Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

© 2013 М.О.Илюхина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 03.09.2012

В статье осуществляется осмысление предлагаемых учеными определений понятия «нравственное самовоспитание»; на основании выявления различий между моральной деятельностью и нравственной деятельностью дополняется научное представление о понятии «нравственное самовоспитание школьника». Ключевые слова: нравственность, самовоспитание, нравственное самовоспитание, моральная деятельность, нравственная деятельность, школьник.

Исторический опыт развития человеческой цивилизации показывает, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан сами по себе не гарантируют духовного и нравственного развития общества. Жизнеспособность нации напрямую зависит от уровня духовно-нравственного и культурного ее развития. Это относится и к современной России. Как подчеркивается в «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности»: «Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранением культурного достояния всех народов России»1. В данном контексте особое значение приобретает проблема нравственного воспитания детей и молодежи, в рамках которой ставится и решается вопрос организации нравственного самовоспитания учащихся.

Практическому решению любой научной проблемы предшествует ее теоретическое осмысление, соответственно, решению проблемы организации нравственного самовоспитания учащихся должно предшествовать осмысление предлагаемых учеными определений данному понятия. Осмыслим предлагаемые учеными определения понятия «нравственное самовоспитание».

Нравственное самовоспитание, как подчеркивает С.М.Ковалев, состоит в формировании представлений и понятий о морали, образовании соответствующих моральных убеждений и привычек, чувств, которые регулируют отноше-

Илюхина Марина Олеговна, аспирант кафедры педагогики. E-mail: mariah87@mail. ru

1 Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской

Федерации и защиты их нравственности. Проект. - М.: 2008. - С. 10.

ние человека к другим людям, к собственным обязанностям, его поведение в коллективе. Оно включает искоренение аморальных поступков из жизни человека2.

В данном определении понятия «нравственное самовоспитание», как показывает его анализ, не проясняется, во-первых, кто формирует представления и понятия о морали, соответствующие моральные убеждения и привычки, которые регулируют отношение человека к другим людям, к собственным обязанностям, его поведение в коллективе. Во-вторых, если учитель формирует представления и понятия о морали, моральные убеждения и привычки, то своей деятельностью он, например, предъявляя образцы совершенства в отношениях между людьми, создает предпосылочное состояние для нравственного самовоспитания школьника. Однако это не есть собственно нравственное самовоспитание.

Иную точку зрения относительно нравственного самовоспитания мы находим у М.Г.Тай-чинова, подчеркивающего, что нравственное самовоспитание является как бы внутренней стороной процесса нравственного формирования, как бы его продолжением в субъекте. В самовоспитании проявляется активность сознания, ибо человеческая оценка внешних явлений всегда опосредована личным самосознанием, мировоззренческим уровнем индивидуального сознания. Нравственное самовоспитание - это усилия человека, направленные на совершенствование себя как социально активной личности, на усвоение опыта предыдущих поколений, на приобщение к нормам социальной жизни, это волевая деятельность каждого, направленная на формирование нравственного поведения, на развитие требовательности к себе, самооценки, способности разумного регулирования своего поведения соразмерно моральным требованиям

2 Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. - М. 1986. - С. 80.

общества, ответственности перед обществом за свои действия3.

В предлагаемом М.Г.Тайчиновым

определении понятия «нравственное

самовоспитание» четко обозначается, что нравственное самовоспитание является продолжением осуществляемого учителем нравственного формирования школьника, которое создает предпосылочное состояние для нравственного самовоспитания школьника. Важным в понимании ученым явления нравственного самовоспитания является, на наш взгляд то, что нравственное самовоспитание требует активности сознания.

Развивая данную мысль ученого, скажем, что сознание, точнее нравственное сознание, создает программы по совершенствованию школьником себя в соответствии со своим поставленным целям, изменению своего внутреннего мира, поведения и отношений к окружающим людям по критерию ценностей и норм морали. Нравственное сознание «распознавая» безнравственное, аморальное, включает «такую форму духовной активности субъекта, которая «разворачивает» мир к его интересам, жизненным позициям, идеалам, превращая объективное отражение бытия в его осмысленное отражение, «очеловеченное» понимание»4.

Близкую ко взглядам М.Г.Тайчинова точку зрения относительно того, что нравственное самовоспитание есть внутренняя сторона процесса нравственного формирования, продолжение данного процесса в субъекте, мы находим у А.В.Резниченко. Ученый пишет, что нравственное самовоспитание есть закономерно обусловленная требованиями воспитания и определенным уровнем развития нравственного самосознания деятельность личности, направленная на управление своим нравственным развитием и формированием на основе достижения единства объективных и субъективных целей воспитания и критического осознания степени своего участия в преобразовании окружающей действительности и совершенствовании коллективных отношений5.

Мы написали «близкую точку зрения» потому, что А.В.Резниченко в отличие от М.Г.Тайчинова, ведя речь о воспитании, а не о формировании, полагает, что нравственное са-

3 Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: книга для учителя. - М.: 1982. - С. 16.

4 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997.- С. 157.

5 Резниченко А.В. Профессионально-нравственное

самовоспитание студентов как условие развития

педагогической культуры будущего учителя:

диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ростов на/Д.: 1999. - С. 15.

мовоспитание, обусловленное требованиями воспитания, уровнем развития нравственного самосознания, есть деятельность личности. В то же время А.В.Резниченко не указывает на то, что нравственное самовоспитание является продолжением воспитания. Оно лишь обусловлено требованиями воспитания, которое, заметим, не может быть одинаковым для всех.

Воспитание и формирование являются различными понятиями, фиксирующими различные системы отношения. Если

воспитание есть система субъект-субъектных отношений, то формирование есть система субъект-объектных отношений, внутри которых и возникают субъект-субъектные отношения.

Мы полагаем, что в случае с нравственным самовоспитанием речь должна идти о воспитании, а не о формировании, которое является, естественно, обязательным условием руководства учителем нравственным

самовоспитанием школьников.

В контексте теоретического осмысления понятия «нравственное самовоспитание» интересным нам представляется положение А.А.Гусейнова и И.С.Кона о том, что самовоспитание является одной из основных сторон моральной деятельности, состоящей в том, что индивид целенаправленно развивает свои духовные способности и совершенствует образ жизни, ориентируясь на собственные представления о нравственно совершенной личности. Самовоспитание реализуется в такой системе ценностей, где приоритет имеет достоинство личности. В процессе самовоспитания индивид через критическое отношение к самому себе подвергает критике мир общественных отношений, наличных нравов. Самоочищаясь, он изживает в себе то, что ему не нравится в других, и стремится «выделать» себя таким, каким он хотел бы видеть всех остальных людей, окружающий мир6.

Осмысление данного положения ученых дает нам основание утверждать, что моральная деятельность, содержание которой образуют моральные отношения, является средством самовоспитания, а от содержания такой деятельности зависит и содержание отношений человека к себе, к другому. Данное утверждение базируется на философском понимании деятельности как специфически человеческой формы (человеческого способа) отношения к миру, связанного с работой в социокультурных парадигмах, на непреложном

6 Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова, И.С.Кона. - М.: 1989. - С. 296.

факте, что человеческое бытие представляет собой жизнь в культуре7.

Из такого понимания В.С.Швыревым деятельности следует (должно последовать), что моральная деятельность есть специфически человеческая форма (человеческий способ) морального отношения к миру. Она фиксирует моральные отношения, данные отношения реализуются в моральной деятельности.

Утверждение о том, что моральная деятельность фиксирует моральные отношения, имеет прочную методологическую основу. Так, В.П.Бездухов, исходя из аналогичного философского понимания деятельности, отмечает, что каждый вид деятельности фиксирует адекватную ей систему отношений и обладает своим системообразующим компонентом. Согласно ученому, познавательная деятельность есть система гносеологических отношений, которые определяются ориентацией исследователя на истину, являющуюся системообразующим компонентом данной деятельности, преобразовательная деятельность фиксирует праксеологические отношения, а ценностно-ориентационная деятельность фиксирует ценностные отношения, а системообразующим ее компонентом является ценность8.

Из этого следует, что моральная деятельность фиксирует моральные отношения, нравственная деятельность - нравственные отношения.

Мы полагаем, что, когда речь идет о нравственном самовоспитании школьника, то следует вести речь о нравственной деятельности, а не о моральной деятельности. Данное утверждение базируется, во-первых, на различении морали и нравственности. Во-вторых, на различении морального и нравственного сознания. Если исходить из принципа единства сознания и деятельности, то следует вести речь о единстве морального сознания и моральной деятельности, о единстве нравственного сознания и нравственной деятельности.

Заметим, что различение морали и нравственности не позволяет в полной мере уяснить суть различий между моральной деятельностью и нравственной деятельностью. Различия между данными видами деятельности становятся понятными, если мы будем, исходить из того, что каждому уровню рефлексии, как подчеркивает

7 Швырев В.С. Деятельностный подход к пониманию «феномен человека» (попытка современного осмысления) // Наука глазами гуманитария. - М.: 2005. - С. 345 - 383. - С. 349.

8 Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. - М.: 2008. - С. 78.

В.С.Степин, соответствует свой тип знаний и свой способ оформления категорий9.

Опираясь на данную В.С.Степина, О.К.Позднякова, разрабатывая проблему многоуровневой морально-этической педагогической рефлексии, обосновала, что каждому уровню морально-этической педагогической рефлексии соответствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются, осмысливаются соответствующим данному типу знания сознанием. Нравственная рефлексия осуществляется в рамках нравственного сознания, моральная рефлексия - морального сознания, этическая рефлексия - этического сознания.

Однако понимание того, что каждому уровню морально-этической педагогической рефлексии соответствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются,

осмысливаются соответствующим данному типу знания сознанием, также не дает целостного представления о сути различий между моральной деятельностью и нравственной деятельностью.

Методологической основой для различения моральной деятельности и нравственной деятельности становится идея А.Н.Леонтьева о том, что в человеческую деятельность вплетается деятельность сознания как ее необходимый элемент10.

Из данного положения следует, что в нравственную деятельность вплетается деятельность нравственного сознания, в моральную деятельность - моральная деятельность.

Интерес представляет и такая идея А.А.Гусейнова и И.С.Кона, как «самовоспитание реализуется в такой системе ценностей, где приоритет имеет достоинство личности». Понимание учеными того, что приоритет в системе ценностей, в которой человек осуществляет самовоспитание, имеет достоинство личности, показывает, что человек, обладающий чувством собственного достоинства, ориентированный на изменение себя, является автономной личности. Человек, как подчеркивает И.Кант, имеет внутреннюю ценность, то есть достоинство. Единственно подходящее выражение для такой оценки человека, которую разумное существо должно дать этому достоинству, это - слово уважение. Автономия, есть, таким образом, основание достоинства человека и всякого разумного естества11.

Важно отметить, что человек, осознающий собственное достоинство, в такой же мере отно-

9 Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: 2000. - С. 278 - 279.

10 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: 1981. - С. 295.

11 Кант И. Критика практического разума. - СПб.: 1995. - С. 95 - 96.

сится и к достоинству другого. «Показателем достоинства личности, - пишет Т.В.Ми-шаткина, - является ее отношение к достоинству другого человека»12. Из такого понимания показателя достоинства личности следует, что нравственное самовоспитание как сторона нравственной деятельности изменяет не только самого человека, но и его отношение к другому человеку, признаваемым своим-другим.

Выполненный нами анализ предлагаемых учеными определений понятия «нравственное самовоспитание» позволил нам дополнить научное представление о понятии «нравственное самовоспитание школьника». Отправным моментом для такого дополнения является понимание того, что нравственное самовоспитание

осуществляется в нравственной деятельности, а не в моральной деятельности.

Нравственное самовоспитание школьника есть самостоятельная, свободная, целеустремленная и систематическая нравственная деятельность школьника, обеспечивающая нравственное совершенство через воспитание в себе нравственных качеств, через «взращивание» в себе добродетельного человека в системе ценностей, освящающих выбор идеалов, моделирующих «потребное будущее», которое желали бы видеть и человек, и общество.

12 Мишаткина Т.В. Честь и достоинство // Этика. - Минск: 2002. - С. 208- 223. - С. 217.

CATEGORICAL ANALYSIS OF «MORAL SELF-EDUCATION»

© 2013 M.O.Ilyukhina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article accomplishes the interpretation of «moral self-education» definitions proposed by scientists; based on differences between ethical activity and moral activity the scientific understanding of the concept of «moral self-education of a pupil» has been complemented.

Keywords: morality, self-education, moral self-education, ethical activity, moral activity, a student.

Ilyukhina Marina Olegovna, the post-graduate student of faculty of pedagogics. E-mail: mariah87@mail. ru

Самовоспитание - социальное явление, присущее человеку, которое стало возможным благодаря выделению его из животного мира в результате развития сознания, обусловленной трудовой деятельностью; это естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тех требований, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа, трудовой коллектив. Путем самовоспитания человек формирует, развивает нужные ему для жизни и деятельности личностные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении. Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. С возрастом, по мере приобретения опыта, с ростом воспитанности, работа над собой занимает все более значимый вес в моральном и профессиональном самосовершенствовании.
Современная жизнь меняется ежесекундно, и на человека направляется огромный поток информации, которую необходимо не просто воспринять, а обработать и усвоить с целью дальнейшего использования. Все это требует гибкости, мобильности и готовности к изменениям. Соответственно приоритетным становятся те области педагогической науки, которые помогают человеку в решении этих конкретных жизненных задач.

Все большее значение приобретает самовоспитание, поскольку учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при активном участии самой личности, на которую осуществляется педагогическое воздействие. Без желания ученика меняться и самосовершенствоваться, усилия педагога превращаются в потерю времени. Поэтому задача учителя на данном этапе заключается в поощрении ученика к работе над собой. Учитель должен не только дать конкретные академические знания, а "научить учиться", чтобы ученик столкнувшись с новой проблемой, не ждал помощи извне, а обладая навыками самостоятельной работы смог справиться с поставленной задачей.

Одним из важнейших методов самовоспитания является само­критика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нрав­ственных отношений, в жизнедея­тельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противо­речий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее тре­бование действенности самокритики – учет собственного дос­то­инства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя

Положительное влияние на процесс нравственного самовос­питания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может по­влечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредован­ным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).

В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, аудитор напомина­ет себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении профессиональной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоин­структирование, в детальное «проигрывание» предстоящей опера­ции и способов ее осуществления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный профессионально-педагогический

университет

Институт педагогической юриспруденции

Кафедра философии

Контрольная работа

По дисциплине «Профессиональная этика»

На тему: «Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания профессионала»

Екатеринбург 2012

Введение

Заключение

Введение

Актуальность работы. Ответственность профессиональных учебных заведений, непосредственно осуществляющих нравственную подготовку к труду в современных социальных условиях, резко возрастает. Профессиональная педагогика, практика деятельности средних профессиональных учебных заведений инновационного типа: технических и гуманитарных лицеев, колледжей, высших училищ, - показывает, что для педагогов актуальны две проблемы: качественная профессиональная подготовка выпускников и формирование их нравственных ценностей, определяющих способы самореализации в трудовых коллективах или индивидуальной деятельности.

Адаптация молодого специалиста к производственной практике на основе ее технологии происходит легче, чем к деловым отношениям, к нравственно-психологическому климату конкретного коллектива. Это связано с тем, что, как показывают исследования В.Т. Ощепкова, в нем в течение многих лет создавалась своя производственная субкультура, действовала профессионально-психологическая этика, в значительной степени субъективная, не всегда совпадающая с ожиданиями выпускника. В настоящее время это положение усугубляется тем, что сложившиеся роли, традиции и правила на основе прежних идеологических ценностей с возникновением рыночных отношений не исчезли, а вступили в противоречие с новыми. В современных условиях молодому поколению трудно определить свою нравственную позицию и сохранить ее в условиях социальной нестабильности, смены системы нравственных ценностей.

Реформы, связанные с переходом к рыночной экономике, существенно изменили моральный климат в обществе. Исследователи (О.С. Белокрылова, В. Квин, В.Д. Симоненко, и др.) убедительно показали, что рыночная экономика сама по себе не несет нравственного начала. Она требует четкого законодательства и всех видов контроля за соблюдением этики делового партнерства. Отсюда следует необходимость определения содержания, путей и способов нравственного воспитания будущего специалиста в период профессиональной подготовки. Она становится особенно острой в сфере деятельности средних специальных учебных заведений (ссузов) на качественно новой основе. Таковой выступает профессионально-нравственная позиция. Проблема ее формирования в историческом плане всегда имела два аспекта - социальную мотивацию и личностно-практическую направленность (С.Н. Батраков, Н.М. Берулава, С.И.Самыгин, Ю.К. Стрелков и др.).

1. Профессионализм как нравственная черта личности

нравственный этика профессиональный личность

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать, развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и моральных ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает: отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; особенности профессионального воспитания. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II в. до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, ад представлялся как вечная жизнь без труда. Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уроке моральности, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. При этом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Обще моральные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии,

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.

2. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности специалиста

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны специалиста становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических качеств. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности специалиста, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.

При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов.

Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной нравственной жизни.

Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития человеком положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Задача профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания слушателей и будущих специалистов. Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение специалистом общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности в его профессии; самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей -- представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание).

Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым -- зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения.

Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников от сплоченности и зрелости рабочего коллектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой.

Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосредованного импульса - введение субъекта нравственного самовоспитания в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.

Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

3. Профессионально-нравственное воспитание как фактор развития профессионально важных качеств

Формирование личности будущего специалиста - одна из основных задач высших учебных заведений. В то же время высокого уровня профессиональной подготовки может достигнуть только студент с развитыми интеллектуальными, физиологическими, психологическими качествами и личностными свойствами, от которых в наибольшей степени зависит успех в конкретной сфере его жизнедеятельности.

В системе профессиональной подготовки профессионально - нравственная сторона занимает важное место. Для студента - самовоспитание должно являться одним из значимых факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности. Поэтому окончание вуза и получение профессиональных знаний зависит во многом от личности студента: каковы у него стремление, интерес, потребность и установка; какое у него желание овладеть знаниями, умениями и навыками; как работать над развитием в себе тех качеств, которые формируют личность профессионала. И вообще, является ли он творцом своей личности, так как потеря требовательности может стать разрушительной силой и привести его мысли к застойному явлению.

Безусловно, активная позиция будущего профессионала по отношению к своей личности и к своей будущей профессиональной деятельности является важным мобилизующим фактором для самовоспитания и саморазвития.

Самовоспитание, выступает как фактор развития профессионально важных качеств и как средство профессионально - нравственного становления студента в образовательном учреждении. Оно может развиваться в нескольких направлениях: интеллектуальное, волевое, эмоциональное, нравственное и др.

Реализация внутренней потребности в самосовершенствовании, как основной механизм развития личности, проявляется в процессе его активной деятельности в учебе и общественной жизни. В этом особую роль играют, по мнению Л.И. Рувинского (1983), самовоспитание и самообразование. А в основе развития самовоспитания лежит становление и движение взаимосвязанных процессов изменения позиции студента во взаимодействии с внешним миром.

Движущими силами самовоспитания будущего специалиста определяется возникающими противоречиями между социальными требованиями общества, и собственным отношением к ним. Преодоление этих противоречий и является процессом саморазвития. Следовательно, студенту следует переходить от позиции "Я - студент" на позицию "Я - будущий специалист. Я готовлю себя к почетной высокой миссии". И одновременно он должен овладеть навыком самостоятельной работы по развитию своей личности.

Под профессионально - нравственным самовоспитанием понимается целеустремленная, активная деятельность, направленная на формирование, развитие и закрепление у себя положительных профессионально важных качеств личности, а также устранение отрицательных.

Поэтому программу профессионально - нравственного самовоспитания можно наметить на основании профессиограммы. Студенту пpи составлении пpогpаммы самовоспитания из указанных качеств нужно выделить те, которые у него на первый взгляд отсутствуют, т.е. составить персонограмму. Затем следует заняться самооценкой по всем включенным в нее качествам с помощью психологических тестов, выполнения различных заданий, где проявляются те или иные качества. На основании полученных результатов составляется личностная программа самовоспитания.

Например, при отсутствии такой профессиональной характеристики как уверенность в себе, студенту необходимо составить свой план самовоспитательных действий. Этот план должен включать:

обнаружение самого фактора неуверенности в себе, фиксация его в своем сознании в виде робости и скованности;

отношение к нему, беспокойство о нем, принятие соответствующих мер;

выработка определенных специфических требований к самоизменению своей личности;

разработка способов преодоления своих недостатков:

создание системы самонаблюдения и самоконтроля за своим самочувствием, поведением и сознательного регулирования своих эмоций и действий в различных условиях и обстоятельствах.

В действительности в различных жизненных ситуациях процесс самовоспитания может не совпадать с планом действия личности. Однако он должен быть продуманным моделированием самопознания, самовоздействия.

Таким образом, процессы самовоспитания и самообразования являются одним из важных и необходимых в профессиональной подготовке будущего специалиста. Причем эти процессы помогут студенту приобрести нравственные профессионально значимые качества для будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Профессионально-нравственная позиция не является личностным монообразованием. Это сложное проявление индивидуальности будущего специалиста, включающая три способа ориентации на конкретные социальные ценности: человека и его здоровье; профессию и профессиональную деятельность, сберегающую здоровье каждого индивида и общества в целом; себя как профессионально ответственную за реализацию этих ценностей личность. Поэтому профессионально-нравственная позиция может иметь как уровневый характер проявления, так и целостный. Исследованиями установлены следующие ее подструктуры: ориентировочная ценностно-здравоведческая позиция, при которой господствует ориентация на здоровье человека как основную социальную ценность; готовностно-мотивированная позиция с ведущим ее показателем -- желанием, стремлением служить человеку, профессии, обществу; активно-деятельностная, при которой проявляется деятельность студента по самореализации, самосовершенствованию, самоподготовке к будущей роли. Эта деятельность связана либо с накоплением опыта в такой мере, что позволяет оценивать его как профессионализм, либо с самовоспитанием профессионально-личностных свойств, позволяющим в будущем самостоятельно и творчески накапливать опыт деятельности.

Названные виды профессионально-ценностной позиции студента могут рассматриваться и как ее уровни. Это зависит от концептуального подхода к ее формированию. В любом случае последовательность педагогических действий предполагает формирование ориентаций студентов на ценности человека и его здоровья, последующий переход к усвоению ценностей профессии и профессиональной деятельности и побуждение студентов к самоопределению и самореализации ценностей Я как профессионала и связанного с этим жизненного самоопределения.

Список использованной литературы

1. Аверина О.Р. Этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.

2. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск, 1993.

3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. М.,: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 208 с.

4. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник. Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Государственные служащие как социально–профессиональная группа. Современное состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего. Принципы поддержания этики на государственной службе, пути ее дальнейшего формирования и роста.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    История становления и развития профессии юрист. Знаменитые юристы древнего Рима. Профессиональная характеристика должности и ее нравственное значение. Главные качества работника, которые свидетельствуют о непригодности. Этика в деятельности юриста.

    реферат , добавлен 24.04.2015

    История развития этики как нравственного самосознания личности в классическом периоде и в условиях зарождения и развития капиталистического общества. Анализ общих характеристик этики, применяемых в бизнесе, оценка их использования в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Профессионально-этические нормы качественного обслуживания клиента. Пути формирования необходимых для сервисного работника качеств. Пути формирования спокойствия и типичные ошибки в контроле эмоций. Основные требования к внешнему виду сотрудников.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Нравственное здоровье коллектива и моральные устои. Механизмы нравственной саморегуляции. Критические стадии нравственного развития коллектива. Нравственность как явление, разделено на два уровня – отношение и сознание. Специфические процессы общения.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Характеристика этапов процесса формирования профессионально-квалификационного качества таможенных кадров. Понятие слова "святыня". Совокупность духовных, державных и культурных святынь и ценностей России, их применение в воспитании таможенных кадров.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2014

    Этика делового общения в сфере гостиничного сервиса. Основная задача этического кодекса. Возникновение первых профессионально-этических кодексов. Особенность формирования корпоративной культуры в гостеприимстве. Правила разработки этического кодекса.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Понятие, сущность и особенности трагического и героического, история осознания эстетического начала в человеческой жизни. Нравственное воспитание личности в трудах Н.Г. Чернышевского. Место героического в повседневной деятельности сотрудника ОВД.

Из всего сказанного в предыдущей главе видно, что суть нравственного самовоспитания - в стремлении и способности подниматься над самим собой, в сознательном самопреодолении 1 .

Кант, Шопенгауэр, Фрейд и другие буржуазные философы и психологи связывали необходимость самопреодоления с несовершенством физической природы человека. Ее требования, желания и склонности, «основываясь на физических причинах, сами по себе не согласуются с моральным законом, имеющим совершенно другие источники...» 2 . Шопенгауэр особенно категоричен в осуждении «человеческой натуры, в целом настроенной низко и дрянно». Самовоспитание, по Шопенгауэру, есть непрестанная борьба с волей к жизни (т. е. с теми желаниями, что идут от физической природы человека), а конечная цель этой борьбы состоит, как он считает, в том, чтобы очищенный и вознесенный своими страданиями над самим собой человек радостно принял смерть. По существу, точка зрения Канта и Шопенгауэра не отличается от христианского учения о прирожденной греховности человека как физического существа и вытекающей отсюда необходимости «умерщвления плоти», в чем якобы и выражаются святость и величие человека, его духа. Подобные идеи продолжают жить и поныне.

Марксистско-ленинская этика, признавая, что нравственное самовоспитание человека осуществляется через одоление им самого себя, выводит необходимость этого самопреодоления из совершенно иных оснований. Научное человековедение отметает как поповский вздор мысль о прирожденной испорченности и «греховности» человека. Недостатки, как и достоинства, человек обретает в ходе жизни. Жизнь сложна и противоречива, ее влияния на человека, как уже отмечалось, никогда не бывают однонаправленными и при самой совершенной системе воспитания нельзя совсем исключить отрицательное внешнее влияние (среды, окружающих людей), хотя, разумеется, характер и интенсивность этого влияния не могут быть одинаковыми. Реальная жизнь социалистического общества ведет ко все более полному слиянию личного и общественного в интересах людей, а вся система воспитания ей в этом помогает. Однако важно следующее: это слияние предполагает и самопреодоление, самоподчинение, борьбу человека со своими недостатками.

Вот перед нами летчик, который берется испытать в небе новую машину. Он приступает к этому очень нужному для общества делу с полным сознанием ответственности и с личной заинтересованностью. Казалось бы, налицо полное слияние личного с общественным. И нет никакой необходимости глушить, тормозить что-то личное ради общественного. Но ведь летчик, каким бы он ни был храбрым, не может не чувствовать известного опасения за исход испытания, ведь он-то знает, сколь рискованно его дело, и чувство страха совершенно естественно в его положении (во всяком случае, люди по-настоящему мужественные и не раз бывавшие один на один со смертельной опасностью это не отрицают). Значит, свой страх - а он в данном случае есть не что иное, как проявление инстинкта самосохранения - надо подавить, заглушить, чтобы сделать то, что летчик хочет и должен в силу задания сделать. То же самое можно сказать о дружиннике, идущем на вооруженного хулигана Могут возразить: это-случаи особые, Верно, особые, хотя и не столь уж исключительные, чтобы о них совсем не стоило говорить. Ни один из нас не может быть уверен, что жизнь никогда не поставит его в рискованное положение, в принципе похожее на положение летчика-испытателя и дружинника. Но возьмем самый обычный, повседневный наш труд, и мы увидим, что он тоже требует от нас самоподчинения и самопреодоления. «В каждом виде деятельности есть элементы, вызывающие интерес, повышенное положительное эмоциональное состояние. Однако в труде, учении и даже игре немало будничного, малоинтересного, эмоционально непривлекательного, но важного, необходимого» 3 . Вот тут-то и нужны личная воля, самодисциплина, самопонуждение. Особенно важно учитывать это в подготовке к труду нынешних школьников, чтобы они заранее знали, что в любой профессии значительную долю составляет труд по необходимости. Поэтому правильнее, на наш взгляд, было бы сказать так: смысл коммунистического воспитания и подлинная нравственность состоят в том, чтобы общественное делать личным, что, однако, предполагает способность к отказу от эгоистически-личного, к самопреодолению. Если эту способность не культивировать, не развивать, то не будет слияния личного с общественным. Человек просто не в состоянии будет хорошо делать то, что от него общество требует и что он сам хотел бы сделать, если он не выработает в себе способности преодолевать собственную лень, собственный страх, собственные, мешающие делу привычки и привязанности. И не было бы никакого самовоспитания, если бы жизнь, работа не требовали от человека постоянного самопреодоления.

В. А. Сухомлинский, заслуги которого в развитии теории и практики коммунистического воспитания общеизвестны, говорил, что «сущность самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставить себя» 4 . «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, чего не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли». «Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия - капризность, обидчивость, болезненное самолюбие, Из этих семян вырастает индивидуализм»; «Человек - это прежде всего сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя» 5 . Эти афоризмы выдающегося советского педагога необходимо шире пропагандировать, они вполне заслуживают того, чтобы стать основными правилами воспитания и самовоспитания.

Но совместима ли установка на добровольное самопреодоление (самоограничение, самоотказ) с личной удовлетворенностью и счастьем? Наверно, если бы они исключали друг друга, то самовоспитанием никто и никогда не захотел бы заниматься. Даже об аскетическом самоограничении нельзя сказать, что оно не имеет в виду личное счастье: ведь не из любви к страданиям монахи носили тяжелые вериги и грубые власяницы, а з надежде на воздаяние, на райскую загробную жизнь, то есть в конце концов на счастье, по-своему понимаемое и, конечно же иллюзорное.

Если бы мы сказали, что в словах «Стремись все делать наперекор своим желаниям» выражена формула нравственного самовоспитания, то это было бы совершенно ошибочное суждение. Самовоспитание предполагает, включает самопредоление, но не сводится к нему. Человек преодолевает те или иные свои желания, интересы ради своих же целей, интересов, которые ему представляются более важными. В борьбе за общие цепи, за общее счастье народа человеку нередко приходится преодолевать самого себя, и без этого не может быть общего счастья. А там, где нет общего счастья, там не может быть и счастья личного. К тому же известно, насколько интенсивно переживает человек сознание собственной моральной силы или, напротив, собственного малодушия. Никогда высокоморальный человек так не презирает себя, как в тех случаях, когда поддался эгоистическому порыву, забыл о порядочности и принципиальности. Что может быть мучительнее такого самосуда? Но, с другой стороны, ничто не доставляет ему столь высокого удовлетворения, как осознание власти над собой, над своими склонностями, как то, что Кант считал высокой радостью исполнения долга и называл самоудовлетворенностью 6 .

Один активно занимающийся самовоспитанием молодой человек пишет, как он боролся со страхом: «Целую систему сознательных «спецтренировок» осуществил я в борьбе с ним. По 15- 20 км ходил ночами по волчьим лесам, по бездорожью. Переплывал, опять же ночью, в безлюдье, множество рек... Прыгал с парашютом, причем с задержкой, когда и без нее-то поджилки тряслись. Но зато чего стоит это ощущение власти над собой и обстоятельствами! Самое же большое удовлетворение испытывал, когда, рискуя «положением» и рядом «благ», говорил правду, поступал по правде» 7 .

Эта радость от сознания власти над собой, над своими мелкими, эгоистическими страстями и склонностями, сознание определенной независимости от них и является внутренним стимулом нравственного самосовершенствования. Л. Толстой писал: «Трудно победить дурное расположение духа и недоброжелательство к человеку, но можно. И если хоть раз удастся, то испытаешь такую радость, что захочется испытать ее и другой раз» 8 , Преодоление собственных недостатков не только приносило ему глубокое удовлетворение, но и было, по признанию Л. Толстого, одной из причин успехов в художественном творчестве. И действительно, без постоянного самоанализа, без суровой самокритики и требовательности к себе не могло бы быть великого мастера изображения бесконечно сложной диалектики человеческой души.

Казалось бы, самое большое и устойчивое счастье в том, чтобы всегда удовлетворять все свои желания. На самом же деле это - путь к несчастью. Еще Ж.-Ж. Руссо говорил, что верный способ сделать ребенка несчастным - приучить его ни в чем не встречать отказа.

Самовоспитание-дело трудное, куда проще идти на поводу своих слабостей, Вверх подниматься труднее, чем катиться вниз. Дорога вниз имеет мало остановок, сказал как-то Т. Драйзер. И тот, кто думает, что можно прожить, ни в чем себе не отказывая, ни разу «не беря самого себя за шиворот», тог обязательно скажется внизу - несчастным и безвольным. Так что единственное достойное человека и возвышающее его счастье - это счастье, связанное с самопреодолением а труде, в борьбе за общее и свое собственное благо.

Конечно, если бы желания, страсти, стремления человека всегда были хороши и не было бы среди них дурных и мелочных, то ничего плохого не было бы з том, что человек всегда следует своим желаниям. Но в том-то все и дело, что человек сложен, противоречив. «Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою» 9 , «Всякий человек бывает слаб...» 10 . Даже люди с очень сильной волей и целеустремленные могут а каком-то отношении оказаться весьма слабыми. Поэтому и нельзя признать совершенно правильным нередко встречающееся утверждение: «Человек - не враг самому себе». В каком-то отношении он все-таки и враг самому себе, всему тому, что он находит в себе дурного, мелкого, слабого, «Человек - не враг самому себе» - это вполне может быть формулой самооправдания тех, кто не хочет одолеть той или иной своей слабости, а также эгоистов, не способных на самоотверженный поступок, на доброе дело, связанное с личным риском и с возможностью каких-то личных утрат.

Люди не делятся на хороших во всех отношениях и на плохих во всех отношениях, на овец и козлищ, как говорили в стародавние времена. Такое разделение людей по их моральным качествам было бы слишком грубым и, по сути, метафизическим, потому что каждый отдельный человек представляет собой некое единство противоположностей. «Люди ведь все точно такие же, как я; то есть пегие - дурные и хорошие вместе...», - написал в своем дневнике Л. Толстой 18 мая 1890 г. История дает нам немало примеров того, как люди, думавшие иначе, совсем не так, как Л. Толстой, и считавшие себя абсолютно чистыми, непогрешимыми, «святыми», оказывались отвратительными деспотами. Такие люди находятся в полном согласии со своей совестью, она их никогда не беспокоит, да и не может беспокоить, потому что ее у них просто нет.

Разумеется, хорошее и дурное, доброе и злое, что есть в людях, нельзя представлять внеисторически, статично, Реальное, объективное содержание этих категорий изменяется от эпохи к эпохе. Но абсолютного согласия человека с самим собой не может быть, потому-то моральный человек и продолжает постоянно самовоспитание, всегда стремится в этом отношении достигнуть еще большего и лучшего.

Когда мы говорим, что в одном и том же человеке могут сочетаться и новое и старое, и доброе и недоброе, и возвышенное и мелкое, то это вовсе не должно быть понято как признание двоедушия или болезненной расщепленности сознания. Речь идет не о двоедушии лицемера и не о патологических отклонениях з психике, а об обыкновенном сознании обыкновенного человека. Указанные выше противоречия в какой-то мере могут быть свойственны и положительной, целостной личности. Она является целостной не потому, что пребывает в стабильном, ненарушимом согласии с самой собой и всегда собою довольна, а потому, что не старое, а новое, прогрессивное доминирует в сознании такого человека, который к тому же обладает достаточной силой и мужеством, чтобы осознать и признать свои недостатки и избавиться от них.

Здесь необходимо разъяснение относительно природы старого, негативного в социалистическом обществе, Все ли старое, отрицательное, что встречается в сознании людей в социалистическом обществе, есть непременно остаток, пережиток досоциалистического прошлого? Если понятия «старое» и «пережитки досоциалистического прошлого в сознании советских людей» отождествить, то это будет означать, что все отрицательное в их сознании воспринято от прошлого и ничто отрицательное не является и не может быть продуктом саморазвития социализма, Однако известно, что в каждом сложном явлении (в данном случае в социалистическом обществе) есть свое новое и свое старое, а не только то, что пришло от предшествовавших социально-экономических формаций.

Нетрудно понять, почему мы обычно говорим о пережитках капитализма в социалистическом обществе: социализм вышел из капитализма и получил от него во многих отношениях довольно тяжелое «наследство». Но сегодня, если угодно, само сведение всего негативного, старого к пережиткам капитализма выглядело бы как своеобразный «пережиток», анахронизм. Оно увело бы нас от анализа современной социалистической действительности, ее собственных {а не воспринятых лишь от прошлого) противоречий. Но это, так сказать, «новое старое», другое старое. Хотя, как и всякое старое, оно является тормозом нашего развития и подлежит преодолению, однако оно принципиально отличается от того старого, что перешло к нам по наследству от досоциалистических эпох - частнособственническая психология, стяжательство и т. д. Во всех сферах жизни социалистического общества происходит диалектический процесс развития, совершенствования, который неизбежно предполагает и устаревание отдельных форм жизнедеятельности и сознания, которые для своего времени необходимы и прогрессивны, а затем превращаются в свою противоположность.

То старое, что пришло из досоциалистического прошлого, выступает как антипод всему социалистическому (коммунистическому). Оно внутренне связано со всей системой общественных отношений, существовавших до социализма, входит в структуру этих отношений, является не чем-то чуждым ей, а, наоборот, выступает как ее необходимый компонент. В социалистическом обществе эти явления хотя и отмирают не сразу, хотя и существуют, но они чужеродны ему.

Этого нельзя сказать об устаревающих формах, элементах собственно социалистического бытия и сознания. Так, скажем, привычка работать за определенную плату, как и сам принцип распределения по труду, свойственные социализму, со временем будут чем-то старым, и от них общество откажется. Но подобное старое ни при каких обстоятельствах не может быть антиподом социалистическому (коммунистическому). Итак, целостная личность не та, что начисто свободна от старого в своем сознании, а та, у которой это старое не противоположно коммунистической (социалистической) морали. Но и оно, подчеркиваем, должно преодолеваться с помощью всех средств воспитательного воздействия на личность. И, конечно, собственными усилиями самой личности.

Личности социалистического (коммунистического) типа не свойственны самодовольство и самоуспокоенность. Напротив, ее отличают повышенная требовательность по отношению к себе, внутренний самоконтроль, что иначе называется совестью. Самовоспитание неразрывно связано с воспитанием совести. Если бы в самом деле каждый человек пребывал в постоянном и ненарушимом согласии с самим собой, то совесть была бы не нужна людям, ей «нечего было бы делать». Совесть была и будет нужна как внутренний регулятор поведения, который помогает ему в борьбе с собственным эгоизмом, со своими недостатками. Способность к нравственному самовоспитанию всецело определяется действенностью этого регулятора. В умении самого себя контролировать, оценивать, поправлять и одолевать - показатель высшей нравственной зрелости и культуры, подобно тому, как высшая культура мышления выражается, по точному замечанию Э. В. Ильенкова, в умении полемизировать с самим собой 11 .

Нравственный прогресс социалистического общества связан с повышением требовательности каждого индивида прежде всего самому себе, Совесть - это нравственная самокритика, нравственный самоконтроль. Заметим в этой связи, что установка нашей партии на развитие критики и самокритики свидетельствует о моральном величии партии коммунистов. В способности партии признавать свои ошибки и исправлять их В. И. Ленин видел силу и зрелость партии и называл ее умом, честью и совестью нашей эпохи. Критика и самокритика - не только совершенно необходимое условие разрешения противоречий социалистического (и коммунистического) общества, но вместе с тем и могучий рычаг нравственного самосовершенствования индивидов, коллективов, общества в целом, это - мужественная школа совести, по выражению Р. Роллана.

Самокритика - дело совсем нелегкое. Однако она возвышает и очищает людей. Наоборот, некритическое отношение к себе, повышенное самомнение принижают и ослепляют человека, мешают его росту и служат источником куда более тягостных душевных мук, но таких, которые не возвышают и не очищают человека, а свидетельствуют о его глубоком кризисе и падении. «Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти - выдать себя за большее, чем они есть» 12 .

В борьбе с отклонениями от норм социалистической нравственности наше общество стремится сделать все, чтобы оградить себя от недобросовестности некоторых граждан, создать такие условия, чтобы исключались или по крайней мере сводились к минимуму возможности нарушения общественных интересов - хищения, разбазаривание народного богатства, приписки, выпуск недоброкачественной продукции и т. д. Улучшаются система учета и контроля, порядок хранения коллективной собственности, совершенствуется законодательство. Чем меньше остается всякого рода щелей и лазеек, которыми пользуются недобросовестные люди, чем надежнее ограждены общественные интересы, тем труднее их нарушить. И все-таки самое важное и нужное - чтобы у человека не было желания сделать это даже тогда, когда и лазейка открыта, и свидетелей нет. Выгоды совести, по верному замечанию А. В. Луначарского, в том, что при ней не надо следить за человеком. «Воспитывать самого себя, - писал В. А. Сухомлинский, - это значит уметь переживать угрызения совести... Тонкость и мудрость воспитания как раз и заключается в том, чтобы научить человека наказывать себя» 13 .

Таким образом, получается, что нравственное самовоспитание есть воспитание человеком собственной совести. В то же время нельзя нравственное самовоспитание свести целиком и полностью к воспитанию совести, нравственные качества многочисленны и многообразны, но все же совесть среди них занимает особое место, она не просто одна из многих нравственных характеристик личности, а нечто настолько важное среди них, что если ее у человека нет, если, говоря иначе, он бессовестный, то он и безнравственный.

Но может ли человек собственную совесть воспитывать, формировать, усиливать, как усиливают, скажем, силу мускулов?

Если считать,как это делают этики-богословы, совесть голосом бога в человеке, если понимать ее как что-то изначальное, врожденное и интуитивное, то, конечно, в этом случае придется признать, что совесть не может быть следствием воспитания и самовоспитания. В лучшем случае оно может разбудить совесть, неизвестно откуда взявшуюся, но не может формировать ее. Но совесть, как и нравственное сознание в целом, есть отражение общественного бытия людей, она формируется и изменяется под влиянием конкретных условий жизни. Однако сознание и совесть как элемент, «часть» сознания 14 формируются не без личного участия индивида. Если бы нравственное самовоспитание не имело никакого отношения к совести, если бы моя совесть никоим образом не зависела от меня, то и не было бы никакого нравственного самовоспитания, потому что нет нравственности без совести.

Каким же образом совесть может зависеть от самого человека- носителя совести? Известно, что совесть есть единство рационального и эмоционального. Она есть некое достаточно глубоко усвоенное знание 15 . Не всякое знание, а знание должного, того, как человек должен поступать. Совесть неотделима от убеждений человека, то есть от тех принципов, которые определяют его поведение. А принципы, по справедливому замечанию И. Канта, должны быть основаны на понятиях 16 . Понятия о жизни, о том, как должно жить, человек вырабатывает сам, никто за него это сделать не в состоянии. Через постижение объективных законов общественного развития наш современник усваивает и понятие о долге, суть которого состоит в том, чтобы действовать в согласии с требованиями этих законов, в соответствии с коммунистической перспективой общественного развития. Таким образом, коль скоро каждый из нас может и должен увеличивать сумму и глубину собственного социального знания (а его неотъемлемой частью является и знание принципов марксистско-ленинской этики), то уже тем самым каждый из нас оказывается способным сформировать в себе совесть.

Если совесть есть знание, то, как и всякое знание, она не может быть совершенно безошибочной. Будучи «внутренним судьей» человека, она сама является объектом оценки, анализа со стороны собственного разума индивида, который вносит коррективы в свои представления о должном и при этом неизбежно корректирует саму совесть, являющуюся «инобытием долга». Высшим же «арбитром» истинности нравственных убеждений человека являются общественная жизнь, практика.

Но совесть есть не только знание, а вместе с тем и чувство. Говорят, чувству приказывать нельзя, что не совсем точно. Разные бывают чувства, и одним из них действительно приказывать нельзя (нельзя приказать себе полюбить или разлюбить, возненавидеть кого-то), другим же можно (например, можно подавить в себе чувство страха). И во всяком случае на любое чувство можно повлиять доводами разума, потому что рациональное и эмоциональное- это не изолированные друг от друга сферы человеческой психики, они тесно взаимодействуют в едином процессе отражения. Не подлежит сомнению, что чувство, голос совести можно в себе заглушить, что и делает сплошь и рядом преступник. Но то, что можно в себе заглушить, можно соответственно и оживить, разбудить путем размышления и предвидения того, что может последовать за неблаговидным поступком. А главное, совесть - и как знание, и как чувство - развивается через делание добра людям, а быть добрым или недобрым - это в нашей власти, это в большой мере от нас зависит.

Воспитанию и самовоспитанию совести советского человека в громадной степени способствует то, что в социалистическом обществе жить по совести в конце концов выгоднее для самого человека, чем быть бессовестным. В прежние времена в антагонистическом обществе совесть была весьма невыгодной, непрактичной «вещью». Скажем, чтобы разбогатеть или продвинуться вверх по социальной лестнице, нужны были бессовестность, умение прислуживаться и «работать локтями». Совесть стесняла, была «рамкой», тормозом, ограничивающим возможности достижения жизненного успеха. Поэтому и появились такие пословицы, как: «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «не пустишь душу в ад, не будешь богат». Люди с обостренным чувством совести и справедливости становились в этих условиях борцами, революционерами. Такое положение характерно для любого общества, основанного на эксплуатации человека 17 .

Совесть как осознанная необходимость поступать в соответствии с моральными и правовыми нормами социалистического общежития, с интересами общества, которые являются в то же время и коренными интересами индивида, становится гарантией его жизненного успеха, а бессовестность в конечном счете - невыгодной для него. Здесь уже только «от трудов праведных» зависит жизненный статус человека. Только живя и трудясь по совести, человек может занимать в обществе достойное положение. Но вот что важно: жизнь со спокойной совестью и спокойная жизнь-совсем не одно и то же. Совесть строителя нового общества побуждает его к активной борьбе со злом - которое, кстати, во многих своих ипостасях агрессивно, - со всем тем, что мешает прогрессу, и она может быть спокойной лишь при сознании, что ты сделал все, что мог в этой борьбе. Это непрекращающееся противоборство нового и старого в общественной жизни неизбежно связано с самопреодолением индивида в борьбе за новое, должное, за добро против зла 18 .

Конечно, это совсем не та борьба, которую мы наблюдаем в антагонистическом обществе. Ее формы в зрелом коммунистическом обществе несомненно будут, существенно отличаться и от тех форм, которые она принимает на стадии социализма, когда з отдельных коллективах соотношение нового и старого временно складывается не в пользу нового, передового и следование велениям долга и совести бывает сопряжено с известным риском. С переходом к коммунизму, как правильно замечает А. И. Титаренко, «изменяются, становятся более гуманными... сами типичные ситуации морального выбора...» 19 . Происходит смягчение нравственных конфликтов. Но было бы неправильно истолковывать эту реальную тенденцию в том смысле, что постепенное слияние общественного и личного в интересах людей означает отмирание необходимости в подчинении личного общественному, в необходимости самопреодоления (самоограничения) в борьбе за достижение все более высоких социальных целей.

Без этого, вероятно, и борьба не была бы борьбой и стало бы совсем бессмысленным понятие подвига, который мы ценим не только в силу его объективных и полезных для нас последствий, а и потому также, что знаем: легкого подвига, как бы ни изменялись его формы и виды, не бывает, и труден он не потому лишь, что человеку, совершающему подвиг, приходится преодолевать необычные внешние препятствия, но и потому, что подвиг -это проявление высокоразвитой способности преодолеть самого себя.

Если суть нравственного самовоспитания в самопреодолении, то совесть - не просто союзник человека в борьбе со своими недостатками, а нечто большее - ее главная движущая сила, от нее исходят стимулы этой борьбы.

Что бы человек ни делал, он руководствуется при этом своими потребностями, они - в основе всей жизнедеятельности человека. «Никто не может сделать что-нибудь, - говорил К. Маркине делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей...» 20 . Потребности существенно влияют на поведение, на образ жизни человека, на весь его облик. Они определяют не только то, что человек хочет, чего он добивается, то есть не только цели деятельности, но и способ деятельности, средства достижения поставленных целей. Поэтому можно сказать: каковы потребности человека, таков и он сам. Коммунизм предполагает удовлетворение разумных потребностей, то есть таких потребностей, которые согласуют с возможностями общества, его производственно-технической базы (неразумно требовать невозможного). Потребности возникают и складываются объективно, прежде всего как следствие развития материального производства, что, однако, вовсе не означает, что этот процесс совершается как-то помимо человека, что сам человек не может на него влиять, его регулировать. Саморегуляция человека означает и регулирование им своих собственных потребностей. Сам термин «разумные потребности» предполагает возможность и необходимость контроля со стороны разума, каждый человек может и должен осознавать, что в его потребностях разумно, что ему действительно нужно, а что не нужно вовсе, является мнимой, искусственной потребностью, вредной «блажью», «баловством» (вроде курения табака). Самоанализ, который является предпосылкой всякого самовоспитания, необходимо включает в себя и анализ собственных потребностей. Преодолеть себя -значит преодолеть и какую-то свою мнимую или негативную потребность, но при этом данная потребность непременно должна быть осознанна самим человеком как неразумная. Это осознание должно сочетаться с эмоциональным неприятием объекта данной потребности, с отвращением к нему. В своей книге «Моя жизнь» М. Ганди цитирует стихи Нишкулананда:

Отказ от чего-либо без отвращения

Не будет продолжительным 21 .

Отказ (запрет) только тогда и эффективен, когда он является самоотказом (самозапретом), «навязанные запрещения редко достигают цели, но когда сам налагаешь их на себя, они несомненно благотворны» 22 .

Итак, нравственное самовоспитание предполагает более или менее ясное осознание человеком характера своих потребностей, их общественного смысла, и чем это осознание яснее, тем успешнее может быть самовоспитание, тем вернее то направление, в котором оно осуществляется.

Коль скоро нравственное самовоспитание есть самопреодоление, то оно оказывается тесно связанным с волей. Она необходима человеку, чтобы поступать в соответствии с велениями долга, по совести (было бы легко и просто быть высоконравственным человеком, если бы любое действие по долгу и совести вполне совпадало с личными желаниями); воля нужна и тогда, когда в результате самоанализа человек счел какие-то из своих потребностей неразумными и хотел бы от них отказаться.

Это противоречие между «хочу» и «надо» появилось еще на заре человеческой истории, когда только что отделившийся от животного мира человек должен был, подчиняясь суровым требованиям родового коллектива, подавлять в себе «зоологический индивидуализм». Это была начальная школа нравственного самовоспитания, Противоречие между «хочу» и «надо» относится к числу вечных. Конечно, его конкретное содержание, степень остроты и формы разрешения - все это выглядит по-разному в различных исторических условиях. Но как бы то ни было, без волевого напряжения и порой самообуздания человека разрешаться оно не может-нигде и никогда.

Дело в том, что хотя воля и вырастает из интереса, из какого- то желания и стремления, но она вовсе не тождественна им. Напротив, она представляет собой выработанную в ходе исторического развития способность человека преодолевать одни свои интересы ради каких-то других интересов. Воля там только и проявляется, где сталкиваются в одном и том же человеке различные интересы (желания, хотения, стремления), она есть выражение извечной противоречивости интересов человека, в которой отражена противоречивость его общественного и индивидуального бытия.

Воля закаляется в борьбе с трудностями - не иначе. Всякая борьба с трудностями имеет свою внешнюю (объективную) сторону и сторону внутреннюю (субъективную), так как означает преодоление не только каких-то внешних препятствий, но и таких препятствий, которые человек находит в самом себе на пути к осуществлению задуманного действия. Эти внутренние преграды могут быть самого различного свойства: страх, лень, какие-то личные привязанности и привычки и т. д. и т. п. Получается, что, когда человек сталкивается с какой-то трудностью, он сталкивается при этом и с самим собой. Все это лишний раз подтверждает ту истину, что нравственное самовоспитание невозможно вне практической деятельности. Оно есть самокритика, но такая, которая не останавливается на стадии самоанализа, самооценки, а переходит в дело, в действие. Известная воля нужна человеку и для признания, хотя бы перед самим собой, собственных недостатков. Но куда большее напряжение воли нужно для их практического исправления.

Не принимая во внимание волю, ничего нельзя понять в вопросах нравственности. История этики дает немало примеров, когда все сводилось к знанию человеком того, как должно или как было бы полезно для него самого поступать. В наше время успехи научно-технического прогресса породили, кое у кого нечто вроде «кибернетического высокомерия», иллюзорное представление, что наука якобы все может. Новейшие ЭВМ якобы дадут человеку возможность в любом случае найти единственно верное решение и тем самым избавят человека от необходимости морального выбора и от всего, что с ним бывает связано, - от колебаний, внутренней борьбы и т. д. Правильные поступки будут гарантированы ЭВМ, и совесть за ненадобностью навеки уснет, отомрет. Если бы нравственный выбор сводился к простому бухгалтерско-математическому подсчету, то это было бы концом морали. Тогда ни о каком самопреодолении и самовоспитании не было бы и речи. Но в том-то и дело, что возможности науки, знания тоже ограниченны. Разумеется, знание помогает сделать правильный выбор. Особенно велика роль истинного обществоведческого знания там, где приходится решать не мелкие, житейские вопросы, а выбирать свою позицию и действовать в сложных ситуациях. Но как бы ни были истинны и обширны познания человека о своей социальной среде, они не снимают проблему самопреодоления.

Если бы люди совершали дурные поступки только потому, что не понимают, что они дурны, не умеют предвидеть их последствий, то нравственное воспитание и самовоспитание целиком сводилось бы к просвещению и самопознанию. Но в том-то и дело, что одного лишь знания и понимания совершенно недостаточно для того, чтобы поступать правильно, нравственно. Нужна еще воля. Это нечто отличное от знания, она не приходит к человеку вместе со знанием, хотя как-то и зависит от него.

Если нравственное самовоспитание есть самопреодоление и требует напряжения воли, то возникает вопрос: откуда ей взяться, от чего она сама, ее сила, ее энергия зависят?

Ясно, что самовоспитание не может быть самоцелью. Самовоспитание как самоцель - это бессмысленная самодрессировка. Оно всегда подчинено определенной цели, последняя составляет внутренний стимул самовоспитания, и чем она значительнее, тем значительнее и результаты самовоспитания. Рахметов, герой романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» не стал бы столь сурово закалять себя, свою волю, если бы не был захвачен идеей революции, служения народу. Жизнь великих людей и особенно революционеров- соратников В. И. Ленина и прежде всего самого В. И. Ленина показывает, что избранная ими главная жизненная цель имела решающее значение в формировании их личностных качеств,

Таким образом, проблема нравственного самовоспитания смыкается с запросом о генеральной установке человека, о цели и смысле жизни. «Пока я не знаю - зачем, я не могу ничего делать» 23 , - писал Л. Толстой. Если человеку, который хотел бы заняться самовоспитанием, неизвестно, зачем он должен «ломать», преодолевать себя, то не может быть у него устойчивого желания и сил, необходимых для этого. Более того, сама необходимость жить может быть поставлена (это, разумеется, крайний случай) под сомнение, что, кстати, и случилось однажды с Л. Толстым в пору тяжелого духовного кризиса.

Но жизненная цель человека, его генеральная установка, определяющая общий стиль его жизни и деятельности, находятся в неразрывной связи с его мировоззрением. От него зависит, во имя чего человек воспитывает свою золю, преодолевая самого себя: ради целей своекорыстных или благородных и гуманных.

Значит, без устойчивого коммунистического мировоззрения у человека, живущего в социалистическом обществе, не может быть высокой цели, а следовательно, и не найдутся силы, необходимые для преодоления трудностей, для борьбы с собственными недостатками, и даже осознания их может не произойти. Формирование у каждого советского человека коммунистической идейной убежденности есть первейшее условие, от которого зависят и направленность, и интенсивность нравственного самовоспитания.

Но здесь мы как будто оказываемся в «порочном кругу»: с одной стороны, утверждаем, что мало знать, как нужно поступать - нужна еще воля; с другой стороны, говорим, что воля- нечто производное, зависящее от мировоззрения, то есть от знания. И такой «порочный круг» получился бы действительно, если бы воля и мировоззрение (сознание вообще) рассматривались изолированно от бытия людей, как нечто совершенно самостоятельное. Однако и воля, и мировоззрение определяются бытием, зависят от него, отражают его.

Бытие социалистического общества таково, что оно порождает у людей коммунистическое мировоззрение. Но происходит это, разумеется, не само по себе: коль скоро это мировоззрение научное, то формирование его у людей предполагает усвоение марксистско-ленинской науки. Данная, наличная социалистическая реальность, социалистическое бытие определяют и глазную, перспективную цель общества - построение коммунизма. Эта общая цель становится личной целью каждого человека. Она придает его жизни высокий социальный смысл. В соответствии с этой великой целью советский человек строит свои конкретные жизненные планы. Эта цепь, составляющая генеральную установку сознания советского человека, ядро, стержень его мировоззрения, и является главным источником его энергии. Чем яснее она осознается человеком, чем более он воспринимает ее как свою собственную цель, личную сверхзадачу, тем более он способен преодолевать неизбежные трудности. И тем сильнее в нем золя к самосовершенствованию, потому что цель всегда определяет средства, необходимые для ее достижения, а среди этих средств - и духовно-нравственные качества личности, которые должны быть адекватны цели, чтобы последняя вполне могла стать реальностью.

Образ жизни общества, основанного на эксплуатации человека человеком, предрасполагает к тому, что человек (во всяком случае это можно сказать о подавляющем большинстве представителей господствующих классов), если он стремится выработать в себе способность владеть собой, руководствуется при этом намерением властвовать над другими. Впасть над собой нужна ему как средство для утверждения своей власти над другими людьми. Другой, более важной цели самовоспитания быть у него не может. А между тем «человек должен владеть только самим собой, а другими владеть он не должен» (М. Горький).

В социалистическом обществе умение владеть собой, самообладание и самовоспитание нужны человеку для того, чтобы с максимальной пользой служить другим людям. Самовоспитание из средства эгоистического самоутверждения превращается в средство утверждения себя как активного соучастника совместной деятельности народа, направленной на осуществление коммунистического идеала».

Похожие материалы:

Духовно-нравственное самовоспитание – есть одна из составляющих красоты внутренней. Услышав слова «духовность», «милосердие», «ответственность», мы порой понимаем, как мы далеки от истинного счастья. Невозможно жить в гармонии с самим собой без наличия духовности, милосердия и ответственности. Вы вправе спросить, «а, что же это такое духовно-нравственное воспитание и с чем это едят?». Давайте разбираться вместе. Эти качества не могут быть заложены природой, они воспитываются семьёй, обществом, самим человеком. И главным пунктом здесь будет – самовоспитание.
Духовный человек стремится к познанию высших ценностей. Он переделывает себя, приближая свою жизнь к тому или иному идеалу и освобождая себя от обыденности. А реализация духовности происходит через отношение к окружающему миру на основе добра и красоты, то есть в гармонии. Здесь можно затронуть такое понятие, как совесть.
Нравственность определяется этикой, заложенной в основу сознания. Это возможность человека думать, чувствовать и действовать, опираясь на своё духовное начало. А в соединении эти качества дают возможность действовать согласно со своей совестью. Сейчас мы понимаем, что духовность и нравственность абсолютно неразрывны. Если отсутствует хотя бы одно, начинается деградация человека, общества, культуры. С детства закладываются такие нравственные понятия в воспитании, как совесть, долг, вера, ответственность. Параллельно воспитываются терпение, милосердие, незлобивость; умение различать добро и зло; готовность к служению и преодолению жизненных испытаний. Имея всё это, человек может принять ответственное решение, нести в мир только благо. Нести в мир благо… Творить благо – благо творить.
Мы подошли к ещё одному интересному понятию, включённому в духовно-нравственное воспитание, – благотворительность. Благотворительность многогранна, она не ограничивается в подаянии. Благотворительность делает человека творцом добрых дел. Начиная от тёплой улыбки, внимательного отношения к близким, через умение слушания другого человека, через искреннюю поддержку, до слов признательности и проявления заботы о другом человеке – всё это моменты благотворительности. И чем больше доброты в вашей заботе, тем духовнее вы становитесь. Благотворительность – это то, что по большому счёту не требует материальных вложений. Главное здесь соучастие.
Пришло время рассмотреть ещё одно понятие духовности – милосердие. Дословно – милое сердце или милость сердца. Проявляется милосердие в любви ко всему сущему в мире – к живой и не живой природе, к самой жизни. Милосердие тесно связано и с духовностью, и с нравственностью. Эти понятия не существуют одно без другого, порождая, в свою очередь, друг друга. Наличие этих качеств есть итог постоянного труда над собой.
Не стоит умалчивать и о противоположном качестве милосердия – о жестокости. В современном мире жестокими становятся даже дети. Когда ребёнок или взрослый человек отрывает бабочке крылья; когда пинает, просящего о помощи котёнка или щенка; когда поднимает руку на беззащитного, на младшего, на старика – это беда. Тут некогда разводить руками, – момент упущен, – нужно действовать… Каждый человек сам несёт ответственность за свои поступки, действия или бездействия. Но и влияние общества, семьи не стоит сбрасывать со счетов. Нужно помнить, что дети многое получают от родителей. И особенно быстро они усваивают всё плохое, повторяя неосознанное поведение своих родителей.
Только вы творец своего счастья. И только вы, осознав свои ошибки и исправляя их, можете предотвратить проявление таких ошибок у своих детей и внуков.
А как считаете Вы? Расскажите в комментариях о своём взгляде на духовно-нравственное самовоспитание.
Поделитесь данной статьёй со своими друзьями. Возможно, они тоже захотят принять участие в обсуждении данной темы.
Другие публикации сайта http://akamova.ru/



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь