---

Методика обучения на музыкальных инструментах

---
Главная / Проведение первых уроков / Упражнения для начинающего трубача
A+ R A-

Упражнения для начинающего трубача

  Освоение следующего натурального звука — до второй октавы дается на первых порах не каждому ученику. Если этот звук не берется, значит его амбушюр еще недостаточно окреп.
 Так называемая теория позиционной игры, выдвинутая Г. Орвидом в статье «Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе», а затем взятая за основу как метод начального обучения в «Школе игры на трубе» Л. Чумовым, на практике не подтверждается. Теория позиций заключается в следующем: «...Каждая позиция образует как бы отдельный круг, внутри которого располагаются звуки, образуемые с помощью пистонов. Таким образом, на девяти позициях располагаются 35 звуков рабочего диапазона трубы»:



Другими словами, авторы теории считают, что напряжение амбушюра, его настройка остаются равными на протяжении одной позиции, то есть звуки, взятые при помощи вентилей, по настройке губ соответствуют основным натуральным звукам. Согласно позиционной теории, получается, что начинающий трубач, извлекающий звук ля первой октавы, обязательно должен брать до второй октавы, так как это звуки одной позиции. Или, взяв фа второй октавы, сумеет сыграть звук соль второй октавы: это также одна позиция. Извлечение звука ля второй октавы предполагает наличие у трубачей и звука до третьей октавы, ибо это звуки одной позиции.
 На практике все получается иначе. Ученик, легко овладевающий звуком ля первой октавы, еще долгое время не может научиться извлекать до второй октавы. Звук фа второй октавы близок к ми второй октавы (вспомните, как легка трель ми-фа) и очень далек от соль второй октавы, хотя по теории Орвида это звуки одной позиции. Ля второй октавы берут многие ученики, а до третьей октавы, находящегося в той же позиции, у них еще нет.
 Теория позиционной игры не может быть применена к начальному обучению. Однако она применима в профессиональной игре. Суть ее в таком случае состоит в следующем: после овладения основными исполнительскими навыками и освоения всего диапазона трубач может разделить весь хроматический звукоряд не на девять, а на десять позиций, подчинив им работу своего амбушюра, дыхания и языка. Например, играя приведенный ниже трудный пассаж в концерте для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Гайдна, нужно мысленно представлять себе, что звуки фа и соль второй октавы находятся на одной позиции напряжения амбушюра, и тогда эта труднейшая последовательность приобретает гибкость и легкость:


  Первоначальные упражнения, приведенные в «школе» Чумова, строятся от ноты соль первой октавы (вторая позиция). К ним сразу же дается нисходящий хроматический звукоряд до звука ми-бемоль. Затем предлагаются до второй октавы (третья позиция) и нисходящий хроматический звукоряд до ля-бемоль; до первой октавы (первая позиция) и нисходящий хроматический звукоряд до ля-бемоль. Подобное обучение трубача вследствие искусственного применения теории позиционной игры надуманно и ничего общего с практикой не имеет.
Большинство советских и зарубежных «школ» для трубы рекомендуют после освоения двух натуральных звуков — соль и до первой октавы — познакомить ученика с аппликатурой звуков фа, ми и ре первой октавы. Затем перейти к освоению ля первой октавы. После легкого для звукоизвлечения соль первой октавы звук ля не становится для ученика проблемой. Такой метод постепенного освоения звукоряда рекомендуют авторы советских «школ» И. Кобец, Л. Липкин, П. Прокофьев, М. Хачатрян, а среди авто-ров зарубежных «школ» — Л. Лютак, Любик — Шоди. Американский педагог Ч. Колин в первой части «Законченного современного метода для трубы или корнета», прежде чем приступить к извлечению звука ля первой октавы, предлагает для изучения 84 упражнения. Освоению звука ля он отводит 35 упражнений. К сожалению, «Школа игры на трубе» С. Баласаняна приводит начальные упражнения, в которых отсутствует логика в освоении учеником звукоряда трубы.
Упражнения на нисходящие от соль первой октавы звуки после запоминания их аппликатуры могут подкрепиться легкими пьесами. Это, например, русская народная песня «Не летай, соловей» или подобные ей пьесы:



  Более сложная по ритму и уже со звуком ля русская народная песня «Соловей Будимирович»:



Последующая работа с начинающим посвящена закреплению изученного диапазона и освоению новых звуков: си первой октавы и до второй октавы.
При этом важны последовательность и постепенность в укреплении амбушюра и дыхания. Помимо постоянного наблюдения за правильностью развития дыхания, атаки звука, проверки и закрепления пройденного материала играются новые упражнения и разучиваются новые пьесы. Исполняются они очень медленно, спокойно. Места, где необходимо брать дыхание, устанавливает педагог с учетом продолжительности выдоха учащегося на данном этапе его развития. Постепенно ученик достигает такого уровня подготовки, что может сыграть пьесу в пределах первой октавы, например «Торжественную песнь» Бетховена:



  Так, прорабатывая небольшие подготовительные упражнения, разучивая несложные пьесы, которые обязательно должны выучиваться наизусть, начинающий осваивает достаточное количество звуков, чтобы приступить к исполнению своей первой гаммы до мажор. К этому моменту он уже может пробовать соединять отдельные звуки лигой. Четкая атака звука при полной его выдержанности предполагает штрих detache. Более короткие звуки относятся к stoccato. Постепенно, идя от музыки, ученик приходит к правильному пониманию и «произношению» главных штрихов.
Инструктивно-тренировочный материал, который предназначен для усвоения рациональной постановки, укрепления амбушюра и дыхания, не может превалировать, быть слишком обширным. Художественные произведения должны как можно раньше занять свое место в обучении трубача. Музыкальная литература подбирается педагогом таким образом, чтобы помимо интересного содержания она несла в себе материал, последовательно развивающий технические навыки. Целесообразно пользоваться также упражнениями и этюдами, которые помогают преодолевать отдельные трудности, встречающиеся в пьесах.
  На следующих уроках педагог ставит своей задачей расширение диапазона ученика при игре на трубе до звука соль второй октавы. Эта задача обычно решается в течение двух лет обучения. Поспешность в освоении верхнего регистра часто ведет к искривлению постановки мундштука на губах, к появлению различных дефектов в амбушюре, раздуванию щек, шеи и т. д. Поэтому извлечение звуков второй октавы осуществляется посте¬пенно, в тесной связи с закреплением навыков игры в первой октаве.
Уже по прошествии нескольких месяцев занятий на трубе ученику предлагаются определенные ежедневные упражнения, основой которых является исполнение выдержанных звуков.
  Освоив небольшую часть звуков второй октавы, а также спустившись от нижнего до в малую октаву, изучив аппликатуру, играя упражнения и легкие пьесы, а также укрепив в необходимой степени мышцы, связанные с исполнительским аппаратом, ученик может приступить к работе над гаммами и арпеджио, являющимися существенным средством в развитии техники игры на трубе. Играть гаммы и арпеджио нужно без нот, ограничиваясь диапазоном, доступным для ученика на данном этапе обучения. Поэтому выписывать гаммы и арпеджио в нотную тетрадь в различных тональностях нет надобности. Гаммы надо помнить наизусть, твердо усвоив ладовые закономерности их построения. Каждый день ученик должен работать над одной или двумя гаммами, следя за равномерностью движения, точностью интонации, четкой атакой, чистотой переходов от звука к звуку. В первые годы обучения основной работой ученика при исполнении гамм является медленное красивое извлечение каждого звука. Мастерство исполнения гамм приходит постепенно в результате настойчивых и систематических занятий.
 Работа над упражнениями, этюдами и пьесами, проходящая под девизом бережного и внимательного отношения к овладению всеми регистрами звукоряда начинающим трубачом, связана с изучением постоянно усложняющихся фактуры музыкального материала, метроритма, аппликатуры, интервалики, штрихов. Таким образом, предложенный нами метод начального обучения трубача во многом отличается от системы занятий, предлагаемой в некоторых старых и в ряде новых «школ» и пособий. Руководящим правилом в них является положение о том, что музыка состоит из интервалов и поэтому главное — овладеть техникой их исполнения. В основу нашего метода, изложенного выше, положен принцип неразрывного единства технического и художественного развития учащегося. Такой метод обучения имеет ряд преимуществ. Во-первых, развитие амбушюра, дыхания, языка и пальцев идет равномерно и взаимообусловленно, во-вторых, с первых же шагов обучения перед учеником возникают вопросы точной звуковысотной интонации, что стимулирует развитие музыкального слуха, и наконец, в-третьих, занятия на трубе становятся интересными и плодотворными, ибо они самым тесным образом связаны с музыкой, ее художественной выразительностью.

загрузка...
Наша курьерская служба доставки по москве и Росии.