Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Мир парфюмерии широк и необъятен. Если попробовать разобраться в том, какая парфюмерия «настоящая натуральная» и чем она лучше или хуже « обычных» парфюмов, то рискуешь пойти ко дну, пуская ароматные пузыри. Мы решили расспросить двух женщин, непосредственно связанных с парфюмерией, чтобы развеять некоторые мифы и легенды, слагаемые по поводу обычной и натуральной парфюмерии.

Анна Зворыкина , биохимик и кандидат биологических наук, занимающаяся созданием духов , для которых она использует только натуральные ароматические материалы. Стаж Анны на ароматном поприще более 10 лет. Анна считает, что натуральными могут называться только те парфюмы, которые используют 100% эфирные масла и прочие натуральные душистости и не содержат компоненты эфирных масел, которые, кстати говоря, часто используются в органической парфюмерии. И, разумеется, никаких синтетических молекул.

Анна Зворыкина, создатель натуральных духов. Фото Ксении Чуйковой

Екатерина Хмелевская , парфюмерный обозреватель, создатель сайта aromablog.ru , известная в рунете под псевдонимом Paloma. Больше десяти лет Екатерина описывает свои впечатления в блоге, посвященном парфюмерии, винтажным духам и нишевым (селективным) ароматам. В её коллекции не только обычные «люксовые» марки, но и винтажные ароматы, натуральные духи и органические туалетные воды.

Существует мнение, что натуральные парфюмы идеально «садятся» на кожу и пахнут по-разному на разных людях в отличие от обычных духов, которые за счет синтетических молекул всегда и на всех пахнут одинаково и узнаваемо. Правда ли это?

Анна Зворыкина: Натуральные духи не садятся идеально на любого человека — это, безусловно, миф. Что касается «пахнут по-разному на разных людях» – это частично верно. Ароматы сидят близко к коже, и оттенки звучания могут различаться. Но они не будут пахнуть «по-разному» на всех людях и останутся вполне узнаваемыми. Замечу, что синтетические духи тоже обладают этим свойством. Оно выражено намного слабее, но вы наверняка обращали внимание, что один и тот же аромат раскрывается по-разному на разных людях.

Екатерина Хмелевская: «Посадка аромата» зависит больше от биологии и физики, нежели от химии. Что натуральные, что синтетические компоненты могут по-разному смешиваться с продуктами жизнедеятельности бактерий на нашей коже, по-разному согреваться и с разной скоростью улетучиваться на разных людях.

Популярный аргумент в пользу натуральной парфюмерии: так как в ней используются 100% эфирные масла и другие натуральные компоненты, духи раскрываются многообразием оттенков, а обычный парфюм плоский и не интересный. Действительно ли это потому, что в парфюме используются синтетические молекулы?

Анна: Если не принимать во внимание парфюмерную композицию и говорить только о материалах, из которых созданы духи, то да, это так. Химический состав натуральных ароматических материалов намного более сложный, чем синтетических. В этом кроется причина особенной глубины их звучания и довольно сильного изменения их аромата по мере раскрытия. Но не менее важна идея и композиция духов. Ароматы, составленные для масс-маркета, обычно менее характерные, более простые и незатейливые. Глубокие и экстравагантные композиции чаще можно встретить в нишевой парфюмерии, частью которой является и натуральная парфюмерия.

Екатерина: Объем, богатство аромата в первую очередь зависят от парфюмера и во вторую — от носителя парфюма. Люди, не пробовавшие винтажного парфюма, скорее всего, его испугаются: там использовались уже незнакомые для современного носа как натуральные, так и синтетические компоненты. Но если автор планировал сделать попсовый компот, он его сделает из синтетики или из натурального сырья, и ничто ему не помешает.

Сейчас на российском рынке представлена обычная, натуральная не сертифицированная (по большей части ручной работы) и органическая сертифицированная парфюмерия. Как вы считаете, должны ли натуральные духи состоять только из 100% эфирных масел и прочих душистостей, и не использовать компоненты эфирных масел (линалоол и пр.)?

Анна: Дело в том, что натуральная парфюмерия представлена во всем мире только маленькими независимыми парфюмерными домами, которые часто не объединены ничем, кроме любви к ароматам. Не существует единого и абсолютно общепринятого стандарта, одобренного всеми.

По правилам Гильдии натуральных парфюмеров в такой продукции допускается присутствие эфирных масел, абсолютов, CO2-экстрактов, тинктур (спиртовых настоек), цветочных восков, цветочных вод и некоторых натуральных изолятов – экстрактов, полученных с помощью фракционной перегонки и содержащих всего одну или несколько ароматических молекул. Многие натуральные парфюмеры не состоят в Гильдии и ограничивают себя иными принципами. Большинство из них не сертифицирует свою продукцию как «органическую», хотя многие используют большое количество органических ингредиентов, создавая духи.

Органическая парфюмерия – это скорее про бережное отношение к окружающему миру. Сертификат «органик» у готовой продукции говорит нам не только о составе, но и о том, как эта продукция производится, испытывается, где хранится и так далее, поскольку многие сертификационные системы регламентируют не только состав, но и весь процесс производства.

Екатерина: 100% эфирные масла используются не только в натуральной парфюмерии — многое сырье применяется и в люксе, и в нише, и в органике. Натуральные духи часто уступают в стойкости обычным, и натуральным парфюмерам приходится выкручиваться, искать среди сырья что-то, что было бы столь же выразительно и ярко, как некоторые синтетические вещества. В натуральных духах нет, например, аромата персика — не из чего сделать альдегиды.

Что касается разделения парфюмов на категории, то я делю парфюмерию на хорошую и плохую — выбирать духи надо носом. Но если кто-то пытается на натуральности заработать, то я бы строго регламентировала натуральные духи, органику и смешанную парфюмерию. Просто чтобы не допустить спекуляций и добавленной стоимости на лжи. Натуральное не лучше — оно модно, и на этом пытаются делать деньги.

Как вы думаете, объем, богатство оттенков и то, как раскрывается парфюм, зависит больше от искусства парфюмера или от сырья, которое он использует?

Анна: Как неумелый портной может испортить драгоценную ткань, так и неумелый парфюмер, используя редчайшие, роскошно звучащие натуральные материалы может создать какофонию запахов. Ведь духи — это не просто смесь ароматических компонентов. Идея, замысел парфюмера и, конечно, их умелое воплощение имеют ключевое значение. Но при этом невозможно создать шедевр из некачественного парфюмерного сырья, не важно какого происхождения — натурального или синтетического.

Екатерина: Я считаю, что первичен творец. Потом пользователь парфюма (его биохимическая и психологическая реакция на духи), а потом материалы. То есть бывает так, что на человеке дорогой, прекрасный парфюм из драгоценных компонентов раскрывается недостоверно или в голове возникают ненужные ассоциации, воспоминания. Сделать же из дешевых материалов хороший парфюм сложно, но можно.

Иногда обычный парфюм после контакта с кожей выдает странный запах — не то шампунь, не то мыльная пена. От чего это зависит, и бывают ли такие казусы с натуральными парфюмами?

Анна: Часто такой запах имеют не очень качественные душистые материалы, но бывают и очень редкие случаи непредсказуемого взаимодействия ароматов с кожей – когда композиция рассыпается на части. Такие казусы случаются с любыми духами, но в случае ароматов, созданных из качественных материалов, это редкость.

Екатерина: Сюрприз для органофилов: часто мыльный запах дает натуральное масло нероли. Ассоциация возникает потому, что нероли часто используется в отдушках моющих средств. Очень многое у нас в голове.

Люди увлекающиеся эфирными маслами часто говорят, что чувствуют синтетику в парфюме и поэтому не могут пользоваться обычной парфюмерией. Это действительно такое чуткое обоняние или предубеждение, что «синтетическое» значит «плохое»?

Анна: Не нужно иметь особенно чуткое обоняние, чтобы отличить духи, созданные из натуральных материалов, от «не-только-натуральных» или полностью синтетических духов. Дело может быть в повышенной чувствительности или непереносимости некоторых химических молекул. Я, например, не люблю альдегиды и искусственные мускусы, а учитывая их популярность, для меня выбор духов, созданных из синтетических материалов, очень сужается.

Екатерина: Более чем уверена, что в слепом тесте многие критики синтетической парфюмерии её не опознают. Профессионалы, по 10 лет корпящие над ароматическими субстанциями, опознают, а простые пользователи – нет. Люди вообще унюхивают, слышат и видят то, что им говорят, иначе бы не работала реклама и не были так популярны блоги о парфюмерии. Дело в том, что наша голова настроена на определенные запахи, которые воспринимаются как «хорошие, потому что привычные». Всё, что не похоже на родную любимую палитру ароматов, воспринимается чужеродным. Так что тут противостояние не «натуральное и синтетическое», а «свое и чужое». Чтобы абстрагироваться, надо этого, как минимум, хотеть. А увлеченные люди не хотят.

Правда ли, что натуральная парфюмерия безопаснее обычной, не вызывает аллергию и вообще не содержит потенциально опасные вещества?

Анна: Это самый опасный миф о натуральной парфюмерии, ведь некоторые эфирные масла и абсолюты, входящие в состав натуральных духов, аллергенны. Существуют правила безопасности при работе с натуральными ароматическими веществами, которые необходимо знать и соблюдать и тем, кто пользуется натуральными духами. Вкратце, они таковы:

Перед знакомством с натуральными духами обязательно сделайте аллергенную пробу: нанесите духи на внутреннюю часть сгиба локтя. Если по истечении нескольких часов не возникло никаких неприятных ощущений (покраснение, припухлость, отек) – можете пользоваться духами. Особенно необходима такая проверка аллергикам, беременным и кормящим матерям.

Также не рекомендуется наносить духи из натуральных материалов на открытые участки тела перед выходом на солнце, т.к. некоторые эфирные масла могут вызвать фотосенсибилизацию, т.е. приобретение кожей особенной чувствительности к ультрафиолетовому облучению всех видов.

Екатерина: Натуральное сырье против синтетического – это идеологический спор. Натуральное не лучше и не полезней. Просто другое. К тому же в натуральном сырье вместо одной проверенной молекулы может быть штук 200 различных компонентов, каждый из которых может вызвать аллергию.

Анна, пробовали ли вы использовать синтетические молекулы для создания собственных ароматов? Планируете ли сертифицировать свои духи в органе по сертификации натуральной / органической косметики?

Я пробовала использовать синтетические молекулы, но мне не понравился результат. Мне близка философия натурализма – люблю густое, шершавое звучание натуральных экстрактов, которые создают картину жизни во всей ее полноте. Глубокие, сложные тона и краски – импонирующая мне черта, я терпеть не могу современную тенденцию упрощения, сведения к минимуму, к одной молекуле. Мне нравится, что ароматы из натуральных экстрактов получаются сложными и меняющими звучание во времени.

Сертифицировать духи пока не планирую. Для меня парфюмерия – это, в первую очередь, искусство, а создание органической парфюмерии требует соблюдения баланса между требованиями сертифицирующей организации и творчеством. К тому же на данный момент сложно найти органические натуральные ингредиенты парфюмерного качества, которое необходимо для создания натуральных духов.

Екатерина, а синтетические молекулы бывают лучше / хуже по качеству? И бывает ли вообще синтетика без вредных примесей?

Качество синтетики – это стабильность вещества, его чистота, отсутствие примесей. Примеси интересуют только парфюмеров, пользователи их никогда не почувствуют. Вообще без примесей ничего не бывает.

О «вредности» парфюмерии отдельный долгий разговор. Какие-то компоненты запрещаются, как потенциальные аллергены, и производители уменьшают их процентное содержание или вообще выводят из состава духов. Всё сертифицируется и проверяется много раз. Но если кто-то ищет в духах вредные компоненты, он их обязательно найдет, начитавшись статей или исследований «британских ученых».

Жан-Батист Гренуй - герой романа Патрика Зюскинда «Парфюмер» был бы крайне удивлен, узнав, что воссоздать запах человеческой кожи можно и без массовых убийств. Сегодня это стало доступным благодаря достижениям синтетической парфюмерии.

Считается, что впервые синтетические ноты были использованы при создании культового аромата «Chanel №5». Тем не менее, это не так. Первые синтетические вещества в парфюмерии применил Эме Герлен в женском аромате «Jicky », выпущенном в 1889 году. Он использовал такие химические компоненты, как ванилин и кумарин, сочетание которых позволило воссоздать запах свежескошенного сена. Но эксперимент Герлена не был принят широкой аудиторией парфюмерного сообщества, а синтетические ноты обвинили в грубости. В 1921 году на свет появился аромат «Chanel №5» Эрнеста Бо, в котором главную скрипку играли альдегиды – еще одно достижение синтетической парфюмерии. Это был второй шанс для синтетических нот, который обернулся мировой славой. И, если до середины XX века натуральные составляющие в композиции занимали 80% в противовес 20% искусственным, то сегодня это соотношение изменилось с точностью наоборот.

Преимущество

Синтетические ноты позволили удешевить производство парфюмерии, сделав ее доступной для большинства. Купить духи, содержащие натуральное эфирное масло розы или жасмина, может не каждый. В то время как килограмм розового масла будет стоит около 5 тыс. евро, его синтетический аналог обойдется намного дешевле. Стоит также отметить, что растущие масштабы парфюмерной индустрии требуют соответствующих объемов природных ресурсов, которых попросту не хватило бы, если бы не было искусственных заменителей. Синтетические вещества никогда не дадут непредсказуемый эффект, как это может быть с эфирным маслом розы, на запах которого влияет множество факторов. Контролировать качество розового масла очень сложно, поэтому аромат масел, произведенных в разные сезоны, может сильно различаться. Некоторые натуральные ингредиенты сегодня запрещено добывать. В частности, мускус, ради которого раньше массово истреблялся олень-кабарга. Сегодня же доступны многие синтетические компоненты, позволившие защитить это животное.

Среди натуральных веществ нередко встречаются те, которые способны вызывать аллергическую реакцию, а их использование разрешается лишь в пределах допустимых норм, что создает границы для творчества парфюмеров. Таким ингредиентом стал дубовый мох, на применение которого наложила запрет Международная парфюмерная ассоциация (IFRA).

Без синтетических нот не было бы возможным наслаждаться ароматом фиалки и ландыша. Дело в том, что, несмотря на свое восхитительное благоухание, эти цветы очень бедны на эфирные масла. По этой причине ландыш и фиалку в парфюмерии заменили синтетические ноты. Однако, существуют растительные компоненты, чей аромат очень сложно воспроизвести искусственными методами. Это, прежде всего, пачули и кедр.

Новые запахи

Поначалу синтетические ноты были лишь аналогами растительных и животных компонентов. Так молекула Hedione стала аналогом дорогого жасминового абсолюта, при этом она обладает более широким ароматическим спектром, чем жасмин. Синтетический мускус Galaxolide прекрасно вписался в «Chanel №19 Poudre». Сегодня синтетические ноты используют не только в качестве аналога растительному и животному сырью, но и для создания новых запахов. Так первый гурманский аромат «Angel» от Thierry Mugler благоухает сладкой карамелью и пралине, которые воспроизвели с помощью химический соединений - мальтола и тиазола. Молекула Calone позволила создать запах морской свежести в парфюмерии.

Конечно же, знакомясь с пирамидой аромата, мы видим набор вполне знакомых слов: сандал, ваниль, амбра и т.д. Ведь если среднестатистический покупатель столкнется с указанием реальных компонентов, воссоздающих запах этих веществ, он просто ничего не поймет. Кроме того, поэтичное описание композиции, где сладкие нюансы карамели сплетаются с тающей нежностью пралине, вызовет у него больше приятных ассоциаций, чем сухой и лаконичный состав – пиразин, мальтол, тиазол.

Синтетические ноты вывели парфюмерную индустрию на новый уровень. Сегодня уже никого не удивишь гурманскими или морскими ароматами, которые когда-то произвели революцию. Их место занимают по-настоящему нестандартные композиции, в которых представлены ноты металла и песка, как в парфюме «Odeur 53» или чернил, как в «Odeur 71 » от Comme des Garcons . В произведениях бренда Escentric Molecules используется уникальная молекула Iso E Super, которая не только сочетает в себе сразу несколько запахов, но и обладает свойствами феромона. Во многих парфюмерных композициях сегодня можно встретить ноту «кашмеран», которая обладает мягким и тонким ароматом кашемирового дерева. Только кашемирового дерева в природе не существует и это совершенно абстрактная нота, за которой скрывается синтетическое вещество – дигидропентаметил инданон. Тем не менее, кашмеран очень популярен среди парфюмеров.

Заключение

Не стоит впадать в предрассудки, считая синтетическую парфюмерию хуже натуральной. Благодаря ей интернет-магазины и парфюмерные бутики могут похвастаться широким ассортиментом предлагаемой продукции. Синтетические ноты позволили открыть удивительные направления в парфюмерии и создать многие культовые ароматы, которые по своей красоте не уступают натуральным.

Итак, мы поговорим о натуральных духах и натуральных парфюмерах.

О том, где пролегает граница между натуральной, ботанической парфюмерией и всей остальной парфюмерией.

Итак, натуральная, это отрасль парфюмерии, которая использует для создания ароматов исключительно извлеченные из растений (и, редко, животных) вещества. Использует в том виде, в котором их удалось добыть: эфирное масло, абсолют, конкрет, резиноид, настойка на спирту или масле, помада, полученная после анфлеража в домашних условиях. Эти извлечения, за редким исключением, НЕ модифицируются, из них НЕ извлекают части, пахнущие наиболее выгодно, НЕ получают отдельных ароматических молекул, которые потом называют «натуральный лимонен». А используют, повторюсь, как есть, в виде смесей ароматических молекул не идентичного каждый раз до молекулы состава. О том, что это делает невозможным идеальную стандартизацию, я Столь же не стандартизируемы, например, вина, состав которых варьирует от года к году — такова специфика природного продукта.

Стоит учесть, что на российском рынке на сегодняшний день, на 2010 год, натуральные духи не представлены. То есть, вы не купите их ни в одном offline-магазине. Все идеи про «масляный натуральный аналог Шанель № 5» и «натуральная наливная парфюмерия из Франции»- недобросовестная реклама. Идеи про «натуральный лимонен» — аналогично. К натуральной парфюмерии это не имеет никакого отношения, как и то, в насколько экологически благоприятных условиях росла лаванда, из которой получили линалоол для духов. Получили молекулу — отходим от натуральной парфюмерии в сторону. Возможно, будет не хуже, но это будет сделано вне рамок натуральной парфюмерии.

В дорогих марках нишевой и селективной парфюмерии натуральные вещества as is, в виде абсолютов, например, безусловно, используются. Но в этом случае используются не только натуральные вещества. Это не означает, что духи с искусственными молекулами хуже. А многие считают, что и лучше, ведь молекулы дают аромату структуру, стойкость, блеск. Однако факт остается фактом – духи без искусственных молекул и с ними – это две совершенно разные группы: натуральная парфюмерия и, как я ее называю, «не только натуральная парфюмерия». И обычно парфюмеры, делающие натуральные духи, всесторонне подчеркивают это. И чаще всего это парфюмеры – члены Гильдии или иные частные лица. Крупные корпорации не занимаются натуральной парфюмерией за исключением маленьких лимитированных выпусков, и маленьких ретро-проектов (например, в жж у Дмитрия Шишова можно почитать про духи Марии Антуанетты).

Еще раз – натуральные духи не «лучше» не-только-натуральных. Они просто другие. Они живут и раскрываются по другим законам. Они, возможно, проигрывают по длительности звучания, но часто выигрывают за счет богатства оттенков. Натуральные ароматы имеют ауру меньшего размера, сидят ближе к телу, интимнее звучат. И да, они – полностью натуральны. Хотя мне смешны используемые порой доводы «за» натуральные духи типа «надоело дышать химией» — боже мой, обоняя натуральную парфюмерию мы ведь не будем «дышать физикой», правда?

Но именно натуральность добавляет в ароматы обонятельные шероховатости и неровности. Именно в натуральных духах можно встретить любимые природные ароматы, напоминающие пейзажи и детство. И именно в силу отсутствия синтетических молекул в натуральных духах никогда не попадется мыльная мускусная база, арбузный душок верхних нот или сладкая удавка низкокачественных синтетических цветов. Однако, обратная сторона медали –особый индивидуальный характер натуральных ароматических веществ, зачастую воспринимаемый как излишняя горечь, аптечность, брутальность. В общем, как и во всех прочих областях – это вопрос вкуса.

Еще один важный момент состоит в том, что все существующие на сегодняшний день исключительно натуральные духи – вещь, подчеркнуто не массовая, лимитированная. Можно даже сказать, анти-массовая. Идеология и состав натуральных духов – исключительно природные ингредиенты, которые по определению конечны, невоспроизводимы. То есть, скажем, эфирное масло розы урожая разных годов имеет немного разный химический состав. Если оно используется в полном объеме, а не в виде, например, изолята, то духи от партии к партии будут немного отличаться. Разумеется, аромат букета компонентов будет абсолютно узнаваем, но точности попадания «до молекул» добиться невозможно. Да и не нужно, ведь никто не производит натуральные духи в таком объеме. Натуральные парфюмеры – от самых известных и знаменитых, членов и основателей гильдии натуральных парфюмеров, до менее известных частных мастеров, имеют от нескольких бутиков в мире плюс интернет магазины до просто интернет магазинов на базе известных аукционов типа esty.com или ebay.

Найти натуральные духи в продаже можно на сайтах магазинах натуральных парфюмеров, на сетевых ярмарках, где, например, продает свои ароматы Роксана , основательница марки Illuminated Perfume, и Джоанн Бассет . Наиболее известные парфюмеры, творящие в рамках исключительно натуральной парфюмерии – Мэнди Афтель и Александра Балахутис , представляют свои творения в собственных оффлайн-магазинах. Все остальное – маленькие собственные интернет-магазинчики. Так и только так на данный момент представлена натуральная парфюмерия.

Это, опять же, подталкивает нас тому, чтобы рассмотреть медаль с разных сторон. Что хорошего в том, что духи создаются мастерами, которые сами себе хозяева, и в выборе идей и в выборе ингредиентов, а что в этом может быть неудобного. Об этом поговорим в .

Натуральные духи – это уникальные ароматы самой природы, дляпроизводства которых используются только натуральные эфирные масла. Сырье длянатуральных духов должно быть только высококачественным, поэтому натуральныедухи – это довольно дорогое удовольствие. Одна только разработка аромата (беззакупки сырья, выпуска духов, разработки и выпуска упаковки) стоит 500 – 1000долларов.

Дело в том, что при производстве абсолютно натуральныхэфирных масел используются растения-эндемики, которые выращиваются под строгимконтролем на специальных плантациях под открытым небом (а не в теплицах, какобычные растения).

В натуральных духах присутствуют не только эфирные масла – вих составе также значатся конкреты, абсолюты и цветочные воски. Конкрет – этовещество, которое получается при дистилляции или перегонке природныхкомпонентов (например, мирры, древесины сандала, ладана и т.д.). Абсолют – это частьконкрета, способная растворяться в спирте.

Натуральность парфюмов, о которых идет речь, может сыгратьплохую шутку с покупателем. Дело в том, что натуральные компоненты изменчивы (наароматную композицию влияют не только условия произрастания сырья, но и условияего сборки), поэтому парфюм, приобретенный повторно, может не оправдатьожидания. Зато покупатель в любом случае может быть уверен, что он приобрелэксклюзивный продукт.


Процесс создания натуральных духов сложен – такие парфюмысоздаются путем многочисленных проб и ошибок и требуют особого мастерства отпарфюмера. И хотя натуральные духиизготавливаются строго по рецепту, для получения парфюма из столь изменчивыхкомпонентов предъявляют особые требования к мастеру.

Существует два способа создания натуральных духов – этиспособы используются всеми известными элитными марками. Первый способ –создание ароматов «на одном дыхании» (через 1,5 часа после создания базовойноты на нее «наслаивается» нота сердца, а еще через 1,5 часа – стартовая нота).При использовании парфюма все эти ноты раскрываются в обратном порядке.

Второй способ – создание всех трех нот по отдельности. Этотспособ получил большое распространение, ведь полученные ноты с успехомиспользуются в других парфюмах.


Для тех, кто любит и ценит отличные запахи, но не готоввыкладывать за них бешеные деньги, современный парфюмерный рынок предлагаетдухи, получившие название синтетических. Такая парфюмерия стоит на порядокдешевле, ведь многие натуральные компоненты заменены в ней синтетическимианалогами.

Интересно, что производство искусственных духов началосьлишь в середине 19-го века. Успехи, которых добились химики, позволили создатьсинтетические заменители практически всех парфюмерных составляющих (особенноредких). И вот в 1905 году француз Франсуа Коти создал первые синтетическиедухи «L"Origane», смешав в одном флаконе синтетические и натуральныекомпоненты. Первым альдегидным ароматом стал всемирно известный парфюм « ».

Натуральные и синтетические парфюмы различаются не толькоценой – они также оказывают различное воздействие на организм и поведение. Синтетическиедухи способны воздействовать лишь на психоэмоциональное состояние человека. Вто же время натуральные духи, в состав которых входят натуральные эфирныемасла, оказывают на человека еще и терапевтическое воздействие.

Особое внимание любители натуральной парфюмерии уделяют эфирныммаслам-афродизиакам, которые способны воздействовать на мужчин поистинемагическим образом. Речь идет, в частности, о маслах бигардии, туберозы,нероли, фиалки, гиацинта, ириса.

Парфюм - это неотъемлемая часть твоего ежедневного образа. Любимый аромат может многое сказать о человеке. Но из чего состоит парфюмерная композиция на твоем туалетном столике? Начинаем разбираться! И сегодня Андрей Зирка, эксперт селективной парфюмерии Scent Bibliotheque, «Л"Этуаль», расскажет все о синтетических нотах:

Многие читатели знакомы с произведением Патрика Зюскинда «Парфюмер» . Помнишь, каким образом главный герой Жан-Батист Гренуй добывал запах тела местных красавиц? Сегодня, конечно, массовые убийства не используются в индустрии ароматов. Получить необычные композиции стало возможным благодаря достижениям синтетической парфюмерии. В чем главные различия синтетики и натуральных нот? Давай разбираться.

История

Наверняка даже не сведущему в парфюмерии человеку известен культовый аромат Chanel № 5. Принято считать, что впервые синтетические ноты были использованы при его создании.

На самом деле это не так. Первые синтетические вещества в парфюмерии применил Эме Герлен в женском аромате Jicky Guerlain, выпущенном в 1889 году. Герлен использовал такие химические компоненты, как ванилин и кумарин, сочетание которых позволило воссоздать запах свежескошенного сена. Но эксперимент Герлена не был принят, а синтетические ноты широкая аудитория парфюмерного сообщества обвинила в грубости.

И вот Эрнест Бо в 1921 году представляет миру аромат Chanel № 5, в котором главная роль досталась альдегидам. Альдегиды - еще одно достижение синтетической парфюмерии. Это был второй шанс для синтетических нот, который неожиданно обернулся мировой славой. И если до середины XX века натуральные составляющие в композиции занимали 80% в противовес искусственным, то сегодня это соотношение изменилось с точностью до наоборот.

Синтетические ноты позволили удешевить производство парфюмерии, сделав ее доступной для большинства. Купить духи, содержащие натуральное эфирное масло розы или жасмина, может не каждый. Для получения 1 мл необходимы сотни цветков розы. Килограмм розового масла будет стоит около 5 тысяч евро. Из этих сотен веществ и складывается легендарный парфюмерный аромат розы, богатый нюансами и непредсказуемо изменяющийся во времени. С другой стороны, даже самый дорогой синтетический заменитель (аналог) может состоять максимум из 40 разных веществ (молекул), собранных учеными-химиками в одну смесь.

Но есть еще одно отличие. Лично для себя я выделяю его среди всех. Когда аромат наносится на кожу, он впитывается, мгновенно попадает в кровеносную систему и разносится по телу . И теперь самое главное: органические компоненты участвуют в обмене веществ в организме, а синтетические не участвуют, и организм стремится их вывести как можно скорее.

Поэтому основная разница в том, что натуральные духи сливаются с носящим их человеком, приобретается особый «любовный» контакт с ароматом. Вот почему на разных людях натуральные духи раскрываются по-разному.

Но также крайне важно отметить, что растущие масштабы парфюмерной индустрии требуют соответствующих объемов природных ресурсов, которых попросту не хватило бы, если бы не было искусственных заменителей. Синтетические вещества никогда не дадут непредсказуемый эффект, как в случае с эфирным маслом розы, на запах которого влияет множество факторов. Контролировать качество розового масла очень сложно, поэтому аромат масел, произведенных в разные сезоны, может сильно различаться.

Некоторые натуральные ингредиенты сегодня запрещено добывать. В частности, мускус , ради которого раньше массово истреблялся олень кабарга. Сегодня же доступны многие синтетические компоненты, позволившие защитить это животное.

Среди натуральных веществ нередко встречаются те, которые способны вызывать аллергическую реакцию, а их использование разрешается лишь в пределах допустимых норм, что создает границы для творчества парфюмеров . Таким ингредиентом стал дубовый мох, на применение которого наложила запрет Международная парфюмерная ассоциация (IFRA).

Без синтетических нот не было бы возможным наслаждаться ароматом фиалки и ландыша . Дело в том, что, несмотря на свое восхитительное благоухание, эти цветы очень бедны на эфирные масла. По этой причине ландыш и фиалку в парфюмерии заменили синтетические ноты. Однако существуют растительные компоненты, аромат которых очень сложно воспроизвести искусственными методами. Это прежде всего пачули и кедр.

Поначалу синтетические ноты были лишь аналогами растительных и животных компонентов. Так, молекула Hedione стала аналогом дорогого жасминового абсолюта в аромате Shanghai Tang, при этом она обладает более широким ароматическим спектром, чем жасмин.

Синтетический мускус Galaxolide прекрасно вписался в Bond № 9. Сегодня синтетические ноты используют не только в качестве аналога растительного и животного сырья, но и для создания новых запахов. Так создаются гурманские ароматы, благоухающие сладкой карамелью и пралине, которые воспроизвели с помощью химических соединений - мальтола и тиазола. Молекула Calone позволила создать запах морской свежести в парфюмерии.

Конечно же, знакомясь с пирамидой аромата, мы видим набор вполне знакомых слов: сандал, ваниль, амбра. Ведь, если среднестатистический покупатель столкнется с указанием реальных компонентов, воссоздающих запах этих веществ, он просто ничего не поймет. Кроме того, поэтичное описание композиции, где сладкие нюансы карамели сплетаются с тающей нежностью пралине, вызовет у него больше приятных ассоциаций, чем сухой и лаконичный состав: пиразин, мальтол, тиазол.

Синтетические ноты вывели парфюмерную индустрию на новый уровень. Сегодня уже никого не удивишь гурманскими или морскими ароматами, которые когда-то произвели революцию. Их место занимают по-настоящему нестандартные композиции, в которых представлены самые удивительные ноты. Яркий тому пример - произведения от авторов Min New York и Nu_be. А в произведениях датского бренда Zarkoperfume используется уникальная молекула, которая не только сочетает в себе сразу несколько запахов, но и обладает свойствами феромона.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь