Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ларина Галина
Методический семинар для классных руководителей 5–11 классов «Профилактика буллинга в образовательной организации»

Практически в каждом классе есть ученики , которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим : боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.

Буллинг (от англ. Bullying) - травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

В современном мире школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике . Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Главные компоненты буллинга :

1. Это агрессивное и негативное поведение.

2. Оно осуществляется регулярно.

3. Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.

4. Это поведение является умышленным.

Существуют следующие виды буллинга :

1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки) .В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек.

2. Психологический школьный буллинг–насилие , связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов :

Вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются

к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;

Невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов) ;

Запугивание–использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать ужертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;

Изоляция–жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом . С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;

Вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа, запугивания;

Повреждение и иные действия с имуществом–воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;

Школьный кибербуллинг – оскорбление , унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий , анонимные телефонные звонки,обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

В ситуации травли всегда есть :

"Агрессор"– человек, который преследует и запугивает жертву.

Типы агрессоров :

Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища

Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.

Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой , оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.

"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Преследователи» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники"– люди,находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Типичные черты учащихся,

Склонных становиться "агрессорами" буллинга :

Испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других

учеников, добиваясь таким путем своих целей;

Импульсивны и легко приходят в ярость;

Часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

Не испытывают сочувствия к своим жертвам;

Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;

Дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и

поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т. п.) .

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели : почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие :

Физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП, то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

Особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными : влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

Особенности внешности–все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек : рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) ;

Плохие социальные навыки– недостаточный опытобщения и самовыражения.

Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, чем со сверстниками;

Страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей

отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов , что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;

Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;

Особенности здоровья– существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников : эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;

Низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку : "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться : жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги и мобильные телефоны. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга . Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т. п., то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения) . Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга , чем мальчикам.

Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 –летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои) . Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает . Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах , где существует жесткая структура иерархии класса , ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся .

Как учителю вести себя с буллером ? Во-первых, не зацикливаться на конфронтации с учеником. В данном случае подросток хочет показать, что он сильнее вас. Во-вторых, можно проигнорировать выходку трудного ученика или просто пристально посмотреть ему в глаза. Нужно помнить, что буллеру нужны зрители для того, чтобы максимально проявить демонстративное поведение. Во время проведения урока можно подойти близко к ученику и находиться некоторое время рядом с ним, называя при этом его имя. Например : «Таким образом , Коля, квадрат гипотенузы равен…» В-третьих, можно вовлечь буллера в учебный процесс , прекратить урок и попросить его что-то сделать. Нужно дать ученику понять, что вами нельзя манипулировать

Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том , что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок- "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Для подростков, ставших жертвами буллинга , характерно следующее :

Притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

Боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;

Меняется поведение и характер ребенка;

Явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

Частые просьбы дать денег, воровство;

Снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

Постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

Молчаливость, нежелание идти на разговор;

Суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга . Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга :

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе , в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

По результатам исследования норвежского психолога Дана Ольвеуса, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.

Признаки буллинга :

Кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке) ;

Школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто

бывают разбросаны по классу или спрятаны ;

На уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;

Школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

Во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников,скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;

На других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;

Ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;

Признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо) ;

Один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;

Младшие школьники боятся зайти в туалет;

Дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

Обязательные правила профилактики буллинга в образовательном учреждении :

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

2. Проявить активность в данной ситуации.

Если учителю стало известно о случае буллинга , или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор", изменили свою позицию в отношении буллинга , а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

3. Разговор с "агрессором" буллинга .

Если стало известно о случае буллинга , необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг .

Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но, ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.

Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения. Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни ребенка в школе, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу.

4. Разговор с "жертвой" буллинга .

Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг . Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины) .

5. Разговор с классом .

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга . Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.

6. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

7. Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге , и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

8. Наступление последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано .

Методы профилактики буллинга для классных руководителей :

Классный час

Можно использовать для бесед время классного часа . Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм - еженедельное краткое обсуждение темы - очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату .

Внутриклассные правила

Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Список правил вывешивается в классе .

Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать.

Просмотр фильмов

Многие учителя, посмотрев фильм с классом , и обсуждая с учениками тему буллинга , с помощью фильма могут проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга , когда видят происходящее на экране. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения.

Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.

Сочинение

Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге . Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить задание с родителями) . Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Не исключено, что среди авторов есть жертва буллинга , преследователь или популярный ученик. Это дает учителю дополнительные возможности.

Комбинирование форм работы

Литература, фильмы, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга . Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.

Как психолог может помочь "жертве" буллинга ?

Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга .

Дать понять ребенку, ставшему "жертвой" буллинга , что его ценят. Очень часто

такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.

Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить "нет" или "оставьменя в покое". Таким образом , "агрессор" ищущий в "жертве" признаки слабости, получает решительный отпор.

Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно,вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.

Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток,смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.

Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т. п.).

Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качествахарактера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе , с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получитьпризнание со стороны других ребят.

Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся.

Список литературы

1. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа» . 2006. № 11

2. Руланн Э. Как остановить травлю в школе : Психология моббинга. М.: Генезис. 2012г.

3. Сафронова М. В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования . 2014. № 3

Разделы: Школьная психологическая служба , Социальная педагогика

Цель: повышение профессиональной компетенции классных руководителей

Задачи:

  • актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям «группы риска»:
  • обратить внимание педагогов на типологию родителей «группы риска»,
  • помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями «группы риска»;
  • способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями «группы риска», развитию эмпатии по отношению к родителям «группы риска».

Необходимые материалы: листы А4, бланки для упражнений, ручки, газеты

Формы работы: мини-лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.

План семинара

1. Организация пространства

2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему.

Приветствие ведущего.
Упражнение «Имя+ настроение руками»
Упражнение «Продолжи предложение»

3. Основная часть. Блок 1

Упражнение «Солнце-воздух – вода»
Упражнение «Ассоциации»
Мини-лекция «Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей «группы риска»
Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»
Упражнение «Мозговой штурм» «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия»
Упражнение «Где моя пара?»
Упражнение в парах «Чувства родителей «группы риска» при взаимодействии с классными руководителями, педагогами»

4. Перерыв

5. Основная часть. Блок 2

Упражнение «Разгоняем паровоз»
Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска»
Упражнение «Здравствуйте!»
Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна»
Знакомство с памятками «Техники установления и поддержки эмоционального контакта с родителем», «Техники и приемы привлечения внимания, пробуждения интереса собеседника», «Техники и приемы, способствующие ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседника
Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения».
Упражнение « Нас с тобой объединяет»+ «Подчеркивание значимости»
Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ».
Мини-тест «Умеем ли мы слушать»
Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».
Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».

6. Заключительная часть

Упражнение «Приемы «психологической самоочистки» педагога»
Упражнение «Солнце: лучики резерва»
«Круг обратной связи»
Заполнение анкет обратной связи
Ритуал завершения.

ХОД СЕМИНАРА

1. Организация пространства

2. Приветствие. Знакомство с участниками. Введение в тему

Приветствие ведущего

Упражнение «Имя + настроение руками»

Ведущий предлагает педагогам познакомиться, назвать свое имя и показать свое настроение сейчас с помощью рук, без слов. Следующий участник называет имя и показывает настроение предыдущего, а затем представляется сам и показывает свое настроение. И так как «снежный ком» до последнего участника. Первым представляется ведущий и показывает свое настроение.

Упражнение «Продолжи предложение»

Участникам раздаются карточки с началом фразы«Родители «группы риска» - это…». Задание: быстро, не раздумывая в течение 1 минуты продолжить фразу и передать ведущему. Листочки не подписываются. Ведущий обобщает представления участников о родителях «группы риска» (на уровне сознания): раскладывает их, советуясь с участниками, на три группы – «нейтральное отношение», «негативное отношение», «позитивное отношение».
Как правило, негативного отношения, восприятия родителей «группы риска» бывает в разы больше, чем в остальных группах.
Далее проводиться обсуждение результатов выполнения данного задания и причин негативного восприятия большинством педагогов родителей «группы риска».

3. Основная часть

1 блок

Упражнение «Солнце – воздух – вода» (деление на 3 подгруппы).
Ведущий просит участников разделиться на три подгруппы с помощью расчета на солнце-воздух-воду. А затем размещает группы «Солнце», «Воздух», «Вода» в разных частях аудитории.

Упражнение «Ассоциации»

Каждая подгруппа придумывает свои ассоциации с «родителями группы риска» и записывает их на своем листе.
1 – ассоциация «растения» («Если бы родители «группы риска» были растениями, то это были бы…»)
2 – ассоциация «транспортное средство» («Если бы родители «группы риска» были бы транспортными средствами, то это были бы…»)
3 – ассоциация «животное» («Если бы родители «группы риска» были бы животными, то это были бы…»).
Время выполнения – 2 минуты.

Далее представитель каждой подгруппы рассказывает об ассоциациях участников (их может быть несколько) и коротко поясняет «почему» сравнили с тем или иным. Ведущий предлагает проанализировать участникам, ассоциаций какого плана было больше - негативных, позитивных, нейтральных- и почему. Причиной данной ситуации многие педагоги считают свой отрицательный опыт, накопленный в общении с родителями «группы риска» в своей деятельности.

Обобщение: все родители очень разные. И даже родители «группы риска» при казалось бы однозначном критерии отнесения к этой группе – тоже разные.

Мини-лекция «Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей «группы риска»

Упражнение «Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя «группы риска»

Каждому участнику предлагается выполнить следующее задание: на предложенном листе с помощью двух кругов изобразите себя и типичного для вас родителя «группы риска» во взаимодействии, отразите на рисунке именно свой тип взаимодействия с родителями. Затем каждый участник показывает группе свой рисунок и поясняет свой вариант. Далее ведущий предлагает участникам объединиться в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия КР (кл. руководителя) с Ргр (родителем «группы риска»).

Упражнение «Мозговой штурм» (Приложение 1 )

Выполняется на листах в образованных в предыдущем упражнении подгруппах. Тема: «Позиции родителей «группы риска» по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия». Представление каждой подгруппой своей работы. Обсуждение.

Упражнение «Где моя пара?»

Участникам предлагается найти себе пару в аудитории по принципу «Размер ладони у нас похож» (измеряем только путем накладывания «ладонь-ладонь»)

Упражнение в парах «Чувства родителей «группы риска» при взаимодействии с классными руководителями, педагогами» (Приложение 2 )
В парах распределяются роли: один – «классный руководитель», другой – «родитель «группы риска». Каждой паре дается карточка с ситуацией. Необходимо в парах согласно ролям проиграть предложенную ситуацию. Задача каждого: понять, какие чувства в данной ситуации испытывает родитель «группы риска». (Предположить причину). Далее идет обмен ролями и проигрывание другой ситуации. Обсуждение: чувства родителей «группы риска» при общении с классным руководителем.

4. Перерыв 5 минут

5. Основная часть

2 блок

Упражнение на снятие психоэмоционального и физического напряжения «Разгоняем паровоз»

Участникам предлагается по очереди совершать по два хлопка ладонями так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков. Упражнение проходит очень активно и снижает напряжение от усталости.

Мини-лекция с демонстрацией практических упражнений «Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска» (Приложение 3 )

С чего обычно начинается общение двух людей. С приветствия, в нашем случае – со слова «Здравствуйте». И оно может происходить по разному и иметь в результате различный результат.

Упражнение «Здравствуйте!» (Приложение 4 )

Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, которую может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «Здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных при этом: попробовать понять, какие чувства, эмоции вложил в это слово участник и назвать ее. Дополнительно: а что вы почувствовали в этот момент сами? Хочется ли дальше строить разговор?

Обобщение: все успешно справились с данным заданием, то есть понимание, «как надо» и «как не надо» у нас есть. Но не все так просто: порой мы настолько переполнены своими чувствами (чаще негативными) по поводу родителя «группы риска», что, как бы мы не пытались соблюдать все необходимые рекомендации для эффективного общения, родитель «группы риска» (а он тоже человек!) в первые секунды «считывает» все наши эмоции и чувства на невербальном уровне, вне зависимости от того, какие бы «сладкие» речи мы не говорили при этом.

Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна» (Приложение 5 )

Среди участников выбирается 5 человек, которые будут «классными руководителями» и произносить предложенную фразу так, как написано у них в карточке. Задача еще 5-ых - они«родители «группы риска»: отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.

Обобщение: ЧУВСТВА РОДИТЕЛЯ «ГРУППЫ РИСКА» И ЕГО НАСТРОЙ В ОБЩЕНИИ С КЛ. РУКОВОДИТЕЛЕМ, ОЧЕНЬ ЗАВИСИТ ОТ НАШЕГО НАСТРОЯ (ПРИНЯТИЕ – ПОНИМАНИЕ-ПОДДЕРЖКА), НЕВЕРБАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Знакомство с памятками «Техники установления и поддержки эмоционального контакта с родителем», «Техники и приемы привлечения внимания, пробуждения интереса собеседника», «Техники и приемы, способствующие ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседника (Приложение 6 )

Важно – с какими чувствами пришли к нам родители «группы риска». От нас – умение снижать эмоциональное напряжение у партнера по общению. Эта способность является также очень важной для разрешения любой психологической проблемы, для выхода из стрессовой ситуации.

Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения эмоционального напряжения» (Приложение 7 ).

Предлагаю активно проработать некоторые приемы снятия напряжения.

Упражнение «Нас с тобой объединяет» + «Подчеркивание значимости»

Каждый участник по кругу, обращаясь по очереди к трем другим участникам (третий справа сосед, третий слева сосед и сосед напротив), находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…» + «Мне нравится в тебе…»

  • Проговаривание своих эмоций, открытое их предъявление (и, тем самым, их «обесточивание»),
  • Ответное противостояние (вербальное, взглядом, позой…),
  • Обесценивание ситуации, снижение ее значимости,
  • «изменение» ситуации (представление прозрачного экрана, от которого отскакивают слова, «уменьшение», «отдаление» обидчика, представление его ребенком…),
  • озадачивание, сбивание с толку неожиданными репликами, жестами,
  • «дзюдо» (благодарить за критику, соглашаться с ней, записывать слова «нападающего», просить повторить),
  • телесные реакции (глубокое дыхание, разворот плеча, «пропуская» мимо себя агрессию…).

ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ВСЕГДА НЕОБХОДИМА ДЕМОНСТРАЦИЯ РАВНОЙ ПОЗИЦИИ!

Мини-лекция «Рефлексивное слушание и «Я-сообщение» как эффективные способы взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска »

Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ».

Мини-тест «Умеем ли мы слушать» (Приложение 8 )

Многие педагоги говорят: «Чувства родителя, эмоции родителя… А у меня тоже есть чувства и хорошо бы, чтобы родитель тоже знал о них!».
Сообщать родителю о чувствах, испытываемых педагогом, можно как эффективно, так и не эффективно. Различие станет понятным, если уяснить разницу между конструкциями: «ТЫ-сообщение», «Я-сообщение».

Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».
Формула «Я-сообщение» оказывается более эффективной, поскольку она реализует доверие и уважение, давая родителю возможность сохранить хорошее самочувствие и желание и дальше взаимодействовать с педагогом.

ВАЖНО! ПОКАЗ ВЕРЫ В РОДИТЕЛЯ!!!

  • забыть о прошлых неудачах родителя,
  • помочь родителю обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
  • позволить родителю начать с нуля, опираясь на то, что педагог верит в него, в его способность достичь успеха,
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Упражнение «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».

  • каждый на карточке пишет 3 основных по его мнению правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителем «группы риска».
  • Затем объединились в 3 группы, обсуждение, составление общих правил, включающих все предложенные,
  • Затем объединение в одну группу: ведущий обобщает и записывает на общем листе группы.

6. Завершение

Взаимодействие с родителями «группы риска» часто психологически более
тяжело, чем с обычным родителем. Психологических сил педагога тратится больше. В связи с этим необходимо владеть приемами «психологической самоочистки». Участникам предлагается обсудить приемы, которые они используют. Например, приемы:
– приемы отреагирования – рассказать о ситуации другому человеку, сделать физическое упражнение,
– ритуалы самоочистки – сменить одежду, умыться, «стряхнуть грязь» с рук, смотреть на горящую свечу, «сжигающую» психические загрязнения и т.д.

Упражнение «Солнце: лучики резерва» (Приложение 9 )

Каждый участник получает карточку с изображением солнца. Задание: на кружочке написать свое имя, а на лучиках – свои качества и умения, которые помогают/помогут вам эффективно взаимодействовать при общении с родителями «группы риска». По желанию написанные качества зачитываются всем.

Упражнение «Снежки»

Участникам предлагается из газет сделать путем активного «сминания» 3 снежка. Затем группа делится на две подгруппы, которые выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 2 метров. Ведущий отмечает линию между шеренгами, за которую переходить нельзя и объявляет задание: участники будут играть в «снежки», игра проходит в три тура по 30 секунд каждый, в течении которых командам необходимо перекинуть как можно больше «снежков» на сторону противника, поднимая при этом «снежки» противника на своей стороне и перекидывая их обратно. По сигналу ведущего игра прекращается и подсчитывается количество «снежков» на стороне каждой команды. По итогам трех туров определяется команда – победитель, которая получает свои заслуженные аплодисменты от команды противника и ведущего.
Это упражнение проходит очень весело, активно и, как говорят его участники, помогает сбросить напряжение и придает сил и энергии для жизни.

«Круг обратной связи»

Ведущий предлагает участникам семинара обменяться своими ощущениями, чувствами, мнением о семинаре по схеме: «Я сейчас чувствую… я думаю… я хочу сделать…»

Заполнение анкет обратной связи (Приложение 10 )

Ритуал завершения – упражнение «Спасибо за общение»

Первый участник подходит к любому из остальных, пожимает ему руку со словами: «Спасибо тебе за сегодняшнее общение» и остается с ним за руку. Затем второй участник вместе с первым (за руку) подходит к любому из остальных и тоже пожимает руку с теми же словами и так далее, пока все участники группы не окажутся «связанными» рукопожатиями. В завершении ведущий благодарит всех педагогов за работу и предлагает всем вместе крикнуть во весь голос что-то ободряющее и сплачивающее классных руководителей, например: «Вместе мы – сила!».

Утверждаю

___________

директор СШ№1

Ж.И. Муханова

План проведения

семинара-тренинга для классных руководителей

План:

1. Целевая установка

Сообщение темы, цели, плана

2. Введение в тему

- деловая игра «Газета»

Из опыта организации шефской работы

Субханкулова С.П.

3. Работа в группах

- разработка алгоритма работы классного

Руководителя по формированию коллектива;

Разработка алгоритма коллективного дела

4. Рефлексия

Анкета «Обратная связь»

Сценарий проведения семинара-тренинга

I. Целевая установка

Как вы понимаете значение понятия «климат в коллективе»?

Если люди безразличны друг к другу, если они равнодушны к работе, то как это отражается на коллективе? Какой будет в нем климат?

Значит, от хорошего климат зависит успех любого дела. Что нужно для создания хорошего климата в коллективе?

Правила сотрудничества

1. Терпение, выдержка, доброжелательность.

2. Распределение обязанностей.

3. Умение подчиняться.

4. Правильная самооценка.

II. Введение в тему

1) Деловая игра «Газета»

А теперь у нас есть возможность применить правила сотрудничества на практике и проверить, можем ли мы создать теплый, хороший климат в нашем коллективе. А успешность вашей работы будем оценивать по результату.

Перед вами лежат фломастеры и лист ватмана. Внимание, начинаем игру «Газета».

Представьте себе, что ваша команда - это редакция газеты или журнала.

Задача каждой редакции - выпустить номер газеты о шефской работе в нашей школе.

Когда работа будет закончена, вы повесите газеты на доску. На работу вам дается 5 минут. Засекаю время - начали! Можно включить тихую музыку.

2) Выступление кл.рук.7В класса Субханкуловой С.П «Из опыта организации шефской работы »

III. Работа в группах

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ОСНОВА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Коллектив – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Стадии развития коллектива.

1. Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.

Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2. Стабилизация структуры коллектива.

Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.

На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.

3. Расцвет коллектива.

На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

4. Развитие коллектива.

На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.

Если понадобилось сплотить учащихся в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.

Алгоритм формирования коллектива.

Я создаю коллектив.

1. Я должен понравиться детям.

2. Я должен их изучить.

3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).

6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.

7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.

8.Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.

11. Я должен заложить определенные традиции.

12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.

13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.

Главные черты, которые любят дети: быть тактичным, добрым, уметь хранить детские тайны, учитывать индивидуальные особенности детей, иметь чувство юмора, доверять детям, спокойно реагировать на все, не отходить от поставленных целей и задач.

Принцип воспитательной работы с детьми:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора…

Как организовать коллективное дело?

У любого дела есть свои ступени роста – этапы:

1- определение цели и задач дела;

2- планирование работы и распределение обязанностей;

3- коллективная подготовка дела;

4- проведение;

5- подведение итогов, анализ результатов дела.

Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться правил организаторской работы:

Правило 1. «Получив задание, разберитесь в нем».

Определите цель, задачи дела, выделите главное, установите сроки, место проведения, используемые средства для подготовки и проведения мероприятия, участников работы.

Правило 2. «Используйте опыт других в подобных делах».

Узнайте, как проводили подобные дела другие. Помните: вы можете не только выбрать способ, форму деятельности, но и придумать что-то совершенно особое, новое.

Правило 3. «Учитывайте возможности каждого члена вашего коллектива».

Нельзя планировать невыполнимые и слишком легкие дела. Всегда помните о талантах вашего коллектива: танцорах, певцах, музыкантах, актерах, юмористах и др.

Правило 4. «Работа должна быть понятна каждому».

Разберите все вместе поручения каждого (микрогруппы). Определите, какими способами можно выполнить поручение, а ответственный пусть сам выберет подходящий ему вариант.

Правило 5. «Каждый отвечает за свой участок работы».

Безответственное отношение к одному из поручений может погубить все дело. Командиры из совета дела должны контролировать выполнение поручений каждым членом их микрогруппы.

Правило 6. «Действуйте дружно, действуйте вместе».

Поручение должно найтись для каждого, но можно и одно задание выполнять целой командой.

Правило 7. «Итоговый анализ – залог успешных дел в будущем».

Собравшись после проведенного дела все вместе, обязательно ответьте на вопросы:

Добились ли вы цели, которую ставили?

Что получилось хорошо (плохо) при подготовке и проведении дела? Почему? Какой вывод на будущее можно сделать?

Что нового узнали, чему научились при проведении дела?

Попробуйте организовать свое дело по предложенным этапам.

Алгоритм коллективного дела.

1. Поставьте цель, определите, что требуется сделать (копилка идей, разведка дел и др.).

2. Определите, кто будет организовывать и контролировать все дело, отдельные поручения (штаб, совет дела или др.).

3. Разбейте всю планируемую работу на части, составьте план выполнения дела (этапы подготовки, проведения дела).

4. Посоветуйтесь с опытными людьми о выполнении этапов дела.

5. Разбейтесь на микрогруппы (экипажи, команды, патрули, звездочки и др.).

6. Распределите обязанности (задания) между микрогруппами, а в них - между отдельными ребятами.

7. Решите, как будете выполнять поручение: на общем сборе, собрании микрогруппы.

8. Вносите по ходу работы изменения, если условия требуют этого.

9. Учитывайте, кто и как работает (награждение самых активных знаками отличия, переходящие знаки отличия).

10. Подведите итоги дела, проанализируйте все его этапы, сделайте выводы на будущее (собрания микрогрупп, общий сбор).

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят - участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива классный руководитель использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.

Приказание:

Четко ставьте цели и инструктируйте ребят;

Чаще проводите инструктаж;

Уточняйте, как поняты ребятами конкретные задания;

Кратко с каждым исполнителем уточните его действия;

Проверяйте выполнение заданий;

Отмечайте ошибки и хорошо выполняемые поручения;

Будьте требовательны, но тактичны.

Распределение и стимулирование:

Оценивайте и учитывайте в работе индивидуальность характеров ребят;

Выявляйте общие интересы;

Если необходимо – давайте задания;

Следите за тем, чтобы задания выполнялись точно;

Хвалите в присутствии других;

Недостатки разбирайте наедине;

Поощряйте за позитивную самостоятельную деятельность.

Участие в принятии решений:

Ставьте цель, не уточняя способов достижения;

Ограничивайте прямые указания и контроль;

Создавайте системы самоконтроля;

Проводите консультации по отдельным проблемам;

Поощряйте высказанные замечания;

Предоставляйте больше самостоятельности;

Не самоустраняйтесь от контроля.

Передача полномочий:

Оказывайте поддержку и помощь, если ребята просят о ней;

Избегайте вмешательства в дела без особой необходимости;

Не ослабляйте контроль;

Соизмеряйте возможности ребенка и сложность задания;

Не забывайте хвалить ребят как можно чаще.

Результаты работы классного самоуправления убеждают, что жизнь коллектива становится более интересной, активность каждого, сопричастность к классной жизни улучшает общий эмоциональный настрой. Ученики отмечают, что чувствуют себя в школе комфортно, повышение морального уровня в коллективе, выявление организаторских навыков подростков, учащиеся проявляют самостоятельность в реализации многих программ.

Быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.

Памятки

Акции для учащихся

Акция № 1. “Дружба для меня…”

Акция является составляющей частью Дня толерантности.

Цель: актуализировать представления участников о толерантности.

Предлагаемые пословицы для размышлений, а также их трактовка.

Высоко сижу, далеко гляжу (трудно сблизиться, так безопаснее).

Как аукнется, так и откликнется (понимаю свою ответственность, вклад в отношения).

Дедка за репку, бабка за дедку…(признание ценности дружбы в коллективе).

По щучьему велению, по моему хотению (в отношения не вкладываюсь).

Акция № 2. “Такие ли мы разные?..”

Акция создавалась по материалам проектной деятельности учащихся многонационального класса.

Цель: создать атмосферу общности у представителей разных этносов класса.

Предлагаемый фольклорный материал для исследовательской работы и рефлексии участников акции: большое количество пословиц и поговорок народов мира на разные темы, написанных на бумаге в форме листьев дерева.

Инструкция: выбери пословицу или поговорку о дружбе и укрась ею “Дерево дружбы”.

Акция № 3. “В здоровом теле – здоровый дух”.

Акция создавалась для проведения в школе Дня Здоровья.

Цель: закрепить у участников ценность здорового образа жизни.

Предлагаемые пословицы и поговорки, направленные на осознание личной ответственности участников акции за свое здоровье.

Здоровье дороже золота (понимаю ценность собственного здоровья).

Не каждый больной, кто стонет (понимаю, что в болезни может быть выгода).

Болит бок девятый год, не знаю которо место (безответственное отношение к своему здоровью).

Больной лечится, здоровый бесится (не ценю собственное здоровья).

Акции для педагогического коллектива .

Акция № 1. “Классный классный”.

Акция является составляющей тренинга для классных руководителей.

Цель: помощь классному руководителю в осознании своей социальной роли.

Предлагаемые роли дают возможность понять, какую позицию выбирает классный руководитель во взаимоотношении с учениками.

Контроль за успеваемостью и дисциплиной.

Вторая мама.

Организатор досуга.

Помощник в трудных обстоятельствах.

Старший товарищ.

Защитник.

Акция № 2. “Сгорая сам …”

Акция создавалась для тренингов с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: дать обратную связь педагогам, развить рефлексию.

Инструкция: выберите ту поговорку на тему отношения к работе, которая вам сейчас наиболее близка.

Предлагаемые пословицы и поговорки для диагностики эмоционального состояния педагогов.

Сгорай, а товарища выручай (педагог хочет работать, но есть риск выгорания).

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит (педагог находится в критическом состоянии).

Кто работает, на том, и везут (педагог находится в начальной стадии выгорания).

Один в поле не воин (педагог занимает разумную позицию).

Акция № 3. “Я и труд”

Акция разработана для педагогического совета школы.

Цель: повысить сплоченность коллектива для решения учебных задач.

Инструкция: выберите то выражение, которое вам сейчас наиболее близко, организуйте группу и объясните что вам в нем важно.

Аффирмации для размышлений.

Труд продлевает нашу молодость.

Можно познать все, кроме самого себя.

Кадры решают все.

Берись за дело, не спеша, начатое доводи до конца.

Безделье ускоряет наступление старости.

Анкета «Обратная связь»

Анкета «Обратная связь»

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата_____________________________________________________________________________1. Степень моей включенности в работу: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало мне быть включенным в работу___________________________________________

Что помогало____________________________________________________________________

  1. Мои основные ошибки в ходе занятия:

А) по отношению к себе____________________________________________________________

Б) по отношению к группе__________________________________________________________

В) по отношению к ведущему_______________________________________________________

3. Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражнения (помогли что – то понять, осознать, в чем – то разобраться), что – то изменить в себе и т. п._____________________

___________________________________________________________________________________

4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Я реализовал(а) себя на занятиях:

На эмоциональном уровне 1 2 3 4 5 6 7

На интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7

На поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7

6. Мои замечания, пожелания ведущему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг

Для классных руководителей

«Школа лидера»

Информационное погружение

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

Эффективность развития ученического самоуправления в современной школе во многом определяется уровнем компетентности всех участников воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в управлении жизнедеятельности школы.

Сегодня мы будем говорить с вами о феномене лидерства.

Цель нашего сегодняшнего семинара – тренинга: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. В результате работы вы сможете пополнить копилку воспитательных средств классного руководителя приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у школьников.

А лидер кто?

Задание: Я прошу вас разбиться на произвольные группы по 10 человек в каждой. Каждая группа будет выполнять мои задания, но только после моей команды «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.

  1. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Вывод: Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

  1. Сейчас все команды полетят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман и 8 пассажиров. Итак, кто быстрее?! «Начали!»

Вывод: Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер.

Таким образом, у нас с вами оказались группы-экипажи. Займите, пожалуйста, места за групповыми столами.

Упражнение «Аквариум»

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

« Давайте увидим лидера» .

Обвести ладошку фломастером и подписать, чья ладошка, передать лист по кругу через одного вправо, в каждом пальчике – лидерские качества человека.

Когда вернётся хозяину – посмотреть.

«Веревочка»

Задание: Встать всем в круг. Взяться обеими руками за связанную в кольцо веревочку, которая находится внутри круга.

Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревочки, построить из нее треугольник.

А теперь попробуйте построить четырехугольник.

Треугольник

Вывод: Сначала возникает пауза и полное бездействие участников, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения. Часто эти функции берут на себя лидеры.

Упражнение «Круг и Я»

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Лидер. Кто он? Какой он?

Б.Д. Парыгин дает следующее определение лидера:

Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Такой, например, как образование треугольника в игре «веревочка» или при поиске общего для группы слова.

Перед вами находится лист ватмана. Прошу вас поделить его на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер . Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от лидерства. На всю работу я даю вам 5 минут.

Затем группы обсуждают качества

присущие лидерству и отдаляющие от него.

Предлагаются признаки (+), выделенные Е. Жариковым и Е. Крушельницким:

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Предлагаются признаки (-), выделенные Фрэнком Карделлом:

  • Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.
  • Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям.
  • Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте.
  • Нежелание простить и отпустить.
  • Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.
  • Потребность всегда быть правым.
  • Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.
  • Неспособность примириться со своими страхами.
  • Отсутствие ясных целей.
  • Недостаток обязательности.
  • Боязнь риска.
  • Неспособность принять ответственность за свою жизнь.
  • Потеря надежды.
  • Недостаток мужества.
  • Неумение фантазировать и мечтать.
  • Отсутствие любви к себе
  • Тщеславие.

Упражнение «Лидер и его команда»

Лидер – это зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Школьный лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Он может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению своих целей.

Сейчас вам предстоит достаточно сложная работа. На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вы их внимательно прочитаете. Самое главное, что в течение 5 минут вам предстоит внутри группы, не трогая инвентарь, обсудить, как это задание выполнить. Обращаю еще раз ваше внимание на то, что во время обсуждения материалов касаться нельзя. После того, как вы обсудите выполнение задания, вы будете его выполнять, но при этом общаться друг с другом вам запрещается. Ход игры вам понятен?

1 группа «Башня»: группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой.

2 группа «Рисование лидера»: Группе выдается лист ватмана, маркеры и фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой.

После выполнения задания каждой группой ей задаются вопросы , чтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на последующих этапах:

  1. Что произошло в группе в момент работы?
  2. Как себя чувствовал каждый участник?
  3. Какую роль выполнял?
  4. Почему взял на себя данную роль?
  5. Была ли у него возможность высказаться, внести предложение?
  6. Всех ли выслушали в процессе подготовки?
  7. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?
  8. Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали?

«Дом» (для всех групп одновременно)

Учителю, воспитывающему лидеров необходимо самому проявлять лидерские качества, а также знать приоритеты и цели группы, - безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему.

Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.

  • Предварительно заполните кирпичи теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в классе, и определите им место по вашему усмотрению.
  • Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
  • На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
  • Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Время на строительство – 10 минут, защита 2 минуты.

Вы можете во время защиты групп просить уточнить, объяснить, доказать, задать вопросы.

У Вячеслава Яшкова есть такие слова:

Ведь слово лидер это лучший,

А лучших надобно искать,

Достойный власти сам не лезет,

Достойных нужно замечать.

Всем спасибо! Успехов вам, дорогие коллеги

на пути формирования лидерских качеств у ваших учеников.

Данные упражнения можно использовать и в работе с детьми, для определения у учащихся лидерских качеств.


Семинар-практикум для классных руководителей.

Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями.

Цель: Напомнить педагогам о правилах взаимодействия с родителями.

Ход выступления

Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на семинаре – практикуме, который я назвала – Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями. Почему возникла необходимость поговорить на данную тему?

Одни родители охотно и регулярно ходят в школу, посещают родительски собрания, уроки в классе, где учатся их дети, школьные праздники и мероприятия, т.е. знают об успехах, достижениях, а также возникающих проблемах и трудностях. А других приходится уговаривать, неоднократно делать записи в дневниках и. т.д.

Почем так происходит? От чего это зависит?

Возможно от того, насколько мы педагоги сумеем найти контакт с родителями, увлечем их школьной жизнью, а если будет необходимость – дадим совет, рекомендации, как поступить в той или иной ситуации.

Обращение ведущего к аудитории.

У каждого есть карточка – облачко. На одной стороне карточки напишите, пожалуйста, причину, по которой вы пришли на семинар.

Притча

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю», скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой родители и дети будут чувствовать себя «как дома».

Беседа по теме

Беседуя с классными руководителями о роли родительских собраний. Понимаешь что, для многих родительское собрание ассоциируется с работой, которую необходимо выполнять. Некоторые видят родительское собрание как ожидание помощи, совместное решение проблем.

Взаимодействие с родителями затрудняют следующие качества: стрессогенное состояние (психическое напряжение, которое возникает в ответ на неблагоприятное воздействие), гиперответственность, эмоциональность.

Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма различен.важно при взаимодействии с родителями уметь обеспечить высокое качество контакта. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения.

К сожалению, считают нормой «негативные высказывания». Нам легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.

Необходимо поощрять детей и отмечать даже незначительные успехи.

Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником.

Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы, этику и такт.

Практическая часть

Сейчас предлагаю перейти к практической части и выполнить упражнения из родительского собрания «Тепло семьи». (сопровождается презентацией и музыкальным сопровождением).

Игра «Похвали себя ». Перед вами небольшой опросник «Какой (ая) я?» в нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя. Часто мы смущаемся когда слышим хорошие слова в свой адрес. А ведь похвала очень важна. Если человек не получает положительной оценки со стороны – это может быть одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня 3-5 раз. Может кто – то хочет прочитать. Давайте поопладируем за смелость.

Игра «Дорисуй фигуру». Все мы детьми любили фантазировать, рисовать, выдумывать, приукрашивать….. поэтому сейчас я предлагаю Вам вернуться в детство.

Вам предлагается шесть фигур (треугольник, квадрат, круг, овал, пятиугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему: «Семья».

Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически.

Диагностическое упражнение «Домик».

Упражнение позволяет проанализировать семейные взаимоотношения.

Каждый рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого расселить в этом домике свою семью.

Рисунки не обсуждаются. Происходит самоанализ.

Упражнение «Мишень настроения» (рефлексия).

Сейчас я предлагаю вам написать свои пожелания ведущему и выразить свое настроение следующим образом. Вам будут передавать стикеры и мишень настроения. Ваша задача написать на листочке пожелание и приклеить его на мишень выбрав круг, где надпись будет соответствовать вашему настроению здесь и сейчас.

Заключительное слово ведущего.

Спасибо что вы были сегодня здесь с нами. Делились своими мыслями, чувствами. Цените и берегите свою семью, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. И пусть взаимодействие с родителями ваших учеников всегда будет только эффективным. Желаю вам успехов.

Всем спасибо за работу!

Литература:

    Семейное воспитание/ сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева. – Мн.: Красико – Принт,2006.

    Родительские университеты/ сост. О.А.Запотылок. - Мн.: Красико – Принт,2006.

    Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь