---

Методика обучения на музыкальных инструментах

---
Главная / Аккорды на скрипке
A+ R A-

Аккорды на скрипке

В скрипичных произведениях весьма широко используются трех- и четырехзвучные аккорды. Их применение необычайно обогащает звучание скрипки, его масштабность. Аккорды могут исполняться различными способами, и представляется необходимым подробно остановиться на возможных вариантах их исполнения.

Певучие аккорды в кантилене следует исполнять, спокойно «расставляя» звучание верхних и нижних голосов, чтобы появление аккорда не разрушало общий характер музыки. В медленных частях сонат Баха и аналогичных эпизодах желательно, чтобы ритмическое расширение звучания аккорда на две двойных ноты не сокращало длительность ни верхних звуков аккорда, ни предшествующей аккорду ноты. Наиболее выигрышным для восприятия является такое исполнение аккорда, когда его басы исполняются за счет некоторого временного расширения: такта, а точная ритмическая пульсация вновь возвращается с появлением его верхних звуков.

При «разламывании» аккорда лучше избегать громоздких движений локтя, а поворот смычка по струнам производить вращением предплечья в локтевом суставе. В том случае, если сразу же после аккорда не требуется возвращение на нижние струны, после взятия верхних звуков аккорда следует мягко перевести локоть на уровень соответствующих струн.

Акцентировка в певучих аккордах должна всецело зависеть, от эмоционального характера музыки. В наиболее патетических местах необходима сильная «двойная» атака звука и на басы, и на верхние голоса, сочетающаяся с вибрационными акцентами и использующая как импульс проведения, так и нажим «в струну» (например, в кульминациях Adagio соль минор Баха).

Однако после атаки на нижние звуки следует быстро притормозить движение руки, чтобы на верхние звуки аккорда осталось около трех четвертей длины смычка.

В эмоционально спокойных эпизодах целесообразно применять более мягкую атаку звука без резких акцентов.

Различие в акцентировке и силе звука верхних и нижних голосов должно зависеть от полифонической сущности аккорда (но в большинстве случаев верхние звуки следует акцентировать сильнее). В момент поворота смычка можно рекомендовать несколько ослаблять нажим волоса на струну, а с достижением новых струн вновь «вкладывать» в них волос.

Трехзвучные аккорды, сочетающиеся с равномерным движением detache, желательно исполнять почти одновременно, быстро переходя на два верхних звука:

Подчеркнутое «разламывание» аккордов в таких эпизодах приведет к ненужной тяжеловесности, разобьет ритмически-поcтупательную линию штриха.

При использовании более маркированного detache трехзвучные аккорды следует брать одновременно с сильной атакой звука. В таких случаях А. И. Ямпольский подчеркивал, что необходимо «главное внимание обращать на положение смычка по отношению к двум крайним струнам, а не к средней струне, как это часто рекомендуют».

загрузка...
вакансия механик слесарного цеха в Москве
вилочный погрузчик