Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Фасетная огранка роза характерна отсутствием площадки в верхней части камня и плоской нижней частью. Различают семь ее вариантов, в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полу-голландская, крестовая, антверпенская и др.). Из-за плохой игры света она мало используется.

Простой вид фасеточной огранки - ступенчатая , или лесенкой,- используется главным образом для прозрачных цветных камней. Большинство (фасет имеет параллельные ребра, их крутизна возрастает в направлении рундиста - ободка, разделяющего верхнюю и нижнюю части камня). Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. Этот вид огранки позволяет подчеркнуть внутреннюю окраску камня.

Огранка клиньями (клиньевая) - это разновидность ступенчатой огранки, при которой каждая фасета разделена на четыре клина.

Цейлонская огранка дает возможность сохранить массу камня, для этого на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка всегда симметрична.

Изумрудная огранка - ступенчатая огранка камней восьмиугольной формы. Используется для обработки изумруда.

Таблитчатая огранка - простой вид ступенчатой. Для увеличения площадки (таблички) верхняя часть камня делается плоской. В основном применяется для мужских перстней, особенно перстней-печаток.

Кабошон - основной вид гладкой шлифовки. Верхней части камня придается выпуклая форма, нижняя часть остается плоской или слабовыпуклой. У темных камней, чтобы их высветлить, в нижней части иногда высверливают полость. Этим способом полируют все звездчатые кам1ш, опалы, камни с переливчатостью (эффектом кошачьего глаза), адуляр, бирюзу и большинство вставок из нефрита, жадеита, хризопраза.

На Востоке используется огранка монгольского типа . При ней камень имеет две параллельные плоскости (обычно по спайности кристалла), а между ними один или два ряда фасет.

При одном и том же типе шлифовки камням могут быть приданы весьма разнообразные формы: шар, овал, конус, антик (квадрат или прямоугольник с закругленными углами и пологовыпуклыми сторонами), треугольник, каре (квадрат), шестиугольник, багет (вытянутый прямоугольник), трапеция, французская огранка (общий контур и площадка квадратные, фасеты треугольные), груша, или грушевидная капля, челночок, или маркиза (заостренный эллипс), подвесок (удлиненно-каплевидная), бриолет (фушевидная с перекрещивающимися лентами фасет), маслина (узкая, бочковидная). Также известно много фантазийных форм: сердце, герб и т. д.


Заметим, что какую бы правильную, симметричную форму ни имел искусственно ограненный драгоценный камень, как бы ни блестели и ни сверкали его тщательно отполированные грани (фасеты),- но кристаллом такой камень все-таки называть нельзя, а если и можно, то с обязательным добавлением: «искусственно ограненный».

Искусство огранки не стоит на месте, ювелиры постоянно экспериментируют с новыми видами и формами. Недавно российские мастера разработали новые виды огранки для кварца и топаза: «снежинка», «рассвет», «яркая звезда». Контрастное соседство полированных и отшлифованных граней в огранке «вечерняя звезда» дает тонкое бархатистое мерцание.

Видоизменение классической ступенчатой огранки заставило камень излучать загадочное пульсирующее сияние (этот вид огранки называется «пульсар »).

Драгоценные камни в естественном виде без огранки редко выглядят привлекательно.

Способы обработки драгоценных камней придают им оригинальную форму и неповторимое свечение.

Ценность минералам придает не только размер, количество карат, редкая расцветка, но и виды огранки.

В ювелирном деле известны несколько техник огранки камней, каждая из которых призвана подчеркнуть природную красоту самоцвета. Неважно, какая техника применяется (резка по твердому камню, шлифовка более мягких минералов), главное, показать минерал во всей его привлекательности.

Огранка камней выполняется для того, чтобы:

  • заставить сиять на свету;
  • придать форму, которая будет соответствовать стилю изделия.

Тип огранки «Кабошон»

Эта технология известна с глубокой древности, когда предки просто отсекали от камня все излишки, придавая округлую форму и определенный блеск. Таким образом «Кабошон» представляет собой обработку камня без подчеркивания граней, то есть шлифовку.

Этот способ огранки драгоценных камней применяется и в настоящее время. Он прекрасно подходит для минералов, непропускающих свет.

Так как световые лучи не проникают внутрь камня, подчеркнуть его свет можно при помощи шлифовки, когда луч будет отражаться от поверхности.

применяется для полудрагоценных камней, непрозрачных, а также полупрозрачных, таких как бирюза, малахит, кварц розовый, аметист, чароит.

Особенно эффектно смотрится «Кабошон » на минералах, которые обладают звездчатым сиянием. Например, на ограненных таким образом рубинах или сапфирах, которые обладают этим эффектом в наибольшей степени, вспыхивает звезда из шести лучей.

Обычно «Кабошон» выполняют с выпуклой лицевой стороной и ровной изнаночной. Бывает двойная огранка, когда все плоскости выпуклые. Особенно привлекательный хризоберилл, обработанный по технологии «Кабошон», придающей ему полоску посередине камня (речь идет о «Кошачьем глазе»)

В ювелирном словаре можно встретить термин «фасет» («фацет»). Это слово имеет значение «грань». Фасеты наносятся на минерал для того, чтобы лучи света, попадая на поверхность камня, преломлялись с эффектом внутреннего сияния.

Фасетный (фацетный) способ огранки

Метод применим для прозрачных минералов. Он насчитывает несколько распространенных и узнаваемых видов (бриллиантовая) клиньевая, ступенчатая, смешанная)

Обработка «розой»

Некоторые ювелиры считают ее одной из разновидностей бриллиантовой огранки. Ограненные этим способом камни напоминают каплю, которая лежит на плоской поверхности. Минерал шлифуется гранями в виде треугольников или ромбов. Она бывает нескольких видов:

  • голландская роза;
  • португальская;
  • антверпен с 12 гранями;
  • роза с короной, которая может насчитывать от 12 до 24 фасет.

Технология широко применялась в середине ХVI века и встречается в антикварных украшениях. Современные ювелиры ее практически не используют.

Огранка розой делает бриллиант похожим на бутон этого цветка, отсюда одноименное название. Если самоцвет имеет 12 граней, его называют «роза д’Анвер», если граней больше, – «коронованная роза». Встречается двойная роза, когда верхняя часть и низ камня обработаны одинаково.

Камни с огранкой Роза имеют более слабую игру светового луча, чем камни с типом гранения «Бриллиантовый». Поэтому при идентичных исходных данных, камни с бриллиантовой обработкой стоят гораздо дороже, чем при «Розе», примерно на 80%.

По мнению профессиональных астрологов, ограненный сапфир, рубин, брильянт или топаз - это систематизированная информация о взаимодействии нашей планеты со звездами. Известно множество видов огранок драгоценных камней, каждая из которых демонстрирует разные свойства минерала, предлагает помощь, задачи и вознаграждение их владельцам. Обработанный самоцвет расширяет человеческое сознание, открывая источники знаний, которые прежде невозможно было заметить.

cad огранка в siemens nx 8.5. Видео

Бриллиантовая огранка

Бриллиантовый вид обработки драгоценных камней изобретен в Голландии в ХVII веке. Он позволяет показать бриллиант в наиболее выгодном свете. Огранка представляет собой две многогранные пирамиды, которые соединены основаниями. Пирамида снизу – полная, а сверху – в усеченном виде. Усеченная верхушка выполняется в виде многоугольной таблицы.

1. Вид снизу
2. Основные грани низа
3. Калетта (увеличена)
4. Клинья низа
5. Вид сбоку
6. Рундист (увеличен)
7. Вид сверху
8. Парные клинья верха
9. Корона (верх)
10. Павильон (низ)
11. Основные грани верха
12. Площадка
13. Грани звезды (одинарные клинья верха)

Для мелких камней число граней может составлять 17. Это минимальное количество граней. Самое распространенное соотношение 57, где 24 грани в павильоне и 33 грани сверху.

Большие минералы могут при огранке иметь 240 граней. Обычно этот способ гранения применяют для алмазов. Это позволяет камню показать «игру» и свечение во всем великолепии.

Огранка «Восьмерка»

Камень, обработанный по этой технологии, имеет кроме площадки по 8 граней в верхней и нижней частях. «Восьмерка» применяется для обработки мелких минералов, полную огранку которых сделать невозможно.

Ступенчатая бриллиантовая

Этот вид огранки драгоценных камней применяется для бриллиантов в виде квадрата, прямоугольника или трапеции. Грани, обработанные в таких формах выполняются параллельно полоске, отделяющей верх и низ минерала – рундита. Хотя данная техника максимально не выявляет сияние камня, она хорошо показывает степень прозрачности минерала.

1.«Прямоугольник» («багет») ступенчатой огранки (13 граней)

2. «Прямоугольник» («багет») ступенчатой огранки (21 грань)

3. «Трапецеидальный багет» ступенчатой огранки

Вид обработки «Трапеция»

Используется для крупных ювелирных изделий. Ограненный самоцвет имеет от 20 граней +.

Такая обработка встречается редко. Она представляет собой квадрат с более широким основанием. Верх и низ камня параллельны друг другу, а боковые грани расположены верхними углами во внутрь. В трапеции, в ее нижней части граней больше, чем сверху. Применяется для крупных чистых экземпляров, так как выявляет все дефекты.

«Трапеция» используется не только для бриллиантов. Огранку применяют для обработки других натуральных драгоценных камней, а также фианитов, циркония.

Разновидность «Трапеции» – огранка полумесяц. Нижние грани имеют острый угол и при этом выступают. Его края с одной стороны прямые, с другой изогнутые. Способ обработки может быть доступен опытным ювелирам.

К напряженным видам обработки астрологи относят огранки, образованные углами 90° и 45° («Каре», «Таблица», «Восьмерка»).

Огранка фантазийная

Таким способом гранят камни для различных сложных вставок. Это могут быть вставки в форме сердечка, капли воды, сложного соцветия, герба. Огранка выполняется с применением комбинированного способа с клиньями, с разнообразными видами фасетов.

Самая используемая огранка – бриллиантовая, выполняться в виде различных ее модификаций, применяя разные формы, но число граней и их нахождение по отношению друг к другу не изменяется. Это только подчеркивает красоту минерала.

Круглая классическая

1. Низ бриллианта — Павильон
2. 24 грани
3. 1 шип
4. 8 основных граней низа
5. 16 клиньев низа
6. Толщина рундиста в широком месте 0,7%
7. Рундист
8. Толщина рундиста в тонком месте
9. Верх бриллианиа — Корона
10. 33 грани
11. 16 парных клиньев верха
12. 8 основных граней верха
13. 8 одинарных клиньев верха (грней звезды)
14. 1 площадка

Используется для любых ювелирных изделий, насчитывает 57, 33 или 17 граней.

Возможности по огранке камней появились после появления алмазной пилы, что позволило обрабатывать минералы самой высокой твердости.

Более мелкие камни могут иметь 17 или 33 грани. Более крупные подразумевают огранку с 57 гранями. Это позволяет подчеркнуть их искристость и увеличивает продолжительность жизни камня, так как уберегает его от возможных повреждений.

При круглой обработке происходит большая, практически в половину, потеря веса минерала.

Ограненный напряженным способом минерал указывает на конфликт человека с окружающей средой, направляя его на путь ликвидации причин собственного диссонанса. Поэтому такой бриллиант или топаз заставляет своего владельца настойчиво работать над собой (подавляет, сдавливает и вынуждает человека подчиниться естественному закону, измениться внутренне, трансформировать свою личность). Хозяин минерала не сможет радоваться жизни, пока не откроет в собственной душе новые грани и не заставит их засиять.

Овальная огранка

Используется для изготовления колец, серег, браслетов, кулонов, ожерелий. Камни могут насчитывать 57 граней.

Тип обработки известен с 1960 года. Алмаз при овальной огранке имеет клинья значительного размера. Форма продолговатая. Овал хорошо показывает его игру на свету. Самоцвет овальной огранки в кольце зрительно удлиняет пальцы, делает их изящнее.

«Маркиз»

Огранка с 55 гранями. Они применяются для изготовления колец, серег, кулонов.

Название «Маркиз» обязано маркизе Помпадур, известной фаворитке французского монарха. Форма минерала напоминает лодочку с заостренными концами. Самоцвет с огранкой «Маркиз» прекрасно смотрится в кольцах на пальцах, но в уязвимым местах он подвержен сколам.

Самоцветы, обработанные напряженным способом, полезны эмоционально неустойчивым людям со слабым самоконтролем, болезненным, страдающим остеопорозом..

«Груша или Капля»

Применяется в кольцах, подвесках, ожерельях. Камни с грушевидной огранкой имеют 55, 56 или 71 грань.

Прием огранки объединяет в себе огранку «Овал» и «Маркиз». Обработанный минерал имеет форму слезы. Тонкий вид Груши должен быть особо бережно защищен при помощи оправы. Форма очень изящная и прекрасно смотрится в изделиях. Отметим, что самый большой бриллиант в скипетре королевы Британии выполнен именно в этой технике.

«Сердце»

Применяется для камней в серьгах и подвесках, имеет 57 или 58 граней.

Технология напоминает обработку «Грушей», но с раздвоенным верхним концом. Смотрится романтично и очень необычно. Наиболее уязвимы крылышки от сердца, поэтому длина и ширина камня должны относиться друг к другу как 1 к 1.

«Кушон»

Камни, ограненные в технике «Кушон», имеют форму квадрата или прямоугольника с закругленными фасцетами. Благодаря этой шлифовке, минералы при свечах приобретают особое очарование, поэтому их называют свечными.

Так как грани при обработке Кушон достаточно большие, сам минерал предполагает чистоту и качество, потому что трудно скрыть недостатки. Обработанный самоцвет должен иметь не менее четырех зубцов, чтобы его закрепить в оправе.

Гармоничные огранки сформированы углами в 15°, 30°, 60°, 120° по аналогии с планетарными секстилями и тригонами («Роза», «Багет»).

Огранка «Шахматная доска»

Фантазийный вариант ступенчатой огранки. Чаще используется для полудрагоценных камней. Поверхность минерала равномерно покрывается многочисленными фацетами квадратной формы.

Огранка бриллиантов смешанная

Обработка позволяет сохранить изначальный вес минерала по максимуму и подразумевает ступенчатую огранку, что позволяет раскрыть оптические свойства минерала, продемонстрировав его «игру». Технология шлифовки получил свое рождение в 60 годы ХХ века.

«Принцесса»

Применяется в различных ювелирных украшениях. Имеет 49, 65, 68, 76 или другое число фасет.

Камни приобретают форму прямоугольника или квадрата и отличаются великолепной игрой света.

Минерал при обработке меньше теряет в весе, чем при классической огранке, но и стоит несколько дешевле бриллианта классической обработки.

«Принцесса» известна с середины ХХ века и очень популярна.

Но такая прямоугольная огранка нуждается в защите от оправы, так как прямые углы камня отличаются повышенной хрупкостью.

Особенно эффектно смотрится, если самоцвет прозрачный и светлых тонов.

Гармоничный способ обработки помогает владельцу камня расслабиться и забыть про проблемы и обиды. Минералы в гармоничных огранках раскрывают глаза человека, помогая ему увидеть радость и красоту жизни.

«Радиант»

Минералы, обработанные этим методом, имеют 65, 70 или другое количество граней.

Способ используется для обработки камней в таких изделиях, как кулоны, серьги или кольца.

Техника немного схожа с огранкой Принцесса и Изумруд.

Ее применяют для больших камней с хорошей чистотой, насыщенной цветовой гаммой и прозрачностью.

Минерал при огранке приобретает форму восьмиугольника квадратного или прямоугольного вида, углы при этом сточены. Изделия с таким ограненным камнем имеют увесистый и немного грубоватый вид, что очень подходит для мужчин.

На руке кольцо с огранкой камня «радиант» будет казаться массивным и зрительно укорачивать палец.

Минерал, ограненный методом Бриолет, имеет 56 или 84 грани.

Ювелиры используют его для вытянутых украшений, например, серег с подвесками или кулонов.

Применяется метод обработки для камней с нестандартной конфигурацией.

После огранки минерал приобретает форму капли, а грани у него становятся треугольными или в виде ромбов.

Слово «бриолет» переводится с французского как «сушеная слива из местечка Бриньоль». Грани камня в основании широкие, а к вершине все более сужаются. Ранее этот способ огранки использовался для вставки в кольцо или подвеску невесты.

Сводная таблица

Тип огранки Разновидность Описание
Кабошон (Имеет правильную круглую или овальную форму, напоминает «леденец») Простой Плоское основание, верхняя грань выпуклая
Двойной выпуклый Верхняя и нижняя грани выпуклые, изгибы направлены в противоположные стороны друг от друга
Выпукло-вогнутый Основание и верхняя поверхность изогнуты в одну сторону (выпуклые)
Роза (Верхние грани наклонены, основание плоское) Голландская (амстердамская) роза Имеет 24 треугольные грани. Высота фацетной пирамиды равна половине диаметра камня.
Полуголландская роза Аналогичная огранка с 12 гранями
Двойная голландская роза 73 грани
Португальская роза 241 грань. На верхней и нижних поверхностях минерала наносятся два ряда ромбических и три ряда треугольных фацет
Крестовая роза Четырехугольные грани
Антверпенская роза 13 граней, отличается низкой фацетной пирамидой
Бриллиантовая (Имеет округлую форму, состоит из двух пирамид, расположенных напротив друг друга, верхняя усеченная) Полубриллиантовая Имеет 17 фасет
Бриллиантовая полная Количество фасет может варьироваться от 57 до 240
Ступенчатая (широкая верхняя поверхность и разное количество пологих граней) Изумрудная ступенчатая Имеет форму восьмиугольника, применяется для изумрудов
Лестничная Фацеты расположены параллельно, в верхней части их число меньше, чем в нижней
Багет Четырехугольная форма. Объемная площадка сверху, боковых фацет мало
Клиньевая Каждая грань делится на несколько клиньев
Смешанная (содержит бриллиантовой и ступенчатой огранок в разнообразных сочетания) Имеет каплевидную форму с вытянутыми, перекрещивающимися гранями.
Принцесса Пластина прямоугольной формы с глубокими насечками
Полукабошон Верхняя поверхность камня округлая, а нижняя фацетная в форме усеченного конуса.
Радиант Восьмиугольная форма со сточенными углами
Фантазийная (может иметь все формы фацетов, включая искаженные и ассиметричные, используется для изготовления нестандартных вставок) Сердце Форма в виде сердца, образованная многочисленными мелкими гранями в виде клиньев
Капля Удлиненная форма в виде слезы
Маркиз Имеет форму эллипса, заостренную с двух сторон

Рассмотренная классификация видов огранки драгоценных и полудрагоценных камней неполная. Сочетая треугольники, квадраты, прямоугольники и многогранники, можно создавать бесконечное множество вариантов.

Все зависит от фантазии и таланта ювелира. Минерал подсказывает мастеру будущую огранку. Существует огромное количество фантазийных огранок, которые призваны подчеркнуть индивидуальность и красоту самоцвета. В настоящее время ювелиры не только совершенствуют мастерство, но и придумывают новые способы огранки драгоценных камней.

ОГРАНКА ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ

Камни для женских знаков зодиака предпочтительнее обрабатывать кабошоном, потому что фацета выявляет мужские качества, предполагает мужскую экспансивную энергетику, активность.

ОГОНЬ - огранка бриллиантовая или ступенчатая, кабошон закругленной или овальной формы с необработанной скрытой частью минерала.

ЗЕМЛЯ — кабошон в форме овала (кроме Девы). Скрытая часть самоцвета должна быть обработана.

ВОЗДУХ — огранка «трапецией» или голландской «розой», кабошон с необработанной скрытой частью камня.

ВОДА — кабошон круглый «пирамидкой» с ограненной скрытой частью в форме круга.

Виды огранки драгоценных камней на видео

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Data-lazy-type="image" data-src="https://karatto.ru/wp-content/uploads/2017/10/kaboshon-1.jpg" alt="кабошоны" width="280" height="204"> Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

Большинство драгоценных и полудрагоценных камней требует дополнительной обработки для полного проявления их красоты, блеска и цвета. Обработка любого минерала включает несколько этапов и зависит от вида самоцвета, его состояния, эскиза будущего изделия и мастерства ювелира . Основные подготовительные операции перед установкой вставки в украшение - распиловка и огранка камней, а также шлифовка и полировка.

Основные способы обработки самоцветов

Это наиболее древний и известный способ огранки драгоценных и полудрагоценных камней. В результате получается ювелирная вставка сферической формы. Обработка камня кабошоном позволяет скрыть его природные дефекты.

В этом случае обработка драгоценных камней заключается в нанесении на поверхность граней в форме геометрических фигур.

Гранильщик придает минералу форму двух усеченных пирамид, соединенных основаниями. Камень имеет круглый контур и 57 или 58 граней. Данная обработка является наиболее популярной и дорогостоящей по причине больших потерь в весе и объеме исходного сырья. Если необходимо сохранить вес самоцвета, применяется огранка «Кушон» с округлыми углами.

Драгоценная вставка имеет плоское основание и рисунок на вершине, образованный треугольными гранями. Наиболее известные виды огранки: голландская, антверпенская, полуголландская, крестовая, двойная голландская, шар, бриолет.

Фантазийная . Количество граней равно 80, они располагаются в 4 ряда под разными углами. Эта огранка драгоценных камней имеет несколько разновидностей:

  • лесенка - самоцвет принимает форму усеченной пирамиды с трапециевидными боковыми гранями;
  • овальная - овальная форма и грани в виде клиньев;
  • звездчатая - треугольные грани в центре камня образуют звезду;
  • маркиз - форма «лодочки» и клиньевые грани;
  • груша - боковые грани выполнены в виде клиньев, камень имеет форму капли;
  • принцесса - минерал квадратной или прямоугольной формы, с клиньевой огранкой и острыми углами;
  • изумруд - минерал прямоугольной формы обрабатывается ступенчатой огранкой, углы усекаются, основание имеет форму октагона (8-угольника);
  • радиант - основание выполнено в виде октагона, грани – в виде клиньев;
  • ашер - вариация изумрудной огранки, камень квадратной формы имеет большее число ступеней;
  • сердце - контур основания выполнен в виде сердца с клиньевыми гранями.

Смешанная . Соединение в камне плоских и вогнуто-выгнутых граней.

Триллиантовая или треугольная . Ограненный камень имеет форму треугольника, грани выполнены в виде клиньев.

Минерал прямоугольной формы гранится ступенчатой огранкой. Изготавливают трапециевидный и квадратный багет, очень редко - октагон.

Выбор способа

Огранка в форме кабошона применяется в большинстве случаев для непрозрачных или полупрозрачных минералов с ярко выраженной окраской поверхности. Данная обработка позволяет скрыть многочисленные дефекты самоцветов или посторонние включения, которые невозможно удалить.

Круглая бриллиантовая огранка применяется для ювелирных камней с сильной световой дисперсией: алмазов, изумрудов, рубинов и сапфиров. Для крупных драгоценных камней зачастую используют огранку в виде груши или овала. Бриллиантовая огранка «радиант» применяется для больших алмазов фантазийных цветов. «Триллиантовые» вставки делают, как дополнение к основному крупному камню, поэтому данным способом обрабатывают мелкие и средние самоцветы.

Особенности камней с разной огранкой

Камни, ограненные кабошоном, обладают способностью сосредотачивать в себе свет. Они часто используются для украшения предметов религиозного и мистического назначения.

Бриллиантовая огранка под силу только опытному ювелиру, поскольку все грани и ребра должны быть выполнены с точным соблюдением всех пропорций. В этом случае рассеивание световых лучей и сверкание будут максимальными.

Прозрачные драгоценные вставки с удлиненной формой часто приобретают «галстук-бабочку». Это оптический эффект потемнения в центре минерала перпендикулярно его удлиненной части. Подобное явление снижает стоимость ювелирных изделий. Кольцо с камнем, ограненным «грушей», «маркизом» или в форме овала, зрительно удлиняет пальцы, а серьги с такими вставками делают круглое лицо овальным.

Самоцвет после огранки «Принцесса» должен быть тщательно закреплен по углам, чтобы не допустить их сколов. Изумрудная обработка делает минерал «открытым», поэтому на нем даже невооруженным взглядом заметны дефекты цветности, трещины и сколы. Камни, имеющие форму багета, тоже требуют тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений и естественных недостатков.

Ступенчатую огранку используют для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней с неравномерной окраской. Гранильщик может подчеркнуть основной цвет или превратить самоцвет в «хамелеон», меняющий свою расцветку в зависимости от угла зрения и освещения.

Работа с алмазами

Перед началом работы по облагораживанию алмаза ювелир оценивает исходные параметры: размер, форму, чистоту, наличие трещин или помутнений. После этого принимается решение об использовании минерала. Можно сделать большой бриллиант невысокого качества или несколько мелких с идеальными характеристиками. К сожалению, приходится жертвовать одним из ювелирных параметров качества алмазов: весом, цветом, огранкой или чистотой.

Следующий этап - распиловка или раскалывание кристалла. Сейчас эта процедура выполняется с помощью лазера или специальной пилы с алмазным напылением. Если необходимо получить из заготовки два алмаза, проводят распиловку. Для большего количества камней основной минерал раскалывают по линиям кристаллической решетки. Если планируется получить бриллиант формы «октагон», у заготовки спиливают верхнюю часть. Возможен вариант раскола алмаза пополам.

На шлифовальном круге алмазу придают круглую, овальную или фантазийную («лодочка», октагон, квадрат) форму. На нем проявляется рундист - тонкий «поясок», отделяющий верхнюю часть камня от нижней. В зоне рундиста алмаз имеет наибольший диаметр. Затем в определенной последовательности наносят грани - фасеты, доводя их количество до классических 58. Если используются другие виды огранки, граней может быть больше.

Заключительный этап - полировка. Ее проводят в несколько стадий с помощью алмазного порошка. После этого уже готовый бриллиант вставляют в украшение и фиксируют.

Поскольку в постах о ювелирных камнях постоянно мелькают различные виды огранок, мне показалось разумным, посвятить этому пост.
Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. Форма огранки не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Император Август, древнеримская камея
Древняя инталия

Прозрачные Виды огранки самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.

Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка, которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь