Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Грядет Великий Пост и в его преддверии православные отмечают праздник Прощеное воскресенье — последний день маслиничной недели.

Многие знают о существовании такого праздника, но не все знают значение этого праздника, и уж тем более, как правильно просить прощения и прощать в Прощеное воскресенье.

Прощеное воскресенье – что это?

Последний день перед Великим Постом называется Прощеным воскресеньем. Это праздник, который завершает длинный подготовительный период к самому строгому посту. Для православных это самый значимый день, ведь без прощения обидевших и примирения с врагами невозможно примирение с Богом. Это, пожалуй, самый добрый праздник. Он олицетворяет главную ценность, заложенную в православной религии: умение оставлять обиды и не держать ни на кого зла.

Прощеное Воскресенье напоминает нам о дне, когда из рая были изгнаны Адам и Ева . Это повод напомнить людям, к чему приводят непослушание и эгоизм.

Традиция просить прощения в Вербное воскресенье идет от древних монахов Египта. Они проводили весь Великий пост в пустыне, чтобы уединиться там для молитвы. И не каждый возвращался из уединения. Поэтому монахи как перед тем как уединится, они просили друг у друга прощения.

Прощеное Воскресенье выпадает на последний день масленицы, поэтому его называют «сыропустом». Это последний день, когда можно кушать скоромную пищу. Но в этот день уже не вкушают мясо и мясные продукты.

Прощеное воскресенье – это особый день, который требует от верующего большой работы над собой. В этот день нужно не только пойти на исповедь в храм, но и попросить прощения у тех, кого вы когда-либо обидели. И сделать это нужно так, чтобы человек, которому вы нанесли обиду, простил вас от всей души.

В царской России этому празднику придавали большое значение. В этот день сам император просил прощения у своих подданных. Делал он это лично: посещая солдатские казармы и монастыри.

Очень важно и самому найти в себе силы искренне простить тех, кто попросит у вас прощения. Поэтому очень важно знать, как правильно просить прощения и прощать в Прощеное воскресенье.

Ведь спасение, к которому стремится каждый православный, возможно только тогда, когда у человека на сердце нет желания отомстить или чувства вины за свои поступки, которые разрушают душу.

Чего нельзя делать в Прощеное воскресенье

У нас принято праздновать окончание масленицы с размахом, плясками и песнями, а в некоторых регионах даже устраивают кулачные бои. Однако православная церковь не одобряет подобное веселье. Сжигание чучела и прыжки через костер – это обычаи, которые достались нам от наших предков-язычников.

В сыропустную седмицу или масленицу, по уставу православной церкви, каждый верующий должен постепенно настраиваться на пост, оставляя земные радости и успокаивая душу. Это период тишины и покоя. Время прощения обид, поэтому очень важно примириться со всеми, кому вы причинили боль.

Православная церковь дает целую неделю для подготовки к примирению. Чтобы человек смог излечиться от душевных ран и простить обиды. Прощеное воскресенье – это хороший повод, чтобы разрушить вражду. В этот день нельзя оставлять без внимания просьбы о прощении, и уж тем более откладывать примирение. Нельзя быть в мире с Богом, не имея мира с людьми.

Как правильно просить прощения: к кому и как обращаться

К сожалению, попросить прощения в Прощеное воскресенье для многих стало своего рода традицией, как например «купаться в прорубе на Крещение» или «освящать куличи на Пасху». Многие просят прощения в этот день просто потому, что так надо, а не потому, что человек действительно осознает свою вину. Это, конечно, лицемерие.

Прощеное воскресенье – это еще одна возможность уделить внимание своим близким. Именно их мы чаще всего обижаем. Необязательно грубым словом, иногда просто невниманием или равнодушием. Обидев, мы думаем: «нужно попросить прощения», но за суетой и спешкой забываем это сделать.

Прощеное воскресенье – это день, когда нужно остановиться, оглянуться на прожитые дни и вспомнить, кого и чем мы обидели. Ведь добрые отношения с людьми, которые нам дороги – это большая ценность. Человеческая жизнь коротка, и не стоит эти драгоценные минуты тратить на ссоры и обиды.

Утром, после молитвенного правила попросите прощения у своих близких. При этом лучше просить прощения за что-то конкретное: грубость, мало уделял внимания или отказал в помощи. Общая фраза «прости за все» практически тоже самое, что и сказать на исповеди «грешна во всем». И в том и другом случае вряд ли будет реальное покаяние. Поэтому, если вы знаете, чем конкретно обидели человека, просите прощение именно за это.

Но часто мы можем обидеть человека, даже не заметив этого. Сказать что-то грубое, отмахнуться от просьбы о помощи или даже просто неласковым взглядом. Поэтому просить прощения нужно у всех своих знакомых.

Постарайтесь перед тем, как просить прощения остановиться и припомнить те моменты, когда вы были неправы. Человек должен смиренно попросить прощения сказав: «Прости меня, если чем обидел умышлено или неумышленно».

В этот день старшие первыми просят прощения у младших, а начальники у подчиненных. Очень важно в этот день посетить своих пожилых родственников, чтобы испросить у них прощения. Ведь эти люди в любой момент могут уйти в жизнь вечную, имея в сердце обиду, а этого никак нельзя допустить.

Особое внимание нужно уделить тем, с кем вы в ссоре. Ведь именно у них просить прощения сложнее всего. Обидеть всегда легко, а вот первому попросить прощения, даже если ты неправ, очень сложно. Но в этом и есть смысл праздника, чтобы смерить свою гордыню. Ибо смирение – главный враг гордыни.

Прощения просят не только у живых, но и у умерших. Для этого посещают могилы тех, с кем уже нельзя увидеться. Ведь часто, именно только когда мы теряем близкого человека, начинаем понимать, как много мы причинили ему обид.

Как правильно прощать в прощеное воскресенье: что отвечать тому, кто просит прощения

На просьбу о прощении в этот праздник принято отвечать: «Бог простит, и я прощаю», тем самым вы как бы свидетельствуете, что Господь простил за раскаяние, а вы не держите зла.

Прося прощения, мы не ждем суда или хотим разобраться, почему так произошло, а признаем, что нанесли обиду и искренне сожалеем о своих поступках. Ответ «Бог простит» означает, что все мы грешники, и судить нас может только Господь.

Чтобы прощение не стало лицемерием, нужно различать две грани прощения – пожелание, чтобы обидчика Бог простил и ваше личное прощение. К примеру, вас кто-то обидел и просит у вас прощения, а вы не имеете сил простить (хоть и понимаете, что это неправильно). Но при этом вы знаете, что если этот человек раскается, Бог его простит, и произнося: «Бог простит», вы желаете ему этого искренне.

Если на просьбу о прощении человека, которого вы не можете пока простить ответить честно: «По своей немощи я пока не могу простить тебя, но от всего сердца прошу, чтобы Бог тебя простил». Такой ответ сблизит вас больше, чем лицемерное «Прощаю». И конечно, нужно еще усерднее работать над собой, чтобы побороть свою гордыню и простить человека.

Еще один немаловажный момент. Когда подходите просить прощения, вы должны быть готовы к тому, что человек не сможет вас простить сразу. Вот тут главное, не впадать в отчаяние, а терпеливо отнестись к чувствам другого человека. Пройдет время, и он обязательно вас простит. Не нужно думать: «вот я пошел к нему навстречу, а он такой-сякой отверг меня», иначе это будет означать, что вы никого не простили, а занимались самообманом.

Нужно ли простить прощения в церкви: у кого и какими словами

В церкви день берет начало с вечера, поэтому первая служба Великого поста – это вечерня Прощеного воскресенья. С этой службы начинается пост, а службы становятся длиннее. В этот день совершается чин прощения, через который человек получает возможность приступить к посту, очистив свою душу от обид и недомолвок, чтобы во время поста спокойно сосредоточиться на своих отношениях с Богом.

После службы священнослужитель храма обращается к прихожанам с проповедью, в конце которой первый просит прощения у народа. Настоятель храма выходит с крестом, и верующие по очереди подходят к нему, а затем и к другим прихожанам со словами «Простите меня». При этом, отвечая на это: «Бог простит, и я прощаю».

И даже если вы редко ходите в храм, и никого там не знаете, все равно обязательно нужно посетить эту службу, чтобы начать свое покаяние, попросив прощения у священника.

Подойдите к поминальному столу, поставьте свечку и мысленно попросите прощения у своих умерших друзей или близких, которых вы когда-то обидели. Приложитесь к святым иконам. Желательно в этот день исповедоваться, чтобы полностью очиститься и с чистым сердцем вступить в пост.

Мы не вправе кого-либо судить, это может делать только Господь, поэтому давайте будем милосердными и простим всем обиды от чистого сердца, ибо все мы не без греха.

Последний день Масленицы называют Прощеным Воскресеньем, в 2018 году оно приходится на 18 февраля - считается, что в этот день нужно попросить прощения у всех, кого мог вольно или невольно обидеть в течение года. В современных условиях, казалось бы, сделать это легче лёгкого: достаточно лишь отправить сообщение в любом мессенджере… Но представители РПЦ настаивают: формальное извинение не нужно ни просящему, ни адресату, ни Богу, так что Прощеное Воскресенье - хороший повод встретиться или хотя бы созвониться.

Само по себе Прощёное Воскресенье основано на чтении Евангелия от Матфея, где говорится: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Попросить прощения друг у друга нужно перед началом Великого поста, чтобы войти в него с чистой душой и приготовиться к встрече Пасхи. Однако сделать это следует искренне, а не формально - иначе никакого толка и очищения не получится. О том, как правильно провести Прощёное Воскресенье и подготовиться к началу Великого Поста, «МК» рассказал протоиерей Всеволод Чаплин:

– Прежде всего нужно прийти в храм на чин прощения, который совершается обычно вечером, но иногда и в днем, после литургии - зависит от конкретного храма. В это время читается молитва на начало поста, и после это священники и протоиереи сами просят прощения. Все просят прощения у духовенства, а потом друг у друга. Главное - чтобы это не было формальным актом; человек действительно должен желать прощения и не возвращаться потом к тому, за что прощения попросил. Взаимные обиды в этот день нужно по-настоящему закрыть. Этот день очень хорош для прекращения многолетних распрей, семейных конфликтов, отпущения застарелых обид.

– Как это лучше всего сделать?

— Если нет возможности встретиться в храме, можно прийти в гости, можно позвонить. Я бы только лишь не советовал рассылать СМС-сообщения веером по всей адресной книге. Не каждый человек поймет, о чем речь, у нас много далеких от православной культуры. Можно в ответ на «Прости меня» нарваться на удивленное «А за что тебя прощать?» или того хуже - на вопрос «Вообще кто это?».

– Кстати, а нужно ли уточнять, за какой именно проступок ты просишь прощения?

— Обычно не уточняют. Можно просто сказать «Простите меня», можно добавить про все прегрешения, вольные или невольные. Однако если что-то тяготит душу, хочется проговорить какую-то свою вину или проблему, в этом нет ничего плохого. Так даже лучше - это поможет не превращать взаимное прощение в пустую формальность.

– Что можно посоветовать людям, которые чувствуют, что не могут отпустить обиду, хотя прощения у них попросили?

— Лучше все-таки постараться простить. А потом прийти на исповедь и покаяться в том, что не можешь избавиться от застарелой обиды. Нужно молиться о том, чтобы эта обида окончательно ушла из сердца. И за того человека, на которого ты обижаешься, тоже стоит молиться - чем больше ты будешь это делать, тем скорее обида отпустит.

– И если наоборот: как быть человеку, которого отказываются прощать?

— То же самое: нужно пойти в храм и молиться за человека, который отказал в прощении. Другого быть не может.

– Прощёное Воскресенье - последний день перед начало Великого Поста. Как следует его провести?

— На самом деле на протяжение всей Масленичной недели уже нельзя есть мясо, только молочные продукты и яйца. Странно поступают те, кто стремится наесться как будто впрок вечером в воскресенье - уже после вечерни веселье неуместно, нужно готовиться. Если мы уже вознесли молитвы на начало поста, то садиться за стол нельзя. Поэтому и традиционные масленичные гуляния тут не очень уместны - да и вообще это не самая лучшая традиция, ведь неделя эта должна быть строгой, особенно под конец.

Прощеное Воскресенье. Как правильно просить прощения.

В последний день масленицы наступает Прощеное Воскресенье

В этот день необходимо просить прощения у своих близких и знакомых, чтобы очистить себя от возможных затаенных обид, и с чистой душей войти в Великий пост.

Также полезно знать, как правильно отвечать на прощение.

В этот святой для всех православных людей день, хочется пожелать мира и понимания, всепрощения. Прощеное воскресенье делает нас ближе и добрее друг к другу. Сходите в церковь, поклонитесь иконам, поблагодарите Господа за все. Пусть позабудутся все печали и обиды. Простите всех, и вас простят.

В Прощеное воскресенье искренне попросим друг у друга прощения и простим взаимные обиды, и тогда мы с доброй душой приступим к Великому посту и с чистым сердцем встретим Пасху. Пусть в каждой семье царит мир и спокойствие, любовь и взаимопонимание. Пусть каждый день приносит радость, удачу и счастье.

В святой праздник Прощения, хочу извиниться перед всеми кого обидел и пожелать большой светлой любви, счастья и добра! Пусть в этот день все обиды растворятся, и ваши сердца наполнит покой и радость! Пусть с вами рядом всегда будут люди, которые смогут согреть вас своим теплом и поддержать в любой ситуации! С Прощённым воскресеньем!

В день Прощеного воскресенья я искренне прошу простить меня за все обиды и огорчения, которые я, намеренно или нечаянно, мог тебе принести! Пусть они останутся в прошлом и не омрачают нашу дружбу! Поздравляю тебя с этим праздником и, в свою очередь, прощаю тебя!

Хочу поздравить с этим великим и светлым праздником. Это день, когда нужно отпустить и забыть причиненные вам обиды, ведь именно умение прощать отличает великих людей. Желаю, чтобы неприятные и нежеланные вещи обходили вас стороною и не смели омрачать вашу жизнь. С прощенным воскресеньем!

Прости, если случайно

Я словом обижала,

Хоть злилась, но все также

Тебя я обожала.

Прости, что не сумела

Когда-то поддержать.

За то, что я пыталась

На жалость поднажать.

Прости за невнимательность,

Во времена забвенья.

Прощеное сегодня

Настало воскресенье!

Прошу у всех прощенья,

Кого обидел я.

Сегодня Воскресенье

Прощеное, друзья.

Обиды все забудем

С тобою вместе мы,

И вспоминать не будем

Все в прошлом, позади.

Прошу прощенья с искренней душой

За все слова, что на ушах лапшой,

За все поступки, что несли лишь грусть.

Махни рукой и крикни: «Ну и пусть!».

Пускай грешат другие, а не мы —

И ты, и я добром всегда полны.

А чтобы оно вышло через край,

Ты только слово мне «прощаю» дай.

В мыслях чисто, тепло в душе

В это светлое воскресение.

И сегодня так нужно всем

Позабыть об обидах, сомнениях,

Улыбаться и не грустить,

Попросить от души прощения

И всех самому простить

В день прощеного воскресения.

Прощеное воскресенье в 2016 году выпало на 13 марта. Это будет последнее воскресенье перед Великим постом и седьмым воскресеньем перед Пасхой.

На литургии в церквях будут читать Евангелие, в частности Нагорную Проповедь Иисуса Христа. В ней говорится о том, что надо прощать ближних и не очень. Прощать надо всех, кто вольно или невольно нанес вам обиду.

Прощать мы не любим… А надо. Не простив обидчиков своих, мы не сможем сами получить прощения своих грехов от Бога.

В Нагорной проповеди также говорится о посте и собирании небесных сокровищ.

Обычай просить друг у друга прощения в этот день у христиан идет с незапамятных времен. Просили прощения все при встрече друг с другом и принимали все возможные меры, чтобы примириться с врагами своими.

Именно поэтому это воскресенье называют прощеным.

Прощеное воскресенье - это первый шаг к Великому посту. В это воскресенье заканчивается возможность употреблять в пищу молочные продукты. Пост - это в первую очередь, воздержание. Воздержание от запретной пищи, от зла, раздражения, зависти и других пороков. Церковь напоминает людям о том, как изгнали Адама и Еву из Рая за их непослушание Богу и невоздержание. Захотелось Еве съесть яблоко, не выдержала и съела. Сама не послушалась Бога, да еще и Адама соблазнила попробовать запретный плод.

Потому были изгнаны из Рая. Как говорят священники, отсюда все наши беды . Сами, мол, виноваты.

Мы должны понять, как опасны для человека чувственные греховные удовольствия, плотоугодие и страсть себялюбия.

По словам иерея Максима Первозванского нельзя начинать пост, если нет мира в душе.

Поэтому надо помириться с теми, с кем есть сложности в отношениях.

Как оказалось, не все понимают, как это правильно делать.

Сейчас мы пользуемся двумя словами, чтобы попросить прощения - извини и прости. Казалось бы, какая разница. Можно сказать и так, и так. Но разница есть - и большая.

Когда мы говорим - извини, это означает - выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват, я на самом деле не виноват, нечаянно получилось.

А когда говорим прости, то это означает, что мы признаем свою вину, но просим отпустить нам ее, просим принять нас такими, какие мы есть. Говоря, прости, мы как бы обещаем исправиться.

Поэтому и у Бога надо просить простить, а не извинить. Простить - это значит принять. Принять человека таким, каков он есть.

К тому же, у слова «прости» есть фонетическая и смысловая общность со словом «просто».

Вы замечали, когда между людьми портятся отношения, говорят - усложняются. Теряется простота и ясность. Когда люди в ссоре, они не могут просто посмотреть друг другу в глаза, не могут просто поговорить, просто улыбнуться.

А когда мы говорим - прости, то признаем свою вину, обещаем исправиться. Предлагаем устранить сложности, предлагаем сделать так, чтобы опять могли смотреть друг другу в глаза.

Когда мы просим прощения у человека или у Бога, мы просим упростить наши отношения, при этом признавая свою вину и простив ближнего своего.

Прощеное воскресенье: как же правильно просить прощения?

Еще один вопрос, интересующий многих: за что просить прощения.

Просить прощения, конечно, надо в первую очередь у тех, кого вы обидели или сделали больно, с кем у вас сложности в отношениях.

Просить прощения надо у всех людей, так как мы все являемся Телом Христовым, и соответственно, согрешивший один из нас, «заражает» грехом всех остальных. Чтобы было понятно: если болит один орган тела - страдает все тело. Точно так же и с людьми. Все мы - едины, потому и страдаем за грехи друг друга.

Есть у нас у всех еще один общий грех - мы не любим друг друга по-настоящему. Мы интересны только самим себе. Общаемся только с теми, кто нам приятен, а с остальными… лучше не вспоминать. А призваны любить друг друга. Вот в прощеное воскресенье мы должны осознать и этот момент.

Конечно, не надо падать в ноги. Надо просто понять это и раскаяться. Хотя попросить прощения в Бога за то, что не можешь всех любить по-настоящему.

Прощеное воскресенье: как же правильно просить прощения?

Часто можно услышать, как говорят, что не могут простить какого-то человека. Говоря так, человек подразумевает, что, не может забыть боль, которую ему нанес другой человек. Но простить, это не значит забыть. Боль человек будет помнить, но, простив, он просто не будет держать зла на человека, причинившего эту боль, не будет мстить, принимает человека таким, какой он есть и теперь сможет смотреть ему в глаза.

Но если человек, обидевший вас, и не собирается каяться в содеянном, что тогда делать. Далее ответ иерея Максима Первозванского:

- Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

- Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить - может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз - мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

– Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

- Дело в том, что прощение - это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение - это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» - то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся - он обязательно будет на него давить. Есть обида - этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго - нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

http://www.pravmir.ru/prostit-znachit-prinyat/#ixzz2ucJzjn1D

Если грех – огонь, то прощение – огнетушитель. Эта статья не нравоучительное предложение и увещевание кота Леопольда о дружбе. Нет, это разговор о внутренней сути прощения.

Объектом, на который направлено прощение, является грех. Грех – это вирус. Мы все, в той или иной мере больны этим вирусом. Человек может умирать от него в одиночестве, в своем внутреннем обезбоженном мире, а может чихать им наружу, заражая окружающих. Когда человек грешит против других людей, оскорбляя, обижая, осуждая, поступая с ними несправедливо, то он передает им свой вирус и усиливает активность их собственных греховных болезней. У окружающих возникает чувство обиды, злости, ненависти, зложелательства. Это вызывает негативный эмоциональный поток чувств, которые сами по себе уже являются разрушительными не только для души, но и для тела.

Как жить в цивилизации, где всех подряд косит насмерть эпидемия греха? Первое – научиться не чихать, а второе – иметь противовирусный иммунитет на чихание других носителей греха. Как научиться прощать и просить прощения? Начнем с первого.

Как прощать?

Прощать вовсе не значит процедить сквозь зубы «прощаю» или внушать себе, что я не помню обиды, в то время когда сердце ею переполнено. Прощение – это не формальный акт, не сухая констатация факта, это, прежде всего, сложный и трудный внутренний процесс.

Он состоит из нескольких этапов.

1-й этап — Понять.

Ситуации могут быть самые разные, их невозможно систематизировать. Но независимо от того, как и чем обидел вас человек, независимо от степени обиды, нужно постараться посмотреть на него не глазами жертвы, не взыскующим взглядом судьи, а с позиции адвоката. Нужно стать на место своего обидчика и попытаться понять мотивацию – почему так произошло?

А здесь может быть очень много факторов, на которые мы в своей обиде вообще не обращаем внимания. Все мы разные люди. У каждого своя наследственность, характер, образование, мировоззрение. Наши поведенческие установки часто зависят от самых разных и независящих от нас обстоятельств. Мы все находимся в несвободе от самих себя.

Только как-то странно получается у нас. Самих себя мы готовы оправдывать и прощать, ссылаясь на все вышеперечисленное, а других – ну никак! Нужно постараться понять другого, а поняв еще суметь и пожалеть.

Ходит человек с колючим шлемом на голове и вас только уколол слегка одной из иголок. А как ему, бедному, с этой болванкой на голове жить? Ведь он только зацепил вас кусочком собственного внутреннего ада, а он в нем живет все время. Этот ад в его чувствах, желаниях, намерениях и прочь. Жалости достоин этот человек, а не наказания.

2-й этап — Оправдать.

Второй этап начинается тогда, когда будет найдено понимание и объяснение происшедшего. Нет, речь идет не об амнистии, которая далеко не всегда возможна, и не об окончательном решении судебной инстанции. Потому что бывают разные ситуации. Высшая судебная инстанция у нас одна – Бог. «Мне отмщение, Я воздам », – говорит Он. И Ему принимать судебные решения. Для нас важно, чтобы на этом суде мы выступали не на стороне обвинения, а на стороне защиты. Если мы сможем в своем внутреннем суде оправдать человека, то есть надежда, что и Бог поступит с ним не по справедливости, а по любви.

Зачем нам это нужно? А вот зачем. Есть Договор, закрепленный неизменным и вечным Божиим Словом. Если мы сможем на Страшном Суде Бога быть не обвинителями, а защитниками, то Он обещает что и Сам будет нас не обвинять, а оправдывать за наши грехи. «Как вы прощаете, так и вам простится, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Если мы сможем понять мотивацию нашего обидчика, оправдать его, понимая, что он сам в большей степени жертва, чем палач, тогда можно подойти к третьему, завершающему этапу.

3-й этап — Прощение.

Прощение может стать действенным и результативным не от произнесенный фразы «прощаю», а от внутреннего убеждения и понимания, что на самом деле вины нет. Есть личная трагедия человека, который доставил вам обиду. Но это повод для жалости к нему, а не для осуждения. Есть факторы, которые сыграли в этом деле плохую роль, есть, в конце концов, Промысл Божий, который мог, таким образом, испытывать христианские качества вашей души, но нет вины другого. На самом деле, другой послужил или оружием, или жертвой, но не палачом. Потому что носитель зла сам уже наказал себя этим злом. Человек, объятый огнем, может зацепить и обжечь вас, но он-то весь в огне. Помолитесь о нем и станьте его адвокатом. Он нуждается в вашем прощении не меньше, чем вы в том, чтобы его простить.

Как просить прощения?

Можно сказать все то же самое, только с обратным знаком. Нельзя себя ни в коем случае ни в чем оправдывать . Наша самость, саможаление и эгоизм будут визжать и говорить все, что угодно, лишь бы нас разжалобить. Дирижировать ими будет гордыня. Но если их не слушать, то в душу придет смирение – наш самый лучший и верный друг. С ним всегда ходят мир и тишина.

Нельзя давать даже малейшего повода самого себя оправдать. Нужно понять: если на выходе получилось зло, то что бы мы ни делали, какими бы благими намерениями не руководствовались, мы получили результат угодный не Богу, а дьяволу. Значит – виновен.

В Прощенное воскресенье есть обычай просить в храме прощения у тех прихожан, которые друг с другом даже не знакомы. В этом, довольно странном действии, есть своя логика и смысл. Конечно, просить прощения у человека, которого ты не знаешь и никогда с ним не общался, глупо. Но это, если речь идет о личной обиде или оскорблении.

А если о другом? Все мы – часть единого целого. Мы связаны друг с другом как клеточки одного организма. Кто-то находится дальше, кто-то ближе друг к другу, но, так или иначе, мы едины. Если в человеческом теле воспаляется меленький нервный корешок зуба, то болит и содрогается все тело. Каждая его клетка, так или иначе, реагирует на эту боль.

Так же и любой наш грех резонирует болью во всем всечеловеческом теле Христа. Каждый выброс греха – это капелька крови, капающей со страждущего чела Спасителя на Кресте. Мы все виновны и подсудны. Мы все нуждаемся в прощении и оправдании. Но не от самих себя, а от людей и Бога. Прощение, как Дар, может быть удержано только сердцем сокрушенным и смиренным. Гордый никогда не сможет понести такую огромную ношу .

Протоиерей Игорь Рябко
Православная Жизнь

Просмотрено (3915) раз

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь