Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Мало что способно так быстро и так сильно преобразить подростка, как летний лагерь. Отпуская детей на три-четыре недели, родители никогда не знают, какими они вернутся и обрадуют ли их перемены. Как подготовить ребенка к поездке и самим пережить ее без лишних нервов, – расскажет детский психолог.

Подготовка родителей

Стоит предупредить юного путешественника и о том, как избежать конфликтов и проблем: не ябедничать, не ругаться с окружающими, уметь делиться и трудиться в коллективе. Ребенок должен подготовиться к тому, что долгое время он будет постоянно в окружении посторонних людей. Этот очевидный факт может всерьез напугать тех, кто впервые оказался вдали от родителей.

Еще до поездки было бы неплохо познакомиться с вожатым группы, чтобы знать его стиль поведения и методы воспитания, убедиться, что ребенка не шокирует, что новый наставник «совсем не такой, как мама и папа».

Первые пару дней будут для ребенка самыми сложными – он может постоянно звонить, проситься домой, рассказывать о проблемах, которые не способен решить. В этом случае лучше созвониться с воспитателем и узнать, действительно ли сын или дочка столкнулись со сложностями или просто тяжело переносят разлуку с домом. Но при первой же возможности лучше съездить в лагерь и навестить поселенца.

Забирать его домой – крайняя мера. Родителям нужно помочь ребенку справиться, пережить этот первый момент самостоятельной жизни, поддержать, поговорить, вместе обсудить трудности. Уже через неделю после приезда в лагерь большинство детей полностью адаптируются, на смену сложностям приходит радость от общения с новыми друзья. Отпрыск перестает звонить домой, вызывая у родителей панику.

«Лучше еще дома договориться с ребенком, как часто вы будете созваниваться. Как правило, ему нужна регулярная связь с родителем, но частота звонков не должна тревожить ни его самого, ни взрослого», – отмечает детский психолог Мария Ломакина.

Следует подготовиться к тому, что ваше воспитанное, образованное, благоразумное чадо вернется домой с целым ворохом вредных привычек и дурных словечек. Вряд ли за пару недель, проведенных вдали от дома, характер ребенка кардинально изменится. Поэтому, скорее всего, вредные привычки исчезнут так же быстро, как и были приобретены.

Задача родителей – спокойно проявлять неприятие, но не самого сына или дочки, а его нового образа. Ребенок должен понимать, что его любят, как раньше, но бранная или малограмотная речь, грубое поведение расстраивает родителей. Тогда он самостоятельно откажется от накопленного в лагере негативного опыта.

Несмотря на помощь воспитателей, даже маленьким детям в летнем лагере потребуется некоторая доля самостоятельности. Без посторонней помощи дети должны уметь одеваться, умываться, чистить зубы. Возможно, придется подготовить памятку о том, какую одежду при каком случае и какой погоде надевать.

Детям постарше было бы неплохо научиться самим стирать носки и белье, заштопывать дырки, которые появятся за время активного отдыха. И тем и другим придется заправлять постель и следить за личными вещами.

С самостоятельностью связана и другая лагерная проблема – умение управлять своим временем, жить по установленному распорядку. Чтобы потренировать этот навык, можно за пару недель до отъезда начать жить по расписанию: гулять, есть и спать по часам, собираться, одеваться и проводить гигиенические процедуры в определенное время. Благодаря такой репетиции школьник привыкнет и легко адаптируется в реальных условиях.

Избежать тоски по дому и страха одиночества можно, если до отъезда постоянно напоминать ребенку, что остальные члены семьи его любят и будут скучать, что в случае возникновения трудностей взрослые приедут, помогут или вовсе заберут домой. Это поможет не чувствовать себя ненужным, отвергнутым, отправленным в ссылку.

Не стоит планировать путешествие в периоды сложностей в семье. Например, во время развода.

Чтобы оградить ребенка от детей-хулиганов, которые могут натолкнуть на мысль о курении, алкоголе или даже наркотиках, расскажите о последствиях таких экспериментов. Вне зависимости от возраста дети должны научиться отказываться от вредных предложений и твердо говорить «нет», когда им что-то не нравится.

Если ваш отпрыск гиперактивен, задирист и вспыльчив, с ним также нужно провести несколько бесед, чтобы в лагере ребенок не спровоцировал конфликт.

Детский психолог Мария Ломакина считает, что родителям таких проблемных ребят не следует отказываться от летнего лагеря: «Иногда детям с особенностями в поведении бывает полезно оказаться в условиях строгой дисциплины. При этом важно, чтобы ими руководил опытный и авторитетный взрослый, который сможет найти подход, помочь раскрыться лучшим сторонам личности, но строго следить за соблюдением правил. Задиристый и вспыльчивый дома ребенок в другой обстановке и с другими людьми может вести себя иначе. Но проблемы в поведении всегда свидетельствуют о том, что что-то в жизни ребенка идет не так».

В таких случаях нужно обращаться к специалисту, который поможет адаптироваться к предстоящей поездке. Поэтому, чем раньше начнется процесс подготовки к поездке в лагерь, тем больше вероятность того, что она пройдет интересно для школьника и безболезненно для родителей.

Одина из важнейших задач педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря - успешная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) ребёнка в лагере. Сравнительно недавно в отечественной психологии появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Пусковым механизмом дезадаптации является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Однако немалую роль здесь будут играть те особенности или недостатки в индивидуальном развитии ребёнка, которые не позволяют ему выбрать адекватные новым условиям формы поведения. Приезд ребенка в лагерь, общение с другими детьми и взрослыми могут вызвать стрессовую реакцию.

Симптомами дезадаптации могут быть: агрессия к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться, неуверенность в принятии каких-либо, даже несложных, решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединённость, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка. Следует отметить, что детям, у которых наблюдаются симптомы дезадаптации, требуется профессиональная помощь психолога.

Симптомы дезадаптации могут проявляться у ребёнка ещё до его прибытия в оздоровительный лагерь, кстати, это часто связано с тревогой, страхами и опасениями самих родителей при отправлении своего чада в лагерь. Поэтому, невзирая на возраст ребёнка, мамы и папы должны поговорить с ним, выяснить, что его волнует, есть ли вообще желание ехать в лагерь, так как личный мотив - важный момент в решении такого вопроса, ведь именно он является психологической подготовкой к новым условиям. Если ребёнок уже слышал от других детей, что такое лагерь и что там много интересного, то у него, возможно, уже создана позитивная мотивация на отъезд, и тогда родителям не нужно переживать, всё постепенно сложится хорошо, надо только поддержать в ребёнке этот положительный заряд.

Большинство современных детей с трудом проходят процесс социальной адаптации: им всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими, они не учитывают желаний, особенностей других людей, не умеют слушать.

Как помочь детям успешно влиться в коллектив, создать благоприятный микроклимат? Безусловно, к решению этих вопросов следует подходить системно. В процессе социализации важную роль играет возраст и пол ребенка.

Мальчики и девочки 6-7 лет

Ожидания детей от пребывания в оздоровительном лагере. Позитивные. Желание увидеть новое, познакомиться со сверстниками, поиграть в новые игры, попробовать быть самостоятельным.

Тревожно окрашенные. Будут ли меня обижать? Как я буду жить без близких людей? Кто меня защитит? Что делать, если….?

Оптимальный принцип социализации. Работу следует начинать с формирования малых групп (пять – шесть человек). Каждый ребенок должен пережить «состояние успеха». С этой целью необходимо в первые же дни выявить индивидуальные способности. В малой группе у детей шести - семи лет быстрее снимается тревожность. Дети должны помогать друг другу одеваться, причесываться. Это необходимо для восполнения «тактильного дефицита». Прикасаясь друг к другу они обретают уверенность. Навык взаимопомощи поможет впоследствии реализации естественной установки на помощь, проявляющейся в возрасте 8-10 лет.

Девочки 8 - 10 лет

Ожидания. Позитивные. Быть замеченной и получить высокую оценку личных умений, внешности. Самоутверждение.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть неприятной в сообществе сверстников. Тоска по дому.

Оптимальный принцип социализации. Работа ведется в отряде, главное – создать «ситуацию успеха» для каждого. Следует разработать систему индивидуальных поручений для малых групп (три - четыре человека).

Мальчики 8 - 10 лет

Ожидания. Позитивные. Найти единомышленников, одного – двух; найти интересное занятие, расширить сферу приложения физических сил.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть неприятным сверстниками, тоска по дому. Страх перед старшими детьми, которые могут обидеть.

Оптимальный принцип социализации. Поднять значимость личности через систему полезных дел, успех. Хорошо работает командный принцип: "Наша команда самая…"

Девочки 11 - 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от предыдущего опыта жизни в коллективе. Если девочки с ранних лет ездят в лагерь, то они заранее знают, что им будет интересно. Многие едут с сознанием "я уже не маленькая" и отчаянно пытаются подражать подросткам 14-17 лет.

Тревожно окрашенные. Связаны с недовольством собой, своей внешностью, физиологическими возрастными трудностями.

Мальчики 11 - 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от уверенности в себе, которая, как правило, напрямую связана с уровнем физического развития.

Тревожно окрашенные. Связаны с физиологическими изменениями, характеризуются неуверенностью в себе, неадекватностью, могут быть выражены в замкнутости, попытках отгородиться от коллектива, так как есть изначальный страх быть неприятным.

Оптимальный принцип социализации мальчиков и девочек: через обще отрядные дела: конкурсы, походы, участие в соревнованиях с другими отрядами. Каждый должен осознавать личный вклад в общее дело.

Подростки 14 - 18 лет, как правило, нацелены на социализацию. Педагог должен хорошо помнить о том, что в любой группе, в том числе и во временном детском коллективе, обязательно выявляются носители определенных ролей. В частности, в отряде довольно скоро обозначатся лидеры (формальные или неформальные), приближенные лидера и отверженные. Педагогу важно учитывать этот фактор при распределении поручений.

Важно, чтобы ведущей деятельностью в условиях формирования временного детского коллектива была игра. Именно в процессе игры ребенок получает новые впечатления, приобретает социальный опыт. Игры помогают обогатить общение детей и взрослых душевной теплотой, уважением. Очень важно обращаться к эмоциональной сфере детей, проводить рефлексию: после игры педагоги проводят обсуждение впечатлений: что понравилось (не понравилось), что хотелось бы улучшить, выясняют, что чувствовал ребёнок в процессе игры. Важно побудить детей говорить искренно, но искренним должен быть и сам взрослый. При обсуждении все участники должны быть искренними, должны думать о чувствах других.

Лето, каникулы, веселье, радость, новые впечатления - вот хочется поставить точку, но для родителей этот ряд продолжается: беспокойство, стресс, волнение. Все эти слова характеризуют первую и даже пятую поездку ребенка в детский лагерь. Сколько бы раз родители ни отправляли свое чадо на отдых в лагерь, они всегда беспокоятся. Тем более, если ребенок плохо адаптируется в новом коллективе. Как и что могут сделать взрослые, чтобы летний отдых детей в лагере был позитивным и увлекательным событием, полным радостных воспоминаний?

Начнем мы с самого начала - выбора актуального лагеря для вашего ребенка. Перед тем как покупать путевку в тот или иной лагерь, стоит вспомнить, какие интересы у вашего ребенка. Сейчас есть огромное количество баз отдыха: музыкальные, спортивные, лингвистические, с собственной конюшней, с выходом к морю, горные лагеря… Лагерь должен отвечать запросам ребенка, и тогда пребывание вне семьи для него не будет стрессовым.

Еще одним несомненным требованием к выбору детского лагеря является расширение кругозора малыша. Для многих детей (хоть, конечно, и не для всех) очень интересно бывает оказаться в новой обстановке, к примеру, на море. Непривычные условия, новый климат, незнакомая окружающая среда подарят массу новых позитивных впечатлений. Говорю не для всех, так как для маленьких детей 7-9 лет будет очень некомфортно в чужой стране и в чужом коллективе без родителей. Для младших школьников лучше выбрать отдых поближе к дому, чтобы у родителей была возможность видеться с ребенком хотя бы на выходных. А старшие дети оценят по достоинству отдых в горах или на море - им только дай свободу.

Не забывайте, что детский лагерь - это отличная школа самостоятельности для вашего чада. В таких непривычных условиях формируется способность принимать решения самостоятельно, руководствуясь только своим мнением. Если у вас очень робкий ребенок, то не стоит бросать его «в воду», чтобы он научился плавать. Такие попытки могут привести только к стрессу и психологическим травмам. Для открытых детей это же станет необходимым этапом в развитии и формировании полноценной личности.

И, конечно же, детский лагерь - это хороший способ проверить социальные возможности ребенка. Лагерь может помочь ребенку раскрыться. Оказавшись в новом коллективе, дети учатся налаживать отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Успешные знакомства повышают коммуникабельность, а заодно совершенствуют умение общаться с людьми. Но помните, что замкнутые дети от такого опыта могут еще больше замкнуться в себе. Поэтому перед тем, как отправить ребенка в лагерь, еще раз понаблюдайте за ним. Если же путевка уже на руках, то первые дни стоит пристально следить за поведением ребенка в лагере.

Адаптация ребенка в детском лагере. Чего ждать?

Детские психологи предупреждают заранее: «Не реагируйте слишком болезненно на жалобы ребенка в первые дни в лагере». По их мнению, такое поведение обычно и связано с адаптационным периодом. И хотя сердце у родителей разрывается, первые 2-7 суток не стоит спешить забирать любимое чадо домой. Как показывает практика, именно неделя нужна ребенку для привыкания к режиму и обычаям, налаживанию отношений, поиска новых друзей, завоевания места в детском коллективе. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, станет активнее участвовать в играх и мероприятиях, тем безболезненней и скорей пройдет адаптационный период. Если все идет в нужном режиме, то дети перестают жаловаться на скуку в лагере и нехватку родителей на 4-й день. У активных и открытых детей адаптация проходит еще быстрее. Вообще, чем больше у ребенка опыт коммуникации, тем легче ему найти новых друзей и быстрее привыкнуть к новым условиям жизни.

Чтобы процесс адаптации прошел безболезненно, обратите внимание на 5 основных моментов:

1. Маленькому ребенку обязательно надо объяснить, что после его отъезда родители так же будут скучать по нему, как и он по ним. Но он не должен переживать за них. Расскажите ребенку, что вам будет гораздо лучше, если малыш будет дружить с новыми детьми, играть с ними и активно участвовать в жизни лагеря.

2. Предупредите ребенка о том, что в любой ситуации ему необходимо обращаться за помощью ко взрослому - вожатому. Вожатый - это друг, который всегда выслушает, поддержит и поможет советом.

3. Заранее продумайте, как ребенок сможет с вами связываться. Желательно не давать детям мобильные телефоны, но купить телефонную карту или узнать в лагере о наличии интернета. До отъезда поясните сыну или дочке, что связываться с вами нужно по значительным поводам. А заодно и сами откажитесь от излишнего контроля - приучайте ребенка к самостоятельности. Если вы беспокоитесь за него, то гораздо эффективнее будет связываться с вожатым. Так вы не будете лишний раз тревожить ребенка, а опытный специалист сможет с точностью рассказать о самом важном.

4. Заранее подготовьте ребенка к самостоятельности: научите застилать кровать, приводить в порядок вещи, расскажите о расписании дня в лагере, привейте навыки гигиены. Можете попробовать за неделю до отъезда в лагерь пожить в таком «испытательном» режиме.

5. Адаптация - это вполне нормальный процесс. Но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимание на слезные просьбы ребенка забрать его домой. Отнюдь — надо расспросить ребенка, что ему так не нравится, попробовать совместно найти выход из ситуации. Возможно, придется обратиться за помощью к вожатому. В каждом подобном разговоре напоминайте ребенку, как вы его любите и как скучаете по нему, но верите, что он очень скоро найдет себе новых друзей и хорошо отдохнет.

И все же есть случаи, когда от поездки в детский лагерь лучше отказаться. Педагоги и психологи не советуют отдавать в лагерь детей до 8 лет. В этом возрасте они еще очень сильно переживают разлуку с родителями. Особенно замкнутые дети. Гораздо лучше будет отдать ребенка бабушке или провести летнее время на даче.

В каких случаях стоит забрать ребенка из лагеря?

Если период адаптации длится более двух недель, ребенок крайне тяжело переживает смену обстановки и у него не складываются отношения со сверстниками и взрослыми - это три главных причины забрать ребенка из лагеря.

На самом деле, вы гораздо лучше знаете своего ребенка и его возможности. Если у вас есть хоть толика сомнения, что ребенку будет неуютно и некомфортно в детском лагере, то не стоит добавлять себе и малышу лишнего стресса. Подождите, пока он повзрослеет, и сам попросится на отдых. А такое обязательно случится, ведь каникулы на то и нужны, чтобы отдыхать, знакомиться и набираться новых сил и впечатлений.

Услышав сказанное сквозь слёзы «мама, забери меня», многие родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в лагерь, начинают переживать, срываются, едут в лагерь и забирают свое чадо домой.

Детский психолог Екатерина Устюгова советует: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование лагерной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать».

Адаптационный период, по наблюдениям опытных детских психологов, может длиться у каждого ребёнка от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день сын или дочка перестает жаловаться родителям на то, что ему или ей скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Вожатая Мария Колосюк делится наблюдениями: «Быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере».

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Владимир, папа восьмилетней Юли и тринадцатилетнего Вадима делится опытом: «Пытаясь пробудить в своих детях интерес к лагерю я в юмористической форме рассказал им о своем лагерном прошлом, а потом достал красочные проспекты и предложил вместе выбрать лагерь, в который они поедут».

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора - это вожатые.

Вожатая Ольга Ерохина: «Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к вожатому за помощью или советом».

Быть на связи

Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на ее покупку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой.

Динара, мама двенадцатилетнего Эмиля, на личном опыте выработала правила общения с ребенком, пока он находится в лагере: «Я заранее объясняла сыну, в каких случаях ему следует звонить домой, как часто он должен выходить на связь, а также сколько денег может потратить на разговоры, какова стоимость входящих, исходящих звонков и SMS-сообщений».

Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад.

Вожатый Сергей Порошин объясняет, что в лагере дети учатся самостоятельности, и добавляет: «Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в лагерную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сдруживаться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в лагерь вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.

Лариса Гоголева, мама семилетнего Миши рассказывает о том, как помочь малышам адаптироваться в лагере: «Маленьким детям можно дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко».

Адаптация - естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к вожатому, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых. Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из лагеря, если не готовы сделать это.

Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания. Ребенка, который за первые дни стал предметом для насмешек и побоев, следует немедленно забрать домой. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.

Найти товарища

Психолог Дарья Коршунова предупреждает: «Сложнее всего процесс адаптации идет у замкнутых и склонных к демонстративному поведению детей. Ребенку, который тяжело вливается в коллектив, нужно больше времени, чтобы освоиться и перестать чувствовать себя чужаком». Если в отряде найдется еще один тихоня, они обязательно сдружатся, если же тихоня оказался один среди активных и бойких детей и больше недели жалуется на одиночество и просится домой, лучше его не мучить и забрать из лагеря.

Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.

Особо стоит остановиться на тех случаях, когда из года в год повторяется одна и та же история: ребенок просится в лагерь, с нетерпением ожидает поездки, а потом начинает проситься домой, даже когда едет вместе с другом в знакомый лагерь, и попадает в отряд к вожатым, знакомым по предыдущим заездам.

Детский психолог Екатерина Ионова советует как пресечь подобные манипуляции: «Четко и доходчиво объясните ребенку, что если ему не нравится лагерная жизнь, то пусть он больше не едет туда. Если ребенок упорствует и продолжает рваться в лагерь, оговорите, что если он опять начнет жаловаться и будет в течение всей смены проситься домой, то его поездки в лагерь закончатся. Учтите, что обещание придется сдержать. Ребенок должен учиться не манипулировать родителями, а расставлять приоритеты и выбирать».

Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании смены купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что, что ему нужно, а то, что хочется. Обещание придется сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в лагере и остаток смены он проведет с удовольствием.

Даже если первое знакомство вашего ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.

Ольга Самохина

Хотите летом отдохнуть и поправить своё здоровье, но не знаете, где лучше всего это сделать? Посмотреть информацию про все санатории Челябинской области и Урала и выбрать что-то для себя можно на туристическом портале tyr74.ru.

Ребёнок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этап адаптации. За короткое время ему нужно занять свое место в отряде, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе и преодолеть барьеры общения и взаимодействия. В среднем период адаптации занимает 3-7 дней.

Каждый ребенок проходит через период адаптации, но протекать этот процесс может по-разному. Кто-то быстро вливается в деятельность лагеря, а кто-то начинает звонить родителям и умолять забрать его из лагеря. На этот период приходится самое большое количество звонков домой с просьбами забрать из лагеря (особенно, если это первое самостоятельное путешествие ребенка).

Известны случаи, когда из престижных всемирно известных лагерей дети просили родителей забрать их досрочно.

Причины такого поведения могут быть разными, но в большинстве случаев основной причиной трудностей являются личностные характеристики ребенка, а не лагерная программа или профессионализм вожатых и педагогов.

Легкость адаптации на прямую зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания ребенка.

Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими.

Такие дети без труда вливаются в жизнь лагеря, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родителям приходится самим выдергивать их из активной лагерной жизни, чтобы поговорить по телефону.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше.

Если до этого ребенок жил в тепличных домашних условиях и свои вещи доставал чистыми и поглаженными из шкафа, то ему может прийтись не по нраву новая жизнь. Здесь ведь надо и погладить самому, и постирать.

Такие дети стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сплачиваться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними.

Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Для многих детей одним из выходов является совместная поездка с другом или подругой. Двое - это не один. Вдвоем не заскучаешь, всегда есть поддержка.

Также трудности могут возникать, если ребенок ведет замкнутый образ жизни, у него нет друзей и подруг, и он чаще проводит время с родителями, перед телевизором или за компьютером.

Готов ли ребенок к разлуке с родителями?

Многие дети волнуются, расставаясь со своими родителями, причем чем меньше ребенок, тем тяжелее дается ему разлука. Если при этом у ребенка отсутствует какой-то опыт отдельного от родителей отдыха, поездка в летний лагерь может оказаться для него серьезным испытанием.

Взрослые, которые слишком беспокоятся за ребенка, рискуют заразить своей тревогой и его самого. Маленькие дети склонны подражать родителям и перенимать их волнения. А с таким эмоциональным багажом ребенок вряд ли почувствует себя комфортно, даже если попадет в тепличные условия.

Так называемые сверхопекающие родители особенно склонны драматизировать расставание с ребенком. Они, если и решаются отдать ребенка в лагерь, то стараются держать ситуацию под контролем - часто навещают ребенка или названивают ему. Рано или поздно такой сверхконтроль и опека делают жизнь ребенка в лагере невыносимой. Ему становится стыдно перед сверстниками и неудобно перед вожатыми за навязчивость своих мамы и папы.

Но особенно тяжело детям, которых отправляют в лагерь против их воли - ребенок чувствует себя преданным и ненужным.

Бывает и так, что поездка ребенка в лагерь на все время каникул воспринимается им как своеобразное наказание. Так происходит, если родители на протяжении года пытаются повлиять на поведение ребенка: пугают его тем, что отправят в лагерь, где его научат, как себя нужно вести и как быть самостоятельным. Даже если взрослые произносят это в сердцах, они сеют в душе ребенка страхи, связанные с поездкой в лагерь.

О том, что ребенок действительно готов к своей первой поездке в детский лагерь, свидетельствует, во-первых, его желание туда ехать. Поэтому прежде чем покупать путевку, поговорите со своим ребенком, а хочет ли он сам в лагерь? От этого также будет зависеть «успешность» этого события.

Вероятно, он не готов расстаться, хоть и ненадолго, со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.

В этом случае есть 2 варианта: вы можете попытаться его уговорить, рассказать, какой увлекательный отдых его ждет или отказаться от идеи лагерного отдыха в этом году.

Подготовьте своего ребенка к лагерю!

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив:

1. Самостоятельность: стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и следить за своей внешностью.

2. Навыки общения: для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Что делать, если ребенок просит забрать его домой?

Постарайтесь свести ваше общение с ребёнком в первые дни пребывания в лагере к минимуму, позвольте ему сдружиться с новыми ребятами самостоятельно. Не звоните часто, не контролируйте ребёнка, дайте возможность процессу адаптации развиваться естественным ходом. Воздержитесь от частых приездов в лагерь, т.к. ваш приезд сразу сказывается на моральном состоянии не только вашего ребёнка, но и других детей. У остальных детей сразу появляются мысли: «К нему приехали, а ко мне нет, значит его больше любят, чем меня; значит я хуже, чем он» и т.д.

Не обещайте ребенку забрать его, если ему не понравится. В таких случаях подросток будет проявлять пассивность, не будет включаться в деятельность отряда и будет уверять вас, что все плохо.

Напротив, постарайтесь расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложите решение этих проблем, посоветуйте обратиться к вожатому.

Постарайтесь настроить его на оптимистичный лад, скажите, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых, убедите в том, что он уже взрослый, и родители гордятся его самостоятельностью.

Если у Вашего ребёнка во время пребывания в лагере возникают какие-либо проблемы, и он стесняется обратиться к сотрудникам лагеря, пожалуйста, сообщите об этих проблемах руководителю смены.

Следует отметить, что динамика отрядного сплочения предполагает прохождение периода конфликтов между детьми. Чаще всего разногласия между подростками возникают на бытовой почве (кто раскидал или подвинул вещи и т.д.)

Ведь наши подростки такие разные. У каждого из них на разном уровне сформированы навыки самообслуживания и гигиены, уже успел сложиться различный уровень общей культуры и воспитанности. И не все подростки умеют сами решать возникающие разногласия.

Иногда родители забирают ребенка, если его кто-то обидел и конфликт не был разрешен мирно. Ребенок, уехавший из отряда в подобном случае, усваивает стереотип поведения, при котором все его сложные жизненные ситуации должны разрешить родители. В конечном итоге формируется неуверенность в себе и своих силах, представление о собственной слабости перед трудностями. Досрочный отъезд из лагеря может в дальнейшем проявиться боязнью поездок не только в детский лагерь, но в любое место «без родителей».

Лагерь помогает раскрыться детям с самой неожиданной стороны. Незнакомое окружение дает ему шанс забыть о привычных шаблонах поведения. И если во дворе или школьном классе он привык к роли "тихони", "ботаника", то здесь он имеет возможность примерить и опробовать для себя новые роли - ведь никто не знает, каким он был раньше. Получив опыт лидера, чемпиона, души компании или просто уверенного и всеми любимого мальчика или девочки, ребенок осознает, что он способен быть лучше, чем привык о себе думать.

Поэтому не стоит при первой жалобе ребенка сразу бежать забирать его, дайте ему шанс проявить самостоятельность! Доверяйте своим детям и отпускайте их, все равно они станут взрослыми. При правильном семейном воспитании это не страшно! И тогда их можно не только отпустить со спокойным сердцем в летний лагерь, но и во взрослую жизнь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь