Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

КАФЕДРА
ЮРИСПРУДЕНЦИИ

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «РИМСКОЕ ПРАВО»
НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ БРАКА ПО РИМСКОМУ ПРАВУ»

Студент Курс 4
Группа
Преподаватель

Москва
2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………...……………………………………………….3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ……………….……..6
1.1. Понятия «семья» и «брак»……………………………………...…..6
1.2. Виды и формы брака………………………………………..………7
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ……………………….11
2.1. Условия заключения брака ……………………………………….11
2.2. Обстоятельства, прекращающие брак……………………………13
2.3. Различия правовых режимов брака в зависимости от вида
брака…………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………………………….17
СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения римского семейного права и его институтов самоочевидна, так как и в наши дни брачное право европейских стран основано прежде всего на соображениях юридического родства.
В источниках римского частного права понятие брака трактуется как «союз мужчины и женщины, объединение всей жизни, связь в праве божественном и человеческом» (D.23.2.1) (Седаков, 2010, С. 61, 110). Также существует и второе определение: «Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни» (J.1.9.1) (Седаков, 2010, С. 62, 110). Оба данных определения подходят, скорее, к древнеримскому браку cum manu, так называемому «браку с мужней властью», когда жена передавала все свое имущество супругу, чем к новому, когда, по исчезновении manus, жена сохраняла свое имущество, отдельное от мужа, и оставалась подвластной своего отца и членом своей прежней семьи.
Сложность юридической конструкции римского брачного права заключается в том, что не каждая семья и не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались браком, порождающим правовые последствия. Данная сложность, думается, определяется неоднозначным правовым происхождением института брака. Недаром Гай считал римский семейный строй (в силу его нетипичности) «исключительным достижением» римского народа. Поскольку в римской семье первостепенную роль играло юридическое (согласно исконной римской терминологии – агнатическое родство). А кровная (когнатическая) связь, соответственно, отодвигалась на второй план.
Целью данного исследования является последовательный анализ конкретного института римского права; выявление и отражение его юридического значения, соотнесенности с другими институтами права, места в правовой системе в целом.
Для осуществления этих целей были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия семьи и брака; условия заключения брака; обстоятельства, прекращающие брак; виды брака в римском праве; различия в семейных правоотношениях в зависимости от вида брака в римском праве;
– соотнести теоретические воззрения, изложенные в работах современных авторов с хрестоматийным материалом.
Исходя из поставленных задач, для написания данного реферата-эссе были использованы метод деконструкции и аксиоматический метод.
Методы:
1) метод деконструкции – основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант.
Данный метод дал возможность изменять последовательность высказываний авторов, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и давать свою интерпретацию.
2) аксиоматический метод – построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические.
Этот метод позволил использовать терминологию исходных текстов, идеи, законы, руководствоваться ими, приняв их за аксиомы; дополнять текст общеизвестных и общепринятых положений своим материалом – различного рода анализом и оценкой.

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ
1.1. Понятия «семья» и «брак»
В римском праве термин «семья» (familia) имел более широкий смысл, чем в наши дни. «Под таким термином в архаичные времена понимались рабы, наличествующие в данном хозяйстве, позже <…> и имущество, и рабочая сила, и собственно члены семьи», – отмечает О.И. Гордеев. Согласно Советскому философскому словарю, «даже европейская патриархальная» семья «включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов, в т.ч. наложниц; поэтому Энгельс определяет ее как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией» (2012, http://terme.ru) .
Семья образуется в результате брака. Римский юрист и государственный деятель Модестин наделял брак, «союз мужчины и женщины», общностью «божественного и человеческого права». Такая идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина не была равна в правах мужу. Исследователь О.А. Омельченко считает, что в данном общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, а как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву (Омельченко, 2012, http://www/gumer.info).

1.2. Виды и формы брака
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат – дозволенное законом постоянное (но не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
В доюстиниановом праве различали два вида брака: cum manu и sine manu. Следует отметить, что эти две разновидности брака совершались в разных формах и, соответственно, порождали разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, а также прекращались в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu, то есть брак с «мужней властью», в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его домовладыки (paterfamilias), если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
Второй вид брака – sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Черниловский, 1996, С. 261–272).
Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков cum manu и sine manu была различна. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа. Второй мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон.
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.
Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения.
1) Конфарреация (сonfarreatio), которую ряд историков считают патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, возможно, 10 древнейших курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного посредством конфарреации, и состоящий в таком браке мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.
2) Коэмпция (сoёmptio) является светской и, как полагают некоторые исследователи, преимущественно плебейской формой брака. Эта «воображаемая» покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи, а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в форме mancipatio. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля.
3) Узус (usus) представляла собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений.

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
2.1. Условия заключения брака
Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). Исследователь С.Ю. Седаков отмечает, что спонсалия не являлась обязательной (Седаков, 2010, С. 62). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций: по одной – paterfamilias невесты обязывался передать ее жениху, а по другой – обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время, возможно, в форме односторонней стипуляции, по которой только paterfamilias невесты обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним волеизъявлением.
Для вступления в римский брак требовалось:
Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui iuris. «Детям под властью отца требовалось согласие (пусть даже молчаливое) домовладыки, но не матери или опекуна» (Седаков С. Ю., 2010, С. 62).
Следует отметить, что отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был paterfamilias, носителем отцовской власти.
Третьим условием вступления в римской брак является наличие у брачующихся ius conubbii. Препятствия вступлению в брак из-за отсутствия этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших между ними отношений.
Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего.
Обязательным условием было отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением (инцест).
Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.
Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.
Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так, сын – агнат отца первой степени, внук – агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом, братья были агнатами второй степени.

2.2. Обстоятельства, прекращающие брак
Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:
1. Обращением одного из супругов в рабство. Однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену.
2. Утратой права гражданства.
3. Изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, paterfamilias усыновлял мужа свой дочери, не освободив ее предварительно от patria potestas.
4. По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.
Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

2.3. Различия правовых режимов брака в зависимости от вида брака
Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.
Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.
Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она – persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья по своей сути – это самая малая социальная группа. Но от того насколько гармоничны будут отношения в семье, зависит благополучие всего общества и, следовательно, государства.
Разумеется, для юридической науки представляют интерес те аспекты жизнедеятельности семьи, которые регулируются при помощи правового инструмента.
В положениях Семейного кодекса нет рецепции римского права, но ее следы достаточно заметны в положениях Гражданского кодекса. Не лишне будет отметить, что в семейном правоотношении права и обязанности настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно отграничить семейные правоотношения от гражданских. Исследователь С.Ю. Седаков справедливо считает, что «российское право <…> воспринимает прежде всего идеи римского права, вырабатывая <…> собственные юридические решения» (Седаков, 2010, С. 5). Вслед за маститым автором приходим к выводу, что всестороннее изучение вопросов римского права играет важную роль, скорее, в развитии правовой науки и образования и, несомненно, практики, нежели чем в развитии законодательства.
Итак, проанализировав отобранные источники, отметим, что нетипичность организации римского семейного уклада выражалась прежде всего в следующих особенностях:
1) всеобъемлющая власть домовладыки;
2) первостепенная роль агнатического родства;
3) в понятие «семья» входили не только агнаты, но и рабы, а также неодушевленные вещи.
Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu) и неформальной (sine manu). Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.
Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.
Таким образом, и в Древнем Риме, и в современном мире вопросам брачных отношений уделяется особое внимание со стороны юристов, как практиков, так и теоретиков. Значимость семейного права очевидна, так как оно призвано защищать интересы государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

· cum manu - брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

· sine manu - брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);

· конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Подробнее

Брак и условия его заключения

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Условия вступления в брак:

1. достижение брачного возраста;

2. согласие на брак;

3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Подробнее

Способы заключения брака

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.



Способы заключения брака в римском праве:

1. путем совершения религиозного обряда;

2. путем покупки женихом невесты;

3. путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Расторжение брака и его виды

Основания прекращения брака в римском праве:

1. Смерть одного из супругов.

2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.

3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.

4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).

5. Воля главы семьи.

6. Развод.

7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором.

Подробнее

Формы развода в римском праве:

1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

2. письменное соглашение;

3. фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):

· по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

· без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями - от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий (divorium sine damno):

· развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);

· развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

20. Имущественные отношения супругов в браке sine manu.

При браке sine manu жена остается под властью своем отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (personasui iuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство муха было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица у которого она находилась, и т.п. Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим, и т.п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, что приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого (см. ниже, п.З) и пр., при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.

При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основаниях договора поручения.

Приобретения жены во время состояния в браке (sine manu) также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.

3. Приданое. Этим термином обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом ad onera matrimonii ferenda, для облегчения материальных затруднений семейной жизни.

В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.

Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н. э. стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем (так называемую cautio rei uxoriae), по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие ли развода или смерти супруга). Пои отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.

В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого: обыкновенно это была actio ex stipulatu (иск из соглашения о возврате приданого), переходившая и на наследников жены; это был иск строгого права (см. выше, разд. II, § 4, п. 3), муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемую actio rei uxoriae. Это был иск bonae fidei (см. там же); он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек, в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т.п.

При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actio ех stipulatu, по которой приданое возвращается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем.

4. В императорский период сложился обычай, по которому муж получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому.называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias). Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.

21. Юридическая регламентация отношений детей и родителей в классическом римском праве.

Брак и его виды. Правовые отношения супругов

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно - семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак (iustum matrimonium). Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат . Итак, конкубинат - устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий:

  • 1. Дети от этого барка не могли стать наследниками отца.
  • 2. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование.
  • 3. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины.

Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

Наихудший вид брака - это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание ответственность за связь с мужчиной, несла женщина.

Был еще один вид брачных отношений это брак между рабами - контурберниум.

Римский законный брак, в свою очередь, так же делился на два вида: брак с мужней властью (cum manu) и брак без мужней власти (sine manu). Брак с мужней властью заключался посредствам трех способов. Первый - религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера - «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака - покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ - usus - по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu.

При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода (nomen). Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая (Maior), следующая сестра - Secunda - вторая или Minor (младшая),третья - Tersia и т.д.

При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества.

Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

Для вступления в римский брак требовалось:

  • 1. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно бвло получить через магтистрат.
  • 2. Достижение брачного возраста (14 лет для мужчины, 12 - для женщины).
  • 3. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего.
  • 4. Обязательное условие - отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением (инцест).

Интересно, что в христианскую эпоху крестный отец и крестная мать в Римской империи также считались родственниками, а их дети и внуки не могли между собой свободно вступить в брак. Вместе с тем нужно отметить, что далеко не всегда эти требования выполнялись. И, прежде всего, верхами римского общества.

Попытки римских законодателей бороться с этими негативными тенденциями путем введения в 149 г. до н.э. крупного штрафа в 10 тыс. сестерций, а в классическую эпоху и к смертной казни за мужеловство потерпели полный крах.

Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется:

  • 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  • 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
  • 3. Согласием партнера;
  • 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
  • 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  • 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.

Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.

Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:

  • 1. Смерть супруга
  • 2. Заявление об отказе от брачного союза- развод
  • 3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением гражданства.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.

Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.

Независимо от формы брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданное (dos) и брачные дары (dos propter nuptias).

Термином приданное обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало в собственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за 2 века до н. э. стало входить в правило заключать устное соглашение, по которому муж принимал обязательство возвратить приданное в случае прекращения брака.

В классический период приданое получает специальную регламентацию. О. Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. п.) В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды.

При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек.

Брачные дары представляли собой как бы "приданое наоборот", это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарение совершалось до брака (т. к. дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа.

Термины

брак римское право

  • 1. Ius praetorium (преторское право) - система права, сложившаяся в практике преторов и др.магистратов через их эдикты. Ius praetorium, по словам римского юриста Марциана, сделалось живым голосом цивильного права, эффективным средством удовлетворения новых жизненных интересов, возникших с ростом производства, торговли и т. Д
  • 2. Mancipatio (собственно взятие рукою), в древнеримской жизни весьма важный акт, который заключался между передающим (qui mancipio dat) и приобретающим во владение (qui mancipio accipit) в присутствии 5 свидетелей (из признанных совершеннолетними римских граждан, а впоследствии и из латинян) и одного весовщика (libripens) при помощи весов. Приобретавший обыкновенно брал предмет, который он желал приобрести, произнося при этом обычные слова, ударял сестерцием о весы и затем отдавал его уступавшему свое право в виде платы за покупку. Весь акт уподоблялся действительной продаже и в доисторическое время, может быть, и был формальной куплей, причем деньги уплачивались за покупаемую вещь на вес.
  • 3. Аctio bonae fidei - иски доброй совести. Во многих исках судье предоставлялось произносить свое решение в соответствии с тем, чего требует bona fides (добрая совесть). Судья обязывался в этих случаях восполнять предписания действующего права, исходя из соображений bonum et aequum, т.е. того, что в обороте считается соответствующим справедливости. Такие иски назывались исками bonae fidei .
  • 4. Offerta - письменное предложение продавца или покупателя о заключении договора. Offerta содержит все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цену, условия поставки, срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки. Различают два вида оферты: твердая и свободная.
  • 5. Тraditio - неформальная передача вещи, влекущая переход права собственности от отчуждателя к приобретателю.
  • 6. Actio in personam , дается для защиты правоотношения личного характера между двумя или несколькими определенными лицами. Например, А. обязался что-то сделать для В.; В. имеет право требовать совершения этого действия именно от А. и ни от кого другого. Следовательно, нарушить право В. в данном случае может только А., ибо никто другой не принимал на себя обязательства совершить для В. данное действие. Таким образом, возможный нарушитель такого рода права известен заранее и иск возможен только против этого лица. Поэтому иск в этом случае носит название actio in personam (личный иск). По современной терминологии это относительная защита.
  • 7. Corpus possessionis - реальное господство над предметом владения. Наличие первого элемента не требует особых форм проявления, а всегда предполагается, если существует второй, т.е. фактическое господство лица над вещью.
  • 8. Res incorporales - бестелесные вещи. Бестелесные вещи могут быть помыслены (единорог), определены (понятие «свобода»), а также могут быть объектом права (обязательства, вещные или наследственные права). В теории права вещью является все то, чем можно владеть.
  • 9. Римское право называют Ratio scripta - писанный разум. Если религиозные учения предполагают преображение несовершенного от природы человека, то римское право рассматривает человека таким, как он есть вместе со всеми его недостатками, страстями и интересами. Оно предполагает такую модель человеческого общежития, которая учитывала бы интересы государства и позволяла бы отдельному человеку, по возможности, свободно жить вместе с другими тоже несовершенными людьми. Римский юрист Флорентин, живший во второй половине II в. н.э., дал следующее определение свободы: “Свобода - это естественная возможность каждого делать то, что он хочет, если только он не применяет насилие или нарушает законы“...
  • 10. Status civitatis - гражданское состояние.

Приобретение гражданского статуса делало человека субъектом права.

Основные гражданские права:

  • 1). Право приобретения собственности (ius commercii).
  • 2). Право вступления в законный брак (ius conubii).
  • 3). Пассивное избирательное право (ius suffragii).
  • 4). Активное избирательное право (ius honorum) - в архаическом Риме имели только патриции.
  • 5). Право быть римским воином (militaria).
  • 6). Право завещания (testamenti factio).

Задача-казус

Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца.

  • 1. Возможен ли иск к хозяину черепицы?
  • 2. Какого рода будет иск?
  • 3. В чем его суть?
  • 4. Каким образом будет исчисляться сумма?
  • 5. Составьте формулу иска, выделив интенцию, кондемнацию.

Решение:

Вещный иск в римском праве был направлен на признание права в отношении определенной вещи. Личный иск был направлен на выполнение обязательства определенным должником, должник - ответчик. Институции Гая уточняют, что «личным будет тот иск, который мы вчиняем против того, кто ответствует или по договору, или из преступления…» В тоже время выделяется понятие казуса - случай, случайное событие, причинившее вред. Это высшая непреодолимая сила, непредвиденное и неотвратимое событие, не зависящее от воли должника, за которое он не отвечал. В уголовном праве казус означал непреднамеренное повреждение имущества, защищаемое правом. Учитывая изложенное, речь идет скорее всего о казусе, но если выбирать между вещным и личном иске, то следует остановиться на последнем, а именно иске, возмещающем убытки и наказании ответчика (при этом за повреждение вещей взыскивалась не их стоимость, а высшая цена, которую они имели в течение последнего года или месяца).

Формула начиналась с назначения судьи. Остальные части формулы делились на обязательные и факультативные. Обязательные части формулы: 1. Intentio - суть требований и возражений сторон (В данном случае - требование возместить стоимость убитой овцы). 2. Condemnatio - правовая квалификация дела (Признать произошедшее казусом и отказать в удовлетворении иска). Факультативные части формулы: 1. Demonsratio - дополнительное пояснение пожеланий сторон (в сложных делах). 2. Adiudicatio - предоставление претором судье дополнительных правовых возможностей (например, раздел наследства). 3. Exceptio - в этом разделе претор отмечает возражения, которые ответчик мог сделать против иска (например, exceptio doli - ссылка на умысел истца, например, при заключении договора). 4. Prescriptio - оговорка на то, что цена иска точно не установлена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • 1. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. - М.:ИНФРА.М.- Норма,1996г.
  • 2. Иванов А.А. Римское право. М; Закон и право, 2008г.
  • 3. Лещенко В.С. Римское право: Курс лекций. - Донецк, 2007г.
  • 4. Макеев В.В., Головко А.Г. Римское право. - ростов-на-Дону,2002г.
  • 5. Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт,2007г.
  • 6. Боголепов Н.П. Учебник истории римского права. - М.Зерцало, 2004г.
  • 7. Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. - М.: Юрид. Лит., 1986г.
  • 8. Покровский И.О. История римского права. - СПБ,1998г.
  • 9. Сафаров Р.А. Римское право. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008г.
  • 10. Седаков С.Ю. Римское право. - М.; МГТУ,2001г.
  • 11. Пиляева В.В. Римское частное право. - М.; Инфра - М,2004г.
  • 12. Пухан Иво, Поленак - Акимовская Мирьяна. Римское право: Базовый учебник. - М.: Зерцало,2006г.

Брак является союзом между мужчиной и женщиной, который определяет личные неимущественные и имущественные отношения между ними, а также статус их общих детей.

Кроме того, брак – это сделка и юридический факт, так как его главная правовая цель – создание юридических последствий, то есть, придание общим детям законный статус, а также порождение личных и имущественных отношений, в частности – наследственных.

Римский брак, впрочем, как и римская семья был правовым специфическим институтом, так как в его основе создания располагались патриархальные устои общества, а основной задачей с точки зрения государства было создание на подчинении семьи и воспроизведение граждан.

Однако римскую семью в соответствие с правовыми последствиями мог создать исключительно римский гражданин, который вступил в «правильный» римский брак. Но ежели лица по каким-либо законным причинам не могли вступить в законный брак, то им дозволялось жить в конкубинате, разрешённом союзе между женщиной и мужчиной. Конкубинат являлся аналогом современного гражданского брака, так как он заключался без формальностей и влёк за собой правовые последствия, хотя и считался «неправильным браком».

Таким образом, конкубинат был браком, не соответствующим законным римским условиям. В эпоху республики мужчине разрешалось по закону быть в браке с одной женщиной, но проживать в конкубинате с другой. Но, при этом женщина, которая вступила в связь с кем-то кроме своего мужа, считалась преступницей, и у мужа было право убить её.

Исходя из самой сути «правильного римского брака» для римского права брак перигринов не имел значения, однако допускался лишь один вид брака между перигринами и латинами, если он был разрешён как «брак по праву народов». Сожительство рабов не влекло никаких правовых последствий, так как рабы не относились к субъектам права.

Разновидности браков в римском праве

В Риме было принято различать два отдельных вида браков:

· Брак sinemanu, являвшийся браком без мужской власти

· Брак cum manu – брак с мужской властью.

Сущность последнего заключалась в личном и имущественном полном подчинении жены мужу. При этом, жена и дочери приобретали статус со всеми последствиями права, однако муж полностью распоряжался личностью и статусом жены. Кроме того, приданое включалось в имущество мужа, а жена не имела права совершать сделки. За мужем закреплялось право жизни и смерти жены. Вступая в данный вид брака, женщина полностью попадала под власть мужа и не могла требовать развод, который мог дать только муж.

Брак как союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава. Историография семьи в Древнем Риме. Формы заключения и прекращения брака. Его основы у римлян по законодательству Августа. Брак в системе римского права.


Введение

1.1. Брак у римлян до возникновения права

1.2. Брак в системе римского права

1.3. Брак у римлян по законодательству Августа

2. 1. Формы заключения брака

2.2. Формы прекращения брака

Заключение

Введение

Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

Брак (matrimonium) - “союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава”. В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований “человеческого права” брачный союз подчиняется установлениям гражданского нрава (в равной степени публичного и частного), как проявление требований “божественного права” брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческого нраву. В канонах римской юридической культуры брак не был только частным делом, еще меньше - отношениями только в рамках частного права: люди не властны сами, и по собственной прихоти предопределять, каким должен быть брак, чему в нем можно следовать и чего избегать. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Вплоть до образования Римской империи римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат - дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

1. Историография семьи и брака в Древнем Риме

1.1. Брак у римлян до возникновения права

Память римского народа не сохранила никаких следов периода, предшествовавшего установлению семьи. С тех пор как мы знаем что-нибудь о римлянах, мы находим у них уже прочно сложившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домовладыкой во главе, власть которого (первоначально носящая общее название manus ) объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое Покровский И.А.. История римского права. - СПб., издательско-торговый дом «Летний сад», 1999.С.449- 458 .

Эта патриархальная семья cum manu над женой устанавливалась посредством брака в троякой форме.

Первая из этих форм - confarreatio . Это акт религиозный; совершается он в присутствии 10 свидетелей, которых считают за представителей 10 курий, при участии жрецов (pontifex maximus и flamen Dialis) и состоит в целом ряде различных сакральных обрядов, сопровождаемых «certis et solemnibus verbis» «ясными и торжественными словами». Среди этих обрядов центральное место занимает освящение и вкушение женихом и невестой особого хлеба - panis farreus , откуда и самая форма получила свое название.

Вторая форма - coёmptio , т. е. покупка жены у ее paterfamilias или у ее опекуна. Как и всякая покупка в то время, она совершается в форме mancipatio: в присутствии 5 свидетелей и весовщика (libripens) с весами жених произносит соответствующую формулу и затем передает металл домовладыке невесты. Но, по-видимому, этому акту mancipatio предшествовал обмен вопросов о согласии; сначала жених спрашивал невесту «an tu mihi materfamilias esse velis» «желаешь ли ты быть у меня матерью семейства?» и получал от нее утвердительный ответ; затем такой же вопрос предлагала она. Вероятно, эти обоюдные ответы о согласии давались также в известных, обрядами санкционированных словах; по-видимому, обычной фразой невесты было: «ubi tu Gajus, ibi ego Gaja» . Но, во всяком случае, юридический момент акта лежал не в этих брачных обрядах, а в акте mancipatio. Весьма возможно, что в более раннее время coёmptio была подлинной реальной покупкой жены, но уже очень рано она стала простой формой - imaginaria venditio (воображаемая продажа).

Историческое соотношение этих двух форм между собой неясно; многие ученые считают confarreatio формой специально патрицианской, а coёmptio формой, возникнувшей у плебеев и лишь впоследствии ставшей общей. Думают даже, что confarreatio навсегда осталась для плебеев недоступной.

Помимо этих двух форм, manus над женщиной, а следовательно и семья, могла быть установлена usu «пользованием», т. е. фактическим брачным сожительством в течение года. Мы имеем здесь применение к семейственным отношениям вещно-правового института давности: подобно тому, как владение вещью в течение двух лет для недвижимости и одного года для ceterae res превращалось в собственность, так и здесь сожительство в течение года давало мужу manus над женой. В древнейшем своем применении usus имел, вероятно, своею целью санкционировать брак, заключенный с каким-нибудь пороком в форме, или брачное сожительство, возникнувшее вовсе бесформально, например, путем похищения.

Брак, возникнувший одним из указанных способов, есть брак cum manu : жена, как в личном, так и имущественном отношении подпадает под власть мужа (или его paterfamilias), занимает место дочери - filiae locum optinet (Gai. I. 111). Она входит всецело в состав его familia, делается агнаткой как его самого, так и всех его родственников. Вместе с тем она окончательно порывает все агнатические связи со своей прежней семьей, делается для своих родителей, братьев и т. д. юридически чужой со всеми последствиями такого отчуждения (теряет права наследования и т. д.). Как filia, она подлежит власти своего мужа со всеми атрибутами ее абсолютности.

Только такой строго патриархальный брак cum manu был известен римлянам в древнейшее время.

1.2. Брак в системе римского права

В эпоху создания римского права стал намечаться брак иного характера . Законы XII таблиц, санкционируя установление manus посредством usus, говорят в то же время, что жена может воспрепятствовать установлению manus, прервать течение давности удалением из дома мужа на три ночи - usurpatio trinoctio XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 - 272. .

Таким образом, брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь, с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, будет юридически для него чужой, сохраняя свое прежнее положение в старой семье.

Конечно, со строго юридической точки зрения, такое сожительство не должно было бы считаться в собственном смысле браком; тем не менее, римское право уже ранней эпохи признало его за matrimonium justum «законный брак»: дети от такого сожительства считаются не внебрачными детьми, а детьми законными; они подлежат власти (patria potestas) отца, входят, как агнаты, в его семью и т. д. Жена, мать этих детей, есть uxor своего мужа, а не наложница, но только она не подлежит manus mariti, стоит в брачном сожительстве рядом с мужем, как существо свободное и самостоятельное.

Появление этого нового брака знаменует собою в римской истории крупнейший поворотный пункт. В непроницаемом единстве староримской патриархальной семьи была пробита первая брешь: если прежде paterfamilias закрывал собою всех членов своей семьи, над которыми он властвовал со всею юридической неограниченностью, то теперь в браке sine manu жена вышла из этой патриархальной оболочки и стала рядом с мужем, как личность самостоятельная. Вместе с тем впервые возник вопрос о юридическом определении отношений между этими двумя самостоятельными личностями. Если ранее, в браке cum manu, семейственные отношения представляли лишь разновидность вещных (manus принципиально равна dominium), то только в браке sine manu появились впервые отношения особенного, семейственного характера.

Появление брака sine manu не уничтожило сразу брака cum manu; новая форма сначала стоит только рядом со старой и лишь постепенно выступает на первый план, побеждая старую своей внутренней силой. Долгое время оба вида брака существуют рядом, но уже во второй половине республики брак sine manu делается преобладающим. Старые формы установления manus постепенно вымирают.

Но уже в начале Римской империи в этом отношении встречаются большие затруднения: круг возможных кандидатов суживается все более и более; очевидно, manus mariti отпугивает жен от этой формы.

Ввиду этого в 23 г. н.э. издан был закон, освобождающий confarreatio от этого цивильного последствия, и в таком виде (без manus) confarreatio продолжала встречаться вплоть до полного исчезновения язычества. Наконец, coёmptio сохраняется также еще в эпоху классических юристов (Гай говорит о ней, как о форме практической), но уже не как способ установления настоящего брака, а как coёmptio fiduciarea в целях приобретения женщиной некоторых льгот - напр., для освобождения от законных опекунов и для замены их опекуном по избранию (tutelae evitandae gratia: женщина выходит фиктивно замуж, вследствие чего опека агнатов над ней прекращается; вслед за тем ее фиктивный муж ремансипирует ее тому, кого она желала бы иметь своим опекуном; этот последний эмансипирует ее в свою очередь, но, как manumissor, остается ее опекуном.

Однако, с IV столетия н.э. coёmptio уже и в этом искусственном виде не встречается.

Таким образом, уже в эпоху классических юристов единственным видом настоящего брака является брак sine mani . Его историческое происхождение объясняет и всю его юридическую природу . Возникнув из простого брачного сожительства для избежания manus, новый брак заключается и в позднейшее время путем простого брачного соглашения , за которым следует привод жены в дом мужа - deductio in domum , - сопровождаемый, конечно, различными бытовыми обрядами, но все эти обряды юридического значения не имеют.

Полная бесформальность брака, при формальности целого ряда других, менее важных юридических актов, представляется, конечно, странностью, но эта странность объясняется именно историческим происхождением брака sine manu. Эта бесформальность сохранилась в римском праве до самого конца; лишь уже в Византии была установлена необходимость церковного венчания.

1.3. Брак у римлян по законодательству Августа

В конце республики, под влиянием общего морального распада, семейная жизнь пережила особенно острый кризис. Разврат вне семьи и в семье приобрел ужасающие размеры; отношения брачные стали сплошь и рядом уродливыми; супруги старались избежать детей; свободой разводов стали злоупотреблять, преследуя при этом чисто спекулятивные цели.

Для борьбы со всем этим император Август издал ряд весьма решительных законов. Такова прежде всего lex Julia de adulteriis , закон 18 г. до н.э, устанавливающий наказания за прелюбодеяния (relegatio); наказанию подвергаются не только непосредственные виновники, но и попустители; в качестве таковых подлежат наказанию муж и отец виновной жены, если они не возбуждают преследования.

В связи с этим находится другой закон либо того же 18 г. до н.э., либо 4 г. н.э. - lex Julia de maritandis ordinibus , внесший целый ряд весьма существенных положений в область брачного права. Этот закон был дополнен затем в 9 г. н.э. по предложению консулов Папия и Поппея, причем эти дополнения у позднейших юристов объединяются с предыдущим законом под общим именем lex Julia et Papia Poppaea . Вся совокупность брачного законодательства Августа наложила свой отпечаток на всю дальнейшую историю римских семейственных отношений и вызвала к жизни целый ряд весьма существенных юридических явлений.

Карая adulterium и stuprum, Август изъял от наказания тот случай, когда сожительство имеет внебрачный характер вследствие препятствий, полагаемых самим законом - напр., вследствие запрещения браков между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенницами. Сожительство при таких условиях, если оно сопряжено с брачными намерениями обеих сторон и если ни одна из них не состоит в законном браке, не подлежит наказнию - extra poenam legis est «не подпадает под кару закона». Такое сожительство называется конкубинатом и отличается от всех прочих случайных связей; дети, рожденные от конкубината, хотя и не являются законными, но зато отличаются и от незаконных (spurii или vulgo concepti); они - liberi naturales . С течением времени им предоставляются даже известные ограниченные права наследования, право быть известным образом узаконенными и т. д. Вследствие этого на конкубинат начинают смотреть, как на некоторый суррогат брака. Так рядом с браком в истинном смысле слова возникло брачное сожительство, так сказать, низшего порядка - некоторые inaequale conjugium . Но оно является, конечно, только редким исключением.

Борясь, далее, с наклонностью к безбрачию и бездетности, Август прибег к следующей чрезвычайной мере. Lex Julia et Papia Poppaea устанавливает прямую обязанность для всех мужчин в возрасте от 25 до 60 л. и для всех женщин в возрасте от 20 до 50 л. состоять в браке и иметь детей . Лица, не выполняющие этой обязанности, подвергаются известным и весьма существенным ограничениям: не состоящие в браке (coelibes ) не могут вовсе ничего получать по завещаниям, а состоящие в браке, но не имеющие детей (orbi ), могут получать только половину. Все то, что они получить не могут (incapaces), является caducum и идет или в пользу других лиц, назначенных в том же завещании, или же в казну. При этом Август определяет даже количество детей, которое необходимо иметь, чтобы не считаться за бездетных: для мужчин достаточно одного ребенка, а для женщин нужно три (для вольноотпущенниц даже четыре). Женщины, удовлетворяющие этому требованию, имеющие т. н. jus trium liberorum «право трех детей», помимо неограниченного права получать по завещаниям, пользуются и другими преимуществами. - Но этот столь решительный закон, разумеется, своей цели достигнуть не мог, и если впоследствии положение дела в этом отношении улучшилось, то в зависимости от некоторого общего улучшения в состоянии римского общества, а не от кар закона. Своими постановлениями о caduca lex Julia et Papia Poppaea вызвал только разнообразные средства для своего обхода и большую путаницу. Тем не менее, правила эти существовали в течение всего классического периода и были отменены только Константином.

Вступление во второй брак по прекращении первого (хотя бы путем развода) в течение всего республиканского и классического периода не встречало никаких препятствий со стороны закона и не навлекало на вступившего в новый брак супруга никаких ограничений. Даже напротив, lex Julia et Papia Poppaea лиц, не вступивших в новый брак по прошествии известного времени после прекращения первого, подвергал правилам об incapacitas (неспособность наследовать по завещанию).

В послеклассическом праве, однако, появляются уже известные ограничения, имеющие своей целью оградить интересы детей от первого брака: parens binubus лишается права распорядиться всем тем, что он получил от первого брака (так называемым lucra nuptialia); он может только этим имуществом пользоваться; после же его смерти оно должно во всяком случае перейти к его детям от первого брака. Кроме того, своему новому супругу он не может ни подарить, ни завещать более того, что он оставляет каждому из своих детей от первого брака.

Вдова, вступающая во второй брак, должна сверх того соблюсти т. н. траурный год , т. е. промежуток в 10 месяцев со времени прекращения первого. Целью этого ограничения является, с одной стороны, соблюдение известного пиетета к покойному мужу, а с другой стороны, устранение т. н. turbatio sanguinis , т. е. затруднений в определении того, кто должен считаться отцом ребенка, если таковой родится в течение 10 месяцев по прекращении первого брака.

2. Формы заключения и прекращения брака

2.1. Формы заключения брака

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus) Омельченко О. А. Основы римского права. - М., 1994. С.137. .

Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. Эти события могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Обручение обязательно предшествует браку: одновременность делает ничтожными оба события и весь брак в целом.

Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и, как свидетельство серьезности намерений, обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов - их родителями, опекунами и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами (в более раннее время -- присутствием свидетелей).

Обручение не было еще завершенной процедурой заключения брачного союза: обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшегося обручения (расход на прием гостей, подарки и т.п.) должен был возмещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несостоявшимся браком не принимались.

По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.

Существовало три способа заключения брака:

* торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 7 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался "конферрацией"

* мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"). Этот способ заключения брака считается плебейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н.э. превращается в фикцию и затем исчезает;

* брак " sine manu ", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вид брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков.

С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского.- М., 1996. С.178. .

2.2. Формы прекращения брака

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись: смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза - развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более - утратой свободы, или изменением гражданства Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993. .

Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо. Как сожительство, зиждущееся на свободном соглашении мужа и жены, брак sine manu может быть и прекращен свободным желанием любого из супругов. Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

И в этом отношении должна быть отмечена глубокая разница между двумя видами брака. Брак cum manu, сущностью которого являлась односторонняя власть мужа, мог быть расторгнут только по одностороннему же решению мужа (но не по желанию жены); единственным ограничением служила только необходимость соблюдения принципа contrarius actus: брак, заключенный посредством confarreatio, мог быть расторгнуть посредством такого же сакрального акта diffarreatio , брак коэмпционный - посредством remancipatio . Брак sine manu, напротив, мог быть расторгнуть не только по взаимному согласию обоих супругов (divortium mutuo dissensu), но и односторонним заявлением как со стороны мужа, так и со стороны жены (repudium ). Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху - 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 - для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.

Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Между рабами брака не могло быть: только сожительство (конкубинат).

В вопросе о разводе Август, не затрагивая самого принципа свободы разводов, в lex Julia de adulteriis предписал, чтобы расторжение брака было объявляемо в присутствии семи свидетелей, причем обыкновенно это делалось в виде вручения разводного письма - libellus repudii . За этим чисто формальным ограничением, свобода разводов сохранилась в римском праве до самого конца. Правда, вопрос о причинах развода не остается вовсе безразличным; развод без основательной причины (sine justa causa) влечет за собой для стороны виновной известные имущественные штрафы : если жена подала повод к разводу своим поведением или если она дала развод без всякого повода со стороны мужа, она теряет в пользу последнего свое приданое; если в том же повинен муж, он теряет в пользу жены т. н. donatio propter nuptias. Но этим исчерпывается все: брак даже при полном отсутствии причин будет расторгнут; какой-либо проверки основательности причин со стороны суда или какого-нибудь иного учреждения римское право до конца не знало.

Заключение

Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя - идеей главенства мужа в общесемейных делах.

Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа (cum manu mariti); созданием брака без власти мужа (sine manu), совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости - то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) - к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

Такова общая основная идея римского свободного брака от первого момента его появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы.

Библиографический список литературы

Источники

1. XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 - 272.

2. Институции Гая // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 273 - 281.

3.Памятники римского права: Законы ХІІ таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М.: Зерцало, 1997.

Литература

1. Косарев А. И. Римское право. - М.: Юрид. лит. 1986.

2. Новицкий И. Б. Римское право.- М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.

3. Омельченко О. А. Основы римского права. - М.: "Манускрипт", 1994.

4. Покровский И.А.. История римского права. - СПб., Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999.

5. Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского.- М.: Юристъ 1996.

6. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву.- М.: Юрид. лит. 1991.

Подобные документы

    Правовая сущность брака в римском праве. Виды брака и формы его заключения. Характеристика условий вступления в брак. Личные и социальные качества партнеров для признания их союза правовым. Отличие брака от конкубината. Способы совершения брака в Риме.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2012

    Брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, построенный на началах единобрачия. Сущность брака, порядок его заключения. Фиктивное состояние брака - фиктивный брак, основания, по которым брак признается недействительным.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2009

    Брак - союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке; права и обязанности сторон. Понятие прекращения брака, социальные причины разводов. Правовые основания для государственной регистрации расторжения брака.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Брак как равноправный союз мужчины и женщины. Личные и имущественные права и обязанности, направленный на создание семьи. Основные признаки брака. Порядок заключения брака в органах записи актов гражданского состояния: правила и исключения из них.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Семейное право регулирует семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Брак – свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением закона, направленный на создание семьи.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2008

    Характеристика предпосылок всеобщей кодификации права. Кодекс Феодосия как официальный сборник императорских конституций. Рассмотрение способов заключения брака в Древнем Риме. Понятие выморочного наследства. Особенности формирования римского права.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2012

    Основные цели заключения брака. Право на вступление в брак, порядок его заключения. Определение разновидностей брачных отношений. Особенности признания брака недействительным. Имущественные права и обязанности супругов. Основания расторжения брака.

    презентация , добавлен 28.03.2016

    Понятие и формы брака. Способы заключения и расторжения брака по римскому праву. Защита субъекта права от неправомерных действий заранее известного лица. Действие института лишения всех прав гражданина. Давность владения в отношении земельного участка.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2015

    Брак - важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей и представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины. Политика государственной власти на повсеместное распространение гражданской формы заключения брака.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2013

    Изучение условий и порядка заключения брака, союза мужчины и женщины, направленного на создание семьи и порождающего у них взаимные права и обязанности. Анализ расторжения брака в судебном порядке и прекращения брака в случае смерти одного из супругов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь