---

Методика обучения на музыкальных инструментах

---

Игра на фортепиано

Музыкальные способности и их развитие
Методика проведения урока и домашняя работа
О работе над произведением в целом
Чтение нотного текста
Мелодия
Ладо-тональность и гармония
Полифония
Метроритм
Динамика и тембр
Аппликатура
Педализация
Работа над различными видами фортепианного изложения
Работа над сочинениями из репертуара первых четырех классов школы
Полифонические произведения. Пьесы малой формы
Сонатины. Этюды
Работа над репертуаром в старших классах школы. Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Соната. Этюд
Работа с учеником над репертуаром в училище
Работа над упражнениями
Публичное выступление
Совершенствование педагогом своего мастерства
Главная / Работа с учеником над репертуаром в училище / Мошковский. 15 виртуозных этюдов, ор. 72, этюд d-moll № 9
A+ R A-

Мошковский. 15 виртуозных этюдов, ор. 72, этюд d-moll № 9

Если послушать этюды Мошковского (в записи, MP3), то можно понять, что многие из них приближаются к пьесам концертного типа. Этюд d-moll - бурный патетический, является как бы отзвуком виртуозных драматических произведений романтиков вроде «Лесного царя» Шуберта — Листа или этюда Шопена h-moll.
Начало этюда основано на трепетно-пульсирующих триолях:



После драматического развития в пределах первой части в середине этюда наступает просветление:



Однако вскоре музыка вновь приобретает драматический характер и доходит до патетической кульминации:



После этого начинается спад эмоционального напряжения. Октавное движение постепенно уходит в нижний регистр, сменяется репетициями отдельных звуков и, наконец, замирает совсем.
Этюд Мошковского полезен тем, что в нем встречаются весьма разнообразные октавные последования: репетиции, арпеджио, гаммы диатонические и хроматические в правой и в левой руке поочередно и в двух руках одновременно. Кроме того, в нем имеются октавы двух типов: легкие и тяжелые.
Мы уже говорили, что при исполнении быстрых октав надо стремиться к возможно большей свободе руки и максимально экономным движениям.
Для освобождения руки следует использовать приемы о которых шла речь в четвертой главе. В начале этюда при октавных репетициях полезно менять положение запястья. В дальнейшем большую роль играет умелое распределение динамики. Так, например, в построении, приведенном в примере 173, первый аккорд надо сыграть очень полнозвучно «от плеча». Следующие же две-три октавы можно исполнять значительно легче. В быстром темпе, при использовании педали особенно если сделать crescendo к верхнему до, создается полное впечатление общей звучности f. Такого рода динамика, помогая добиться нужного художественного эффекта, вместе с тем дает рукам необходимьги отдых.
В последующих октавах первый звук триоли следует играть тяжелее, а второй и третий — легче. Это не только подчеркивает метроритмическую структуру, но и предохраняет руку от излишнего напряжения.
Освобождению рук во время исполнения этюда способствует также рациональное распределение силы звучности между партиями правой и левой руки. Например, в конце октавного унисона (см. 3-й такт примера 173) следует несколько облегчить звучность правой руки и более энергично сыграть партию левой. Это усилит контраст между драматической первой частью и последующей серединой просветленного характера. Вместе с тем правая рука получит возможность немного отдохнуть перед длительным исполнением непрерывных октавных последований.
Аналогичного рода передышки можно сделать и в некоторых других построениях, например:


При вступлении басовых октав партия правой руки отходит на второй план и в ней сразу же следует уменьшить силу звучности, что даст возможность не только рельефнее выявить ведущий голос, но и освободить руку.
Некоторые октавные пассажи этюда полезно мысленно членить на группы. Так, в кульминационном построении целесообразно расчленить нисходящий уменьшенный септаккорд на два отрезка (см. пример 174), что будет способствовать большей уверенности и чистоте исполнения. Необходимо, разумеется, .следить за тем, чтобы это членение не нарушило метроритмической структуры.
В отличие от инструктивных этюдов на классические виды техники, сочинения типа рассматриваемого нами этюда требуют широкого использования педали. Примерная педаль в этюде Мошковского указана в приводимых нотных образцах.
загрузка...
Воздухонагреватели, гарантия и сервис.
Дарсонваль карат де 212 отзывы - tronix view topic дарсонваль де 212 карат genon.by.