Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

24 августа 79 года произошло извержение Везувия. Оно было настолько сильным, что полностью уничтожило три города. Помпеи, Геркуланум и Стабии просто исчезли с лица Земли. Многие жители погибли в жестоких мучениях, а их дома оказались погребенными под многометровым слоем камней и вулканического пепла.

Считается, что история гибели Помпеи хорошо известна. Там постоянно ведутся археологические раскопки. Сохранились и свидетельства очевидцев. Тот же Плиний описал все очень подробно. Тем не менее, многое в этой трагедии остается непонятным, и постоянно всплывают новые факты:

Жители Помпеи знали, что может быть извержение


Предвестником трагедии стало сильнейшее землетрясение, которое произошло в 62 году. В городе тогда практически не осталось неповрежденных зданий, некоторые были полностью разрушены. А за день до извержения 79 года была сразу серия подземных толчков. Конечно, жители Помпеи не понимали, что это связано с вулканом. Зато они верили: земля трясется из-за тяжелой поступи гигантов, которые предупреждают, что людям грозит гибель.

Незадолго до извержения температура воды в Неаполитанском заливе резко повысилась, а кое-где дошла до точки кипения. Все ручьи и колодцы на склонах Везувия пересохли. Из недр горы стали доноситься жуткие звуки, напоминающие протяжный стон. Вот интересно, который в последние годы слышится по всей планете, тоже предвещает гибель тысяч людей?

Большинство жителей успели покинуть город


На улицах Помпеи погибла примерно десятая часть населения – около 2 тысяч человек. Остальным, возможно, удалось бежать. Значит, катастрофа не застала людей врасплох. Это ясно из писем Плиния. Правда, останки погибших были найдены и за пределами города, так что точного числа погибших никто не знает. По некоторым данным, общее количество жертв извержения в Помпеях, Геркулануме и Стабии составляет 16 тысяч человек.

Люди бежали к гавани, рассчитывая покинуть опасную территорию по морю. Во время раскопок на побережье было обнаружено множество останков. Видимо, корабли не смогли или не успели принять всех желающих. А те, кто остались, надеялись отсидеться в глухих погребах или закрытых помещениях. Потом, правда, попытались выйти, но было уже поздно.

Как погибли Помпеи на самом деле


Кто-то считает, что люди сгорели заживо в потоках раскаленной лавы, а город охватило пламя. На самом деле все было не так. Везувий тогда практически не извергал лаву. А если где и возникали пожары, то только случайно. Это известно из писем Плиния.


Сначала из кратера поднялся серо-черный столб дыма и пепла. Потом вулкан начал выбрасывать более крупные обломки. Раскаленное облако достигало 33 километров в высоту. Энергия Везувия многократно превосходила ту, что выделилась при атомном взрыве над Хиросимой. Люди в панике метались по улицам, но быстро выбивались из сил, падали и в отчаянии закрывали головы руками.


На город хлынули разрушительные гидротермальные пирокластические потоки. Их температура доходила до 700 °C. Они несли страх и гибель. Горячая вода смешивалась с пеплом, и образовавшаяся масса облепляла все, что оказывалось у нее на пути. Начался камнепад. Все это продолжалось 18-20 часов. Вулкан извергал огромное количество камней и шлаков.


Дышать было трудно, тяжелая черная пелена висела в воздухе. Люди боролись за свои жизни, пытались спастись от неминуемой гибели, найти безопасные участки. Потом падали без сил, и их быстро засыпало пеплом. Они задыхались и умирали в жестокой агонии. Искаженные лица, открытые в безмолвном крике рты, конвульсивно сжатые руки, сведенные пальцы… Именно так погибло большинство горожан.


В итоге, город был погребен под вулканическими породами. Нижний слой состоит из камней и небольших кусочков плазмы. Его толщина в среднем составляет 7 метров. Потом идет двухметровый слой пепла. Всего получается около 9 метров, но в некоторых местах толщина завалов была значительно больше.

На жутких фото – не трупы, а всего лишь гипсовые слепки


Большинство жителей Помпеи погребены в верхних слоях вулканического пепла. Они пролежали там без малого 2 тысячи лет, но, на первый взгляд, неплохо сохранились. На фотографиях, которых полно в интернете, можно видеть не только положение тел в момент гибели, но даже выражение ужаса и агонии на лицах несчастных.


Но на самом деле это только слепки, которые делают археологи. Первому такая идея пришла некоему Джузеппе Фиорелли, который руководил раскопками. Еще в 1870 году он обнаружил, что на местах гибели людей образовались пустоты. Ведь смешанный с водой пепел, хлынувший на город во время извержения, плотно облеплял погибших. Масса высохла и затвердела, сохранив точные отпечатки тел, складки одежды, черты лиц и даже мельчайшие морщинки.


Заливая их гипсом, ученый получал точные и очень реалистичные слепки. Так ему удалось воспроизвести позы людей, получить их посмертные маски. Но сами тела давно превратились в прах. И все равно жутко… Это вам не , которые больше смахивают на обычные подделки. Здесь все по-настоящему.

Гибель Помпеи – кара за нравственную деградацию


Так, по крайней мере, думали некоторые историки и философы. Действительно, когда археологи раскопали город, они нашли множество фресок недвусмысленного содержания. А лупанариев (проще говоря, борделей) и отдельных комнат для свиданий с проститутками там было больше, чем, например, хлебопекарен. Недаром жители Помпеи считались самыми распущенными в Римской империи.

Везувий по-прежнему опасен, трагедия может повториться


После 79 года произошло еще несколько извержений. И каждый раз это была страшная трагедия. Так, в 1631 году жертвами вулкана стали примерно 4 тысячи человек. В 1805 году извержение погубило около 26 тысяч человек и разрушило большую часть Неаполя. В 1944 году погибло 27 человек, а потоки лавы уничтожили города Масса и Сан-Себастьяно. Подробнее о вулкане можно прочитать , а о гибели Помпеи – . Кстати, есть документальные видео:

После этого Везувий, вроде, успокоился. Но ученые считают, что в ближайшие 10 лет может произойти новая катастрофа. А еще они утверждают, что, чем дольше вулкан остается неактивным, тем сильнее будет следующее извержение. Только представьте, сколько людей погибнет, если население одного только Неаполя – порядка миллиона человек.

Следующее извержение Везувия будет началом глобального катаклизма

Но не исключено, что пострадает не только Неаполь. В

Римские Помпеи, некогда скрытые под толщей вулканического пепла, теперь являются настоящим Ежегодно это место посещают тысячи туристов, желающих своими глазами увидеть древние памятники античной культуры. Город Помпеи, достопримечательности которого будут подробно описаны в этой статье, придется по душе всем любителям культурного туризма.

Особенности отдыха в Помпеях

Как известно, Помпеи были погребены под слоем пепла из-за извержения вулкана Везувия, которое случилось в 79 году нашей эры. Город находился в нетронутом состоянии до XVIII века, пока его случайно не обнаружили археологи. Раскопки продолжались на протяжении двух столетий. Ученым удалось откопать и сохранить не только античные постройки, но и погребенных заживо жертв катастрофы. С 1961 года Помпеи открыты для посещения туристов, однако иногда здесь проводятся реставрационные работы. Для посетителей исторический комплекс открыт ежедневно с 08:00 и до 19:30. Входной билет для взрослого здесь обойдется примерно в 12 евро. Зимой музей закрывается на 2 часа раньше.

Помпеи (Италия), достопримечательности которых понравятся всем любителям истории, располагаются чуть южнее Неаполя. Добраться до них можно на поезде или туристическом автобусе. Время в пути будет составлять около 40 минут. Они ежедневно выезжают из Неаполя или Салерно. Приехать в Помпеи можно и из Рима, но дорога в одну сторону займет почти 4 часа. Больше всего туристов здесь бывает летом, однако климат на юге Италии жаркий, поэтому днем воздух прогревается до 30-35 градусов. Приезжайте сюда утром и вечером, когда становится прохладнее, или берите с собой солнцезащитный крем и побольше питьевой воды.

Что посмотреть, приехав в Помпеи: достопримечательности

На территории комплекса располагается множество достопримечательностей, осмотреть которые за один день практически невозможно. Как правило, туристы нанимают гидов, которые проводят обзорные экскурсии только по самым значимым памятникам комплекса Помпеи. Достопримечательности, фото которых вы увидите в этой статье, можно осмотреть и самостоятельно.

Комплекс - уникальный памятник истории, не имеющий аналогов во всем мире. Под слоем пепла оказались скрыты древнеримские языческие храмы, амфитеатр и форум. Отлично сохранились жилые дома, которые были построены в IV-II веке до нашей эры, а также знаменитые римские термы и пекарни. Туристов привлекают хорошо сохранившиеся достопримечательности Помпеи. Фото с названиями наиболее известных из них представлены в нашей статье. А теперь поподробнее расскажем о самых значимых памятниках города.

Помпейский форум

Считается, что некогда форум был центральной частью города Помпеи. Достопримечательности комплекса находятся в непосредственной близости от него. Основная часть форума - это обширная площадь, которая была окружена портиком и многочисленными колоннами. Она была вымощена травертином и могла вместить все население Помпей. Рядом с площадью располагались второстепенные здания форума, предназначавшиеся для общественных целей. Среди них стоит выделить муниципалитет, состоящий из трех построек, и базилику, построенную во II веке до нашей эры. Напротив нее располагались Комиции , которые служили местом для выборов и голосований. Неподалеку от форума размещается Мацеллум - крытый продовольственный рынок, территория которого окружена колоннами.

В своих отзывах туристы отмечают, что форум - это самое посещаемое место в Помпеях. Больше всего им понравились гигантские статуи римских богов, располагающиеся здесь, а также сохранившаяся на арках лепнина. Но здесь всегда много людей, что туристы посчитали недостатком. Продовольственный киоск рядом с форумом предлагает еду по завышенным ценам, что тоже не понравилось посетителям.

Вилла Мистерий

Вилла Мистерий располагается вне территории Помпей за городскими воротами на берегу моря, где проживали состоятельные граждане Рима. По мнению археологов, она была построена во II веке до нашей эры, но позднее несколько раз перестраивалась и расширялась. После извержения Везувия вилла хорошо сохранилась не только снаружи, но и внутри. Историческую ценность составляют многочисленные фрески, которые украшают стены дома. Туристы тоже могут их посмотреть. Рядом с виллой располагается ротонда и остатки висячего сада. Внутри здания хорошо сохранился просторный атриум, ларарий и римские бани.



Ежедневно сотни и тысячи туристов посещают Неаполь и Помпеи. Достопримечательности открыты для просмотра каждый день, однако вилла иногда может быть закрыта, потому что рядом с ней реставрируют римскую дорогу. Туристы советуют уточнять расписание заранее по телефону. Входные билеты можно купить в кассе у виллы или у главного входа в Помп еи. Рядом с виллой есть несколько сувенирных магазинов и киоск с едой.

Храм Аполлона

В Помпеях сохранилось немало посвященных древнеримским богам, но наибольший интерес для туристов обычно представляет святилище Аполлона. Оно считается старейшей религиозной постройкой города, так как было возведено в VIII или VII веке до нашей эры. Храм сильно пострадал при землетрясении 62 года нашей эры, предшествовавшем извержению Везувия, и не был до конца восстановлен до гибели города. Святилище представляет собой здание, построенное на высоком фундаменте, к которому ведет лестница. Рядом с ней располагается алтарь и полностью сохранившиеся солнечные часы. Храм окружают 28 колонн, из которых полностью сохранились только 2. Внутри здания туристы могут увидеть фрески, повествующие о событиях Троянской войны. В храме также сохранились бронзовые статуи Венеры, Артемиды и самого Аполлона.



Святилище Аполлона находится западнее городского форума и входит в культурный комплекс города Помпеи. Достопримечательности, время работы которых не отличается друг от друга, туристы рекомендуют осматривать с русскоязычным гидом. Также у входа в город можно купить аудиогид .

Лупанарий Помпей

Лупанариями в Древнем Риме называли публичные дома. Историки считают, что в Помпеях их было не менее 30, однако для посещения открыт только один из них, но самый большой. Этот лупанарий представляет собой двухэтажное каменное здание, хорошо сохранившееся после извержения вулкана. Вход в него неприметный, как и во все бордели того времени, и осуществляется через небольшую дверь. Посетители могут рассмотреть древние фрески с непристойными изображениями, каменное ложе, античный туалет и граффити, оставленные посетителями борделя. Второй этаж предназначался для состоятельных жителей города, но сейчас он не доступен для посещения туристов.

Лупанарий располагается на одноименной улице города Помпеи, достопримечательности которого описаны в этой статье. Отзывы туристов рассказывают, посетить его можно и в составе экскурсионной группы, и самостоятельно. Путешественники не рекомендуют приходить сюда вместе с детьми. Длинные очереди у входа - главный недостаток, который они упоминают.

Помпеи, достопримечательности: путеводитель по жилым домам

Интерес для туристов представляют и многочисленные жилые дома, располагающиеся в черте города. Под слоем пепла сохранились целые улицы и кварталы, что уникально для древнеримской культуры. Как правило, гиды проводят экскурсии только по самым значимым домам Помпей. Расскажем о них поподробнее.



Дом Трагического поэта был построен во II веке нашей эры. Он располагается напротив форума и знаменит своим мозаичным полом и фресками, изображающими сцены из древнегреческой мифологии. Рядом со зданием были открыты торговые ряды. В Доме Хирурга туристы могут посмотреть на настоящие хирургические инструменты Древнего Рима. Богатый Дом Фавна построен на пересечении четырех улиц, он считается самым роскошным в Помпеях. Во внутреннем дворике сохранился бассейн для сбора дождевой воды с бронзовой статуей Фавна. Внутри здания есть немало фресок, а на одной из них изображен Александр Македонский. Не пропустите также дома Веттиев , Позолоченных амуров, Моралиста и Парфюмера.

Стабиевы термы

Стабиевы термы - это древнеримские общественные бани, которые были построены в III веке до нашей эры. Ученые считают, что они сохранились куда лучше аналогичных построек Италии. Термы располагаются неподалеку от палестры (спортивной школы), поэтому ее ученики и жители города нередко посещали их после занятий. В комплекс входят просторные помещения для натирания маслом, омовения холодной и горячей водой. Есть здесь раздевалка, мужские и женские залы, теплые бани, служившие аналогом нынешней сауны. Отдельное помещение выделялось под фригидарий - большой бассейн с холодной водой.



Посетители терм могут осмотреть залы с сохранившимися фресками на стенах, а также поподробнее ознакомиться с уникальной отопительной системой Древнего Рима. В бане также демонстрируются гипсовые слепки нескольких людей, погибших при извержении Везувия.

Большая палестра и амфитеатр

Городская палестра предназначалась для проведения спортивных мероприятий и тренировок. Жители Помпей приходили сюда заниматься гимнастикой. Палестра представляет собой большую площадку на открытом воздухе, окруженную рядом колонн. В ее центре находился открытый бассейн с холодной водой и туалеты. Отдельный вход соединял ее с амфитеатром. Часть сооружения была разрушена во время извержения вулкана, но современные археологи смогли восстановить ее. Палестра города Помпеи, достопримечательности, фото которого можно увидеть в этой статье, примечательна тем, что на ее колонне сохранилась древняя христианская криптограмма.



Рядом с палестрой располагается городской амфитеатр, который некогда мог вмещать в себя до 20 000 зрителей. Он был построен в I веке до нашей эры, что дает ему право считаться древнейшим известным амфитеатром. Посетители могут осмотреть места для зрителей, саму арену и коридоры. Через них на сцену входили гладиаторы, а после боя отсюда выносили тела убитых и раненых. Считается, что раньше арена была накрыта огромным тканевым тентом, который защищал зрителей от дождя и солнца.

Пекарни Помпей

На раскопках Помпей были найдены 34 сохранившиеся пекарни, которые не только обеспечивали свежим хлебом местных жителей, но и экспортировали его в другие города. Самой оснащенной из них считалась пекарня, расположенная на улице Стабий . Здесь не только пекли хлеб, но и самостоятельно мололи муку. Для этого использовались ручные мельницы, которые хорошо сохранились до наших дней. Их жернова были изготовлены из вулканических пород. Некоторые пекарни имели также прилавки для продажи хлеба.



Мнение туристов

Город Помпеи (достопримечательности) отзывы туристов заслужил в основном положительные. Они рассказывают об уникальных исторических памятниках, сохранившихся здесь. Среди достоинств комплекса упоминаются оригинальные достопримечательности, постройки и статуи, которые вряд ли удастся увидеть где-то еще. Однако туристы отмечают, что на открытом воздухе выставлены только репродукции, оригиналы же хранятся в музее Неаполя. Посетители оценили недорогой вход и наличие киосков с едой, ресторанов и сувенирных магазинов рядом с Помпеями. Гида можно нанять по приезде в комплекс или купить аудиогид на английском языке.

Из недостатков туристы выделяют жаркую погоду в летние месяцы, из-за которой невозможно долго осматривать город. Им также не понравилось скопление посетителей рядом со значимыми памятниками. Чтобы посетить их, всегда приходится стоять длинные очереди. Гипсовые детализированные фигуры погибших горожан на многих туристов действуют угнетающе.

Делаем выводы

Немало исторических памятников сохранилось в таком городе, как Помпеи. Достопримечательности, фото и описание которых вы увидели в этой статье, не оставят равнодушными всех туристов. Приезжая в Италию, обязательно найдите хотя бы день для просмотра самых значимых построек погребенного заживо города.

Слово «Помпеи» известно даже тем, кто ни разу в жизни не бывал в Италии. Оно давно стало символом беспомощности человека перед стихийной мощью природы. Гибель богатого и многолюдного римского города, погребенного под пеплом вулкана Везувий - одна из самых впечатляющих катастроф в истории человечества. Благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» она представляется ярким трагическим действом из классического театра, где люди подобны статуям, а стихия неотвратима, как рок. Побывав в Помпеях, можно прикоснуться к другому измерению этой истории - более земному и конкретному.

Помпеи ведут свое начало с VI века до н.э. Легенда утверждает, что их основателем был сам Геракл. В V веке разросшийся портовый город на берегу Неаполитанского залива стал частью Римской империи. Он был любим римской знатью, построившей здесь множество вилл для отдыха, процветал и богател. Географическое расположение города казалось на редкость удачным: дорога Виа Аппиа, проходившая через Помпеи, соединяла Рим с южной частью страны. Но рядом был и Везувий. 24 августа 79 года н.э. вулкан пробудился. Чудовищное извержение за двое суток уничтожило Помпеи и два близлежащих города - Геркуланум и Стабии. Под дождем из лавы и пепла только в Помпеях погибло более двух тысяч жителей.


Катастрофа сослужила Помпеям странную службу, уничтожив процветающий город и одновременно сохранив его для вечности. 8-метровый слой пепла «законсервировал» Помпеи на долгие века, чтобы в какой-то момент явить город в том самом виде, в каком он встретил свою гибель. В процессе археологических раскопок, начавшихся в XVIII веке, из небытия воскресали улицы и дома, бытовые артефакты и предметы искусства. Складывался рассказ и об ужасе древней трагедии, и о повседневной жизни, которая бурлила здесь когда-то. Судьба Помпей потрясла воображение европейцев: в мертвый город устраивались настоящие паломничества ученых, художников, поэтов.


Это не удивительно: поездка в Помпеи - настоящее путешествие во времени. Здесь можно увидеть все атрибуты эталонного римского города: булыжные мостовые, улицы с водостоками, остатки форума, портики с колоннами, Большой и Малый театры, три здания муниципалитета, многочисленные термы и, конечно, храмы, посвященные разным богам - от Юпитера до Исиды. Но, возможно, самое сильное впечатление производят жилые дома с «говорящими» названиями: Дом хирурга с найденными в нем медицинскими инструментами, Дом парфюмера, Дом трагического поэта, Дом Фавна, Вилла Мистерий. Их будто вчера покинули хозяева. Впрочем, люди и животные не исчезли бесследно: слепки с их тел, сделанные учеными, можно увидеть в тех местах, где несчастных настигла смерть. Есть здесь и археологический музей, в котором размещены предметы, найденные в результате раскопок.


Сегодня Помпеи посещает ежегодно более 2,5 миллионов туристов. Здесь, как нигде, можно ощутить соседство вечности и тлена, красоты и распада. Нежная утонченность фресок в стенах домов (их сравнивают с картинами Боттичелли) соседствует с искаженными позами застывших тел. И над всем царит тишина вечности, не нарушаемая даже голосами приезжих. А силуэт Везувия все так же возвышается над городом, словно напоминая о хрупкости этой тишины.


Больше фотографий этого места вы можете увидеть в нашей .

Видео – Мертвый город. Экскурсия в Помпеи




Торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки

Стили настенной живописи

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершен бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса .

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания , перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя . В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem » («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.триклинии амурами и психеями . Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перестиля - юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи , второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной - святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра

Вилла Мистерий

Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.

В таблинуме , соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается, по наиболее распространённой версии, посвящение в дионисийские мистерии, по другой - обряд венчания .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь