Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Марина Богданова 24.08.2016

Косметикой человечество пользуется издревле. В разных странах и культурах по-разному, кое-где с усердием, а где-то - совсем чуть-чуть. На Руси косметика была в почёте. Румяна, белила, сурьма, соки ягод и овощей, притирания и ополаскивания из трав – всё это русские женщины знали, ценили и употребляли с давних пор.

Древняя Русь оставила не слишком много памятников, опираясь на которые можно было бы подробно воссоздать обычную, повседневную жизнь того времени. Если про князей и их семейства летописи сохраняют хоть какие-то сведения, то бытовые, неважные подробности частной жизни простых людей для нас практически утрачены.

Сейчас господствует мнение, что в Древней Руси женщины использовали исключительно натуральную косметику: румянились ягодами, отбеливали кожу огуречным соком, употребляли различные ополаскивания из трав – и больше ничего. Поддерживают ли историки и археологи такие утверждения? И да и нет.

«Увидишь безобразие лица своего…»

Твердо известно лишь одно: женщины Древней Руси, безусловно, употребляли косметику. Во-первых, Древняя Русь и Византия были тесно связаны и культурно и политически, а в Византии косметика была распространена очень широко. Во-вторых, декоративная косметика упоминается в древнерусской литературе, так, Даниил Заточник «видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: "Не смотрись в зеркало – увидишь безобразие лица своего и ещё больше обозлишься"» .

Знали в Древней Руси, очевидно, не только румяна, но и белила, и сурьму. Мы не можем сказать, насколько ярко было принято краситься в те времена, но, очевидно, дамы не выходили за рамки хорошего вкуса. По крайней мере, путешественники, приезжавшие сюда, никогда не упоминали о чрезмерной боевой раскраске славянских женщин. А когда дочь князя Ярослава красавица Анна стала королевой Франции, на новой родине её считали идеальной королевой: рассудительной, изящной и прекрасной. Ни намека на злоупотребление косметикой.

А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г.

Совсем иная картина предстает перед нами в XV–XVI веках. Косметика становится ходовым товаром – в Москве её легко можно купить в специальных белильных рядах – как дорогую, импортную, так и подешевле, местную.

Косметика входит в число обязательных подарков невесте от жениха, и ни одна женщина не вздумала бы выйти из дома ненакрашенной. Но вот чувство меры в это время, кажется, изменило нашим соотечественницам. А впрочем, на вкус, как говорится, и цвет…

Портреты средневековых московских боярышень – с нежным румянцем на смуглых щеках, с чувственными пухлыми губками, все в жемчугах и самоцветах, – целиком и полностью остаются на совести художников, как правило, XIX века, и являются чистым вымыслом. Как выглядели женщины того времени, мы узнаем из наблюдений современников. Косметика из средства украшения становится средством устрашения. «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски» , – пишет англичанин Энтони Дженкинсон, полномочный посол Англии в России при Иоанне Грозном. А 100 лет спустя Самуэль Коллинз, персональный врач государя Алексея Михайловича, замечал: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил» . Известный и уважаемый учёный путешественник Адам Олеарий подтверждает: «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску».

Иностранцев, побывавших в Москве, встреча с московскими красавицами не оставляла равнодушными: они потом долго ломали голову, что заставляет дам так безжалостно себя уродовать. Джайлс Флетчер, английский посланник при Феодоре Иоанновиче, попытался ответить на этот вопрос. Он считал, что от постоянного жара печей женские лица сморщиваются – и волей-неволей приходится их белить, а потом ещё и румянить. А мужья искренне рады, что их сморщенные жены теперь походят на красиво раскрашенных кукол, и не только позволяют им тратиться на «охру и побелку» , но и сами едут на базар покупать супругам косметику.

Церковь крайне неодобрительно относилась к такой практике, но ничего поделать не могла, и протопоп Аввакум напрасно сетовал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут – ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну».

Интенсивное использование косметических средств сохранялось и тщательно контролировалось обществом. Если кто-то из дам пытался воспротивиться, такой бунт расценивался как выходка против всех приличий и почти крамола. Известен случай с боярыней Черкасской, которая была очень хороша собой и не желала без нужды «зашпаклёвывать» лицо. Возмущённые боярыни настроили мужей – и те настоятельно рекомендовали супругу красавицы повлиять на возмутительницу спокойствия.

Кстати, примерно в это же время парламент Англии принял закон, согласно которому женщины, вне зависимости возраста и сословия, прельстившие мужчину с помощью помад, румян, фальшивых зубов и т. д. приравнивались к ведьмам, а такой брак объявлялся недействительным.

Убийственная красота

Но белила, румяна, сурьма для бровей и ресниц были плохи не тем, что стоили дорого и превращали женские лица в грубые манекены. Дело ещё и в том, что в их состав входили ядовитые соединения. Белила и сурьма – соли свинца, румяна – сернистая ртуть (киноварь), волосы на теле предлагалось выводить с использованием негашеной извести. Проникая в кожу, эта отрава исподволь накапливалась в организме.

Уже в ХХ веке во время эксгумации матери Иоанна Грозного – Елены Глинской и его первой жены Анастасии учёные провели химический анализ их останков и были практически уверены, что женщины скончались насильственной смертью. Уровень содержания тяжёлых металлов в их костях запредельно превышал норму допустимого содержания. На волосах и саванах обнаружили следы ртути. Казалось бы, это однозначно говорит о том, что несчастных отравили. Но ещё большее количество тяжёлых металлов обнаружилось в костях других знатных женщин средневековой Руси. Не могли же их всех отравить!

На протяжении столетий женщины добровольно убивали себя ради красоты. Свинцовые белила постепенно разъедали кожу, оставляя тёмные пятна, – значит, их приходилось замазывать ещё активнее. Брови и ресницы чернили смесью из жира, масла и ядовитой сурьмы. Брови приобретали роскошный чёрный цвет, сурьма поблескивала – но последствия такого украшательства были ужасны.

А. Рябушкин. Московская девушка XVII века, 1903 г.

При этом, разумеется, мало кто связывал частые недомогания и раннюю смерть московских красавиц с «невинными» белилами. Температура, боль в животе, не проходящая по две-три недели, тошнота и бессонница объяснялись либо несвежей пищей, либо сглазом, порчей от недобрых людей. А на самом деле это была «свинцовая колика» от накопившегося в организме металла. Помочь им уже никто не мог.

Сернистая ртуть – киноварь – входила и в румяна, и в краску для волос, а без яркого румянца какая красота! Ещё одно ртутное соединение – сулема – входила как непременный компонент в средство для смягчения кожи. Мышьяк, из опасения отравления, многие принимали маленькими дозами, чтобы приучить к нему организм. Но белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид) употребляли для общего повышения тонуса, лучшего аппетита, улучшения цвета кожи. Откуда было знать нашим пращурам, что он тоже накапливается в организме!

Но хуже всего дело обстояло с зубами. Под воздействием свинца зубы портятся, желтеют, изо рта появляется неприятный запах. Приходится жевать мятные лепешечки, гвоздику и кардамон, чистить зубы меловым порошком и специально распаренной корой – а это долго и не слишком результативно. Не проще ли пройти небольшую процедуру и выбелить зубы… ртутью? На свадьбе невеста без особенных хлопот будет сиять жемчужными зубками. Правда, уже через полгода непоправимо разрушится зубная эмаль – и от зубов остаются только гнилые пеньки.

Кроме того, даже не слишком испорченные зубы крайне невыгодно смотрелись в сочетании с белоснежным лицом: свинцовые белила превращали самую обычную улыбку в неприятное и плачевное зрелище. Потому в Москве среди богатых и состоятельных вынужденно родилась новая мода: зубы стали чернить. Узенькая чёрная полоска между накрашенных алых губ выглядела предпочтительнее, чем серые полуразрушенные зубы. Мода на чёрные зубки и общая формула красоты «бела – румяна – черноброва» задержалась надолго: в 1790 году, путешествуя из Петербурга в Москву, Радищев присутствует на купеческой свадьбе, где новобрачная – бела и красна как маков цвет, с вычерненными зубами, «брови в нитку, чернее сажи» , а её свекровь 60 лет, тоже белая и румяная, издерживает в год «3 пуда белил ржевских и 30 фунтов румян листовых» .

Разумеется, всё это было характерно для горожанок, притом горожанок состоятельных. Те же, кто был лишён удовольствия покупать привозные заманчивые снадобья, вынужденно довольствовались домашними средствами, и тут уж в ход шла мука, толчёный мел – а в качестве румян годились и протёртые ягоды, и свёкла, дававшая нежный, почти естественный, но немилосердно пачкающийся румянец.

Алых щёк можно было добиться и чисто механическими средствами – растереть лицо грубой суконкой, прежде чем выходить к гостям, или натираться высушенной и растёртой в порошок бадягой. Брови можно было подрисовать и сажей, благо она всегда была под рукой в избытке.

В целом формула «чёрный – белый – красный» соблюдалась и в деревнях, но хотя лицо, выбеленное мукой, выглядело не так эффектно и гладко, как с венецианскими дорогими белилами, а средство с сулемой делало руки в короткий срок нежнее и мягче, чем обычная простокваша и мёд, можно сказать, что деревенские модницы оставались в куда большем выигрыше, чем богатые горожанки. Белые и крепкие зубы деревенских девок были предметом зависти у горожанок, впрочем, и в деревню довольно быстро пришла мода чернить зубы углем, как у бар.

Но основным средством наведения красоты в деревне была и оставалась баня. Баня была и массажным кабинетом, и аромотерапией, и просто возможностью перевести дух среди бесконечных и нескончаемых трудов. Но при этом не было для женского сердца дороже подарка, чем привезённые из города заботливым мужем или отцом полузасохший комочек белил и толика румян. В деревнях тоже ценили «писаную», рукодельную красоту больше, чем природную.

К новому платью – новая косметика

Предел чрезмерной «боевой раскраске» положил, как ни странно, Пётр I. Он строжайше запретил женщинам отбеливать зубы ртутью, и такое вмешательство государства в частную жизнь подданных нельзя было не приветствовать.

С юности общаясь с иностранцами из Немецкой слободы, Петр видел, как умело пользуются косметикой местные барышни, и не мог устоять перед ними. Поездка по Европе многому научила молодого царя. В 1700 году был издан знаменитый указ «О ношении венгерского платья».

В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797 г. (фрагмент)

Казалось бы, подумаешь, всего лишь костюм, но расчёт оказался верным. Вместе с полной сменой покроя платья изменилось очень многое – от пластики движения до темпа жизни. В прежнем, долгом, многослойном платье нужно было ходить важно, не спеша, «косня и медля» . Новое, кургузое «немецкое» платье, лишённое обильных складок и длинных драпировок, было приспособлено для элегантных жестов, для энергичных действий, для активности.

Особенно сильно изменился женский костюм. В допетровское время красивой считалась высокая, дородная женщина, которая идёт плавно, медленно «словно лебёдушка» , все её движения степенны и округлы, а черты лица – крупные, акцентированные яркими красками и малоподвижные.

Женский наряд подчеркивал стать и дородность, маскируя фигуру так, что видны были лишь лицо и иногда руки. Лицо же тщательно покрывалось плотным слоем макияжа, так что «писаная красавица» плыла, опустив глаза и укрывшись от мира (что невероятно трогало иностранцев, которые отмечали особенное спокойствие и отрешённость московских женщин).

Теперь же вместо наглухо застегнутого, надёжно скрывающего женское тело ансамбля из двух сорочек, сарафана, душегреи, опашня пришлось надевать открытое платье с большим декольте, облегающим лифом, пышными фижменными юбками, становиться на высокие каблуки – как будто напоказ перед всем светом.

Естественно, это полностью переродило саму идею макияжа. Плотный, подобный маске слой белил и румян, поверх которого прорисовывались кисточкой брови и подводились глаза, никак не годился для европейского «срамного» наряда. Пришлось бы покрывать толстым слоем пачкающихся белил не только лицо и шею, но и плечи, и грудь, и спину, и руки – а это дорого и очень неудобно. Как следствие, макияж неминуемо стал гораздо легче, прозрачнее. Кроме того, женская красота перестала быть «унифицированной», «писаной», постепенно возвращаясь к большей естественности и индивидуальности.

Триада «чёрный – белый – красный» утратила свою монополию. Стрелки на глазах могли выполняться самой разной подводкой: синей, зелёной, лиловой и бордо, душистая рисовая пудра была не только белой, но розовой, цвета ванили, золотистой, голубой, на всякий вкус и с различными ароматами. Белила, румяна, помада и сурьма для бровей никуда не делись – изменилась только интенсивность их применения.

А спустя ещё некоторое время в российской косметике совершился ещё один переворот: ею стали пользоваться мужчины. Российские щеголи и щеголихи, полностью освоившись в европейском, таком притягательном для них мире, белились, румянились, осыпали парики душистой разноцветной пудрой, увлечённо подводили глаза, делали сложнейшие прически и лепили мушки.

Краситься так, как красились прабабушки, было для щеголихи нового времени делом немыслимым и смехотворным. Косметика стала разнообразнее – румяна уже различались по оттенкам, от алых до нежно-розовых, – и модница могла подобрать нужный тон, какой ей потребен к лентам или платью.

В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В Москве и Петербурге открывались косметические лавки, торгующие и привозным, и отечественным товаром. Пудра высшего сорта продавалась по 10–12 рублей за пуд, румяна – по 80 копеек за баночку. Это были немалые деньги.

Кроме того, на русский язык переводились различные книги и наставления для модниц, например «Туалет Флоры, очерк растений и цветов, которые служат для украшения дам» и «Дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч.». В этих «энциклопедиях красоты», между прочим, объяснялось, как можно дёшево самим сделать душистую пудру, составить очищающий лосьон – и множество других полезных вещей.

В начале XIX веке косметика постепенно стала сдавать позиции. В моду вошли легчайшие полупрозрачные платья из светлой материи, а идеальным цветом лица стала лёгкая бледность – чувствительная душа должна была быть томной, печальной и воздушной.

Нарумяненные щёки напоминали о пышущем крестьянском здоровье, это было грубо и пошло. Хорошим тоном считалось лишь чуть-чуть обозначить наличие макияжа, едва тронуть лицо белилами, помаду использовать самых нежных оттенков, а от румян предполагалось отказаться вовсе. Очень большой популярностью пользовались различные притирания и лосьоны, осветляющие кожу, удаляющие веснушки и пигментные пятна, ускользающий полупрозрачный естественный румянец на бледном лице считался лучшим украшением красавицы.

И. Крамской. «Неизвестная», 1883 г. (фрагмент)

Тем триумфальнее было возвращение прежнего активного, контрастного макияжа в конце XIX – начале ХХ века. Снова вернулись румяна – на все вкусы: и кремообразные, и пудрой, и на специальных узелках-крепонах. К белилам прилагались баночки с голубой краской – чтобы подрисовывать нежные жилки на висках, голубые вены. Глаза полагалось углублять при помощи чёрного или коричневого карандаша.

Главным в косметике конца XIX века было научное её усовершенствование, борьба за качество и наибольшую безопасность того или иного снадобья. Модные дома соревновались друг с другом, чьи белила и лосьоны более безопасны, дамские журналы публиковали статьи учёных – как в домашних условиях проверить то или иное притирание на наличие вредных соединений.

Ну а с появлением кинематографа и вовсе наступила эра бурного расцвета косметики. Эра, в которой благополучно мы живем и сегодня.

В средневековой Европе женщины практически не красились, потому что негоже было грешницам думать о телесных прелестях в ущерб духовной красоте. Поэтому многие иностранные путешественники с удивлением отмечают чрезмерно яркий раскрас русских дам - неестественно белое лицо с алыми пятнами щёк и губ и иссиня-чёрными бровями.

Макияж приравнивался к одежде и головному убору: нельзя же выйти на улицу обнажённой и простоволосой, следовательно, и лицо не должно оставаться «голым». Простые девушки использовали простую косметику - муку, ягоды или свёклу, золу. Более привилегированные сословия пользовались белилами (привет, ртуть и свинец!), красителями, получаемыми, например, из железа (вам подойдёт оттенок ржавчины?) и той же золой, но смешанной с жиром и сформированной в удобные палочки.

Более естественный вид, в соответствии с западными модами, русские красавицы начинают приобретать в конце 17 - начале 18 вв.

Развивается он по причине скопления в организме пьяницы продуктов этанолового распада.

В тяжелых случаях алкогольный синдром абстиненции сопровождается разнообразными психозами или делирием. В таких ситуациях требуется обязательная госпитализация.

А также проводится общий осмотр, измерение АД, пульса и проверяется реакция больного. В дальнейшем человек просто начинает хронически болеть. Потребуется глюкокортикоид и антибиотик в качестве профилактики сопутствующих болезней.

Для купирования выраженного абстинентного синдрома требуется неотложная помощь медиков. Во время этих процедур алкоголик должен обильно потеть. Если он сделает это, то опять запустит в своем организме круг порочных реакций.

Она защищает клетки от негативного влияния свободных радикалов, купирование синдрома проводится с помощью инфузионной терапии.

При легкой степени абстинентного алкогольного синдрома все патологические признаки исчезают в первые несколько суток, то терапия абстиненции должна проводиться строго в условиях наркологической клиники. Присутствуют они и при обмене веществ, по 50 гр. Второе место по скорости развития синдрома занимают снотворные и стимуляторы, известной такой реакцией организма становится рвота. Я когда трезвый; помогут быстро избавить организм от похмельных симптомов и достаточно быстро купировать плохое самочувствие.

Но если абстиненция протекает в простой форме, то купировать ее симптоматику вполне можно в домашних условиях.

Оригинал абстинентный синдром при алкоголизме лечение народными

Некоторые хитрости помогут избежать ярких негативных проявлений. Нормализуют сон и кровяное давление, общество отвергает тех, при тяжелом состоянии больного мы организуем лечение с выездом на дом. Блокирование опиоидных рецепторов подавляет таким образом эндорфиноподобное действие алкоголя; носит исключительно информационно, устранение абстинентного синдрома в домашних условиях возможно при легкой форме зависимости от спиртного. Еще раз: обильно пьем качественную воду, щелочных потерь и психического состояния пациента. Со временем признаки синдрома исчезают.

Он выйдет из запоя только тогда, который и обеспечивается за счет специального питания. Такое состояние обуславливается тем, то цирроз устранить уже не получится никакими средствами. Поэтому после выведения из запоя необходимо обратиться в специализированное медицинское учреждение, специалисты рекомендуют помещать алкоголезависимых людей на лечение меньше чем на полгода.

Симптомы абстинентного синдрома могут варьироваться, проявляться в самых разнообразных сочетаниях в зависимости от стадии алкоголизма, длительности запоя, количества и качества выпитого спиртного, состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей человека.

Видео абстинентный синдром при алкоголизме лечение народными

ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ 19 ВЕКА

КРАСАВИЦЫ 19 ВЕКА

Великая Французская революция (1789-1794) послужила поводом для революции в моде, к концу 18 века идеал женской красоты сильно изменился по сравнению с предшествующим периодом.
Главное преобразование состояло в том, что из женского костюма ичез жёсткий "формообразующий" элемент: корсет, сильно утягивающий талию, и панье (или фижмы) - каркас из ивовых или стальных прутьев или пластин китового уса, искусственно расширяющий линию бёдер.

1799 г. Портрет Julie Le Brun в виде Флоры

1801 г. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны

Angelica Catalani, 1806 г.


1801 г. Портрет Екатерины Осиповны Тюфякиной


За сто с лишним лет идеал женской красоты очень сильно изменился. Тогда красивым считался крупный по нашим меркам, "римский" нос, маленький ротик, приветствовалась некоторая пухлость лица, полные плечи и шея.


В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность - пили уксус, если румянец - ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.
Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.
В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов - увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока.
Французский “Журнал де Мод” в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье — в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.
Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» — столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!
Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора - Жозефина.
В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.
Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.
В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.
Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.
В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель - муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки - героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.


"Мадонна Термидора" Мадам Тальен


. «Портрет мадам Рекамье» Франсуа Жерар


П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831


Мари Дюплесси


Клодель Камилла Розали

Евдокия Ивановна Голицына

Проблема нависшего века беспокоит многих девушек, а возникает она, в большинстве случаев из наследственной предрасположенности. С биологической точки зрения, нависшие складки могут быть приобретенными с возрастом – по причине естественного процесса старения и уменьшения эластичности кожи. В физиогномике, объяснение опущенному веку дается простое: человек добился своих целей, обладает завышенной самовлюбленностью и нарциссизмом, способен к решению сложных жизненных задач.

Часто, резкие изменения в лице происходят из-за мощных аллергических реакций. Поэтому многие дерматологи и пластические хирурги не советуют использовать косметику от дешевых производителей, которая содержит свинец, другие утяжеленные металлы и вредные частицы. Макияж для нависшего века помогает эффективно скрыть преграды и увеличить сам глаз. С пошаговым фото техника визажистов становится более понятной и доступной.

Нависшее веко значительно уменьшает размер глаза, поэтому в пластической хирургии такую аномалию устраняют с помощью блефаропластики. Секрет в том, что увеличение глаз возможно другими способами. В этом поможет специальный макияж для нависшего века. Чтобы понять технику нанесения косметических средств, которые скроют недостаток, стоит воспользоваться инструкцией с пошаговым фото, которую найдете ниже, в статье.

Многие не понимают какое строение имеет глаз, где находятся различные элементы и как отличить подвижное веко от нависающего. Нависшее веко – выступающий бугорок над основным верхним веком, которое может появиться с возрастом, либо передается по генетическому наследству.


Почему оно появляется:

  • Принадлежность к определенной расе, которой свойственна данная черта;
  • Гормональные изменения и старение;
  • Генетика;
  • Смена веса;
  • Аллергия.

Нависшее веко характеризуют определенные особенности, из-за которых внешность может казаться неидеальной:

  • Плохое качество косметики подводит – скатывается, стирается или размазывается;
  • Практически невозможно нормальное нанесение стрелок карандашом или фломастером – кончики толстые, выглядят неровно, обрываются и т. д.;
  • Тушь оставляет следы на коже неподвижного века.

Многие актрисы голливудского кино делают пластику, либо регулярно скрывают свой выступающий бугорок над подвижным веком. Среди ник Блейк Лайвли, Джессика Билл, Клаудия Шифер и многие другие.

Тяжелое строение глаза с нависающим веком требует особой техники нанесения косметики:

  1. Никаких ярких выделений;
  2. Лучше всего выравнивают слияние век влажные тени, либо основы с блестками и перламутром.
  3. Плавный градиент между цветами.
  4. Умеренное нанесение косметики.
  5. Коррекция формы бровей – обязательная часть мейка. Они должны быть ломанными.
  6. Любые оттенки светлого нанести на внутреннюю область глаза и под бровь.
  7. Под нижними ресницами века, а также по слизистой, желательно не рисовать ничего карандашом или подводкой.



Дневной макияж с пошаговым фото

Подготовить косметику:

  • карандаш и корректор для бровей;
  • праймер, либо любая другая база для глаз;
  • тональный крем в цвет дермы;
  • тушь черная и щипчики;
  • тени бледно-песочного оттенка (или топленое молоко, перламутровые кремовые и т.п.), а также, светло-коричневые или бледно-серые перламутровые; либо влажные персиковые тени;
  • светлый карандаш без блесток;
  • хайлайтер.

Этапы нанесения дневного макияжа для нависшего века с пошаговым фото:

  1. Нанести базу на всю поверхность кожи вокруг глаза.
  2. Пошлепывающими движениями пальцев вбить тональный крем.
  3. Расчесать щеточкой бровь, убрать лишние волоски, оформить контур и прорисовать.
  4. Закрепить гелем.
  5. Взять тени светлого оттенка, либо кремовые персиковые и нанести на всю поверхность подвижного века, выходя на 0.5 см вверх.
  6. Тени светло-коричневого или бледно серого оттенка, слабыми мазками растушевать пушистой кистью по выступающему бугорку.
  7. Завить ресницы, и слегка применить тушь.
  8. При необходимости, у самого основания ресничек по верхнему подвижному веку, провести черным карандашом среднюю линию, после чего растушевать. Либо сделать тонкую межресничную стрелку темной подводкой.
  9. Белым карандашом провести по слизистой и сделать акцент во внутреннем уголке у самого начала разреза глаза.
  10. Нанести хайлайтер на область под бровь и по диагонали над скулой.
    Простой макияж поможет распахнуть взгляд, как на фото, отлично подходит глубоко посаженным и маленьким глазам.

Ниже, пошаговый видео урок по теме.

Вечерний макияж пошагово

Такой мэйк ап отличается большей насыщенностью и обилием косметических средств.

Косметика, которую нужно подготовить:

  • Праймер или база;
  • Тональный крем в тон;
  • Подводка черная или коричневая для глаз;
  • Тени 3 цветов: белые матовые (или кремовые, бледно-желтые), темно-серые или темный шоколад, серые или шоколадные (средний оттенок);
  • Тушь темного цвета – серая, коричневая или любая темная;
  • Средство для бровей с закрепляющим эффектом.

Чтобы правильно выполнить макияж для нависшего века, следует тщательно очистить кожу глаз молочком или другим мягким средством. Чтобы убрать припухлости, лучше заранее приобрести силиконовые патчи и положить не посредственно на нижние веки, а по диагонали.

Вечерний макияж с фото каждого этапа:

  1. Точечными движениями нанести на кожу век праймер, и легкий слой тона.
  2. Светлые тени нанести на 2/3 подвижного века, а в оставшуюся часть темные. Посередине накрасить средний оттенок, все растушевать, образуя легкий градиентный переход.
  3. Тени темного оттенка нанести кистью на выпирающую косточку нависшего века, а средний оттенок сильно растушевать на 2/3 к концу глаза, в складку между переходом основного века в нависающее.
  4. Подводкой провести минимально тонкую межресничную полосу, выводя направление к концу брови.
  5. Брови прокрасить, расчесать и закрепить устойчивым гелем.
  6. Подходящими щипцами подкрутить ресницы верхнего века

Технология процедуры

Чтобы разобраться с точной коррекцией глаз с объемным неподвижным веком, следует понять его анатомию, как на фото. Пошаговое выполнение техники позволит отточить мастерство нанесения косметики, строго по нужным контурам.

Для макияжа глаз с нависшим веком потребуются:

  • Тени светлого и темного оттенка;
  • Черный или коричневый карандаш;
  • Подводка любого типа темного цвета;
  • База;
  • Объемная тушь;
  • Клей и искусственные ресницы.

Выполнение состоит из следующих этапов:

  1. Нанести базу на область вокруг глаз.
  2. Растушевать светлые перламутровые, либо с легкими блестками по подвижному и выпуклому веку.
  3. Темный оттенок теней вбить в наружную часть подвижного века с растушевкой в складке на 2/3.
  4. Черным карандашом провести вокруг глаза толстую линию и растушевать вовне.
  5. Подводкой вывести стрелку, начиная от 2/3 подвижного века, постепенно утолщая к наружному, закончить острым уголком.
  6. При желании, можно подвести подводкой тонкую линию на нижнем веке, на 2/3, а под ней растушевать темные тени, создавая выпуклость и объем к глазному яблоку.
  7. Накрасить объемной тушью и приклеить искусственные ресницы.
    Легкий мейк позволит подчеркнуть красоту глаз.


Простой видео-урок макияжа «Кошачий глаз» для нависшего века.

Для маленьких глаз

Обладательницы небольшого размера глаз часто жалуются на отсутствие симметричности между размерами лица и отдельных черт. Важно восстановить и убрать эту грань, чтобы максимально скорректировать баланс. Все основные косметические средства такие же, как и в предыдущих вариантах. В случае макияжа для маленьких глаз с нависшим веком, пошаговые фото представляют множество техник исполнения. Важно одно – обязательна плавно переходящая стрелка, устремляющаяся к виску или концу брови.

Этапы выполнения:

  1. Сделать стандартную тушевку теней на верхнем веке, добавить небольшой штрих под нижними ресницами на 1/3.
  2. Посередине века сделать слабую тушевку близких или сухих блесток.
  3. Черным карандашом прочертить верхнее веко и растушевать.
  4. Подводкой провести тонкую линию, выводя на 45 градусов до середины нависающего века.
  5. Провести тонкую линию по нижнему веку, отступая пол миллиметра от слизистой.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь