Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Шов строчка


Шов строчка с лицевой стороны напоминает машинную строчку, за что и получил свое название. Выполняется он справа налево. Закрепив нитку, делают стежок и проводят иглу с изнаночной стороны на два стежка вперед, при этом важно не затягивать рабочую нитку. Верхние (лицевые) стежки идут плотно один за другим: иголку вкалывают туда, где она вышла из ткани в предыдущем стежке. Ниж­ние (изнаночные) стежки заходят наполовину назад, поэтому длина изнаночных стежков вдвое больше длины лицевых стежков.

Этим швом сшивают детали изделия или прокладывают декоративные строчки. Применяют шов строчка и в сочетании с другими швами.




По внешнему виду стебельчатый шов напоминает туго свитый шнур. Каждый новый стежок начинается справа налево. Шов получается похожим на скрученную веревку, как бы врезанную в ткань. Поэтому его иногда называют «веревочкой». Надо стараться каждый стежок плотно накладывать к предыдущему, но не перескакивать через него.

Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выступает вперед на половину длины предыдущего.

При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушается его структура.

Стебельчатый шов очень распространен в вышивании. Им может выполняться весь узор вышивки, применяется он и в сочетании с другими швами.






Тамбурный шов


Тамбурный шов представляет собой ряд одинаковых петель, напоминающих звенья цепочки. Выполняют шов в любую сторону, как удобно по рисунку.

Делают стежок-петлю следующим образом: выводят нить на лицевую сторону ткани, движением слева направо укладывают ее в дугу, вводят в ткань в то место, откуда она вышла, и, придерживая петлю пальцами левой руки, затягивают рабочую нить. Затем этот процесс повторяют до получения ряда петель, выходящих одна из другой с направлением в одну сторону.

Тамбурным швом выполняют рисунки по контуру. Им также заполняют узоры, обшивая сначала линию рисунка по контуру, а затем середину.

При вышивании тамбурным швом рабочую нить нельзя сильно затягивать, каждый стежок должен свободно ложиться на ткань. Придерживая нитку пальцами, формируют правильную и равномерную округлость петли.


Технологическая карта урока технологии 5 класс

Дата: 21.02.19г

Продолжительность урока 90 минут (2 урока)

Раздел « Технология вышивки». « Выполнение простейших ручных швов».

Тема: Вышивка. Стебельчатый шов. Монограмма

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Обучающая: Создать условия для усвоения новых знаний и формирования практических навыков.

Совершенствовать навыки выполнения ручных швов.

Разработать эскиз своей монограммы.

Освоить технологию выполнения стебельчатого шва.

Развивающая : Способствовать развитию творческого мышления и художественного вкуса.

Развивать сенсорные и моторные навыки.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету

Воспитательная : Формировать творческую активность, самостоятельность, коммуникативность.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.

Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.

Межпредметные связи: история, изо, русский язык, информатика.

Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Другие ресурсы: наглядность и оборудование: образцы готовых изделий, выставка работ ручной вышивки, стенд «Сегодня на уроке» с новыми терминами, дидактический материал, нитки мулине, ножницы, салфетки из ткани, пяльцы, карандаш, учебник «Технология»,

Ожидаемые результаты. Универсальные учебные действия.

1. Предметные умения: научить приемам вышивки стебельчатым швом.

2. Личностные умения:

* Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.

* Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру.

* Развитие осознания адекватной позитивной самооценки.

3. Метапредметные умения:

Регулятивные:

Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке;

Работать по коллективно составленному плану;

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления.

Познавательные:

Формирование представлений об окружающем мире и о себе самом.

Умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от известного, использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений, самостоятельно решать проблемы творческого характера.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, сотрудничать в поиске решения проблемы.

Ход урока:

    Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

    Мотивация к учебной деятельности : создание ситуации через «Волшебный сундучок» (слайд 1)

Что в нем? – Стихотворение

Учитель: (Читает) (Слайд 2)

Вышивала мама, вышивала,
создавая счастье и уют.
Вечерами так она певала,
как теперь, пожалуй, не поют.
Бегает проворная иголка
и мелькает розовая нить.
Вышивала мама долго- долго,
в песню душу силилась вложить.

О чем говорится в этом стихотворение? Как назовем стихотворение?

Ответы детей (о вышивка) (Вышивка).

Ребята, тема урока зашифрована в анаграмме . Прочитав эту анаграмму, вы сможете назвать тему и цель урока (слайд 3,4)

ЙТЧЕАЬТЛЕЫБС ВШО, ОНОМГАРАММ

Ответы детей (стебельчатый шов, монограмма)

Учитель: - Итак, о чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Давайте, запишите тему урока в тетради (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока ).

На доске написаны слова “Вышивать, вышить что – либо, шить по чему-либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр.”-(Даль В.И.)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

Обучающиеся:

Ознакомиться с историей вышивки;

Рассмотреть её применение в народном костюме.

Научиться выполнять стебельчатый шов (слайд 5)

Учитель: Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей.(Определение понятия вышивки записать в тетрадь).

Вышивка - распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.

Учащиеся выступают с сообщениями:

1.(Казакбаев Вадим) (слайд 7-8)

Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).

Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

2. (Камолов Рустам) Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.

Вышиванием занимались во всех слоях общества - от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.

Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.

Коми земля - богатый и живописный край, который хранит глубокие традиции народных промыслов и ремесленного производства. Народный костюм - бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Украшение одежды выполнялось вышивкой и нашивкой из шелковой или парчовой ткани. Вышивку выполняли по вороту и оплечьям в мужских рубахах, у женщин - по низу передника, а нашивками из шелковых тканей и парчи - оплечья рубахи и низ сарафана.

Что интересно в национальном костюме коми - ижемцы не использовали вышивку. Исключением являлись лишь головные уборы. Они делились на девичьи и женские. Если коми-девушка могла ходить без головного убора, то замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой. Головные уборы шились из дорогих тканей и украшались вышивкой, бисером и т.д. ( слайд 9)

3. (Митькин Павел) (слайд 10)

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными разными нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь.

Вышивкой украшали скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки.

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Учитель: Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

4.(Инживаткин Слава) (Слайд 11)

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

В глубокой древности стихийные бедствия и болезни приписывались действию злых сил, от которых люди пытались уберечься, нанося узоры на свою одежду и жилища. Таким образом, вышивку в ее первоначальном значении нужно рассматривать, прежде всего, как оберег , и только потом как украшение.

Учитель: - Рассмотрите изображения, подумайте, где же на одежде располагалась такая важная вышивка-оберег? (Дети высказывают свои предположения о месте расположения вышивки на одежде).

На одежде вышивке отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни и здоровья людей.

Прежде всего, это голова, олицетворявшая разум. Оберегающая ее вышивка находилась на шее. На женских рубахах вышивка шла по вороту или по бокам, либо покрывала то и другое. В мужских рубахах декорировались ворот-стойка, горловина, косой разрез.

Спина - самое уязвимое место человека, и должна быть хорошо защищена. Именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте, предохраняла своих хозяев от злых сил.

Учитель: Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, её применением в одежде разных народов, в том числе и коми.

И в наше время люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

Художественная вышивка - один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

Демонстрация вышивок выполненных учащимися старших классов.

II. Классификация вышивок.(слайд 12)

Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

Физминутка, (слайд 13)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть

Учитель:

Стебельчатый шов - один из самых старинных швов. Чаще всего применялся при вышивке стебельков цветов и веточек, отчего и получил свое название. Состоит из косых стежков, плотно прижатых друг к другу. Все стежки должны иметь одинаковый размер и ложится ровно. Шьется в различных направлениях – как слева направо или справа налево, так и сверху вниз и наоборот, а также под любым углом, в зависимости от мотива или детали. Также может этот шов быть прямой линией или изогнутой. Несмотря на то, что он является контурным стежком, он очень широко применяется в художественной глади, благодаря своей пластичности. С помощью стебельчатого стежка заполняются детали неправильной формы, сложные мотивы. (слайд 14)
Для начала нанесем на ткань разметку, как делали.

( слайд 15-16)

Из точки 1 в точку 2, пропуская при этом точку 3, делаем первый стежок. После чего выводим иглу из точки 3 прямо над первым стежком. Рабочая нить всегда должна быть с одной стороны слева или справа, иначе нарушится структура шва. Получается, что стежок начинается из середины предыдущего, плотно примыкая к нему. Второй стежок располагается между точками 3 и 4. Из точки 4 выводим иглу в точку 2 – середину второго стежка. Стежки должны плотно прилегать друг к другу. Таким же образом продолжаем выполнение шва дальше.

Вот как должен выглядеть наш стебельчатый шов: (Слайд17)

Инструменты и материалы для выполнения вышивки.

Учитель: Для выполнения работы нам необходимы инструменты.

Какие инструменты нужны, давайте узнаем, разгадав загадки:

1.Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Иголка и нитка)

2.Смотри, раскрыл он пасть,

В неё ткань можно класть:

Ткань в его пасти

Разделится на части. (Ножницы)

3.Пальчик спрячется в ведерко –

Не страшна ему иголка. (Напёрсток)

4.Скорчится в кошку, растянется в дорожку. (Нитка)

5.Пять братьев на одной руке.

Зовут их всех на букву П,

А если А на Я исправишь

То вышивать на них ты станешь. (пяльцы) (Слайд 18)

Учитель демонстрирует материалы (ткань, канву, нитки мулине) и инструменты (иглы, нитевдеватель, пяльцы) с необходимыми пояснениями.

Учитель:

Стебельчатым швом можно выполнять метки и монограммы, в старину их называли: вензель, печать, роспись .

Как вы думаете, что это такое? (слайды 19,20,21,22)

Метки – это обозначение принадлежности данного предмета или одежды определённому лицу. Вышивали инициалы или имя хозяина. Метки располагали так, чтобы они не портили внешний вид одежды.

Монограмма - это вязь из начальных букв имени, фамилии, инициалы владельца или герб семьи. Монограммы – это не только метки, но и украшения изделия в уголке платка. Они вышиваются нитками одного цвета, нежных, пастельных оттенков: голубого, розового, персикового, зелёного, а иногда и просто белыми, но за счёт блеска ниток вышивка на ткани выделялась.

Обращаю внимание детей на то, что такой вензель мы будем вышивать сегодня.

Учитель: На практическом занятии мы будем выполнять стебельчатым швом метку (монограмму)

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты, и приспособления, перенести рисунок на ткань.

1.Организация рабочего места.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящиков, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты- в коробочке, а листы кальки с узорами в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперед, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 30-40 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться на его спинку.

2.Правила по технике безопасности при выполнении ручных работ. (раздается каждому ребенку) (слайд23)

Правила безопасной работы иглой.

Внимание! Игла - острый инструмент, Пользоваться иглой надо осторожно .

1.Хранить иглы в определенном месте.

2.Не допускать потери иглы.

3.Запрещается брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.

4.Сломанную иглу сдать учителю.

5.При шитье применять наперсток.

6.Нельзя откусывать нитку зубами.

Правила безопасной работы ножницами.

Внимание! Ножницы - острый инструмент, Пользоваться ножницами надо

осторожно.

1.Хранить ножницы в определенном месте.

2.Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа

за сомкнутые лезвия кольцами вперёд.

3.Не оставлять ножницы раскрытыми.

4.Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

Стук в дверь (передают письмо)

Дети нам прислали письмо, давайте прочитаем

« Уважаемые ученики!

Детский сад «Колобок» просит вас подарить нам салфетки с монограммой, так как наши детки часто путают свои вещи или теряют. Мы вам будем очень благодарны.»

Выполнить на ткани монограмму стебельчатым швом. - Более сильные учащиеся выполняют монограмму первых букв имени и фамилии. Учащиеся, выполняющие работу медленно - монограмму только имени

Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж

Целевые обходы:

    организация рабочего места, соблюдение правил ТБ;

    взаимодействие обучающихся между собой;

    при наличии одних и тех же ошибок остановить работу, указать причины и способы устранения.

Заключительный инструктаж

    анализ характерных ошибок;

    оценки за выполнение практической работы.

6. Анализ и оценка урока

1. Анализ работ: стежки одинаковой длины с лицевой и изнаночной стороны.

2. В стебельчатом шве стежки одинаковой длины, нить идет всегда с одной стороны. Выставление оценок за практическую работу.

    Рефлексия

Выполнить кроссворд по освоению темы (работа группой)

    Нитки для вышивания (мулине) - по вертикали

2. Мулине в 6 сложений? (пасма)

3. Ручные иглы, наперсток, ножницы – это…(инструменты) - по горизонтали

4. Назовите предмет для натягивания ткани при вышивании.

5.Вязь из начальных букв имени и фамилии (монограмма)

Что узнали нового?

Какие были трудности ?

Понравился на уроке? (показывают смайлики- желтый, зеленый, фиолетовый)

Проверка выполняемой работы и оценивание.

    Домашнее задание : закончить работу, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены

Изделия ручной работы особенно привлекают внимание современных жителей. Невзирая на их повышенную стоимость, многие предпочитают приобретать именно такие изделия, чтобы украсить интерьер жилого пространства, презентовать друзьям в день их торжества. Однако творческие люди предпочитают не покупать вышитые изделия, а самостоятельно их создавать.

Овладеть азами вышивания удается, посетив мастер-классы, скачав обучающее видео. Первоначально следует ознакомиться с разновидностью швов, научиться их правильно выполнять. Одним из самых «старинных» и распространенных швов является декоративный стебельчатый шов.

Что это такое

Стебельчатый шов получил свое название по причине того, что именно он позволяет создавать в процессе вышивки стебли растений, идентичные натуральным. Также декоративная тонкая вышивка позволяет создавать несложные узоры, выполнять аккуратные линии цветов, листьев.

Контурная изящная линия, характерная стебельчатому шву, отличается формой исполнения, она может быть:

  • изогнутой;
  • прямой;
  • замыкаться в окружность.


Если пристально присмотреться к узору, созданному на основе стебельчатого шва, легко визуализировать, что шов состоит из нескольких косых стежков, примыкающих плотно друг к другу. Выполнять стебельчатые линии нужно без поспешности, очень важно, чтобы стежки ложились ровно, а также имели обязательно одинаковый размер.

В момент вышивки стебельчатые швы могут ложиться под разными углами, а также в любом, но обязательно одинаковом направлении, которое было выбрано изначально. Все зависит от того, какие детали рисунка планируется вышивать.

Стебельчатый шов наделен удивительной пластичностью, поэтому его достаточно часто опытные рукодельницы используют при вышивке гладью, особенно если возникает необходимость заполнить внутреннее пространство деталей неправильной формы. Стебельчатый шов является одним из основных в технике вышивания не только гладью, но и бисером, и лентами.

Схемы

Если необходимо выполнить стебельчатый шов, а схема вышивки пока что непонятна новичку, можно воспользоваться небольшими подсказками, которые помогут разобраться в последовательности выполнения основных действий.

Вышивание стебельчатым швом предполагает выполнение таких этапов:

  • начертить прямую линию на ткани;
  • нанести на нарисованную линию четыре точки, равноудаленные друг от друга;
  • закрепить ткань в пяльцы;
  • взять иглу, вставить нить, вывести ее с изнаночной стороны на лицевую, обязательно ее зафиксировать;
  • вколоть иглу в третью точку, вытянуть ее с изнаночной стороны;
  • вывести иглу теперь со второй точки на лицевую сторону;
  • вколоть иглу в четвертую точку, вывести с изнанки;
  • вернуться на лицевую сторону, выводя иглу с изнаночной стороны через третью точку.

Прежде чем начинать вышивать сложные узоры, рекомендуется отточить технику выполнения стебельчатого шва на простых рисунках, вышивая небольшие стебли растений.


Опытные рукодельницы обращают внимание на то, что существует два вида создания стебельчатого шва:

  • колющий (ткань прокалывается, и игла выводится на противоположную сторону);
  • швейный (иглу направляют так, чтобы она сразу прокалывала две точки, соответственно, проколы совершаются горизонтально).

Начинающим мастерам рекомендуется практиковать, используя колющий способ, позволяющий предупредить излишнее стягивание ткани. Во время работы важно следить за тем, чтобы нить не перекручивалась, а сила натяжения была идентичной при создании каждого нового стежка.

После того как навыки выполнения стебельчатого шва будут отточены, можно изучить секреты опытных рукодельниц, опираясь на которые можно получать оригинальные узоры. С такими секретами можно ознакомиться, скачав видео-уроки профессиональных мастеров.

В частности, если нужно сделать шов более утолщенным, необходимо каждый последующий стежок сдвигать назад влево. Если же очень важно получить изящный тонкий стежок, необходимо каждый предстоящий стежок выполнять так, чтобы он смещался на немного вправо.

Стебельчатый шов используется при вышивании гладью, когда требуется плотное заполнение рисунка. В таком случае вышиваются прямые ряды, которые создаются вплотную друг к другу.

Модницы, предпочитающие носить только эксклюзивную одежду, знают, что при помощи стебельчатого шва с применением бисера можно оригинально украсить любой предмет гардероба, благодаря этому одежда станет яркой и невероятно красивой. Применяется также такая разновидность шва и при вышивке лентами.

Фото

Большинство начинающих мастеров предпочитают один раз увидеть, нежели много раз услышать словесные объяснения. Посещая мастер-классы, действительно проще освоить технику. Опытный мастер в любой момент сможет скорректировать направление движения рукой. Если же реальная возможность посещения мастер-классов отсутствует, в сети интернет можно скачать обучающее видео или подробную инструкцию, дополненную соответствующими фото, на которых отчетливо видно, как вводится игла, через какие промежутки выводится на противоположную сторону.


Также мастера перечисляют ошибки, которые могут по неопытности допускать начинающие рукодельницы. Чтобы проще было разобраться в таких технических ошибках, к объяснению также прикладывают соответствующие фотографии. В частности, одной из распространенных ошибок является изменение направления рабочей нити. Не допускается направлять рабочую нить сначала вверх, а затем вниз. При таком подходе утрачивается полностью стебельчатый вид шва.

Опытные мастера подтверждают, что искусство для большинства современных людей с творческой натурой является такой же потребностью, как еда и питье. По этой причине при возникновении желания научиться вышивать нужно отбросить в сторону сомнения, нелепые страхи. Полезно посетить специализированные магазины, реализующие товары для рукоделия. Там всегда можно купить готовые наборы для вышивания с простыми и сложными узорами. Впоследствии можно приобретать наборы для вышивания больших картин. В таких магазинах продавцы помогут подобрать иглы, нити и канву, идеально подходящую для вышивания гладью, в том числе с применением стебельчатого шва.

Освоив технику выполнения тамбурного, стебельчатого шва, можно украсить им любой предмет домашнего обихода, включая подушки, скатерти, простыни, полотенца.

Елизавета Румянцева

Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.

1 мар. 2017 г.

Содержание

Сделать свои наряды неповторимыми по силам даже начинающим мастерицам. Можно выглядеть неотразимо, украсив ручной вышивкой блузку, задекорировав лентами платье. Осуществить это поможет простая в исполнении техника – строчка стебельчатых стежков. Легко самостоятельно научиться украшать изделия с помощью этого художественного приема.

Что такое стебельчатый шов

Декоративная контурная вышивка имеет давние корни благодаря простоте исполнения. Шов шнурок, выполненный по прямой, криволинейной линии, помогает рисовать на ткани нитками несложные узоры – цветы, листья и стебельки. Отсюда и произошло его название. Умелицы при помощи таких стежков выполняют уникальные:

  • вышивки лентами;
  • растительные узоры гладью;
  • сложные контурные орнаменты;
  • картин.

Для осуществления вышивки потребуется сначала подготовить ткань. Материал после выполнения работы не будет деформироваться, стягиваться, если его предварительно постирать, погладить. Чтобы исполнить стебельчатый стежок, понадобятся:

  • пяльцы;
  • нитки или ленты;
  • ножницы;
  • тонкая острая иголка;
  • твердый карандаш;
  • копировальная бумага – перенести на ткань рисунок.

Как делать стебельчатый шов

Научиться выполнять декоративную строчку можно, посмотрев видео, мастер-класс или почитав соответствующую инструкцию. Технология настолько простая, что воплотить ее нетрудно с первого раза. Очень важно для получения хорошего результата использовать стежки одинакового размера. Следует пошагово выполнить такие действия:

  • вставить ткань с нанесенным рисунком в пяльцы;
  • заправить в иглу нитку;
  • закрепить ее с изнаночной стороны материи.

Вышивка стебельчатым швом относится к счетным техникам, выполняется слева направо. Рабочая нитка должна всегда находиться на одной стороне. Стежки лежат тесно друг к другу. Поэтапно строчка вручную выполняется с такой последовательностью:

  • выводят иголку с ниткой на лицо ткани в начальную точку рисунка;
  • по линии делают стежок вперед длиной 4 мм;
  • прокалывают ткань иголкой вниз;
  • вытягивают ее в середине предшествующего стежка на лицевую поверхность;
  • повторяют шаги сначала.

Шов стебельчатый – схема

Чтобы оказалась ясной схема стебельчатого шва, можно для правильного восприятия технологии вышивания:

  • нарисовать на ткани прямую линию;
  • отметить на ней 4 точки через равное расстояние;
  • заправить материал в пяльцы;
  • закрепить нитку на изнанке ткани;
  • вывести иголку наверх в первой точке;
  • вколоть в ткань в третьей;
  • вытащить снизу через вторую точку;
  • вколоть сверху в четвертую;
  • вытащить вверх через третью точку.

Вышивка стебельчатым швом для начинающих

Чтобы не разочароваться в декоративном вышивании, начинающим мастерицам не следует сразу браться за сложные узоры. Постепенное освоение техники поможет быстро научиться рукоделию. Рекомендуют сначала вышивать вручную прямые веточки, несложные цветы, контурные рисунки. Существуют два вида создания стежка шнурочек:

  • колющий – каждый выполняется прокалыванием материала иголкой с выведением ее на противоположную сторону;
  • швейный – протыкание ткани проводится горизонтально, сразу делается 2 прокола параллельно материалу, затем протягивается нитка.

Вышивание стебельчатым швом для начинающих рекомендуют выполнять с соблюдением правил:

  • делать стежки равными по длине;
  • предпочитать колющий вид вышивания – ткань меньше будет стягиваться;
  • для крутых изгибов рисунка применять мелкие стежки;
  • не допускать перекручивания нитей;
  • при работе они всегда должны находиться с одной стороны – сверху или снизу;
  • требуется одинаковое натяжение ниток.

Рисунки стебельчатого шва

Начинающим мастерицам следует начать с простых контурных мотивов. Освоив технику выполнения, можно найти на фото в журналах, на сайтах, подходящие рисунки для вышивания стебельчатым швом. Чтобы получить качественный результат, необходимо:

  • подобрать узор, который выполнить по силам, чтобы не бросить работу на полпути;
  • перевести рисунок на кальку;
  • перенести его на ткань или готовое изделие, используя копировальную бумагу.

Те, кто умеет шить и рисовать, смогут самостоятельно создать и выполнить уникальные узоры для своей одежды. В предназначенных для этого магазинах продают журналы для вышивки вручную с рисунками разной сложности. Это могут быть:

  • контурные буквы;
  • силуэты животных;
  • замысловатые орнаменты;
  • цветы для вышивки гладью;
  • мотивы для бисера;
  • узоры для выполнения лентами;
  • сложные по цветовой гамме и содержанию картины.

Как шить стебельчатым швом

При ручном вышивании применяется несколько видов выполнения стежков. Рекомендуют декоративные швы в вышивке, кроме прямого варианта:

  • выполнять работу с наклоном влево;
  • двухрядную строчку получать, делая стежок из одной точки сначала сверху, затем снизу;
  • для утолщения линии сдвигать каждый последующий назад влево;
  • для тонкой свободной строчки любой предстоящий шаг выполнять со сдвигом вправо.

Приемы вышивания веревочкой применимы для техники гладь, когда требуется плотное заполнение внутри рисунка. Работу можно проводить по двум схемам:

  • последовательно укладывать прямые ряды, вышитые с одним направлением, тесно друг к другу;
  • для тонких работ применять технику «в раскол» – при возвращении назад иглу прокалывать через нить предыдущего шага.

Стебельчатый шов бисером

Выполняя художественное оформление одежды при помощи бисера, можно получить эксклюзивные изделия. Мастерица будет выглядеть неповторимо, если при этом способна сама сшить наряд. Стебельчатый шов назад иголку бисером пошагово выполняется так:

  • нитка закрепляется с изнанки, выводится вверх;
  • на тонкую иголку нанизываются 2 бусины;
  • ткань прокалывается вниз около последней.

Последующие действия вышивания производятся по рисунку в такой очередности:

  • нитка с иглой выводится снизу вверх между бисеринками;
  • протягивается через последнюю бусину;
  • плотно прикладывается следующая бисерина;
  • нить проводится через нее;
  • иголка вкалывается в ткань вниз справа близко к бусинке;
  • вытягивается вверху слева от нее;
  • работа продолжается до конца рисунка.

Стебельчатый («назад иголку») шов - один из базовых в вышивке гладью. Он состоит из нескольких прилегающих друг к другу горизонтальных стежков. Стебельчатый шов считается самым древним и одновременно - самым простым для выполнения. Неслучайно именно с него советуют начинать знакомство с этим видом рукоделия.

Применение стебельчатого шва

В старину с помощью этого шва вышивали стебельки цветов, за что он и получил свое название. Но на этом область его применения не ограничивается. «Назад иголку» можно использовать как дополнительный, сочетая вместе с другими видами (например, со счетным крестиком), но и простые контурные картины будут выглядеть очень эффектно. Стебельчатый шов пластичен: им можно заполнить контуры рисунка, выполнить растительные узоры и даже сложные мотивы - примеры работ можно посмотреть на фото.

Инструменты

Вышивка нуждается в специальных инструментах и материалах.

Ткань лучше использовать хлопчатобумажную, ее лучше выстирать перед началом работы, чтобы предотвратить стягивание и деформацию готового изделия. Использовать кайму для вышивания крестиком не стоит - она для этой цели не подойдет.

Лучше использовать пяльцы - так нитка не будет стягивать работу, а вышивка хорошо смотреться.

Нитки - их можно подобрать любые, какие кажутся наиболее подходящими. Чаще всего в вышивке используют нитки мулине.

Карандаш - он понадобится для нанесения контура рисунка на ткань.

Этапы вышивки стебельчатым швом

Впервые приступая к вышивке стебельчатым швом, можно нанести точки разметки. Они обязательно должны находиться на одной линии, на одинаковом расстоянии друг от друга. Для того, чтобы шов получился красивым и ровным, очень важно правильно рассчитать длину стежка. Она зависит, прежде всего, от ширины выбранной нити. Лучше всего делать стежок, длина которого превышает ширину нити в 4 раза.

Чтобы не запутаться в работе, можно обозначить буквами все точки. Для стебельчатого шва буквы будут идти не по порядку, а следующим образом: A-C-B-D и так далее. Такая разметка позволит лучше ориентироваться при первом выполнении.

Закрепление нити на изнаночной стороне

Далее переходим непосредственно к вышивке. Для начала, вдеваем нитку в иголку. Если ушко иглы слишком маленькое, можно продеть нить с помощью специального приспособления - нитковдевателя. Затем нужно закрепить нить на изнаночной стороне - как это сделать, можно посмотреть на фото или видео мастер-классов.

«Назад иголку» проще всего шить справа налево. Сначала нужно ввести иглу в точку A с изнаночной стороны. Минуя точку С , выводим иглу на изнаночную сторону через точку B . Затем вновь возвращаемся на лицевую сторону в точке C , она должна находиться посередине стежка. Выводя иголку на лицевую сторону, нужно стараться не разделить прядь.

Нитку подтянуть, чтобы удалить ее излишки. Но сделать это нужно осторожно, чтобы не стянуть узор. Делаем следующий стежок. Для этого иглу выводим на изнаночную сторону через точку D и возвращаемся на лицевую через предыдущее отверстие - в нашем случае, точку B . Снова чуть подтягиваем нитку, не допуская провисания.

Таким образом, получилось 2 стебельчатых стежка, одинаковых по размеру. По такому же принципу можно продолжать вышивать стебельчатым швом прямую линию. То есть, делаем стежок, выводим иглу на лицевую сторону примерно на середине предыдущего, делаем второй стебельчатый стежок, снова выводим иглу на лицевую сторону через предыдущее отверстие. Если не получается разобраться в схеме, можно посмотреть наше обучающее видео или фото.

Ровная линия - самый простой вариант вышивки стебельчатым швом, и далеко не единственный. Таким способом можно сделать изогнутую линию, заполнить область рисунка. Различны и направления вышивки: можно слева направо, а можно - наоборот, сверху вниз или снизу вверх, можно - под углом. То есть, стебельчатыми стежками можно шить контур любого рисунка, какой только потребует выполнение схемы.

Если линия должна быть изогнутой, стежки выполняются точно по тому же принципу, что и для прямой. Но есть несколько нюансов. Чтобы шов выглядел аккуратным, стежки можно сделать немного мельче. А для получения гладкой линии, изгиб лучше выполнять таким образом, чтобы стежки «смотрели» на внешнюю сторону.

Некоторые схемы требуют заполнения стебельчатым швом целой области рисунка. В этом случае контур площади вышивать швом не стоит. Вышивка заполняется несколькими рядами стебельчатого шва. При этом каждый из них должен начинаться с одной стороны, чтобы все стежки были выполнены в одном направлении, и каждый ряд плотно прилегал к предыдущему.

Правила выполнения шва

В идеальном варианте, стежки должны плотно прилегать друг к другу, стебельчатый шов должен напоминать сплошной шнурок, в котором не должно быть заметно ни начала, ни конца стежков. Чтобы добиться идеального результата, понадобится некоторое время на тренировку, и, конечно, соблюдение некоторых правил.

Рабочую нитку нужно постоянно держать на одной стороне, на какой больше удобно - справа или слева от основной линии. Менять ее расположение нельзя, иначе вся структура шва разрушится, и добиться хорошего результата не получится.

Иголку нужно выводить только в предыдущее отверстие - так шов будет выглядеть более аккуратным и плотным.

Стежки нужно делать одинаковой длины. Если не получается определить расстояние «на глаз», можно первое время делать разметку рисунка, помечая места ввода и вывода иглы точками.

Видео: учимся вышивать стебельчатым швом

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь