Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В конце ноября и первой декаде следующего месяца (по субботам и воскресеньям), перед национальным праздником Зул, который отмечается в этом году 12 декабря, в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» пройдут традиционные предновогодние ритуалы долгой жизни «нас уттуллhн».

Всего запланировано шесть обрядов: 25 ноября (суббота) и 3 декабря (воскресенье) будут проведены ритуалы поклонения богине долгой жизни Белой Таре «Долкар Цедуб»; 26 ноября (воскресенье) и 9 декабря (суббота) – ритуалы, посвященные богине долгой жизни Ушнишавиджае; 2 декабря (суббота) и 10 декабря (воскресенье) состоятся молебны долгой жизни Будды Амитаюса, на которых будут читать соответствующую сутру.

Все перечисленные религиозные мероприятия будут проходить в большом молельном зале Центрального хурула с 9. 00 до 11.00. Участвовать в них могут все желающие, но особенно значимы эти ритуалы и молебны для тех, кто родился в год Собаки (наступающий год) или в год Дракона, который является противоположным году Собаки.

Объявляя о предстоящих с 25 ноября по 10 декабря предновогодних ритуалах долгой жизни «нас уттулhн», отметим, что с точки зрения Буддийского учения, главная цель обретения долгой жизни состоит в том, чтобы позволить практикующему как можно дольше совершенствоваться на пути духовного развития. Ниже представляем сведения о всех трех божествах долгой жизни – Белой Таре, Ушнишавиджае и Будде Амитаюсе.

(тиб. Долкар, калм. Цаhан Дярк) является одним из 21 проявлений Тары - одного из главных божеств буддизма наших дней. Белая Тара – центральное божество медитации в практиках долгой жизни. Ее отличительный знак - распустившийся белый лотос. Богиня сидит в позе лотоса на лотосовом троне, облачена в украшения Самбхогакаи (тело Блаженства), ее голову украшает корона. Правая рука её сложена у колена в варада-мудре (жесте дарения блага). В левой руке, сложенной в джняна-мудре (жест проповедующего), она держит цветок лотоса. Белую Тару также называют «Семиокой» в силу наличия у нее семи глаз: третий глаз на лбу (глаз мудрости), а еще четыре - на ладонях и ступнях. Эти глаза позволяют ей видеть всех живых существ в каждой сфере бытия с проницательной мудростью и состраданием. Практика и мантра Белой Тары способствует продлению жизни и предотвращению угрожающих жизни препятствий.

(Освободительница), или просто Виджая (Победа), - это богиня-бодхисаттва долгой жизни, йидам, главное божество девятичастной мандалы. Ушнишавиджая символизирует просветленную мысль Будды. Благо от повторения мантры Ушнишавиджаи очень велико, так как она защищает как в этой жизни, так и в последующих. Ее изображение часто помещают в центре ступы Победы.

Богиню Ушнишавиджаю изображают с восемью руками и тремя лицами. Цвет ее тела белый. Она молода и грациозна, восседает в медитативной позе на лотосовом троне и облаченная в одеяния и украшения бодхисаттв. На голове богини - корона с изображением Будды Вайрочаны. Центральное ее лицо имеет умиротворенное выражение, правое лицо - желтого цвета, с признаками гнева, а левое - синего цвета, очень гневное. На каждом лице богини три глаза. В правой руке у груди она держит перекрещенную важдру, в верхней правой руке - фигуру Будды Амитхаби, в центральной правой руке - стрелу. Нижняя правая рука обращена ладонью вверх в мудре (жесте) дарования блага. Виджая в левой руке у груди держит лассо, ее верхняя левая рука сложена в мудре защиты, центральная левая рука держит лук, а нижняя правая - сосуд с нектаром бессмертия.

Сосуд с нектаром бессмертия обозначает,что Ушнишавиджая входит в “садхану продления жизни” наряду с Буддой Амитаюсом и Белой Тарой. Практики Ушнишачакравартина стоят в одном ряду с практиками Будды Амитаюса и Белой Тары. Ее садханы особенно эффективны для преодоления препятствий к долгой жизни, для действенного очищения результатов неблагих деяний тела, речи и ума, для помощи всем живым существам, страдающим тяжелыми заболеваниями. Ушниваджая также защищает от восьми видов страха и от рождения в нижних мирах.

(санскр., букв. “Будда беспредельной жизни”; тиб. Цепаме, букв. “бесконечная жизнь”). Будда Амитаюс – будда долгой жизни, самбогакая – форма Будды Амитабхи.

Ранние упоминания о Будде Амитаюсе содержатся в “Сукхавати-вьюхе” (I век н.э.). В качестве одного из эпитетов Будда Амитабха здесь называется Амитаюсом, обладающим неизмеримой, бесконечной жизнью. Полностью культ Будды Амитаюса сформировался в IV веке, и благодаря “Амитаюс-дхьяна сутре” (Сутре созерцания Амитаюса) Амитаюс стал восприниматься как относительно самостоятельный будда. К Будде Амитаюсу стали обращать мольбы о долгой жизни, крепком здоровье и достатке. В средние века в Тибете, Монголии (особенно в лечебной практике лам) и Китае (в даосско-буддийском поиске эликсира бессмертия) сложился культ Будды Амитаюса, получивший широкое распространение в XVI-XVIII веках, который продолжает сохранять своё значение и по ныне.

В биографии Нагарджуны упоминается, что в детские годы он преодолел критический срок в своей жизни (ему предсказывали раннюю смерть), начитывая мантры Будды Амитаюса.

Будда Амитаюс изображается сидящим в позе лотоса с телом рубиново-красного цвета, руки сложены в дхьяна-мудре, он украшен как бодхисаттвы самбхогакаи. Чаще его изображают красного цвета, но есть также тханки с Белым Амитаюсом. В одиночной форме Амитаюс сидит в медитативной позе и держит в руках, сложенных в дхьяна-мудре, сосуд с амритой (санскр. amṛta – нектар бессмертия). В форме яб-юм у него в руках драгоценный сосуд с амритой и стрела с пятью разноцветными лентами, символ контроля над жизненными элементами.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Программа традиционных ритуалов «нас утт уллһн », проводимых в преддверии праздника Зул

Центральный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Ноябрь – декабрь 2017 г.

Дата

Время

Мероприятие

суббота

9:00–11:00

воскресенье

9:00–11:00

Ритуал богини долгой жизни Ушнишавиджаи.

суббота

9:00–11:00

Молебен долгой жизни Будды Амитаюса.

воскресенье

9:00–11:00

Ритуал богини долгой жизни Белой Тары «Долкар Цедуб».

суббота

В нашей большой многокультурной стране есть много интересных новогодних традиций, порой – довольно неожиданных. Так, в расположенной на Юге России Республике Калмыкия проводят новогодние праздники несколько раз. И главный из них приходится на стык декабря и января, а отмечается по лунному календарю в конце календарного года. Зул – праздник с совершенно удивительным происхождением – включен в перечень лучших туристических событий сезона в России. Впрочем, также в республике не забывают «европейское» и «буддийское» новогодние гуляния. О праздновании в Калмыкии Нового года с декабря по февраль читайте в материале «ФедералПресс».

Тибет ближе, чем вы думали

Чтобы поучаствовать в настоящих буддистских обрядах тибетской традиции необязательно ехать куда-то очень далеко. Школу Гелуг полностью соблюдают верующие в Калмыкии. Из Ставрополя и Волгограда до столицы республики Элисты меньше 300 км, из Москвы и вовсе 1,5 часа лету.

В республике «основным» Новым годом считается именно Зул, или «лампада» в переводе с калмыцкого. Этот праздник с совершенно удивительным происхождением включен в перечень лучших туристических событий сезона в России. А в республике Зул, кстати, объявлен официальным выходным днем.

Здешние обычаи, хотя и с отпечатком колорита исконных особенностей кочевого народа, – самые настоящие, тибетские. В буддистском хуруле в республике почти невозможно сразу понять, что вы очутились не в Непале или Бутане, ну или в Монголии. В реальность возвращает только русская речь без малейшего акцента и припаркованные на улице у хурула «Лады». Кстати, главный священник республики – шанджин-лама Тэло Тулку Ринпоче – не просто возглавляет духовенство Калмыкии. Он еще и полномочный представитель Далай-ламы в России и СНГ.

Как же это получилось? Калмыки – потомки ойратов, группы западномонгольских народов, прославившихся в веках как неистовые и храбрые воины. В исторических источниках очень много упоминаний про то, как Джунгарское ханство (джунгары – прямые предки калмыков) громили и грозных манчжуров, и китайских императоров, чьи армии намного превосходили ойратов численно. В результате сложнейшей цепи исторических перипетий часть ойратов осела на Нижней Волге. Здешние степи, вероятно, показались пришедшим очень похожими на их далекую Родину (сейчас историческая Джунгария находится на территории Китая).

Осели калмыки на территории России уже со своей особой культурой. Ко времени переселения они в основном исповедовали буддизм в тибетской традиции Гелуг. То, что, на первый взгляд, в современных калмыках нет почти ничего от воинственного образа жизни их предков, ратные подвиги которых гремели по всей Евразии, своего рода заслуга вероисповедания. Буддисты – люди, редко позволяющие себе лишнее. Будь то даже всего лишь публичное выражение эмоций.

Праздник со слезами на глазах?

За 300 лет до того, как калмыки откочевали в Поволжье (это случилось в XVII веке), в Тибете жил выдающий буддистский религиозный деятель Дже Цонкапа, ставший основателем той самой школы Гелуг. Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Дже Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, поднес хрустальные четки самому Будде Шакьямуни и взамен получил от него раковину. Будда предрек, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении учения Дхармы. Так и вышло. Он стал лидером реформирования буддизма и живым символом веры.

В 1419 году Цонкапа уже в солидном возрасте ушел из жизни – в двадцать пятый день десятого тибетского месяца. Именно в этот день и празднуется Зул. Кстати, по свидетельству учеников Цонкапы, в момент смерти его тело преобразилось в юное тело Манджушри, легендарного сподвижника Будды. Это считается доказательством того, что Цонкапа не просто умер, а ушел в нирвану.

День тысячи огней

Уход Цонкапы – событие для буддистов не трагическое. И в Зул калмыки, разумеется, радуются. Калмыцкий Новый год, помимо религиозных обрядов, не обходится без нескольких интересных традиций. Во-первых, Зул – это даже не Новый год, это скорее всекалмыцкий День рождения. Именно в этот день традиционно калмыки прибавляли свой возраст на единицу.

Зул надо встречать с чистыми помыслами, а еще в новой одежде. Угощения в этот день изобильны – от завтрака и до полного завершения дня. Считается, что каким был стол в этот день, настолько удачным будет и жизнь в материальном плане весь следующий год. В Зул принято делать подарки, угощать и ходить в гости. Если на столе открыта бутылка со спиртным, то перед употреблением обязательно нужно брызнуть немного напитка в огонь.

Самое главное блюдо Зула – это борцоги, жареное сладкое мучное, что-то вроде привычного «хвороста», но такое сравнение, конечно, хромает. Борцоги, а еще их запах, которым дома калмыков должны быть наполнены с утра Зула, спутать ни с чем нельзя. В повседневной жизни калмыки ими не лакомятся, борцоги предназначены именно для праздников. Остальные угощения могут быть какими угодно, главное – не скупиться. Особое уважение оказывается старшим, причем в этот день полагается забыть о прежних раздорах.

За столом нельзя обойтись еще и без джамбы – «калмыцкого чая». Его варят с молоком, солью и маслом. Завершается праздник на семейном уровне очень важным ритуалом – глава семьи зажигает возрастную лампадку, которую в народе называют «ладья жизни». И по легенде, когда догорает последняя свеча, каждый получает благословение на удачный следующий год. Любая лампада (Зул) – это символ жизни, и тушить их нельзя – так на себя, верят калмыки, можно накликать беду. По легенде, воины Чингисхана брали борцоги с собой в походы, потому что правильный борцог хранится довольно долго и дает много энергии.

Вообще, Зул, как и почти любой популярный праздник у любого народа, проистекает из нескольких корней. Помимо буддизма, в этом празднике угадываются черты тенгрианства (древняя монотеистическая религия, в основе которой – обожествление неба) и просто культуры народа.

В 2017 году Зул удивительным образом совпал с 25-летним юбилеем принятия сана Тэло Тулку Ринпоче. Хотите поговорить с калмыком, который родился в США, учился в Тибете, а в буддистской иерархии выше его только Далай-лама? Вам в Элисту. Основные мероприятия, разумеется, состоялись в главном храме Калмыкии – хуруле Золотой обители Будды Шакъямуни. В обрядах, проводимых там, смысл есть в каждом движении. Вникнуть в это сколь непросто, настолько и интересно. Лично прочувствовать – каково это, стать немного ближе к Просветлению, а заодно убедиться в гостеприимстве калмыцкого народа, можно, например, посетив следующий Зул. В 2018-м праздник выпал на 2 декабря.

Заодно со всей планетой

Конечно, калмыки, как очень европеизированный восточный народ, встречают и традиционный Новый год по григорианскому календарю. Наступает он так же в 12 ночи (Элиста находится в московском часовом поясе) 31 декабря. Главная елка республики расположена в культурном комплексе Пагода семи дней – на площади у здания правительства. Там гуляют люди, иногда устраивают фейерверки. Для детей устраивают праздничные представления с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Дома и, скажем, на турбазах, поднимают фужеры с шампанским – в общем, ничего необычного. Разве что на столах во многих семьях помимо «оливье» еще и некоторые национальные блюда – те же борцоки или бёриги (что-то вроде мантов, обычно со смешанным фаршем из баранины и говядины).

Ближе к Востоку, ближе к весне

В Калмыкии немало людей отмечают и Новый год по восточному или китайскому календарю. Прямого культурного наследования тут никакого нет, но жители республики, небезосновательно считая себя этаким посольством Азии в Европе, уважают многие восточные традиции. В частности, в Элисте популярен фэн-шуй, который на самом деле имеет к тибетскому буддизму крайне опосредованное отношение.

Дата начала китайского Нового года не является фиксированной, а меняется ежегодно – по лунному календарю. Китайский Новый год всегда наступает на второе новолуние после зимнего солнцестояния. Приход нового года в 2018-м китайцы и многочисленные поклонники восточной культуры будут отмечать 16 февраля.

И еще интересная особенность. В Калмыкии отмечают и праздник Цаган Сар (в переводе белый месяц, у бурятов и алтайцев Сагаалган). Это древний монгольский праздник, имеющий, конечно, и налет буддийского культурного наслоения. На самом деле Цаган Сар – это встреча Весны. Символ обновления природы, а с ней и человека. День надежды и добрых ожиданий. В этот праздник калмыки при встрече спрашивали: «Благополучно ли вышли из зимовки семья и скот?» Эти слова сопровождали специальными жестами. Младший протягивал старшему обе руки, а тот подавал ему одну правую. Младший охватывал ее своими руками с двух сторон и оба склоняли головы в небольшом поклоне. В этом жесте – и уважение, и обещание заботы, если понадобится. Старший мог подать обе руки. В этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая правые руки друг друга. Этим жестом могли приветствовать равных.

В буддийской традиции основа встречи Белого месяца – это избавление от всех грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Центральный ритуал – сожжение черной пирамидки, символизирующей накопленное зло. В идеале перед ритуалом проходит однодневный жесткий пост. Постепенно Цаган Сар плотно переплетается с восточным Новым годом из-за того, что праздники традиционно близки по дате. В 2018 оба наступят буквально в один день – 16 февраля.

К слову, в Калмыкии есть, хотя и большой натяжкой, и свой Дед Мороз. У непосвященных некоторую аналогию может вызвать Белый Старец (Цаган Эвген). Он, однако, не ходит поздравлять детей. Белый Старец воплощает мудрость, долголетие и благоденствие. Его изваяния часто ставятся у центрального входа культовых сооружений.

Элиста, празднование Зула. Фото: riakalm.ru

Калмыки всего мира буддийский праздник Зул отмечают как Новый год

В эти дни Калмыкия и калмыцкая диаспора отмечали буддийский Новый год - Зул. В Калмыкии Зул отмечается также как Новый год. Праздник Зул (бур. Зула) является чисто буддийской традицией. 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю отмечается как день памяти ухода в нирвану Богдо Цзонхавы (1357-1419), основателя тибетской школы Гелуг, земного воплощения бодхисаттвы Манджушри. Большинство буддистов Бурятии, Тувы и Калмыкии являются последователями именно школы Гелуг. Калмыки в день Зула прибавляют к своему возрасту очередной год, таким образом этот праздник одновременно может выступать как день рождения всех калмыков.

Перед началом празднования выступил с поздравлениями глава Калмыкии Алексей Орлов.

В этот священный праздник, продолжая традиции предков, мы сохраняем преемственность поколений, передаем молодому поколению ценности, которые во все времена служат духовным и нравственным ориентиром для нашего народа. От всей души желаю, чтобы наступающий Новый год принес исполнения добрых надежд, счастья и здоровья, - поздравил он всех жителей республики.

Большой молебен в Элистинском хуруле провел Шаджин-лама Калмыкии, Почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче. На площади перед хурулом прихожан угощали горячим калмыцким чаем и борцоками, - пишет "Информационное агентство Калмыкия ". В эти же дни состоялось открытие выставки «Как это было», посвященной 25-летию деятельности Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В дальнейшем выставка отправится в районы республики. В библиотеке буддийского храма прошла презентация книжной выставки «660 лет со дня рождения Цзонхавы».

Празднование Зула в Москве. Фото: riakalm.ru

Празднование Зула состоялось также в Москве. Буддийские молебны "Йорял" и "Нас уттуллган" прошли у Пагоды Рая в московском районе Отрадное. Для верующих был приготовлен шатер, в котором они могли угоститься блюдами традиционной кухни. Празднование Зула в Москве собрало около семисот человек.

С поздравлениями к калмыцкому народу обратился также глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь