика сохранит вам жизнь и принесёт долгожданную победу.
  4. после того, как чудовище потеряет половину жизней оно улетит, дав и вам возможность восстановить свои жизненные силы. Переведя дыхание, полезайте на крышу, активируйте магическую защиту и не теряйте бдительности. Поединок предстоит не из лёгких. Атаки необходимо продолжать короткие, которые максимум будут состоять из двух ударов. Нудновато, конечно, но по-другому эту крылатую тварь не одолеть.
  5. от пламени и воздушных атак лучше всего уклоняться постоянным бегством по кругу. Измотав чудовище, начнётся финальная сцена, в которой вам как всегда будет предоставлен выбор: убить дракона или оставить его умирать в лесу.

Видео: Как убить дракона в Ведьмак 2!

Всем привет! В данном руководстве я поделюсь с вами способом как в финале потрясающей игры Ведьмак 2 победить дракона, практически и не вступая с ним в открытый бой. Нет-нет, без всяких читов и использования багов. все легально) Кому-то это не будет новым, ну а кому-то может и очень пригодится))

Итак, в первую очередь я бы хотел сказать немного о прокачке и, собственно, билде который мы создаем на протяжении игры - и поверьте - это к финалу будет просто ходячая машина для убийства, а бои с врагами будут похожи на то, как если бы боец ММА напал на группу детсадовцев. Единственное, о чем можно будет пожалеть - так это о том, что врагов маловато и они не нападют сотнями, так красиво они будут разбрызгивать свои кишки по стенам))
Советую выбирать для этого ветку мечника и ветку алхимика, и нам кстати хватит талантов чтобы прокачать обе ветки. Ветку магии советую не трогать, знаки и так отлично работают, и они не пригодятся, когда противник падает просто с плюхи)

Здесь кстати отбивание стрел можно не брать 2 ур (я брал для ачивки) да и ветку алхимии можно начинать слева, ради мутагенов, это уже на ваш выбор, но можно выгадать пару талантов лишних. В других руководствах я видел советы прокачать броню, прокачивать защиту, выбирать эликсиры увеличивающие броню (Вирга, Тиара) - ЗАБУДЬТЕ! Качаем атаку и только атаку, и на выходе она будет просто запредельная, уверяю вас.
На финальный бой нам понадобится
1) Мечи - ДЕИТВЕН и ЗАБЫТЫЙ МЕЧ ВРАНОВ. С крафтом Зерриканца можете даже и не заморачиваться, он того не стоит. Ведь абилка Деитвена дает в 6 раз! больше дамага по крупным чудовищам, что нам будет более удобно
2) Эликсиры - Зелье Раффарда и Гром (при прокачанном Катализе 2 ур) Остальные элики в игре можно сказать и нафиг не нужны, когда есть эта убойная парочка. Не забываем мазать мечи Кровью Фальки
3) Мутагены советую пихать на атаку, на броню забейте, еще неплохие на Критические эффекты, все остальное - лишнее.
4) Нужно понимать, что наша цель к финалу и к битве с финальным боссом это куча хп и огромная атака, что в совокупности дает нам местный режим бога. Да, урон по вам будет немалый, при небольшом показателе брони, но вашу кучу хп еще снести надо, а ваша атака валит всех и вся с 1-2 плюх

И как результат всего этого: Бежим на верх башни, в то время как дракон пробивает стены, дышит огнем и сует морду в брешь, в этот-то момент мы и лупим ему/ей по морде нашим убермечом. Обычно нужно снести дракону половину хп, но только не в этот раз) За пару раз шкала хп дракона опускается в ноль. Поднимаемся наверх к Шеале, спасаем ее (или смотрим как она лопается). Тут уж я думал, что битвы на крыше башни и не будет, но нет, прилетает дракон с нулевым количеством жизней и....можно бросить в него бомбой, можно еще раз ударить мечом, уже роли не играет никакой, что вы выберите, лишь бы пнуть. Запускается финальная сцена.
Поздравляю, вам не пришлось крутиться, вертеться, ставить ловушки, продумывать тактики и изобретать велосипед. Уж поверьте, облегчение вы испытаете. так же как и я, когда проходил в первый раз игру и перезагружал финальную битву много много много раз.

Итог какой бы я хотел подвести - Атака решает все. Можно извращаться в раскачке как угодно, но выбрав атаку убедитесь, как легко решаются все ваши проблемы) Спасибо за внимание)

P.S. Одна из самых сложных миссий - бой в комнатке с Оператором в квесте Памать старых лет - тоже приходится на изи, мой Оператор выдержал пару плюх и откинулся как миленький. Ну вы поймете. о чем я
P.P.S. Данное руководство полезно на уронях сложности Трудный и выше, ниже тогда совсем неинтересно будет)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь