Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Идеалы женской красоты постоянно меняются и то, что считалось эталоном 100, 50 и даже 10 лет тому назад сейчас будет казаться уродством, не говоря уже о переменчивости взглядов на протяжении всей истории. На протяжении всех времён женщины постоянно меняли свою внешность и часто кидались в крайности от чрезмерной полноты до болезненной худобы, чтобы соответствовать идеалу присущему тому или иному периоду времени. Стандарты красоты будут меняться бесконечно, такова уж человеческая природа, и на какую фигуру будет «мода» в следующем десятилетии можно только догадываться.

Древний Египет

Начнем с азов. В Древнем Египте царило равноправие полов, общество было раскрепощенным и свободным. Но при этом существовал весьма определенный идеал красоты эпохи - стройное тело с удлиненной талией и узкими плечами, длинные черные волосы, классические строгие черты лица и выразительные глаза, подведенные черной краской.

Древняя Греция

Идеал женской красоты мы можем увидеть в сохранившихся древнегреческих скульптурах,в частности, в скульптуре Афродиты. В то время активно продвигалась идея физического совершенства, греки даже рассчитали формулу красоты женского тела,в которой приводится соотношение размера стоп, кистей и других частей тела друг к другу. Лицо греческой красавицы должно было быть симметричным и ровным,с большими глазами, а также прямым носом. Идеальным типом фигуры считалась «груша» с небольшой грудью,но объемными бедрами.

Идеал красоты Средневековья

В средние века отношение к внешности по сравнению с античностью сильно поменялось. Красота в этот период считалась греховной. Но некий канон все же существовал. Идеал красоты Средневековья - это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная. Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза - большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности,девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови. Так что портреты красоток тех времен выглядят довольно странно.

Эпоха Возрождения

Классический примеры идеала женской красоты в эпоху Возрождения - Мона Лиза, а также Венера Боттичелли. Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы теперь свободно уложены. Пышная фигура становится одной из главных ценностей этого периода. Полные руки, широкие бедра, мягкие и плавные черты - все это ценилось в эпоху Возрождения. Что касается прически, то идеальным вариантом были светлые волнистые волосы.

Барокко и рококо

17−18 века диктуют новые правила женской красоты. Одно из основных - это тонкая талия. Наступает эпоха корсетов, некоторые девушки умудряются стянуть свою талию до 33 см. При этом в пару к корсету всегда идет очень глубокое декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, ведь в моде белоснежная кожа. Дамы в кружевных оборках напоминают красивые статуэтки из фарфора.

19 век

Приходит время стиля ампир, в котором ценится естественная красота. Девушка должна быть стройной, в легком платье из муслина, с большими глазами и белой кожей. Одновременно с этим в 19 веке было и другое направление - пышные платья с тугими корсетами и сложные укладки. И в том, и другом стиле в моде была так называемая болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.

20 век

Эта эпоха подарила нам немало разных идеалов женской красоты. В 20-е годы в моду вошла андрогинная внешность - корсет был забыт, ценились мальчишеские фигуры с небольшой грудью, а также впервые за многие столетия женщины начали носить короткие стрижки.В 30−50-е, в эпоху золотого Голливуда, в моду вернулась женственность. Фигура «песочные» часы с тонкой талией, большой грудью и объемными бедрами, пышные укладки с локонами,длинные ресницы, румянец и алые губы - идеалом красоты эпохи была Мэрилин Монро и другие актрисы.

В 60-е годы самой популярной моделью была Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью. В 80-е идеал снова стал другим: в моду пришла аэробика, а также супермодели - высокие, спортивные и подтянутые. К 90-м идеал сместился немного в другую сторону, в моду вошла болезненная худоба и бледность.

21 век

Современный идеал красоты - понятие довольно сложное. Сегодня ценится здоровье и стройность, но не анорексичная худоба, как в 90-е годы. Плоский живот, большая грудь и упругая попа считаются идеальным вариантом. Который, как мы знаем, практически недостижим. К счастью, все больше людей склоняются к идее естественной красоты во всем ее многообразии. Но для того, чтобы эта идея действительно стала популярной,понадобится еще немало времени.

Стремление к красоте и внешней привлекательности,конечно, прежде всего присуще нам, женщинам. Однако не стоит думать, что на протяжении стольких веков мужчины не заботились о своем внешнем виде. Напротив, в иные века представители сильного пола с легкостью могли бы сравниться с дамами в заботе о красоте и ухоженности. Ну, не хочется им быть лишь малость красивей обезьяны! Кстати, первые заведения для причесывания были открыты как раз для мужчин. Женщины же долгое время были вынуждены ухаживать за собой исключительно дома.

Унисекс родом из Египта

Совершенно напрасно многие считают стиль унисекс изобретением 20 века! Ведь еще в Древнем Египте представления о красоте женской и мужской были практически едиными — человек должен был быть стройным и гибким, как тростинка. Ценились высокий рост, стройная фигура с тонкой талией, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы.

На выстриженную голову надевали парик из растительного волокна или овечьей шерсти. Иногда для создания еще большего объема головы надевали два парика один на другой. Массивная прическа в сочетании с хрупким телосложением должна была создавать подобие экзотического цветка на тонком гнущемся стебле.

Мужчины брили лицо, но часто носили искусственные бороды из овечьей шерсти, которые покрывали лаком и переплетали металлическими нитями. Глаза подводились вначале зеленым, а в последующие века — черным цветом. Обязательно рисовались широкие удлиненные брови. Египетские мужчины старательно украшали свою одежду драгоценными декоративными элементами из драгоценных металлов и камней.

Культ тела Древней Греции

Любой современный мужчина был бы польщен, если бы ему сказали, что он сложен как греческий бог. Пропорциональное телосложение, упругие, развитые мышцы, легкие, быстрые, решительные движения, ясный, острый, сияющий взгляд — вот то, к чему стремились в античности. Именно такими греки представляли своих богов и таким стандартам старались соответствовать сами.

Вообще, в то время верили, что прекрасный внутренний мир просто преступно прятать в некрасивом обрюзгшем теле. В программу воспитания каждого мужчины с ранних лет обязательно входили несколько видов спорта.

Классический образ греческого атлета укоренился у европейцев, к нему не раз обращались в последующие эпохи.

Герой северных легенд

Наряду с античным идеалом мужчины умы европейских красавиц издавна будоражили также представители сильного пола с северным типом внешности. Они похожи на героев северных легенд — высокие, красивые, мужественные, развитые физически.

Типичными признаками нордической внешности являются: высокий рост, светлые волосы, прямой нос, четко очерченные скулы и голубые глаза.

Рыцарь в сверкающих доспехах

В Средние века накачанные мышцы и брутальная мужественность совсем не показались бы дамам привлекательными. Во времена расцвета куртуазной культуры предметом мечтаний был галантный рыцарь c длинными светлыми локонами и голубыми глазами. Ко всему прочему, мужчина должен был обладать безупречными манерами и одеваться элегантно. Во всем облике должна была быть утонченность и аристократичность. Несмотря на это, средневековый рыцарь просто обязан был отличаться отвагой, самоотверженностью и решительностью.

В эпоху Возрождения снова стали популярны мужественность и гордая осанка, однако по-прежнему ценилось внешнее изящество. Таков эталон мужской красоты в Италии 16 века.

«Мужчина-лев» и напомаженный франт

Начиная с 17-18 века в моду входит искусственность, декоративность, повсеместное украшательство.

В начале этого периода многие мужчины стремились быть похожими на льва, поэтому носили парики рыжего цвета, напоминающие гриву «царя природы». Импозантный внешний вид стал одним из обязательных атрибутов светского человека. Кроме этого, мужчина просто обязан был обладать мелодичным голосом, изысканно одеваться, быть отличным наездником, охотником и танцором.

К началу 18 века среди представителей сильного пола стало широко распространено корректировать недостатки фигуры при помощи корсетов и подкладных подушек. Образцом для подражания становится гладко выбритый, украшенный накладными буклями, напомаженный, надушенный франт, ставящий целью жизни наслаждение. Совершенно точно можно сказать, что на свою внешность в тот период мужчины тратили столько же времени, сколько и женщины, если не больше.

Романтический герой и дипломат

Во второй половине 18 — начале 19 века в искусстве в противовес вычурному барокко появляется новое течение — романтизм. Естественно, возникает и совершенно новый тип человека.

Персонажи произведений Байрона, Шиллера, Вальтера Скотта становятся «героями времени». Тонко чувствующий, гордый, с печальным задумчивым взглядом и чистым высоким лбом юноша — вот образец для подражания того времени. Одухотворенный и благородный байронический герой своей загадочностью и склонностью к душевным порывам сводил девушек с ума.

К концу же 19 века, когда душевные метания романтических героев всем порядком надоели, в моду вошли серьезные деловые мужчины: финансисты, государственные деятели, дипломаты. Внешне такой мужчина должен был отличаться подтянутостью, строгостью. Если говорить об одежде, то вышеописанному человеку подобало носить лаконичный темный костюм с галстуком и короткую стрижку.

Эпоха разнообразия

В 20 веке с изобретением кинематографа эталоны мужской красоты меняются все стремительней. И тут уже сложно выделять какой-то один стереотипный образ, ведь на экранах появляется множество красивых и достойных подражания мужчин.

Своим обликом и поведением красавцы разных континентов отражали представления о мужской красоте, соответствующей тому или иному времени, стране, даже определенному слою общества. Так что теперь выбрать свой идеал каждая женщина могла, опираясь исключительно на собственный вкус.

Сегодня почти у всех свои представления об идеальном мужчине, и единое мнение вряд ли найдется. 20-21 века — эпоха разнообразия. Кому-то нравятся брутальные мачо, кому-то субтильные юноши, а кто-то без ума от интеллектуально развитых «ботаников». Каждому свое.

Главное помнить, что при выборе своего мужчины все-таки прежде всего нужно ориентироваться на его внутренние качества, а не на внешность.

В России никогда не проводились исследования женской красоты.

Аспирантка Южного федерального университета Дарья Погонцева под руководством доктора психологических наук, профессора Веры Лабунской впервые провела исследование сущности женской красоты и защитила на эту тему диссертацию.

Участникам исследования было предложено ответить на вопрос: есть ли у них идеал красивой женщины и кто она: родственница, известная актриса или певица, либо это собирательный образ?

Как оказалось, для большинства опрошенных красота имеет конкретный визуальный образ реальных людей - знакомых женщин или известных певиц, актрис. Около 30 процентов указали на собирательный образ красивой женщины, который также создан под влиянием образцов, тиражируемых ТВ. Чаще остальных звучали имена Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Анджелины Джоли.

Удивительно, но в ответах молодых участников опроса звучали имена только западных красавиц, образ же красивой русской женщины могли припомнить только люди более старшего поколения, называвшие имена Валентины Толкуновой, Ирины Алферовой.

На первом этапе исследования, когда требовалось дать описание настоящей красоты, приняли участие 464 человека: 232 женщины и 232 мужчины. Единодушны они оказались, описав красавицу стройной (так указали 28 процентов опрошенных), с длинными волосами (25 процентов) и большими глазами (10 процентов). Женская половина при этом отметила такие важные факторы как внешняя опрятность и ухоженность, аккуратность. Мужчины об этих параметрах и не упомянули, придав больше значения цвету волос и глаз. Когда исследовательница проанализировала фотографии известных людей, названных в качестве идеала красоты, то сложилась такая картина: это брюнетка с большими, яркими, выразительными глазами, средней комплекции и с пропорциональной фигурой. За брюнетку проголосовало большее число людей, нежели за блондинку.

Как оказалось, бесстрастных холодных красавиц не любят. Улыбка и доброжелательность объединяют "внешнюю" и "внутреннюю" красоту, и женщина, светящаяся радостью, красивее, чем надменная королева.

В итоге получился портрет женщины среднего роста от 158 до 175 сантиметров, с весом от 48 до 64 килограмм, с пропорциональной фигурой, стройной. Чаще всего привлекательной женщине приписывают зеленые или карие глаза, реже серые и голубые. Кроме того, завораживают людей пушистые и густые ресницы, густые здоровые волосы, чувственные губы, ухоженные руки и ногти, гладкая чистая кожа. Забавно, но реже всего упоминался рыжий цвет волос как соответствующий красивой женщине.

Так же редко как атрибут красоты упоминались миниатюрность, короткие волосы, отсутствие макияжа, а также классические пропорции 90-60-90. В последнее время наблюдаются изменения в представлениях о красивой фигуре - это не анорексичная худоба, свойственная большинству манекенщиц, а нормальная, "здоровая" женская фигура. Многие, создавая образ обольстительной красавицы, представляют вовсе не Мону Лизу и не Софи Лорен, а свою любимую женщину, подругу, мать. И описывают красивую женщину среднего роста, "не худой и не полной", с широкими бедрами, с румянцем на щеках, с короткими, а не длинными волосами.

А вот при описании характера красивой почти все уверены, что без внутренней красоты внешняя не играет значительной роли. .

На первом месте для красивой женщины оказались обязательными такие качества как доброта, ум и умение понимать, а также отзывчивость, нежность и чувство юмора. Женщины чаще указывали на такие характеристики, как мудрость и уверенность в себе. Мужчинам больше хочется, чтобы красавица была общительной, ласковой и нежной.

Подвергается сомнению и расхожий штамп о том, что красивой женщине не нужно быть умной. Вот сколько требований предъявляется претендентке на звание прекраснейшей: умная, вежливая, неглупая, гармоничная, харизматичная, любящая, целеустремленная, воспитанная, интересная в общении, обаятельная. Причем ум здесь это не то многознание, которое просчитывается баллами IQ и подтверждается знанием цитат из классики, а особое умение прекрасно держаться в любой компании и, что называется, не выглядеть дурой, но и не затыкая при этом мужчину за пояс.

Большинство участников исследования - 75 процентов - считают, что у красивой женщины обязательно должно быть высшее или незаконченное высшее образование.

С целью изучить представления о взаимоотношениях с мужем или любимым человеком респондентам были заданы два закрытых вопроса. Один рассматривал ситуацию с позиции красивой женщины: изменяет ли она любимому мужчине? Второй вопрос с позиции партнера - верен ли он красивой женщине. По мнению большинства участников исследования, выяснилось, что красота женщины не влияет на верность, как со стороны красивой женщины, так и со стороны ее партнера.

Чем более одарила красавицу природа, тем более она переживает из-за внешности, считают

64 процента респондентов. Привлекательным чаще завидуют окружающие (81 процент), у них много как друзей (68 процентов), так и врагов (57 процентов).

Легко ли красавице сохранять свою привлекательность? Нелегко, уверены наши респонденты. Красивая женщина "иногда устраивает разгрузочные дни", в чем убеждены более 60 процентов опрошенных, от 20 до 30 процентов людей уверены, что она "время от времени придерживается диеты" и "не думает о диетах", шесть - восемь процентов считают, что красивая женщина "соблюдает диету постоянно".

Анализ мнений респондентов о значимости пластической хирургии для женской привлекательности поставил под сомнение утверждение, что "красивые женщины часто прибегают к пластической хирургии". Ведь красивой женщине, по мнению большинства, делать пластические операции не нужно.

А правда ли, что красивые женщины более счастливые? Большинство участников исследования - 71 процент респондентов - считают красивую женщину более счастливой по сравнению с другими женщинами. Однако в итоге соглашаются с тем, что уровень ее счастья на оценку красоты не влияет.

Известно, что близкое видится плохо. Однако, я всё-таки рискну и попробую выявить характерные черты красавицы первого десятилетия XXI века.

Первое, что бросается в глаза - это ускоренная унификация презентабельной женской внешности. Разглядывая лица на светских тусовках порой трудно избавиться от ощущения, что видишь андроидов, сошедших с одного конвейера. И конвейер этот хорошо всем известен. Имя ему - пластическая хирургия. Недаром, статистика Американского общества пластических хирургов говорит о том, что в период с 1997 по 2007 год количество проведённых косметических процедур выросло более, чем в четыре раза.


Российская "жертва" пластической хирургии - телеведущая Маша Малиновская.

Вместо того, чтобы ретушировать свои (зачастую кажущиеся) недостатки, немало женщин расправляются с ними радикально. Силиконовые груди, конечно, уже давно мозолили глаза, но такой перекройки женских лиц, как в 2000-е годы, мы вряд ли ранее наблюдали.
Результат очевиден и заставляет вспомнить эпизод из сказки про Незнайку, когда малышки потребовали, чтобы художник Тюбик рисовал их покрасивее.


В итоге художник плюнул, сделал трафарет и рисовал всех под копирку.

Какой же шаблонный образ красивого лица мы стали наблюдать в "нулевые" годы? Итак...
Нос - тонкий, прямой. Скулы - высокие. Подбородок - узкий, слегка выдающийся вперёд.
Глаза - большие, широко расставленные, желательно чуточку раскосые.
Кожа гладкая, блестящая. Так как гладкость часто достигалась инъекциями ботокса, блокирующего мышечную деятельность, то лица лишались морщин и одновременно начинали походить на безжизненные маски.



"Светская" львица Пэрис Хилтон и певица Кристина Агилера.

Ну и, наконец, наверное, впервые в истории объектом женской привлекательности становятся огромные пухлые чувственные губы. Их размер увеличивают с помощью инъекций силикона. Нередко, не знающие меры, женщины превращают таким образом свои губы в уродливые вареники на поллица (таких "красавиц" насмешливо называют "муклами").


Так называемые, "муклы". И это езщё не худший вариант.

Образцом для подражания в губатости-лупатости несомненно была актриса Анджелина Джоли, обладающая плюс ко всему и точёной фигуркой.



В Анджелине Джоли смешалось много кровей - словацкая, немецкая, франко-канадская, голландская и ирокезская.

Не менее желанной стала и форма губ белокурой красотки - актрисы Скарлетт Йоханссон.



Красавицы-блондинки - актрисы Шарлиз Тэрон и Скарлет Йоханссон.


Ещё одна глазасто-губастая кинодива - Энн Хэтэуэй.

Многие исследователи считают, что современный идеал красоты - это следствие глобализации, смешивания разных типов красоты. На подиумах, сценах, экранах всё чаще появляются чернокожие (Бейонсе, Рианна), узкоглазые (Люси Лью), латиноамериканские (Пенелопа Крус, Дженнифер Лопез) женщины.



Латиноамериканские красавицы - Пенелопа Крус и Сальма Хайек, и звезда раскосой расы - Люси Лью.

И если белая раса желает перенять пухлогубость, длинноногость, раскосость, то другие расы перенимают европеидный тип. Негритянки выпрямляют волосы и носы, а монголоиды - делают операции на веках и увеличивают, маленькую от природы, грудь.



Певицы Дженнифер Лопез и Бейонсе Ноулз - обладательницы самых желанных ягодиц в начале столетия.

Наряду с унификацией, наблюдается и разнообразие типов красоты - порой нестандартной. Запад очаровывают славянские типажи российских моделей Натальи Водяновой и Саши Пивоваровой.



Русские красавицы - модели Наталья Водянова и Саша Пивоварова.


Украинские красотки - певицы Настя Каменских и Тина Кароль.

В 2000-х годах привлекательной считается смуглая кожа, чему немало поспособствовали солярии, регулярное посещение которых стало показателем успешной и состоятельной женщины.

В теле, кроме подтянутой круглой попки, выдающейся груди и длинных ног, большое внимание уделяется красивому подтянутому животику, который теперь принято оголять, демонстрируя заодно и пирсинг в пупке.

В моду входит образ кокетливой школьницы-нимфетки (что-то вроде Бритни Спирс в клипе "Baby One More Time"). Недаром одним из популярных подарков родителей на 16-летие дочери становится... силиконовые имплантаты для грудей. Неудивительно, что ранняя сексуализация девочек, подхлёстываемая кино, певицами и анимэ, вызвала всплеск нездорового интереса к детской порнографии и постоянные разговоры на тему педофилии.


Проказливая "школьница" Бритни Спирс в клипе "Baby One More Time".

Но вернёмся к моде. В 2000-х годах одними из самых навязчивых словечек становятся "гламур, гламурный".



Образы гламурных блондинок в х/ф "Блондинка в Законе" и сериале "ПригорАд".

Вот и мы, с одной стороны, наблюдали гламурных блондинок (вроде Пэрис Хилтон) в агрессивно-розовых тонах, а с другой стороны - девушек с чёрными прямыми волосами и обилием косметики в стиле "женщина-вамп". Последние почерпнули свой образ в субкультуре готов, переживающих очередной всплеск популярности. Для готов характерны мрачные кожаные одеяния, сапоги с мощными протекторами и пряжками на ремнях, а также обилие садо-мазо-аксессуаров типа шипов и ошейников.


В образе бывшей вокалистки группы NIGHTWISH - певицы Тарьи Туринен - немало "готичного".

Немалое влияние на моду оказала и субкультура "младших братьев" готов - эмо, представители которых нередко похожи на персонажей анимэ-мультков. От эмо в моду вошли чёлка на поллица, прядь которой часто выкрашена в радикально выделяющийся цвет, маечки, кеды, пышные кукольные юбочки и пристрастие к чёрно-розовому сочетанию.


Девчушки-эмо.

Из прочей популярной женской одежды нельзя конечно забыть и знаменитые штаны с чрезвычайно заниженной талией, призванные без смущения демонстрировать выглядывающие стриги. Как это обычно бывает, такие штаны одевали не только женщины с хорошей фигуркой, а вид вываливающегося живота с операционными шрамами способен, скорее, оттолкнуть, чем привлечь.



Классическое сочетание - сползающие штаны и выползающие стринги.

Оставался популярен в начале XXI века и клёш. В ходу также были обтягивающие ноги леггинсы и джинсы-скинни, которые нередко заправлялись в высокие сапоги, наподобие ботфорт или галифэ.
Из верхней одежды популярность обретают туники и короткие топики.

В завершение, стоит сказать, что упомянутыми выше красотками список модных «икон» начала XXI века не исчерпывается. К ним можно добавить ещё немало видных женщин - Монику Белуччи, Кэтрин Зету-Джонс, Шарлиз Тэрон, Холли Бэрри, Келли Брук, Лив Тайлер, Киру Найтли, Гвен Стэфани, Дженнифер Энистон, Меган Фокс... Многие из них остаются идеалами и поныне.


Актрисы Моника Белуччи и Кэтрин Зета-Джонс.


Актриса Холли Бэрри и певица Гвен Стефани.


Актрисы Дженнифер Энистон и Келли Брук.



Актрисы Кира Найтли и Лив Тэйлор.


Молодое поколение красавиц - Меган Фокс и Кэтти Перри.

I I

Тайна женской красоты всегда волновала философов, художников и поэтов, которые посвящали ей свои бессмертные произведения. Известный сердцеед Джакомо Казанова говорил, что «женщина в тысячу раз прекраснее, когда выходит из объятий Морфея, чем после косметических процедур». Что же такое женская красота сегодня, в 21 веке?

Женщина, которая любит свою красоту это женщина, которая любит себя . Она будет строить свою жизнь и привычки так, чтобы оставаться в блестящей форме и в 20, и в 30 и в 60 лет. В наши дни большинство девушек и женщин знают, как ухаживать за собой. Но несколько советов никогда не будут лишними.

Это прежде всего забота о питании . Выбирать по возможности здоровую натуральную пищу с минимумом тепловой обработки, фрукты, овощи, соки, зеленый чай, много воды, мало кофе и алкоголя, отказ от курения.

Современная, уверенная в себе женщина придает большое значение физической и духовной активности : прогулки на свежем воздухе, плавание, может быть йога. Медитации, аутотренинг, чтобы гармонизировать душу и тело, уметь вовремя останавливать тревожные мысли и контролировать эмоции.

Каждая женщина знает, насколько необходим организму сон . Очень важно засыпать и просыпаться в одно и тоже время, не слишком поздно. Продолжительность сна должна быть не менее 9 часов. Соматотропин или гормон роста также называют анти-возрастным гормоном и вырабатывается он исключительно в первой фазе глубокого сна. С возрастом его становится все меньше в организме. Чтобы стимулировать выработку этого гормона, рекомендуется употреблять пищу, богатую витамином В3, мед и экстракты пыльцы цветов. Нельзя есть непосредственно перед сном, желудок не должен быть слишком полным.

Даже небольшие познания в науке Фэн-шуй помогут правильно организовать пространство в доме . Например, растение алоэ очищает воздух вокруг, а декоративный кипарис удаляет невидимую глазу, но неприятную для здоровья грибковую плесень. Для отделки спальни лучше использовать спокойные цвета и натуральные материалы: деревянные полы и окна, матерчатые половики, бумажные обои. Проветривать комнаты, не оставлять даже в спящем режиме электроприборы.

Ухоженная кожа это одна из важнейших составляющих женской красоты. Использование профессиональных средств с натуральными составляющими, а также средств, приготовленных в домашних условиях, защита от солнечных лучей, очищение и питание кожи как снаружи, так и изнутри.

Женщины всегда хотели быть красивыми, но никогда так сильно, как сегодня. В наши дни красота стала культом, но и возможностей для ее достижения и сохранения много, как никогда.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь