Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и природа»
Цель:
Создать целостное представление о воде как о природном явлении.
Расширять знания детей о неживой природе, о ее влиянии на живое.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды.
Развивать речь детей,
Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, желание защищать и охранять ее.
Ход познавательно- исследовательской деятельности.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
Дети, отгадайте загадку:
«Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто я такая?»
Дети: - Вода.
Воспитатель:
Для чего нужна вода?
Вода нужна для того, чтобы пить, готовить еду, стирать, купаться, поливать цветы,…
Воспитатель:
Ребята, кому, кроме человека, еще нужна вода?
Вода нужна животным и растениям.
Воспитатель:
Для чего им нужна вода?
Чтобы пить и расти.
Воспитатель:
Где же животные и растения берут воду?
В ручье, в пруду, пьют из лужи, идет дождь.
Воспитатель:
Дети, а кто нам прочтет стихотворение о пользе дождя?
Ребенок читает стихотворение А. Босева «Дождь»
Теплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворечник,
Вымыл ягоды черешни…
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко.
Воспитатель:
Да, ребята, вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям.
А давайте с вами посмотрим, какая же она, вода?
Дети подходят к столам и садятся.
Посмотрите, у вас стоит в стакане молоко. Какого оно цвета?
Молоко белого цвета.
Воспитатель:
Посмотрите на воду. У нее есть цвет?
Нет, у воды цвета нет.
Воспитатель:
Значит, вода – бесцветная. Какая вода?
Предлагаю детям бросить в воду игрушку.
Воспитатель:
Видна ли вам игрушка? Почему?
Хорошо видна, потому, что вода прозрачная.
Воспитатель:
Ребята, выпейте глоток воды. Какая она на вкус? (Если дети затрудняются, задаю вопросы: горькая? Сладкая? Кислая?
У воды нет вкуса. Она безвкусная. Вот какая интересная вода: прозрачная, бесцветная, безвкусная. Вода нужна всему живому.
Физкультминутка:
Маленькие цветы (дети сидят, наклонив головы) грустят, они давно не пили. Пришел садовник, полил цветы, цветы растут (дети встают, тянут руки вверх) и радуются. Потом пошел дождик, цветы обрадовались еще больше. Дети хором читают потешку:
« Дождик, дождик, припусти,
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей веселей,
Землю матушку полей!»
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что вода еще и волшебница. Давайте проведем опыты и узнаем, что же она может делать? (Лью воду в стакан).
Что делает вода?
Вода льется.
Воспитатель, выливая воду в тарелку:
Что происходит с водой?
Вода разливается.
Воспитатель:
Правильно, дети, вода может литься и разливаться, потому что вода – жидкость.
Ребята, у вас на столах лежат геометрические тела, как они называются?
Дети называют.
Воспитатель:
Возьмите их в руки. Они изменили форму?
Воспитатель:
Давайте посмотрим, какую форму имеет вода. Какая форма у воды в бутылке?
Форма бутылки.
Воспитатель:
Налейте воду из бутылки в стакан. Как изменилась форма воды?
Дети переливают воду:
Вода имеет форму стакана.
Воспитатель:
Значит, вода не имеет своей формы, а принимает форму посуды, в которую налита.
Вода может еще и превращаться. Вчера я поставили воду в морозильную камеру. Посмотрите, что произошло с водой?
Вода замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель:
Вода была жидкой, а лед?
Лед твердый.
Воспитатель:
Какую форму имеет лед?
Лед похож на кубики и пластинки.
Воспитатель:
Правильно, форма льда зависит от того, в какие сосуды мы наливали воду. Что вы еще можете сказать о льде?
Дети смотрят через пластинки и отмечают, что лед прозрачный, холодный.
Предлагаю подержать кубики льда в руках. Что происходит со льдом?
Лед тает и превращается в воду.
Воспитатель:
Во что может превращаться вода?
Вода может превращаться в лед.
Воспитатель:
Что мы сегодня узнали о воде?
Вода бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Воспитатель:
Вот сколько интересного мы с вами узнали о воде. Без воды никто не сможет жить на Земле. Вода, чистая, прозрачная, без цвета и запаха, нужна людям, животным, рыбам, птицам, растениям. Вода- волшебница. Она может превращаться в лед. Чтобы воды всегда всем хватало, ее надо беречь. Нельзя лить воду просто так на землю, нельзя бросать в реки и озера мусор. Ведь не зря о воде говорят: «Водица- царица, всем помощница».
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «СКАЗОЧНАЯ РАДУГА»
Ход занятия:
УТРО
1. БЕСЕДА «СКАЗОЧНАЯ РАДУГА»
Радуга – одно из самых сказочных явлений природы. Радуга является спутницей дождя. Радуга может возникнуть как перед дождем, во время дождя, так и после окончания дождя.
Что такое радуга?
Радуга представляет собой цветную дугу. Её можно увидеть на фоне дождя. Радуга наблюдается в той стороне неба, которая противоположна солнцу, при этом солнце не закрывается облаками. Чаще всего такие условия создаются летом, во время так называемых «грибных» дождей. В радуге семь цветов.
- Где ещё, кроме неба, можно увидеть радугу?
(ответы детей)
- Радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне капель поливальной установки. Радугу можно увидеть в то время, когда параллельно с ливнем светит Солнце. Чтобы ее увидеть, нужно находиться строго между Солнцем и дождем. При этом Солнце должно находиться сзади, а дождь – впереди.
- Откуда же берется исходящий от радуги удивительный красочный свет?
Источником радуги является солнечный свет. Этот свет перемещается по небосводу таким образом, что видится исходящим от той части небосвода, которая противоположна Солнцу.
2. РАЗУЧИВАНИЕ ФРАЗЫ-АКРОСТИХА «КАЖДЫЙ ОХОТНИК…»
Каждый - Красный;
Охотник - Оранжевый;
Желает - Жёлтый;
Знать - Зелёный;
Где - Голубой;
Сидит - Синий;
Фазан - Фиолетовый.
3. ОПЫТ- ЭКСПЕРИМЕНТ «РАДУГА В СТАКАНЕ»
№ 1 (с зеркалом)
- Поместите зеркало внутри стакана наполненного водой.
- Комната должна быть темной, а стены белые.
- Посветите фонариком в воду, двигая его, пока не увидите радугу.
№ 2 (с использованием компакт диска)
- Возьмите компакт- диск, и протрите его, чтобы он не был пыльным.
- Положите его на плоскую поверхность, под свет или перед окном.
- Смотрите на диск и наслаждайтесь радугой. Можете покрутить диск, чтобы увидеть, как передвигаются цвета.
4. РИСОВАНИЕ «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК»
5.ЧТЕНИЕ:
«ЛЕГЕНДА О МАЛЬЧИКЕ ПО ИМЕНИ РАДУГА»
ЯЦЫКОВА ЮЛИЯКонспект поисково-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Исследовательская лаборатория. Мука и соль»
Нефеденко Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад-ясли комбинированного вида №1 «Солнышко»Динамическая пауза.
Рос сперва на воле в поле
Летом цвёл и колосился (покачиваем руками, поднятыми вверх)
А потом обмолотился (постукиваем кулаками друг о друга)
Он в зерно вдруг превратился (пальчики здороваются)
Из зерна в муку и тесто (сжимают и разжимают кулаки)
В магазине занял место (вытягиваем руки вперёд, ладонями вверх)
Вырос он под синим небом (поднимаем руки вверх)
А пришёл на стол он хлебом (показываем круглый хлеб)
Воспитатель.
Дети, я предлагаю вам замесить тесто и сделать пирожки, хлеб или бублики. Для этого мы с вами смешаем наши исследуемые вещества (муку и соль), добавим немного воды и замесим тесто. Чтобы тесто не липло к рукам, мы добавим немного растительного масла.
(Дети принимают участие в замесе теста)
Воспитатель.
А теперь приступаем к работе и лепим пирожки, хлеб или бублики.
3.Рефлексия.
Воспитатель.
Какие вещества мы с вами сегодня исследовали?
Чем похожи эти вещества и чем они отличаются?
После того, как дети вылепят изделия из солёного теста складываем на противень и относим на кухню и запекаем. В дальнейшем изделия используем для сюжетно-ролевых игр.
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» в средней группе.
Цель:
расширение представлений о воде и ее свойствах
.
Интеграция областей:
социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
- формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют;
- обучение бережному отношению к воде;
- формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность;
- активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов
- обогащать и активизировать словарь, развивать речь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность,
- решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игровые обучающие задания,
- самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать;
- развивать двигательную активность детей.
Воспитательные
:
- воспитывать бережное отношение к воде.
- воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников.
Материалы и оборудование:
Одноразовые стаканы для каждого ребенка, трубочки одноразовые на каждого ребенка, молоко, игрушки киндер - сюрприза на каждого ребенка, стаканы, колбы разной формы, краски гуашь, сахар, соль.
Предварительная работа:
Чтение литературы о воде, разучивание стихов о воде, отгадывание загадок, просматривание картинок «где вода»? Свойства воды.
Ход ООД:
Воспитатель: ребята, сегодня у нас необычное занятие; у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Посмотрите, что я принесла.
Дети:
это глобус
Воспитатель: это глобус. Правильно - это модель нашей планеты земля в уменьшенном виде, а какого цвета на глобусе больше всего?
Дети:
синего, голубого!
Воспитатель:
верно, как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? голубой и синий цвет-это вода, посмотрите как много воды на нашей земле, кому нужна вода?
Дети:
животным, растениям, человеку.
Воспитатель:
правильно, без воды нет жизни на земле, а что человек делает при помощи воды!
Дети
: готовить, стирает, поливает растения, пьет, умывается.
Воспитатель: молодцы, совершенно верно.
А как вы думаете, полезная ли вода? Кому нужна вода? (растениям, животным, человеку).
- А для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста.
- А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.
- А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода нужна, чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая, прозрачная, безопасная, а еще воду нужно беречь. Но иногда – вода может изменить свои свойства.
Капелька: а что случилось бы, если меня не было?
Ответы детей (не было бы жизни на земле.)
Капелька: Да, ребята, вы совершенно правы. Без воды нет жизни на земле! А что, ребята вы знаете о воде, какая она бывает? Я, предлагаю вам, превратиться в настоящий ученых! Будем проводить опыты и узнаем, какая бывает вода? хотите быть учеными? я приглашаю вас в лабораторию.
Но, для начала, ребята, мы запомним некоторые правила, как вести себя в лаборатории:
1. внимательно слушать воспитателя.
2. без разрешения ничего не брать
3. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать, друг другу.
4. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
Это самые важные правила, чтобы стать великими учеными.
Опыт 1.
Перед вами, ребята, стоит два стакана. В одном налита вода, а в другом молоко. Возьмите игрушку и бросьте по одной в стаканы. Что вы заметили?
Ответы детей. В стакане с водой игрушку видно, а в стакане с молоком нет.
Какой ребята, мы можем сделать вывод? Какая вода?
Правильно, вода прозрачная.
Опыт 2.
Перед вами стоят так же два стакана, только в одном стакане вода, а в другом апельсиновый сок. Как вы
думаете, ребята, какая на вкус вода? Давайте проверим. Возьмите стакан с водой и отпейте. А теперь стакан с соком. Что вы заметили? Какой вкус у воды?
Какой мы можем сделать вывод?
Правильно, вода без вкуса. Амелия, какая вода?
Физкультминутка:
«Буратино»
Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Опыт
3
Посмотрите, ребята, перед вами, на тарелочках лежит соль, сахар и два стакана с водой. Мы уже выяснили, что вода без вкуса. Как вы думаете, можем ли мы добавить воде вкус? Что нам нужно сделать для этого? Правильно, добавить в воду соль или сахар. Давайте добавим, что получилось? Попробуйте вашу воду?
Ответы детей.
Мы с вами можем сделать вывод, что вода приняла вкус соли и сахара, то есть вода принимает вкус вещества, которое в ней растворилось.
Опыт
4
.
Скажите, ребята, что происходит зимой с лужами? Правильно, они замерзают.
Перед вами на тарелочках лед. Какой он? Возьмите его в руки. Что вы можете сказать?
От тепла наших рук лед начал таять, во что он превращается? Правильно, опять в воду. Мы с вами можем сделать вывод, что лед
-
это тоже вода.
Ребята, садитесь на стульчики, сядьте прямо, выпрямите спинки. Воспитатель: Как много всего интересного и полезного мы сегодня узнали, вам понравилось ребята? ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ?
какой опыт вам больше всего понравился? Дина вода какая?
Тема: « Школа волшебства»
Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.
Задачи:
Материалы :
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте! Я очень рада, что мы с вами встретились и сможем отправиться в необычное путешествие. Каким бы вы хотели видеть его? (Ответы детей). Вы хотите, чтобы оно было волшебным?
Дети : Да!
Воспитатель: А что такое волшебство? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в школу волшебства. (Звучит “волшебная” музыка). Закройте глаза, повернитесь через левое плечо.
В руку палочку возьму,
Ей тихонько я взмахну,
Превращаемся сейчас
Мы в волшебный, дружный класс.
(В групповой комнате заранее приготовлены 3 стола с материалами для опытов)
Воспитатель: Мы с вами попали в волшебную комнату.
Опыт со льдом
Воспитатель: Чтобы наше волшебство получилось, вам нужно сделать добрый поступок. А какой - я вам сейчас расскажу.
(Проблемная ситуация ). Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а злой чародей заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
Дети : Нужно освободить бусинки.
Воспитатель: А как можно освободить бусинки из плена?
(Дети высказывают свои гипотезы)
Можно погреть в кулачке.
Можно положить на батарею.
Можно положить в теплую воду.
Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, какой из предложенных способов самый быстрый.
(Дети проводят опыты с таянием льда и делают вывод).
Опыт с магнитом
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить.
(На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной)
Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей ). Правильно, магнит. А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами. Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами?
(Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).
Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка. Давайте повторим ее движения.
Проводится динамическая пауза
(Педагог показывает карточку с изображением дорожек, а дети под веселую музыку выполняют движения)
Опыт с огнем
Воспитатель : Вы были хорошими учениками и, конечно, заслужили еще одно интересное и вкусное волшебство. Делать его нужно аккуратно и очень осторожно, так как мы будем работать с огнем. А огонь, как вы уже знаете, может быть опасным, если с ним неправильно обращаться.
Посмотрите - на столе у вас лежат ложечки. Что в них находится? Расскажите мне о сахаре. Какой он? (Ответы детей)
Возьмите, пожалуйста, ложки и погрейте сахар над огнем свечи. Внимательно смотрите что происходит. Каким стал сахар? Почему? (Ответы детей)
Теперь жидкий сахар осторожно перелейте на тарелочку. Каким стал сахар? (Дети делают выводы о том, что при нагревании сахар становится жидким, свободно переливается, а при прекращении нагревания сахар переходит в твердое состояние)
(Педагог дает инструкцию, о том, как правильно затушить свечи. С помощью баночек свечи гасятся).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, станет ли сахар жидким от солнечного тепла? (Ответы детей). Тепла солнца будет недостаточно для того, чтобы сахар стал жидким. (Звучит “волшебная” музыка)
Вот и закончилось наше путешествие. Напоследок я подарю вам волшебное семечко, которое вы посадите и посмотрите, что из него вырастет - это будет новая и очень интересная история.
Ну и, теперь, вы можете попробовать наше вкусное волшебство.